Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
трудовая миграция / социальная помощь / государственные органы / международно-правовые отношения / трудоустройство / международное право / Labor migration / social assistance / government agencies / international legal relations / employment / international law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журабек Чориевич Гойибов

В статье на основе изучения междунардных и отечественных нормативно-правовых актов в сфере миграции, мнений отечественных и зарубежных ученых проанализирована современная система миграционного законодательства Республики Узбекистан в области правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT OF MIGRATION AND MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article analyzes the modern system of migration legislation of the Republic of Uzbekistan in the field of legal, financial and material support for labor migrants based on the study of international and domestic legal acts in the field of migration, the opinions of domestic and foreign scientists

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Журабек Чориевич Гойибов

Самостоятельный соискатель Академии МВД

АННОТАТЦИЯ

В статье на основе изучения междунардных и отечественных нормативно-правовых актов в сфере миграции, мнений отечественных и зарубежных ученых проанализирована современная система миграционного законодательства Республики Узбекистан в области правовой, финансовой и материальной поддержки трудовых мигрантов.

Ключевые слова: трудовая миграция, социальная помощь, государственные органы, международно-правовые отношения, трудоустройство, международное право.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT OF MIGRATION AND

MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Jurabek Chorievich Goyibov

Independent Researcher of the Academy of the Ministry of Internal Affairs

ABSTRACT

The article analyzes the modern system of migration legislation of the Republic of Uzbekistan in the field of legal, financial and material support for labor migrants based on the study of international and domestic legal acts in the field of migration, the opinions of domestic and foreign scientists.

Keywords: Labor migration, social assistance, government agencies, international legal relations, employment, international law.

ВВЕДЕНИЕ

Проводимая по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева начата масштабная работа по оказанию помощи соотечественникам, работающим за рубежом, нуждающимся в социальной защите и финансовой поддержке. В настоящее время трудоустройство граждан Узбекистана за пределами страны осуществляется Агентством по внешней трудовой миграции

и частными агентствами при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Как отметил Президент Республики Узбекистан «...В настоящее время создаются все необходимые условия для оказания консультативных и других услуг соотечественникам за рубежом, возможности для свободного посещения Родины, участия в развитии страны.. .»[1. C.70].

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» [2], а также постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом»[3] оказывают содействие и поддержку гражданам страны в реализации их прав на трудовую деятельность за рубежом.

Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» преобразован Управление выезда, въезда и оформления гражданства в Главное управление миграции и оформления гражданства[4].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Впервые определены меры социальной поддержки трудовых мигрантов, намеревающихся осуществлять временную трудовую деятельность за рубежом, им предоставляются кредиты, микрозаймы и субсидии на покрытие суммы страховой премии по страхованию жизни и здоровья граждан, в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных процессов и оформления гражданства» [5], «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» [6] и «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения» [7]. Так, по своему назначению указанные нормативно-правовые акты президента и правительства расширяют охват мерами социальной и правовой защиты граждан Узбекистана, осуществляющих временную трудовую деятельность за

рубежом, определяют пути эффективного управления и контроля за процессами организованного набора, подготовки, проведения адаптационных мероприятий и трудоустройства наших граждан за рубежом и на Родине.

Этимологически термин «миграция» происходит от латинского «migratio», то есть перемещение, переселение[8, С.405], в самом широком смысле миграция - это перемещение людей в пространстве, или территориальное перемещение с целью постоянного или временного поселения людей на новом месте. Если цели поселения (проживания) на новом месте не имеется, то нет оснований говорить о миграции.

ОБСУЖДЕНИЕ

Как отмечает Морозова Л.А. миграция, имея сложную природу и многоаспектную зависимость от всего комплекса условий, существующих в окружающей человека среде, может быть квалифицирована как наиболее многоплановый и многосторонний социальный процесс. К отличительным особенностям миграционного процесса относятся: массовый характер (в данном случае он означает, что единичные действия людей по смене места жительства не могут называться миграционном процессом); социальное содержание источников и результатов миграционных процессов[9, С.67 ].

В науке и учебном процессе миграция исследуется и изучается в разных аспектах, но в любом случае самый главный признак этого явления заключается в наличии передвижения людей между какими-либо территориальными единицами. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, осуществляемого с определенной целью и по определенным мотивам, что позволяет классифицировать виды миграции.

