Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
International legal regulation of labor migration in the Republic of Uzbekistan.
GoiBOV JURABEK 1
Academy of the Ministry
article info
abstract
Article history:
Received January 2021 Received in revised form 15 January 2021 Accepted 20 January 2021 Available online 10 February 2021
Keywords:
Labor migration Social assistance Government agencies International legal relations Employment International law.
The article analyzes the modern system of migration legislation of the Republic of Uzbekistan in the field of legal, financial and material support for labor migrants based on the study of international and domestic legal acts in the field of migration, opinions of domestic and foreign scientists. The problems of administrative and legal regulation of interstate migration are considered, the analysis of statistical data of external migration flows is carried out, the directions of interstate migration flows are studied, and on the basis of the study, conclusions and proposals are formulated aimed at improving the legal regulation of migration in the Republic of Uzbekistan.
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Давлатлараро мехнат миграциясининг маъмурий-хукукий тартибга солиниши
аннотация_
Маколада миграция сохасидаги халкаро ва ички хукукий хужжатларни, махаллий ва хорижий олимларнинг фикраларини урганиш асосида мехнат мигрантларини хукук;ий, молиявий ва моддий куллаб-кувватлаш сохасидаги замонавий миграция конунчилиги тизими тахлил килинган. Бунда давлатлараро миграцияни маъмурий-хукукий тартибга солиш муаммолари куриб чикилиб ташки миграция окимлари тугрисидаги статистик маълумотлар тахлил килинди. Шубилан бирга давлатлараро миграция окимларининг йуналишлари урганилиб ва утказилган тадкикотлар асосида Узбекистан Республикасида миграцияни хукукий тартибга
Калит сузлар:
Мех,нат миграцияси Ижтимоий ёрдам Давлат идоралари Халкаро хукукий муносабатлар Иш билан таъминлаш Халкаро хукук
1 Independent applicant the Academy of the Ministry of internal affairs of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan
E-mail: goipov [email protected]
солишни такомиллаштиришга царатилган хулоса ва таклифлар шакллантирилди.
Административно-правовое регулирование межгосударственной трудовой миграции
аннотация_
В статье на основе изучения международных и отечественных нормативно-правовых актов в сфере миграции, мнений отечественных и зарубежных ученых проанализирована современная система миграционного законодательства Республики Узбекистан в области правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов. Рассмотрены проблемы административно-правового регулирования межгосударственной миграции, осуществлен анализ статистических данных внешних миграционных потоков, изучены направления межгосударственных миграционных потоков, а также на основе проведенного исследования сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование правового регулирования миграции в Республике Узбекистан.
В Республике Узбекистан за последние годы проведена широкомасштабная работа по созданию механизмов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов. В настоящее время трудоустройство граждан Узбекистана за пределами страны осуществляется Агентством по внешней трудовой миграции и частными агентствами при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
В современных условиях глобализации мировой экономики имеет большое значение для Республики Узбекистан с ее вхождением в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Интеграция Республики Узбекистан в этот рынок предполагает активное вовлечение ее в процессы внешней трудовой миграции, экспорта и импорта рабочей силы.
В соответствии со Стратегией действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах одним из основных направлений является совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, а также договорно-правовой основы международного сотрудничества[1].
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В нашей стране за январь-сентябрь 2019 года число прибывших составило 117,6 тыс. человек (внутренние - 115,6 тыс. человек, внешние - 2 тыс. человек), а число выбывших - 126, 1 тыс. человек (внутренние - 115,6 тыс. человек, внешние -10,5 тыс. человек)[6].
Ключевые слова:
Трудовая миграция Миграционные потоки Межгосударственная миграция
Социальная помощь Государственные органы Международно-правовые отношения Трудоустройство Международное право.
ВВЕДЕНИЕ
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев: «...Наша позиция по этому вопросу ясна: где бы человек не находился, он должен работать и поддерживать свою семью, своих детей. В то же время он должен работать честно и получать легальный заработок. Для этого наша страна готова создать все необходимые условия»[2].
Так, в соответствии Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятой резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года является одним из нормативно-правовых актов устанавливающих международно-правовые отношения между государствами и трудящимися мигрантами и членами их семей.
Исходя из положительного результата внедрения Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, в целях оказания содействия и поддержки граждан Республики Узбекистан в осуществлении ими трудовой миграции за рубежом был принят Указ Президента Республики «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» предусматривающий принятие комплексных мер по созданию надежных механизмов социальной поддержки трудовых мигрантов и членов их семей, в том числе в вопросах улучшения жилищных и бытовых условий, финансовой помощи, защиты жизни и здоровья[3].
В целях усиления гарантий оказания содействия и поддержки гражданам страны в реализации их прав на трудовую деятельность за рубежом было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом» определил Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан принять меры по расширению и повышению эффективности форм содействия гражданам Республики Узбекистан, осуществляющим временную трудовую деятельность за рубежом, в их трудовой, социальной и психологической реинтеграции по возвращении на Родину, предусматривающих бесплатное профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации в центрах профессионального обучения безработных и незанятых лиц Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и других учреждениях профессионального образования, включая негосударственные, по востребованным специальностям для дальнейшего трудоустройства, в том числе путем предоставления грантов за счет средств Государственного фонда содействия занятости при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан[4].
Необходимо отметить, что вышеуказанные нормативно-правовыми акты реализуют международные обязательства республики по поддержке наших граждан в трудоустройстве за пределами страны, а также их возвращение на Родину, осуществлению комплексных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни находящихся в Узбекистане семей трудовых мигрантов путем содействия в решении социально-бытовых вопросов, улучшения жилищных условий, обеспечения занятости трудоспособных членов семей.
