Научная статья на тему 'Социальная защита прав трудовых мигрантов Республики Узбекистан и Российской Федерации'

Социальная защита прав трудовых мигрантов Республики Узбекистан и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1361
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ / ИНФРАСТРУКТУРА МИГРАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВА МИГРАНТОВ / GOVERNMENT CONTROL ON MIGRATION / A MIGRATION INFRASTRUCTURE / SOCIAL PROTECTION / LABOR MIGRATION / RIGHTS OF MIGRANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исакулов Шухрат Наркулович

Исследуются вопросы формирования социальной защиты прав трудовых мигрантов. Предлагаются меры по реформированию системы управления миграцией, процесса привлечения и использования труда российских и узбекских работников в двух странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исакулов Шухрат Наркулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Protection of the Rights of Labor Migrants of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation

Issues of labor migrants rights social protection are studied. Measures on reforming migration management system and the process of attraction and application of Uzbek and Russian workers labor in two countries are proposed.

Текст научной работы на тему «Социальная защита прав трудовых мигрантов Республики Узбекистан и Российской Федерации»

Основные индикаторы - качественная и количественная оценка учебной деятельности, оценка формальных параметров профессионального образования, уровень напряжения образовательной деятельности молодежи, система способностей к профессиональному труду;

3) карьерный рост и система занятости студенческой молодежи. Основные индикаторы - количественный и качественный состав трудоустроенного студенчества, заработная плата, изменение дохода, рост эффективности труда, перспективы карьерного роста.

Библиографический список

1. Доблаев В.Л. Организационное поведение. М., 2002.

2. Горбунова Н.В. Закономерности развития культурного капитала в трансформирующемся обществе. Саратов, 2005.

3. Баландина Т.М. Формирование организационной культуры инновационного типа. Саратов, 2004.

4. Быченко Ю.Г. Механизм инновационного развития человеческого потенциала в условиях модернизации социально-экономической системы России. Саратов, 2009.

5. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

6. Быченко Ю.Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект. Саратов, 1999.

Sh.N. Isakulov

Social Protection of the Rights of Labor Migrants of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation

Issues of labor migrants' rights social protection are studied. Measures on reforming migration management system and the process of attraction and application of Uzbek and Russian workers' labor in two countries are proposed.

Key words and word-combinations: government control on migration, a migration infrastructure, social protection, labor migration, rights of migrants.

Исследуются вопросы формирования социальной защиты прав трудовых мигрантов. Предлагаются меры по реформированию системы управления миграцией, процесса привлечения и использования труда российских и узбекских работников в двух странах.

Ключевые слова и словосочетания: государственное управление миграцией, инфраструктура миграции, социальная защита, трудовая миграция, права мигрантов.

УДК 36+331.024(575.1)(571)

ББК 65.248(5У)

Ш.Н. Исакулов

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ

ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

^В настоящее время Республика Узбекистан проводит активную политику демократизации и либерализации общественной и экономической жизни страны. Принятая 8 декабря 1992 г. Конституция Республики Узбекистан законодательно закрепила незыблемые принципы, основные права и свободы гражданина [1]. В ст. 2 Основного Закона утверждается, что государство выражает волю народа, служит его интересам.

Сильная социальная политика является со-

ставной частью всех осуществляемых в Узбекистане реформ, а механизм их обеспечения основывается на системе правовых норм, разработанных с учетом особенностей развития страны и зарубежного опыта. В числе социальных прав граждан в Конституции указываются права на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и защиту от безработицы (ст. 37), право на оплачиваемый отдых (ст. 38), право на квалифицированное медицинское облу-живание (ст. 40).

Процесс построения демократического общества и интеграции Узбекистана в мировое сообщество создал для граждан страны возможность свободной миграции. По Конституции (ст. 22) государство гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами. Им предоставлено право на свободное передвижение по территории страны, въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом. Несомненно, обеспечивая указанные права и свободы, государственные органы призваны проводить более активную, системную и целенаправленную работу по защите прав граждан Узбекистана, находящихся в зарубежных странах, и иностранных граждан в Республике Узбекистан.

Современная миграционная ситуация в Узбекистане обусловлена целым комплексом производственных, социально-экономических, демографических, культурных факторов [2]. Она сложилась под воздействием сложных, разноплановых социально-экономических и политических процессов. Во внешних миграционных связях Узбекистан имеет отрицательное сальдо, что в основном связано с оттоком русскоязычного населения, а в последнее время с трудовой миграцией в целях осуществления временных работ в других государствах [3]. По своему миграционному статусу Узбекистан является посылающей страной со значительным превышением экспорта рабочей силы над импортом.