Как отмечала Орешина Н.И. выделяются критерии классификации миграции, которые обобщены в критерии: так, по времени (возвратная и безвозвратная); по мотивам (социальная, экономическая, политическая, экологическая, культурная и др.), по императивности (добровольная, вынужденная, принудительная), по масштабу (индивидуальная, групповая, массовая), по статусу территориального перемещения (внутренняя и внешняя), по способу реализации (организованная и неорганизованная), по правовому статусу мигрантов (законная и незаконная) [10, С. 43-45].

Такое положение во многом объясняется во многом сложностью и многогранностью миграции как социального явления, виды которого существенно отличаются друг от друга, не считая, конечно, общеродового

признака в виде перемещения людей в пространстве, что собственно и находит отражение в понимании миграции.

Правомерная миграция в Республики Узбекистан представляет собой специфический способ реализации теми, кто законно находится на ее территории конституционного права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Республики Узбекистан, а также права въезжать в Республику Узбекистан и выезжать за ее пределы в установленном законодательством порядке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С точки зрения осуществления миграции, соотношение между правом свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства и правом свободно въезжать в страну и выезжать из страны может быть охарактеризовано тем, что а) внутригосударственная миграция осуществляется на основе равных возможностей свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Республики Узбекистан для каждого, кто законно находится на ее территории, б) межгосударственная миграция детерминирована гражданством и особенностями правового статуса мигрирующего лица, т е связана с предоставлением «режима благоприятствования» российским гражданам и с государственным иммиграционным контролем над миграционными потоками иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, миграция, представляя собой сложное, многогранное социально-правовое явление, традиционно сопряжена с правонарушениями в сфере самих миграционных и смежных с ними правоотношений. За их совершение, как правило, устанавливается административная ответственность Основным объектом административных правонарушений данного вида являются общественные отношения, урегулированные нормами миграционного законодательства. Наряду с этим в качестве дополнительного объекта выступает установленный порядок управления, а в качестве факультативных объектов - общественный порядок, безопасность личности, общества и государства.

Необходимо отметить, что миграционный процесс в Республике Узбекистан выступает составной частью внешней и внутренней политики страны и представляет собой систему социально-экономических, идеологических и политико-правовых мер по регулированию миграционных

процессов в целях: обеспечения условий для полноценной реализации права граждан свободно выезжать за пределы своей страны и беспрепятственно возвращаться в нее, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; стимулирования миграционных процессов, направленных на рациональное распределение трудовых ресурсов и оздоровление демографической ситуации; оказания содействия в реализации и защите прав соотечественников, проживающих за рубежом; развития международного сотрудничества в области обеспечения правомерной миграции.

В заключении необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободное передвижение по территории республики, выезд из нее.

Стали наполняться реальным демократическим содержанием основные права и свободы человека и гражданина. Это в полной мере касается права человека свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, права человека свободно выезжать за пределы своей страны и права гражданина беспрепятственно возвращаться в нее. Одним из весьма специфических способов реализации названных прав выступает миграция, которая позволяет удовлетворять различные насущные интересы и потребности индивида в тех или иных сферах жизни, а нередко выступает едва ли не единственной возможностью обеспечения его личной безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях Республика Узбекистан все более вовлекается в международные миграционные процессы, что стало неизбежным следствием их глобализации. При этом миграция, носящая противоправный характер, все более входит в число проблем, представляющих немалую угрозу национальной безопасности. В отдельных регионах ухудшается социально-экономическая обстановка, дестабилизируется общественный порядок, усиливается национальная и религиозная нетерпимость, возникает опасность территориальной экспансии.

REFERENCES

1. Конституция Республики Узбекистан Т., 2019 года

2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 22 декабря 2017 год.

3. Указ Президента Республики Узбекистан «о мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» от 10 апреля 2017 г., № УП-5005

4.Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей» от 20 августа 2019 года.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» от 5 июля 2018 года.

6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения» от 14 июля 2018 года

7. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных процессов и оформления гражданства» от 11 июля 2017 года

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом» от 23 августа 2019 года.

9.Словарь иностранных слов/ под ред. И.В. Лехина и др. М., 2014. С. 405.

10. Морозова Л.А. Миграция и право в современной России (к методологии общетеоретического анализа) // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России. Н-Новгород, 2004, С.67

11. Орешина Н.И. К вопросу об определении понятия «миграция»//Юридический мир. 2010. №3 С.43-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.