Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ'

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
защита прав трудовых мигрантов / трудовая миграция / предвыездная подготовка / интеграция / реформы в сфере внешней трудовой миграции / организованный набор / protection of the rights of labor migrants / labor migration / pre-departure training / integration / reforms in the field of external labor migration / organized recruitment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аскаров Зохиджон Садикжанович

в статье изучен ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации мер, направленных на защиту прав и интересов граждан Республики Узбекистан осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом. Проведен анализ процедуры организованного набора, предвыездной подготовки граждан, а также вопросы интеграции после возвращения на родину. Рассмотрены вопросы деятельности отдельных органов исполнительной власти в сфере внешней трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF MEASURES TO ENSURE THE RIGHTS AND LEGAL INTERESTS OF THE CITIZENS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN EXERCISING TEMPORARY EMPLOYMENT ABROAD

the article studies a number of normative legal acts regulating the mechanism for the implementation of measures aimed at protecting the rights and interests of citizens of the Republic of Uzbekistan engaged in temporary labor activities abroad. The analysis of the procedure for organized recruitment, pre-departure training of citizens, as well as issues of integration after returning home. The issues of the activities of individual executive authorities in the field of external labor migration are considered.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ»

LEGAL SCIENCES

THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF MEASURES TO ENSURE THE RIGHTS AND LEGAL INTERESTS OF THE CITIZENS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN EXERCISING TEMPORARY EMPLOYMENT ABROAD Askarov Z.S. (Russian Federation), (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

Askarov Zokhidjon Sadikzhanovich - PhD in Law, Docent, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW,

PETER THE GREAT SAINT-PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG,

Doctoral Student,

TASHKENT STATE UNIVERSITY OF LAW, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article studies a number of normative legal acts regulating the mechanism for the implementation of measures aimed at protecting the rights and interests of citizens of the Republic of Uzbekistan engaged in temporary labor activities abroad. The analysis of the procedure for organized recruitment, pre-departure training of citizens, as well as issues of integration after returning home. The issues of the activities of individual executive authorities in the field of external labor migration are considered.

Keywords: protection of the rights of labor migrants, labor migration, pre-departure training, integration, reforms in the field of external labor migration, organized recruitment.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ Аскаров З.С. (Российская Федерация), (Республика Узбекистан)

Аскаров Зохиджон Садикжанович - доктор философии по юриспруденции, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург,

докторант,

Ташкентский государственный юридический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье изучен ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм реализации мер, направленных на защиту прав и интересов граждан Республики Узбекистан осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом. Проведен анализ процедуры организованного набора, предвыездной подготовки граждан, а также вопросы интеграции после возвращения на родину. Рассмотрены вопросы деятельности отдельных органов исполнительной власти в сфере внешней трудовой миграции. Ключевые слова: защита прав трудовых мигрантов, трудовая миграция, предвыездная подготовка, интеграция, реформы в сфере внешней трудовой миграции, организованный набор.

DOI: 10.24411/2542-0798-2021-17802

За последние годы в Республике Узбекистан уделяется особое внимание вопросам государственной политики в сфере внешней трудовой миграции. Следует отметить, что интенсивное развитие современной трудовой миграции позволяют сделать предположение о том, что направленность миграционных процессов в дальнейшем будет оказывать все большее влияние на политику государства. Однако несмотря на осуществляемые меры по

35

упорядочению процессов внешней трудовой миграции, заключению международных соглашений по организованному набору граждан для осуществления трудовой деятельности за рубежом, созданию благоприятных условий по обеспечению их безопасного следования к месту работы за пределы республики, в данной области имеется много нерешенных проблем. Например, еще сохраняются большие потоки нелегальной трудовой миграции, продолжают оставаться низкими показатели организованного трудоустройства граждан за рубежом, а также обеспечения занятости лиц, вернувшихся из трудовой миграции [1]. Исходя из этого необходимо рассмотреть проводимые реформы в этой области в Республике Узбекистан.

Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» от 20 августа 2019 года № УП-5785 [2] образована Республиканская комиссия по вопросам внешней трудовой миграции. Ее основными задачами определены:

• координация деятельности органов государственной власти по вопросам организованной трудовой миграции, эффективной защиты прав и законных интересов трудовых мигрантов, оказания им материальной и социальной поддержки;

• организация разработки и реализации государственных программ в области внешней трудовой миграции, дальнейшее совершенствование национального законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;

• налаживание сотрудничества с уполномоченными государственными органами зарубежных стран по вопросам внешней трудовой миграции, рассмотрение предложений по присоединению (ратификации) Узбекистана к международным договорам в области трудовой миграции;

• содействие в реализации гражданами их прав на трудовую деятельность за рубежом, справедливые и безопасные условия труда, обеспечение их социальной и правовой защиты, а также реинтеграции после возвращения на Родину;

• заслушивание отчетов руководителей государственных органов о проделанной работе в сфере внешней трудовой миграции, принятие на этой основе решений по их поощрению или привлечению к ответственности;

• проведение системного анализа и мониторинга состояния работы в сфере внешней трудовой миграции с разработкой по итогам конкретных мер, направленных на повышение эффективности инструментов правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов [2].

Установлено, что руководители местных органов власти и уполномоченных государственных органов не реже одного раза в шесть месяцев отчитываются перед Республиканской комиссией о проделанной работе в сфере поддержки и защиты прав трудовых мигрантов и членов их семей. Кроме того, введена должность советника Премьер-министра по вопросам защиты прав трудовых мигрантов, в структуре Кабинета Министров образован Департамент по вопросам защиты прав граждан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом. Департамент осуществляет комплексный анализ миграционных процессов, выявление причин и факторов внешней трудовой миграции, системных проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов трудовых мигрантов, а также улучшением условий их пребывания за рубежом. На его основе осуществляется разработка и реализация ежегодных планов и программ по обеспечению организованного трудоустройства граждан Узбекистана за рубежом, конкретных мер («дорожных карт»), предусматривающих осуществление адресных мероприятий в сфере внешней трудовой миграции. Большое внимание уделено расширению международного сотрудничества, осуществлению взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в сфере внешней трудовой миграции, а также организации эффективной работы уполномоченных органов по рассмотрению обращений трудовых мигрантов, налаживанию прямого и открытого диалога с ними.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №713 от 23.08.2019 года «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом»

[3] созданы центры предвыездной ориентации граждан, направляющихся на работу за рубеж, в структуре центров профессионального обучения безработных и незанятых лиц Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. На сегодняшний день в центрах предвыездной ориентации осуществляется краткосрочное обучение, переобучение и повышение квалификации по востребованным на зарубежном рынке труда специальностям и иностранным языкам, а также тестирование и подтверждение профессиональной компетенции граждан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж, в том числе на основе прямых договоров с центрами профессионального обучения безработных и незанятых лиц, для профессионального обучения граждан, направляемых на работу за рубеж по линии организованной трудовой миграции со стороны Агентства или частных агентств занятости, в центрах предвыездной ориентации или других учреждениях профессионального образования, в том числе негосударственных, за счет средств Фонда содействия занятости выделяются гранты в размере не более 4 базовых расчетных величин в месяц на каждого обучаемого, профессиональное обучение граждан в центрах предвыездной ориентации или других учреждениях профессионального образования может осуществляться по заявкам иностранных работодателей или организаций, уполномоченных осуществлять посредническую деятельность на рынке труда иностранных государств.

Разработан и реализуется комплекс мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни находящихся в Узбекистане семей трудовых мигрантов путем содействия в решении социально-бытовых вопросов, улучшения жилищных условий, обеспечения занятости и социальной поддержки членов семей трудовых мигрантов. На системной основе налажено ведение эффективного мониторинга и контроля за процессами предварительной профессиональной подготовки, проведения адаптационных мероприятий, трудоустройства трудовых мигрантов за рубежом, оказания им правовой и социальной помощи, в том числе после возвращения на Родину.

Главам органов исполнительной власти на местах поручено установить на постоянной основе тесные партнерские отношения с руководителями местных органов власти зарубежных стран по вопросам оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности и проживания трудовых мигрантов, соблюдения их трудовых прав при найме на работу, создания достойных жилищных и бытовых условий, пользования услугами учреждений здравоохранения и образования, а также решения иных проблем, связанных с пребыванием трудовых мигрантов за рубежом.

В целом, за последние четыре года кардинально изменилось отношение к гражданам, работающим за рубежом, установлен диалог с трудовыми мигрантами, внедрена новая система по изучению и решению их проблем и реализации потребностей. Принятые меры позволили решить ряд проблем, однако остается много недостатков, устранение которых требует системной и каждодневной работы. После критического анализа ситуации в данной сфере в сентябре 2020 года Президент страны Ш. Мирзиёев подписал постановление «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции»

[4]1, в котором деятельность Министерства занятости и трудовых отношений, Агентства по внешней трудовой миграции, органов исполнительной власти на местах в данном направлении признана неудовлетворительной. Поэтому требуется принятие комплексных мер по совершенствованию механизмов поддержки трудовых мигрантов, обеспечению реинтеграции лиц, вернувшихся из трудовой миграции, созданию благоприятных условий для занятия ими предпринимательской деятельностью.

