Научная статья на тему 'Административно-исполнительные обязанности полицейских управлений Российской империи начала XX столетия'

Административно-исполнительные обязанности полицейских управлений Российской империи начала XX столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА / POLICE OF THE RUSSIAN EMPIRE / FUNCTIONS OF LAW ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Токарева Светлана Николаевна

В статье раскрываются обязанности общей (исполнительной) полиции России в начале XX в. по поручениям различных ведомств и учреждений, приведены примеры выполнения данных задач. Проведена их классификация в соответствии с юридической трактовкой того времени.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article obligations of the general (executive) police of Russia at the beginning of the 20 th century on orders of various departments and establishments are revealed; examples of execution of these tasks are given. Classification of these obligations is carried out according to legal treatment of that time.

Текст научной работы на тему «Административно-исполнительные обязанности полицейских управлений Российской империи начала XX столетия»

Светлана ТОКАРЕВА

АДМИНИСТРАТИВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ УПРАВЛЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ

В статье раскрываются обязанности общей (исполнительной) полиции России в начале XXв. по поручениям различных ведомств и учреждений, приведены примеры выполнения данных задач. Проведена их классификация в соответствии с юридической трактовкой того времени.

In the article obligations of the general (executive) police of Russia at the beginning of the 20th century on orders of various departments and establishments are revealed; examples of execution of these tasks are given. Classification of these obligations is carried out according to legal treatment of that time.

Ключевые слова:

полиция Российской империи, функции органов правопорядка; police of the Russian Empire, functions of law enforcement bodies.

В современном российском обществе функции полиции опре -деляются целью их правоохранительной деятельности. Этим обоснованы ее компетенция и обязанности. Реализация полномочий полиции начала XX в. также обеспечивала порядок и защиту общества, личности и государства посредством максималь -ного снижения числа правонарушений. Теоретическое обобщение опыта функционирования органов правопорядка России способ -ствует стабилизации общественной ситуации путем улучшения нормативно - правовой основы и практики ее применения. В ходе проведения реформ правоохранительной системы необходимо учи тывать историю становления и развития полиции, формирования круга ее компетенции. Важным аспектом является историческая правопреемственность законодательных актов и трансформация полицейских органов с учетом социально - политической обста -новки в стране. Актуальными эти вопросы становятся при выяв -лении проблем, существовавших и в дореволюционной полиции, в частности разграничение полномочий структур правопорядка. Поэтому важно перенимать положительные направления и спо -собы борьбы с негативными тенденциями. Исторические данные позволяют определить границы между понятиями «полицейское» и «правовое» государство.

Рассматривая классификацию функций полиции, обратимся к законодательству Российской империи, в частности к Своду законов

об обязанностях полиции и Уставу Полицейскому. Фактологический материал представлен обработанными нами фондами госархивов ЦЧР: губернских правлений, канцелярий губернатора и полицей -ских учреждений.

Предмет ведомства дореволюционной полиции определялся «наблюдением за скорым и точным исполнением законов, учреждений и постановлений, а равно предписаний начальства и, в опре деленных законом случаях, судебных приговоров»1 на территории уезда или городского поселения. Основная цель подразделялась на несколько направлений: 1) контроль за выполнением законов, охрана безопасности и общественного благоустройства; 2) исполне -ние обязанностей по делам казенного управления и общественного

1 Свод законов об обязанностях полиции. — СПб., 1909, ст. 679.

ТОКАРЕВА Светлана Николаевна — к.и.н., докторант кафедры истории Отечества Курского государственного университета ^Ытгуа sn@mail.ru

%

хозяйства; 3) то же по делам судебного ведомства; 4) то же по делам военного ве -домства. В первом направлении выража -лась правоохранительная задача общей полиции, а остальные мы объединим в административно - исполнительные функ -ции по поручениям различных ведомств.

В начале XX столетия в уездах не было отделений или представителей ряда губернских учреждений, «так как при -шлось бы тогда создать массу чиновников, большинству которых приходилось бы мало занятий, поэтому исполнение предписаний различных губернских учрежде ний возлагалось на полицию»1, в связи с чем она и называлась исполнительной. Эти разнообразные обязанности в центре были распределены между различными присутственными местами.

В первую очередь полиция должна была своевременно обнародовать на местах указы, постановления правительства и предписания начальства2. Чиновники дово -дили до сведения населения действовавшие положения, принятые законы и распоря -жения государственной и местной властей, а также давали по ним разъяснения. Для правильного толкования была необходима специальная подготовка, иначе трактовка нормативно правового акта могла рас ходиться с действительным смыслом. Эта проблема существовала у полицейских низ шего звена, от которых требовалось только знание азбуки, умение писать, считать и общее достаточное развитие.

