Научная статья на тему 'Административно-правовое обеспечение государственной поддержки предпринимательской деятельности (опыт Узбекистана)'

Административно-правовое обеспечение государственной поддержки предпринимательской деятельности (опыт Узбекистана) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Примов Ф. А.

В статье на основе правового анализа рассматриваются административно-правовые нормы Республики Узбекистан, регламентирующие деятельность в сфере предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое обеспечение государственной поддержки предпринимательской деятельности (опыт Узбекистана)»

5. Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н. Актуальные проблемы административного расследования // Административное право и процесс. - 2007. -№ 3. - С. 23.

6. Денисенко В.В. Некоторые проблемы правопонимания и правоприменения КоАП // Административное право и процесс. - 2007. - № 5. - С. 15.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА)

© Примов Ф.А.*

Академия МВД Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье на основе правового анализа рассматриваются административно-правовые нормы Республики Узбекистан, регламентирующие деятельность в сфере предпринимательства.

Ключевые слова предпринимательская деятельность, административно-правовые нормы, государственная поддержка, развитие экономики.

За годы независимости в Узбекистане был реализован и реализуется посей день комплекс поэтапных реформ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, создание благоприятных условий ее представителей, так как данная сфера является «локомотивом экономики» страны. К примеру, с 2000 г. доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП республики возросла с 31 процента до 56 процентов, в производстве промышленной продукции - с 12,9 процентов до 31,1 процентов [1].

В развитии предпринимательской деятельности важное практическое значение имеет государственная поддержка данной сферы, ее нормативно-правовое обеспечение.

Так, в Конституции Республики Узбекистан закреплен ряд норм, регулирующих рассматриваемую нами сферу, гарантирующих неприкосновенность частной собственности. В частности, в статье 36 Основного закона определено право каждого на собственность, статья же 53 закрепляет, что основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

* Старший научный сотрудник, соискатель.

Одну из основополагающих ролей в правовом регулировании предпринимательской деятельности играют административно-правовые нормы, которые проявляются в следующем:

Во-первых, в организации и осуществлении деятельности органов государственного управления и власти, направленной на поддержку сферы предпринимательства.

В главе 5 Закона Республики Узбекистан от 2 мая 2012 г «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (новая редакция) закреплены правовые основы государственной поддержки рассматриваемой деятельности.

Так, в ней определено, что государственная поддержка осуществляется в двух формах - со стороны органов государственного управления и со стороны органов государственной власти на местах.

На сегодняшний день функции поддержки предпринимательской деятельности в Узбекистане в пределах своей компетенции осуществляют Управление Министерства Юстиции по защите прав предпринимателей, Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства, Министерство экономики, Министерство финансов, Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов и его комиссии на местах, инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов, органы прокуратуры и иные правоохранительные органы и органы государственной власти на местах.

В системе государственной поддержки предпринимательской деятельности необходимо отдельно выделить и полномочия органов хозяйственного управления, так как данные структуры непосредственно влияют на хозяйственную деятельность компаний и союзов своей системы.

Во-вторых, в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности со стороны законодательных актов об административной ответственности.

Так, в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 2411) и незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов (ст. 2412). Кроме того, в Указе Президента Республики Узбекистан № УП-3619 от 14 июня 2005 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» закреплено, что руководители и должностные лица контролирующих органов несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за проведение любых проверок субъектов предпринимательства по вопросам, выходящим за рамки их полномочий и сферы контроля; вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда непосредственно этими государственными органами, в пер-

вую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов. В Постановлении же № ПП-100 от 15 июня 2005 г. «О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование» предусмотрена персональная ответственность должностных лиц органов государственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций за незаконное истребование отчетов у субъектов предпринимательства.

Для дальнейшего совершенствования системы административно-право -вой защиты деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и субъектов предпринимательства, от незаконных проверок и вмешательств со стороны контролирующих органов и их должностных лиц, целесообразным представляется разработка и принятие норм относительно административной ответственности государственного органа, где осуществляет свою деятельность должностное лицо, совершившее вышеперечисленное.

В-третьих, в определении целей и направлений государственной политики в сфере судебно-правовой защиты предпринимательской деятельности.

Практическое отражение государственной политики в сфере судебно-правовой защиты предпринимательской деятельности мы можем видеть на примере Указа Президента Республики Узбекистан № УП-3619 от 14 июня 2005 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» и Постановления № ПП-100 от 15 июня 2005 г. «О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование». В данных нормативно-правовых актах определены новые и вместе с тем эффективные формы ответственности за правонарушения в сфере предпринимательства.

Содержание государственной политики в сфере судебно-правовой защиты предпринимательской деятельности проявляется в определении форм ответственности, видов и объема наказания за правонарушения против предпринимательской деятельности.

В-четвертых, в либерализации системы регулирования и контроля предпринимательской деятельности.

В процессе перехода к рыночной экономике поэтапно расширяется площадь свободного осуществления предпринимательской деятельности, то есть минимизируются полномочия контролирующих органов в ходе ее контроля и проверки. Следует отметить, что это не предусматривает полное оставление субъектов предпринимательства без контроля, а просто оптимизируется государственный контроль.

В-пятых, в оказании субъектам предпринимательства государственных услуг.

Сущность оказания государственных услуг субъектам предпринимательства заключается в том, что со стороны органов исполнительной власти

им оказываются определенные услуги в государственной регистрации, получении лицензии, оформлении разрешительного порядка, подготовке и предоставлении отчетов, подготовке учредительных документов и др. На сегодняшний день система оказания государственных услуг субъектам предпринимательства в Узбекистане все более расширяется и совершенствуется в качестве важной задачи.

Анализ практики показывает, что предоставление субъектам предпринимательства различных льгот, методическая помощь государства в составлении бизнес-планов является сегодня важным практически фактором развития данной сферы.

В заключении отметим, что в совершенствовании системы государственной поддержки предпринимательской деятельности административно-правовые нормы имеют актуальное значение, так как они проявляются в организация и осуществлении государственного управления. По этой причине целесообразным представляется определение конкретных функций органов исполнительной власти в области поддержки и защиты предпринимательской деятельности.

Список литературы:

1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.