Новый документ содержит более 150 пунктов, охватывающих широкий круг вопросов, связанных с внешней трудовой миграцией. Например, существенно повышен статус

1 Национальная база данных законодательства, 16.09.2020 г., № 07/20/4829/1281.

37

руководителей региональных филиалов Агентства по внешней трудовой миграции - они одновременно являются помощниками главы региона (хокима) по вопросам внешней трудовой миграции. Документом предусмотрено подписание межправительственных соглашений с рядом стран, среди которых Финляндия, Канада, Израиль. В дипломатических представительствах Узбекистана планируется открытие специальных колл-центры. Региональные отделения Агентства по внешней трудовой миграции получили право заключать прямые договоры с иностранными работодателями и на их основании отправлять граждан за рубеж, сотрудничать с организациями соотечественников за границей, а также привлекать средства технической помощи и гранты международных финансовых институтов и организаций для развития миграции.

C 2021 года года вводится порядок обязательного профессионального обучения лиц, выезжающих за границу для трудовой миграции, для чего создаются 13 моноцентров «Ишга мархамат», 30 центров профподготовки, 11 краткосрочных курсов профобучения и 136 пунктов профессионального обучения населения в махаляхи. В общей сложности в 2020— 2021 годах планируется обучить 74 тысячи граждан, на что будут направлены 95 млрд сумов. Членам семей, входящих в «Единый регистр социальной защиты», будут предоставляться микрокредиты для выезда за рубеж на заработки. Кроме того, легальные мигранты будут приравниваться к самозанятым, к ним будет применена уплата социального налога и исчисление последующей пенсии.

В 2020 году открыто представительство паспортно-визовой службы МВД России в Узбекистане, а также планируется создание филиалов Агентства по внешней трудовой миграции в Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Уфе, Шымкенте и Стамбуле. Около 10 тысячам граждан, которые в условиях пандемии оказались за рубежом в тяжелом финансовом положении, выделена единовременная материальная помощь. Для оказания правовой помощи мигрантам запускается колл-центр на онлайн-платформе, действующей на всей территории России. Мигранты, вернувшиеся из-за рубежа, вправе рассчитывать на субсидию в 2,2 млн сумов, оплату первых трех месяцев аренды помещений и сооружений со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и еще ряд льгот.

В целом, реализация постановления позволит в 2020—2021 годах обучить профессии и иностранным языкам 70 тысяч человек, отправить организованно на временную работу 144 тысячи граждан, обеспечить занятость 148 тысяч лиц, вернувшихся из трудовой миграции, оказать адресную помощь членам семей 120 тысяч отработавших за границей мигрантам.

Таким образом, анализ реформ проводимых в государственной политики Узбекистана в сфере внешней трудовой миграции позволяет выделить в ней следующие тенденции:

1. налажено системное обучение профессиям и иностранным языкам граждан до выезда на работу за рубеж, внедрение системы выдачи им сертификатов, подтверждающих за рубежом их профессиональную квалификацию;

2. формируется система финансовой и социальной поддержки трудовых мигрантов, попавших в сложную ситуацию, страхования их жизни и здоровья, организации для них культурно-просветительских мероприятий;

3. создается система реинтеграции трудовых мигрантов при их возвращении домой, обеспечения их занятости, оказания финансовой и организационной помощи в повышении профессиональной квалификации и занятии предпринимательской деятельностью;

4. усиливается работа дипломатических представительств по поддержке и обеспечению прав трудовых мигрантов за рубежом, созданию для них благоприятных условий.

Список литературы /References

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.07.2018 г. № ПП-3839 «О

дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой

миграции Республики Узбекистан» // «Собрание законодательства Республики

Узбекистан». 9 июля 2018 г. № 27, ст. 552.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 20.08.2019 г. №УП-5785 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» // «Национальная база данных законодательства». 21.08.2019 г., № 06/19/5785/3605; 13.12.2019 г., № 06/19/5893/4150; 11.01.2020 г., № 06/20/5903/0039.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.08.2019 г. №713 от года «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом» // Национальная база данных законодательства. 24.08.2019 г. №09/19/713/3633.

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.09.2020 г. № ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции» // Национальная база данных законодательства. 16.09.2020 г. № 07/20/4829/1281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.