Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 123—126. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):123—126.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-123-126 NIION: 2007-0062-1/24-020
EDN: https://elibrary.ru/OQVPZA MOSURED: 77/27-004-2024-01-220
Административно-правовое регулирование миграционных процессов в Республике Беларусь и Российской Федерации
Татьяна Анатольевна Прудникова
Московский университет МВД России
имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, article.ed@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются миграционная ситуация в Республике Беларусь и состояние административно-правового регулирования миграционных процессов на современном этапе.
Ключевые слова: миграция, закон, Беларусь, регулирование, иностранный гражданин, разрешение, труд, работа, проживание, правонарушение
Для цитирования: Прудникова Т.А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов в Республике Беларусь и Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 123—126. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-123-126. EDN: https://elibrary.ru/OQVPZA.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Administrative and legal regulation of migration processes in the Republic of Belarus and Russian Federation
Tatyana A. Prudnikova
Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, article.ed@mail.ru
Abstract. The article analyzes the migration situation in the Republic of Belarus and the state of administrative and legal regulation of migration processes at the present stage.
Keywords: migration, law, Belarus, regulation, foreign citizen, permit, labor, work, residence, offense For citation: Prudnikova T.A. Administrative and legal regulation of migration processes in the Republic of Belarus and Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;( 1): 123—1 26. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-123-126. EDN: https://elibrary.ru/OQVPZA.
Если обратиться к Закону Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-3 «Об основах административных процедур» (ред. от 14 октября 2022 г.) [1], под административной процедурой следует понимать действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязаннос-
© Прудникова Т.А., 2024
тей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа, а к компетенции государственного органа и иной организации относится ее осуществление.
Следует отметить, что к административным процедурам, осуществляемым МВД Республики Беларусь, относятся процедуры: в сфере оборота оружия; по линии ГАИ; в сфере гражданства и миграции; охрана.
Исходя из анализа национального законодательства Республики Беларусь можно выделить следующие процедуры в сфере миграции: работа с иностранными гражданами и лицами без граж-
данства; в сфере гражданства, паспортной работы и выезда за границу; по вопросам беженцев и предоставления убежища и в сфере внешней трудовой миграции, которые осуществляет Департамент по гражданству и миграции и соответствующие территориальные подразделения.
Основными задачами Департамента являются организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в Республике Беларусь, противодействие незаконной миграции, а также обеспечение учета физических лиц.
Если говорить о миграционной ситуации в Республике Беларусь [5], то за 2023 г. иностранные граждане и лица без гражданства въезжали на территорию РБ почти 860 тыс. раз, выезжали — более 623 тыс. раз, при этом наибольшее количество раз государственную границу РБ пересекли граждане России (608 167 чел.), Литвы (378 250 чел.), Латвии (97 156 чел.), Украины (68 243 чел.), Польши (65 823 чел.) и Казахстана (18 523 чел.).
Следует рассмотреть правовое регулирование миграционных процессов в Республике. Прежде всего, ст. 11 Конституции РБ от 15 марта 1994 г. (ред. от 27 февраля 2022 г.) закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь. Кроме того, в ст. 30 Конституции РБ предусмотрено право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.
Особенности правового положения иностранных граждан, лиц, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, членов их семьи, регулируются
Законом РБ от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (ред. от 1 июля 2020 г.) [2].
Достаточно много существенных изменений в данный правовой акт было внесено в 2020 г. Они касались дополнений в ст. 41, 45, 48 и 53. Так, в соответствии со ст. 41 Закона РБ от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [2] иностранные граждане, прибывшие в Республику Беларусь, обязаны в течение десяти суток зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания, а при перемене
места временного пребывания обязаны в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня прибытия на новое место временного пребывания, зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту временного пребывания.
В соответствии с анализом статистических данных на 2023 г. на учете в территориальных органах внутренних дел [5] состояло более 210 тыс. иностранных граждан, в том числе — более 42 тыс., имеющих разрешение на временное проживание, из них — свыше 16 тыс., прибывших на учебу, и более 8 тыс. — для осуществления трудовой деятельности, а также более 168 тыс. постоянно проживающих.
Статья 53 Закона РБ № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [2] была дополнена основанием получения разрешения на постоянное проживание, выдаваемое иностранным гражданам, прожившим в Республике Беларусь, после получения разрешения на временное проживание в течение последних пяти лет непрерывно, а для высококвалифицированных работников — в течение последних трех лет непрерывно.
Норма ст. 48 Закона РБ № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [2] была расширена перечнем лиц, имеющих возможность получить разрешение на временное проживание, в том числе тем иностранным гражданам, которые прибыли в Республику Беларусь для прохождения образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов, а также при освоении в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь или образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), направленной на изучение русского и (или) белорусского языков, — на срок получения образования, но не более одного года.
Вопросы выезда из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовым или гражданско-правовым договорам в государстве трудоустройства граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а также въезда в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по
трудовым договорам в Республике Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, регламентируются Законом РБ от 30 декабря 2022 г. № 233-З «О внешней трудовой миграции» (ред. от 1 июля 2023 г.) [3].