На наш взгляд, государственное управление миграционными процессами направлено в первую очередь на обеспечение свободы передвижения населения, защиту прав и свобод граждан, обеспечение социальных гарантий. Оно должно базироваться на соблюдении баланса интересов личности и государства и исходить из приоритетов обеспечения стабильности и национальной безопасности, целей эффективного демографического развития страны.

В настоящее время большой проблемой для мирового сообщества являются массовые нелегальные миграции, которые, как правило, сопровождаются незаконной трудовой деятельностью. Нелегальные трудовые мигранты, работающие за пределами своей страны, не могут рассчитывать на социальную защиту со стороны своего государства. Их правовое положение уязвимо, нередки случаи дискриминации, нарушения прав человека и даже работорговли [4].

Законодательством Республики Узбекистан гарантированы права на беспрепятственный выезд граждан из страны, но въезд в другое государство ограничивается странами приема мигрантов. Каждое государство (как отправляющая, так и принимающая страна) заинтересовано в осуществлении легально управляемых, регулируемых и возвратных миграций.

В сложившихся условиях большое значение приобретает регулирование на межправительственном уровне вопросов управления миграцией и обеспечения

социальной защиты мигрантов. Широкие возможности в сфере социальной защиты трудовых мигрантов появляются при заключении соответствующих межправительственных договоров, международных конвенций (например, Конвенция ООН о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей), в которых по отношению к легальным трудовым мигрантам предоставляются условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются граждане принимающих стран [5].

Летом 2009 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ ратифицировала Соглашение между Россией и Республикой Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся мигрантов. Соглашение было подписано в Ташкенте еще в 2007 г. представителями правительств двух стран. Оно направлено на упорядочение процесса привлечения и использования труда российских и узбекских работников в двух странах, усиление их социальной защиты и укрепление гарантий соблюдения их прав. Данный документ потребует внесения соответствующих изменений в управленческую деятельность государственных структур обеих стран. Среди положительных моментов соглашения следует выделить гарантии оплаты труда мигрантов на уровне не менее установленных в странах пребывания, обязательства по обратному выезду мигрантов, взаимное признание и подтверждение дипломов об образовании.

При формировании политики внешнего трудоустройства свободных трудовых ресурсов страны необходимо исходить из того, что государство должно выступать системообразующим регулятором организованного трудоустройства своих граждан за границей, активно влиять на структуру миграционных потоков с учетом интересов страны и личности. Для эффективного государственного управления миграцией требуется комплексно подходить к таким вопросам, как демографический состав мигрантов, причины трудовой эмиграции, механизмы социально-трудовой адаптации мигрантов на месте, состояние бытовых условий, характер работы, финансовоэкономическое положение семей мигрантов в стране выезда, возможности осуществления денежных переводов, сроки и причины возвращения на родину.

В настоящее время основной поток трудовых мигрантов из Узбекистана направлен в страны СНГ (Россия, Казахстан), Южную Корею, Европейского Сообщества, США. Однако большинство мигрантов выезжает без определенного содействия государственных структур, без предварительной подготовки, без знания миграционного и трудового законодательства стран въезда. На наш взгляд, это обусловлено крайне низкими объемами официального внешнего трудоустройства, что приводит к росту нелегальной трудовой миграции с помощью частных посреднических фирм, функционирующих вне государственного контроля.

В Узбекистане деятельность компаний и фирм, а также физических лиц по оказанию содействия в трудоустройстве в зарубежных странах запрещена. Однако многие компании работают нелегально и достаточно успешно обслуживают желающих выехать. Это объясняется тем, что не все трудовые мигранты могут самостоятельно собрать и грамотно оформить свои документы в соответствии с критериями страны выезда, правилами и процедурами получения въездных виз в консульских учреждениях зарубежных стран. Отсутствие действенного контроля и специфических требований к таким организациям по обеспечению трудовых и социальных гарантий мигрантам может поставить граждан

республики в ситуацию нарушителей миграционного законодательства стран пребывания, в социально незащищенное положение.

К сожалению, большинство узбекских мигрантов имеют ограниченную информацию о реалиях переезда, условиях трудоустройства и нормах законодательства в странах назначения, что может приводить к возникновению их нелегального правового положения. Судя по всему, еще до своего отъезда из страны мигранты не знают, куда обратиться за разъяснениями, или не могут найти нужную информацию о поездке и трудоустройстве в зарубежных странах. В связи с этим необходимо усиление мер по либерализации процессов трудоустройства граждан за рубежом, развитию деятельности юридических лиц и бюро в данном направлении, с одновременным введением государственного лицензирования этого вида деятельности, предусматривающего обеспечение защиты социальных и экономических прав трудовых мигрантов в зарубежных странах.

