Научная статья на тему 'Поддержка предпринимательской деятильности в Узбекистане'

Поддержка предпринимательской деятильности в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ / ENTREPRENEUR ACTIVITY / SUBJECT OF ENTREPRENEUR / ELECTRONIC FORMS REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таирова Мавлуда Мухаммедризоевна, Гиязова Нозима Баязовна

В статье рассмотрены виды поддержки предпринимательской деятельности в Узбекистане. Расскрыты достоинства Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «Oдно окно».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таирова Мавлуда Мухаммедризоевна, Гиязова Нозима Баязовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка предпринимательской деятильности в Узбекистане»

5. Котлер Ф., де Без Ф.Т. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. Маркетинг XXI века; пер. с англ. Т.Р. Тэор. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. 432 с.

6. О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход; пер. с англ. Д.О. Ямпольской. СПб.: Питер, 2002. 864 с.

7. Портер М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов; пер. с англ., 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 452 с.

8. Райхельд Ф., Тил Т. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

Support of entrepreneur activity in Uzbekistan Tairova M.1, Giyazova N.2 (Republic of Uzbekistan) Поддержка предпринимательской деятильности в Узбекистане Таирова М. М.1, Гиязова Н. Б.2 (Республика Узбекистан)

Таирова Мавлуда Мухаммедризоевна / Tairova Mavluda - кандидат экономических наук,

доцент;

2Гиязова Нозима Баязовна / Giyazova Nozima - преподаватель, кафедра экономики, социально-экономический факультет,

Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены виды поддержки предпринимательской

деятельности в Узбекистане. Расскрыты достоинства Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «Одно окно». Abstract: the article describes the type of support of entrepreneurship in Uzbekistan. It is shown advantage of government services based on “Single door” trend.

Ключевые слова: предпринимательство, субъекты предпринимательства,

электронные формы отчётности.

Keywords: entrepreneur activity, subject of entrepreneur, electronic forms reporting.

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела. Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Благодаря проведенным реформам в Узбекистане сформированы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности. Значительное упрощение различных бюрократических и

административных процедур при осуществлении предпринимательской деятельности способствовало росту числа предпринимателей. В целом данные меры ознаменовали новый этап в развитии экономики республики, характеризующийся активным развитием бизнеса, частной инициативы и благосостояния населения.

Более того, в последние годы развитие и всемерная поддержка субъектов предпринимательства и, в особенности, сферы малого бизнеса и частного предпринимательства, становится главным стратегическим направлением государственной политики. Как свидетельствует международная практика, сложность регистрации и возможной впоследствии добровольной ликвидации субъектов предпринимательства отрицательно влияет на деловой климат в стране.

105

Эффективность функций государства по регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства, оформлению разрешительных документов для обеспечения их деятельности требует главным образом качественной работы, организованности регистрирующих органов, так как первые шаги в области предпринимательской деятельности начинаются с правовых отношений, складывающихся между предпринимателем и регистрирующим органом. Чем сложнее зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства, тем меньше людей стремятся вести бизнес официально, т.е. они либо не ведут предпринимательскую деятельность вообще, либо уходят «в тень», осуществляя нелегальную коммерческую деятельность. Принципиально важное значение для наведения должного порядка и повышения ответственности руководителей и должностных лиц правоохранительных, контролирующих и административных структур за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность имело принятие ряда законов и законодательных актов.

Введен принцип приоритета прав предпринимателей в их взаимоотношениях с государственными, правоохранительными и контролирующими органами. В более чем 40 нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения, связанные с упрощением и облегчением создания и осуществления деятельности субъектов предпринимательства.

В частности, введен новый порядок, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное в случае уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей, но полностью возместило нанесенный государству ущерб в течение 30 дней после обнаружения правонарушения.

В решении вопросов укрепления гарантий и защиты, законных прав частных собственников и предпринимателей первостепенное значение придается усилению роли судебных органов. Суды вправе приостанавливать исполнение решения контролирующего органа, обжалуемого со стороны субъекта предпринимательства, на период рассмотрения соответствующего иска. Законодательно введена норма, что только по решению суда может осуществляться изъятие имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, существенно сокращены сроки рассмотрения искового заявления. Теперь проверка деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будет осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, а других хозяйствующих субъектов - не чаще одного раза в три года и только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов. [1.] При этом срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, сокращен с 30 до 10 календарных дней. Усилены меры административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий правоохранительными и контролирующими органами, нарушение порядка оказания государственных услуг, незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на их счетах, принудительное привлечение предпринимателей к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств, и другие.

Наряду с этим законодательно внедрен механизм возмещения в полном объеме, включая упущенную выгоду, вреда, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действий (бездействия) их должностных лиц. Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным

106

видам интерактивных услуг. Если в 2013-2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количество превысило 420 тысяч. Сегодня 100 % налоговой и статистической отчетности сдается в электронном виде через сеть Интернет.

С 1 января 2016 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» начали функционировать во всех регионах республики, внедрен также абсолютно новый механизм подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, предусматривающий передачу территориальным предприятиям эксплуатационных организаций полномочий по осуществлению всех процедур на условиях «под ключ», начиная от получения технических условий до подключения к инженерно - коммуникационным сетям.

В связи с этим, в целях недопущения необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей, законом предусмотрен запрет на установление дополнительных видов отчетности, которые не определены законодательством. Следует отметить, что за истребование статистической отчетности и других документов, не предусмотренных законодательством, либо истребование предусмотренной отчетности вопреки установленным срокам представления предусмотрена административная ответственность.

В целом, прослеживается положительная тенденция сокращения отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, Так, в частности, законодательством установлено, что малые предприятия, микрофирмы представляют отчетность только в органы государственной статистики и налоговые органы на местах по установленным ими формам и ежеквартально. Не допускается ежемесячное запрашивание отчетности у микрофирм и малых предприятий.

Литература

1. Доклад Президента РУз И. А. Каримова на заседании кабинета Министров, посвященному итогам экономического и социального развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям развития экономики страны на 2016год. «Народное слово»15.01.2016.

The role of foreign investment in modernization of economy of Uzbekistan

Kayimova Z. , Temirov Sh. (Republic of Uzbekistan)

Роль иностранных инвестиций в модернизации экономики республики Узбекистан Кайимова З. А.1, Темиров Ш.2 (Республика Узбекистан)

1Кайимова Зумрад Абдуллаевна / Kayimova Zumrad -старший преподаватель,

кафедра экономики;

2Темиров Шохжахон / Temirov Shoxjaxon - студент, социально-экономический факультет,

Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыта роль иностранных инвестиций в развитии экономики Узбекистана. Выделена группа факторов привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны.

Abstract: it is stated in the article that share of foreign investments in Uzbekistan. Highlighted a group offacts in attracting foreign investments in country economy.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.