Следует отметить, что в 2023 г. были уточнены критерии отнесения иностранных граждан к высококвалифицированным работникам, а именно — требование к стажу работы не менее пяти лет, который должен быть подтвержден по соответствующему виду профессиональной деятельности, а не по специальности. Кроме того, изменился понятийный аппарат в сфере внешней трудовой миграции — был исключен термин «разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы». Особо следует подчеркнуть, что только специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь является единственным документом, на основании которого наниматель Республики Беларусь имеет право заключить срочный трудовой договор с трудящимся-иммигрантом.
Работа по выявлению на территории Российской Федерации иностранных граждан, которые под измененными установочными данными въехали и находились на территории РФ при наличии ограничения въезда по прежним данным, обеспечивается в соответствии с алгоритмом действий сотрудников органов внутренних дел при проведении обязательной дактилоскопической регистрации, в том числе при оказании государственных услуг в сфере миграции и осуществлении мероприятий по контролю за пребыванием (проживанием) иностранных граждан.
Следует отметить, что по итогам 2023 г. за совершение иностранными гражданами административных правонарушений в сфере миграции по ст. 18.8, 18.10, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП России судебными органами вынесено свыше 35 тыс. постановлений о наложении административного штрафа, из них — 27 тыс. постановлений с дополнительным наказанием в виде выдворения. Таким образом, уровень взыскива-емости административных штрафов, наложенных судами на иностранных граждан, незначителен. В связи с этим в целях повышения доли взыски-ваемости штрафов, наложенных на иностранных граждан судебными органами, наряду с выдворением необходимо использовать предусмотренное законодательством основание для ограничения въезда в Российскую Федерацию за уклонение от уплаты административного штрафа.
Следует подчеркнуть, что негативная тенденция по проникновению в Россию с целью последующего транзита через Республику Беларусь в страны Европейского союза продолжает иметь место. Наибольшее количество таких лиц выявлено в Москве, Республике Татарстан и Московской области. В отношении данной категории лиц территориальные органы принимают следующие меры: привлечение к административной ответственности за нарушение режима пребывания; вынесение решений о неразрешении въезда; запрет на въезд.
Граждане стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки, иных «визовых» стран дальнего зарубежья пытаются проникнуть в Россию с целью легализации на территории РФ, используя при этом образовательную схему миграции по приглашениям в образовательные организации.
В 2023 г. сотрудниками Департамента по гражданству и миграции Республики Беларусь было задержано свыше 150 групп нелегальных мигрантов из Пакистана, Ливии, Сирии и Ирака, прибывших на территорию РБ.
Поэтому совместное взаимодействие ГУВМ МВД России и Департамента по гражданству и миграции Республики Беларусь должно быть направлено на выявление и пресечение каналов незаконной миграции и выявление преступных транзитных групп.
Следует подчеркнуть, что работа территориальных органов МВД России по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконной миграцией организована на должном уровне. При этом функционирование незаконных каналов легализации обеспечивают преступные группы, которые осуществляют фиктивную постановку на миграционный учет, оформляют сертификаты о владении русским языком и об отсутствии заболеваний, составляют трудовые договоры с нарушениями и подбирают супруга (супругу) для последующего изменения миграционного статуса.
Согласно статистической отчетности по материалам о незаконной миграции и количестве отказов в возбуждении дел, необходимо повышать качество сбора доказательной базы по правонарушениям с наличием признаков незаконной миграции по ст. 322.1 Уголовного кодекса РФ. Материалы, направленные подразделениями по вопросам миграции в органы прокуратуры, необходимо статистически учитывать с последующей профилактикой при обнаружении соответствующих признаков.
В заключение следует отметить, что сотрудниками органов внутренних дел Республики Беларусь за 2023 г. проводились мероприятия по выявлению каналов незаконной миграции, пресекались попытки незаконного въезда в РБ через пункты пропуска иностранных граждан с использованием поддельных проездных документов. Среди нарушителей преобладают граждане Египта, Сирии, Афганистана, Ирана и Шри-Ланки. Результатами совместного взаимодействия различных органов государственной власти, в том числе в рамках проведения операции «Нелегал-2023», сделан акцент на усиление миграционного контроля за иностранными гражданами и необходимость внесения изменений в законодательство в сфере миграции, потому что территория Республики Беларусь по-прежнему используется незаконными мигрантами в качестве пути следования из страны своего постоянного места жительства в государства Европейского союза.
Список источников
1. Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» (ред. от 14 октября 2022 г.).
2. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иност-
ранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (ред. от 1 июля 2020 г.).
3. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 233-3 «О внешней трудовой миграции» (ред. от 1 июля 2023 г.).
4. Официальный сайт МВД России.
5. Официальный сайт МВД Республики Беларусь.
References
1. Law of the Republic of Belarus dated October 28, 2008 No. 433-Z "On the basics of Administrative Procedures" (as amended on October 14, 2022).
2. Law of the Republic of Belarus dated January 4, 2010 No. 105-Z "On the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Republic of Belarus" (as amended by July 1, 2020).
3. Law of the Republic of Belarus dated December 30, 2022 No. 233-Z "On External Labor Migration" (ed. dated July 1, 2023).
4. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
5. The official website of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus.
Информация об авторе
Т.А. Прудникова — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.
Information about the author T.A. Prudnikova — Professor of the Department of Administrative Law at the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 29.01.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 15.03.2024.
The article was submitted 29.01.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 15.03.2024.