Значение и масштабы явления внешней трудовой миграции, в которую вовлечены миллионы людей из множества государств. Принимая это масштабное
явление, международное сообщество путем заключения универсальных конвенций стремится установить международно-правовые принципы и нормы, касающиеся обращения с трудящимися-мигрантами и членами их семей.
Следует отметить, что Республика Узбекистан с момента вступления в Международную Организацию труда в 1992 году ратифицировала более 13 конвенций этой международной организации. Проводится широкомасштабная работа по их последовательной реализации и дальнейшему совершенствованию трудового законодательства. Также в 2018 году Узбекистан ратифицировал Конституцию Международной организации по миграции.
Кроме этого, в рамках СНГ Республикой Узбекистан подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов^]. Соглашения на двусторонней основе были заключены с Республикой Корея, Российской Федерацией и Казахстаном. В частности, между Узбекистаном и Россией действует ряд важных межправительственных соглашений, которые направлены на упорядочение процесса перемещения рабочей силы, особенно приоритетным признается организованный набор и привлечение граждан республики для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Международно-правовое регулирование процессов трудовой миграции сложна и разнообразна, ее исследование обнажает целый ряд дискуссионных вопросов, затрагивающих правовые и социально-экономические проблемы, стоящие перед международным сообществом. В силу этого отдельные вопросы, составляющие суть проблемы, неоднократно становились предметом исследования в работах как зарубежных, так и отечественных ученых.
По мнению отечественного ученого Л. Х. Исоков который полагает, что под «миграцией» следует понимать постоянное или временное, добровольное либо вынужденное перемещение физических лиц как внутри страны, так и за её пределы, под «нелегальной миграцией» понимается въезд, нахождение, перемещение, транзит, выезд иностранных граждан, а также лиц без гражданства с нарушением требований законодательства. Также впервые в Узбекистане предлагается признание «Миграционного права» самостоятельной отраслью права[6].
Как отметила зарубежный ученый К.Д. Галиахметова некоторые закономерности международной миграции, являясь одним из видов движения народонаселения, представляющего собой совокупность людей, осуществляющих жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей, и будучи неотъемлемым атрибутом цивилизованного общества, претерпевает качественные изменения на каждом этапе его развития. С появлением новых технических возможностей и способов производства, средств коммуникаций, с происходящими изменениями социального и геополитического характера в мире возникают новые тенденции международной миграции. Они проявляются в различной причинной обусловленности передвижений, в географическом перераспределении населения, а также в спаде или активизации миграционных процессов, упорядочение которых является объектом правового регулирования на уровне отдельных государств, регионов и международного сообщества в целом[7].
Анализ нормативно-правовых актов в сфере миграции показал, то международная миграция может благоприятно воздействовать и на состояние
экономики той или иной страны, активно способствуя ее внешнеэкономическим связям. Каждый мигрант является своего рода посредником в таких связях между своей страной и страной, в которую он прибыл. Особенно позитивно влияют на экономику стран-реципиентов иммигранты, принадлежащие к категории бизнесменов-инвесторов, способных открыть свое дело и создать новые рабочие места, а также являющиеся высококвалифицированными специалистами, представляющими дефицитные профессии.
Одним из способов регулирования внешней миграции является ее международно-правовое регулирование, осуществляемое на универсальном и региональном уровнях, а также на уровне двусторонних соглашений и договоренностей. Наличие как позитивных, так и негативных последствий внешней миграции предопределяет не только двойственную природу данного явления, но и отражается на содержании и особенностях его международно-правового регулирования.
ВЫВОДЫ
В связи с этим, принятые новые нормативно-правовые акты Президента Республики Узбекистан и правительства в области внешней трудовой миграции способствуют защите граждан в соответствии с международными требованиями. Приоритетное внимание в этом важном вопросе направлено на максимальное содействие организованному набору и привлечению граждан страны для осуществления временной трудовой деятельности за рубежом на основе предварительных заявок от иностранных работодателей, где указываются условия и оплата труда, социальный пакет и иные важные параметры.
Надо отметить, что при осуществлении миграционной политики государства вынуждены соблюдать баланс между частными и публичными интересами, иными словами, учитывать как интересы отдельно взятых мигрантов, так и интересы государств в целом. Все это требует дальнейшего совершенствования международно-правовой базы, регулирующей внешние миграционные процессы, а также приведения национального законодательства различных государств в соответствие с основными нормами и принципами международного права.
Исходя из отмеченного выше международно-правовое регулирование вопросов трудовой миграции в Республике Узбекистан определяется как система международно-правовых норм, правомерная деятельность субъектов и характерные связи между ними, общие и специальные гарантии, а также разнообразные нормативно-правовые, социально-экономические и иные формы и методы, способы, условия и средства их осуществления в соответствии с установленными законом процедурами и действующими нормами и принципами международного права.
Библиографические ссылки
1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 22декабря 2017 года //http:prezident.uz
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2017 г. «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных процессов и оформления гражданства»/^йр:1ехи
3. Уровень безработицы достиг 9,1 процента, почему ответственные работники спокойны?/^йр:Ша.^. Национальное информационное агентство Республики Узбекистан. 18 сентября 2019 г.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2018 г. «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан»//Ы±р:1ех.^
5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 июля 2018 г.«О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения» //http:lex.uz
6. Вишневский А.Г. Альтернативы миграционной стратегии // Россия в глобальной политике. 2004. — № 6. - C.47-49
7. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. Москва, ЮНИТИ-ДАНА. - 2001. -С.34