JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.924
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-311-314 NIION: 2003-0059-6/21-122 MOSURED: 77/27-003-2021-06-321
Административно-правовая ответственность за неправомерное акустическое сопровождение
Диана Николаевна Шурухнова1, Карэн Рафаелович Аветисян2
1 2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Интеграция достижений науки и техники в деятельность органов правопорядка является одним из приоритетных направлений. В данной работе рассматривается вопросы фрагментарного регулирования общественных отношений, связанных с административно-правовой ответственностью за неправомерное акустическое сопровождение на массовых мероприятиях. Рассмотрены положения документов стратегического планирования, в частности Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, определяющие в том числе информационно-психологическую безопасность общества как ключевого компонента в обеспечении безопасности государства. Вследствие чего авторы выступают с выдвижением предложений по совершенствованию законодательства в области проведения публичных мероприятий, а также в частности регламентации акустического сопровождения, при проведении шествий демонстраций митингов и пикетов. Основой при изучении вопросов, связанных с акустическим сопровождением массовых мероприятий, послужили научно-медицинские исследования, стандарты и нормы, устанавливающие пороги по уровню воздействия в частности на физический компонент.
Ключевые слова: акустическое сопровождение, обеспечение общественного порядка, правовое регулирование, административно-правовая ответственность
Для цитирования: Шурухнова Д. Н., Аветисян К. Р. Административно-правовая ответственность за неправомерное акустическое сопровождение // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 311-314. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-311-314.
Original article
Administrative and legal responsibility for improper acoustic accompaniment
Diana N. Shurukhnova1, Karen R. Avetisyan2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. Integration of science and technology in the activities of law enforcement agencies is one of the priority areas. This paper examines the issues of fragmentary regulation of public relations related to administrative and legal responsibility for illegal acoustic accompaniment at mass events. The article considers the provisions of strategic planning documents, in particular the information security doctrine of the Russian Federation, which defines, among other things, the information and psychological security of society as a key component in ensuring state security. As a result, the authors come up with proposals for improving the legislation in the field of public events, as well as in particular the regulation of acoustic accompaniment during marches, demonstrations, rallies and pickets. Scientific and medical research, standards and norms that set thresholds for the level of impact on the physical component in particular,
© Шурухнова Д. Н., Аветисян К. Р., 2021
№ 6 / 2021 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
311
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
served as the basis for studying issues related to the acoustic support of mass events.
Keywords: acoustic accompaniment, ensuring public order, legal regulation, administrative and legal responsibility For citation: Shurukhnova D. N., Avetisyan K. R. Administrative and legal responsibility for improper acoustic accompaniment. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):311-314. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-311-314.
Основы акустического сопровождения. Массовая аудитория выражается в группе лиц, находящихся в едином информационном пространстве. При этом, нахождение лиц, составляющих массовую аудиторию, в одном месте не является обязательным, так как единое информационное пространство может быть обеспечено с помощью различных технических средств, обеспечивающих транслирование одной и тоже информации в разнообразных местах и с разницей во времени. Необходимо учитывать, что акустическое сопровождение может осуществляться на отдельные группы лиц, которые обладают массовостью, например, дети, избиратели, пользователи каких-либо информационных ресурсов и т. д. Информационное пространство может складываться единовременно при проведении массовых мероприятий, которые требуют обеспечения со стороны правоохранительных органов.
Общественные отношения, связанные с информационно-психологическим воздействием, а акустическое сопровождение, выступая одним из его компонентов — в законодательстве имеет фрагментарное правовое регулирование. В этой связи вопрос о привлечении к ответственности за общественно опасное акустическое сопровождение массовых мероприятий представляется возможным лишь при квалификации противоправного деяния по установленным правонарушениям в действующем законодательстве на территории Российской Федерации. Однако это достаточно проблематично, так как на нормативном уровне не установлены условия и пределы акустического сопровождения.
Обратим внимание на вопрос о рассмотрении пределов акустического сопровождения массовых мероприятий. Необходимо иметь ввиду специфику, т. е. «природу» акустического сопровождения (звук), которое выступает в виде упругих волн механических колебаний в той или иной среде распространения. Акустическое сопровождение (также звуковая волна, либо звуковые волны) и обладает рядом принципиальных характеристик, параметры которых в свою очередь и будут определять само воздействие как приемлемое, либо вредоносное, что свою очередь устанавливают
нормы и стандарты, закрепленные в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, акустическое сопровождение массовых мероприятий следует понимать, как распространение упругих волн механических колебаний [1] с заданными субъектом параметрами, посредством заявленных средств материально-технического обеспечения [2].
Нарушение установленных законодательством стандартов и норм, а также правовых основ, регламентирующих параметры воспроизводимого звукового сигнала (его уровней: частота, интенсивность — звуковое давление и др.) [1], и порядка уведомления органов власти, в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ определит акустическое сопровождение общественно опасным, а деяние субъекта — организатора массового мероприятия — неправомерным [2].
В связи с этим, закрепление административной ответственности за противоправное акустическое сопровождение в большинстве случаев может потребовать изменений в специальные законы. Реализация акустическое сопровождение без согласия лица, в отношении которого оно применяется, гипотетически предполагалось в следующих случаях:
- в чрезвычайных ситуациях, возникающих во время катастроф природного, техногенного и антропогенного происхождения с целью локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- при проведении антитеррористических и миротворческих операций, в ходе военных действий при отражении внешней агрессии по отношению к государству [2].