В настоящее время недостаточно налажена межведомственная координация в вопросах миграции между Россией и Узбекистаном. В Узбекистане отсутствует единый орган по мониторингу, регулированию и государственному управлению процессами миграции. Необходимо создать единую государственную структуру по управлению миграционными процессами в республике на уровне министерства или комитета с определением четких целей, задач, прав и полномочий.

На наш взгляд, образование российско-узбекских информационно-консультативных центров позволило бы предоставлять новейшую и достоверную информацию по правовым, социальным, экономическим и культурным аспектам трудоустройства граждан в двух странах. К такой информации могут относиться условия трудоустройства в стране предполагаемого выезда, перечень выездных и проездных документов, порядок и процедуры регистрации, права мигрантов, процедуры денежных переводов, контактные реквизиты посольств, а также сведения об общественных организациях, предоставляющих услуги социального характера и оказывающих помощь в интеграции мигрантов.

Первоочередными задачами, стоящими перед Республикой Узбекистан и Российской Федерацией в области совершенствования системы внешней трудовой занятости, защиты трудовых и социальной прав мигрантов, являются: разработка и реализация совместных межгосударственных долгосрочных и целенаправленных программ по регулированию миграции рабочей силы, включающих вопросы защиты социально-экономических прав трудовых мигрантов в странах пребывания;

дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области миграции, по вопросам трудоустройства граждан, их социальной и правовой защиты в зарубежных странах, имплементации действующих международных норм в национальное законодательство;

заключение двухсторонних, многосторонних и межведомственных договоров по вопросам трудовой миграции, направленных на усиление взаимодействия и сотрудничества по защите трудовых и социальных прав трудовых мигрантов;

создание совместных информационно-ресурсных, консультационных центров по предоставлению информации по правовым, социальным, экономическим и культурным аспектам внешнего трудоустройства;

Владимир Гонда

осуществление специализированных учебно-подготовительных программ по повышению конкурентоспособности и правовой грамотности трудовых ресурсов на внешних рынках труда;

создание совместной базы данных по возможностям легального трудоустройства граждан в странах миграции;

развитие зарубежной инфраструктуры (консультационных, информационных, юридических служб) по оказанию практического содействия в решении проблем трудовых мигрантов в странах пребывания.

Решение перечисленных проблем позволит обеспечить права и свободы граждан, защиту социальных, трудовых прав мигрантов, а также занять обеим странам достойное место в международном разделении труда.

Библиографический список

1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 1992.

2. Максакова Л.П. Миграция населения: проблемы регулирования Республики Узбекистан. Ташкент, 2001.

3. Максакова Л.П. Экспорт рабочей силы из Узбекистана // Трудовая миграция в СНГ: социальный и экономический аспекты / под ред. Ж.А. Зайончковской. М., 2003.

4. За справедливый подход к трудящимся мигрантам в глобальной экономике / Международная конфедерация труда, 92-я сессия. Женева, 2004.

5. Донисенко М., Хараева О., Чудиновских О. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003.

Vladimir Gonda The Influence of the World Financial and Economic Crisis on Euro-Zone

Reasons, manifestations, and consequences of the current financial and economic crisis in Euro-zone are analyzed. The conclusion is made that the crisis has become a powerful stimulus for European countries to adopt Euro as a national currency.

Key words and word-combinations: financial and economic crisis, mortgage credit, financial and real sector of economy, financialization.

Анализируются причины, проявления и последствия текущего финансового и экономического кризиса в зоне евро. Делается вывод, что кризис стал мощным стимулом для европейских стран в переходе на единую европейскую валюту.

Ключевые слова и словосочетания: финансовый и экономический кризис, ипотечный кредит, финансовый и реальный сектор экономики, финaнциaлизaция.

иЕ1_: Е44, Е52, Е58, G18, G21, G28

Владимир Гонда ВЛИЯНИЕ

МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ЕВРОЗОНУ

<^Финанциализация» мировой экономики не только приводит к отделению финансового сектора от реального, но и способствует появлению так называемых «финансовых пузырей». В настоящее время лишь 2% финансовых операций приходится на реальный сектор экономики. Во многом именно поэтому изначально по своей природе финансовый кризис приобрел столь масштабный характер [1]. Впервые была достигнута син-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.