Нормативные основы информационно-психологического воздействия могут быть отражены в специальном законе, разработка и попытки принятия такового имели место в начале 2000-х годов, либо внедрение комплекса норм, регулирующих рассматриваемую сферу отношений в уже действующие законодательные акты. Таковым может выступить Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3].
312
Вестник Московского университета МВД России
№ 6/2021
JURISPRUDENCE
Проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности». Во многих статьях законопроекта используются выражения и термины, не имеющие юридического содержания, например, «... осуществляется государством в лице ... органов государственной власти, органов местного самоуправления», «негативное информационно-психологическое воздействие», «негативные последствия для психики человека», «утрата способности к . нравственной самоидентификации человека», «блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека», «манипуляция общественным сознанием», «традиционные устои общества», «духовное пространство» «экспорт и импорт методов ...». [4; 5]. В заключение нижней палатой парламента были отражены существенные недостатки в части юридической техники. Было указано не отсутствие согласования и содержание законопроекта.
Нормативная база должна определять условия организационной составляющей акустического сопровождения, как средства управления «мягкой силой», определить структуру и функции институтов публичной власти и гражданского общества, задействованных в данном направлении, что будет непосредственно содействовать реализации положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Кроме того, в рамках надлежащего нормативного регулирования свое развитие должна получить технологическая составляющая, способствующая свободному и безопасному информационному обмену внутри общества, содействовать предотвращению и предупреждению угроз информационно-психологической безопасности [5].
Формирование нормативных основ позволит обеспечивать надлежащую институционализацию деятельности по сопровождению массовых мероприятий как объекта правового регулирования в дальнейших стадиях рассматриваемого механизма, предусмотреть условия для привлечения к ответственности за общественно опасное акустическое сопровождение. Таковыми стадиями являются возникновение правоотношений на основании юридических фактов или их состава с наделением участников данных правоотношений субъективными правами и юридическими обязанностями, реализация этих прав и обязанностей, а также, в случае необходимости, контроль над их использованием. В целях формирования полноценного нормативного регулирования при проведении массовых мероприятий непосредственных дополнений требует Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [2]. Можно
утверждать, что нормативно правовое обеспечение не отражает вопросы акустического сопровождения, и не содержит норм, регулирующих вышеописанную область системы социальных отношений, что также указывает на актуальность решения данного вопроса.
Неправомерное акустическое сопровождение необходимо также рассматривать с нарушением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 6.17 КоАП РФ), и регуляция данных общественных отношений требует введения специальных норм в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [7]. Но опять же, введение таких норм, что в свою очередь может привести к избыточному правовому регулированию. Если в системе законодательства будут предусмотрены условия допустимого акустического сопровождения, а также ответственность за нарушение соответствующих условий [8].
Сопровождение массовых мероприятий СМИ предлагается дополнить следующими положениями:
• содержание статьи 7 «Уведомления о проведении публичного мероприятия» Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ — перечнем заявленных технических, программно-аппаратных средств, с указанием их параметров и характеристик (отсутствие или непредставление такого уведомления предоставляет основания органам власти отказать в проведении завяленного мероприятия;
• внести дополнение в статью 11 «Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия» Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ о направленности и содержании акустического сопровождения [2].
Острым вопросом стоит необходимость в разработке и последующего принятия специальных норм, устанавливающих условия и уровни (технические характеристики по типу звукового давления, продолжительности, частоты и др.) допустимости сопровождения метропатий, проводимых в разных условиях (при передвижении и (или) нахождении на том или ином участке или маршруте движения). Только при таком подходе представляется возможным определить условия правомерного акустическое сопровождения при проведении массовых мероприятий.
№ 6/2021
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
313
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Список источников
1. СНиП 11-12-77 Защита от шума. Дата введения 1978-07-01.
2. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
4. Проект Федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-психологической безопасности».
5. Паспорт проекта Федерального закона № 98003224-2 «Об обеспечении безопасности психосферы человека».
6. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
References
1. SNiP II-12-77 Noise protection. Date of introduction 1978-07-01.
2. Federal Law No. 54-FZ of 19.06.2004 "On Meetings, Rallies, demonstrations, Processions and Picketing".
3. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 "On Information, Information Technologies and Information Protection".
4. Draft Federal Law No. 99114515-2 "On information and psychological security".
5. Passport of the draft Federal Law No. 980032242 "On ensuring the security of the human psychosphere".
6. Decree of the President of the Russian Federation dated December 5, 2016 No. 646 "On the approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation".
7. Federal Law No. 436-FZ of 29.12.2010 "On the Protection of children from information harmful to their health and development".
8. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation No. 195-FZ dated 30.12.2001.
Информация об авторах
Д. Н. Шурухнова - профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
К. Р. Аветисян - преподаватель кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Information about the authors
D. N. Shurukhnova - Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
K. R. Avetisyan - Lecturer of the Department of Information Security of the Educational and Scientific Complex of Information Technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.05.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was submitted 28.05.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.
314
Вестник Московского университета МВД России
№ 6 / 2021