Помимо этого на полицию возлагались обязанности по деятельности Собственной Его Императорского Величества канцеля -рии, Святейшего синода, Департамента духовных дел иностранных исповеда -ний, Министерства финансов, Военного министерства, Главного управления зем -леустройства и земледелия, Министерства путей сообщения, управлений по делам фабричным и заводским, судебным, акцизным, таможенным, интендантским3 и пр., а также содействие различным госу дарственным и общественным учрежде ниям. Зачастую губернаторы принуждали полицейских к исполнению предписаний других ведомств (например, казенных

1 Моллериус И. Руководство для полицейских чинов (пособие к изданию обязанностей полиции).- СПб., 1911, т. 1. с. 162.

2 Устав Полицейский. — СПб., 1913, ст. 224.

3 Государственный архив Курской области (ГАКО), ф. 33, оп. 3, д. 899, л. 95(об)—106.

палат), которые были обременительными для них4. В индивидуальном порядке начальник губернии мог предписать чинам полиции содействовать в исполне -нии поручений разным лицам, например служащим Лесного департамента Главного управления землеустройства и земледелия при проведении различных работ5.

По делам казенного управления и обще -ственного хозяйства в начале XX столетия в компетенцию полиции входило: взыскание государственных и местных сборов, платежей и начетов; рассылка окладных листов по земским сборам в сельские управления и владельцам недвижимых имуществ и принятие установленных в законе мер по возмещению недоимок; пре -сечение злоупотреблений по уменьшению веса и достоинства монеты; наблюдение за верностью весов и мер; вызов к торгам на поставку, подряд, покупку или продажу казенных, общественных или описанных имуществ; участие в выдаче свидетельств подрядчикам о законных причинах, пре -пятствующих выполнению их договора; содействие лицам торгового надзора при производстве проверки торговли и других промыслов; обязанности по акцизным сборам; обязанности по делам таможен -ного ведомства; участие в ревизии книг закладов и продаж в ссудных кассах; про изводство в уездах торгов на продажу казенных и лесных материалов и на лесные работы, содействие лесному начальству; производство в уездах торгов на отдавае -мое в оброк и отчуждаемое казенное иму щество; доставление сведений о смерти чиновников, пользовавшихся арендою и не оставивших наследников6.

Полицейскими управлениями состав лялась роспись землевладельцев, получивших окладные листы на государствен ный поземельный налог7. Ими взимались сборы с торгово промышленных заведе ний и городских недвижимых имуществ, принадлежащих частным владельцам, государственный квартирный долг8. В полицейских управлениях велись жур налы о проверке торговых и промышлен ных предприятий и личных промысловых

4 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО), ф. 2, оп. 127, д. 78, л. 1-320.

5 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 8267, л. 11, 19.

6 Свод законов об обязанностях полиции. — СПб., 1909, ст. 682.

7 ГАКО, ф. 1643, оп. 1, д. 168, л. 27—42.

8 ГАКО, ф. 1, оп. 2л, д. 87, л. 1, 2.

занятий по сведениям, передаваемым от приставов исправникам за год.

Через начальников полиции проходили прошения в губернское правление о сложе нии недоимок (кормовых, судебных издер жек, путевой ссуды, гербового штрафа и т.д.) по «безнадежности поступления тако -вых» ввиду несостоятельности должника и отсутствия у него средств и имущества к уплате1. К примеру, по Курской губернии на 1907 г. числилось 30,8% непогашенных сумм земских сборов2.

Круг полномочий органов общей поли ции по судебному ведомству включал: пре -кращение всякого насилия, обид и само управства; производство дознаний и участие в предварительном следствии по уголовным делам; представление суду обвиняемых и причастных к делу, взятие по требованию суда лиц под стражу; вызов в суд, участие в приведении в исполнение судебных приго воров и определений; опись, оценка, хранение и объявление о публичной продаже имений, продажа имущества; понуждение поверенных к возвращению доверителям их доверенностей; засвидетельствование доверенностей и исполнение других нота риальных обязанностей; взыскание денег за приобретение крестьянами земли и платы нотариусу; исследование о безвестном отсутствии лиц по бракоразводным делам; выдача членам семьи подсудимых чиновни -ков удостоверений об отсутствии дохода и получении определенного по закону содер жания от казны; наблюдение за благоу -стройством в местах заключения и за испол -нением постановлений о содержании и пересылке арестантов; выдача свидетельств о родстве и свойстве заключенных лиц для допуска к свиданию.

Полицейские чины могли выполнять ряд нотариальных обязанностей по засви детельствованию верности копий, под линности подписей и нахождения лиц в живых3.

Кроме того, в начале XX в. полиция была обязана составлять общие списки присяжных заседателей и участвующих в деле4. На практике часто отмечалось предоставление неверных сведений о при званных лицах и медлительность чинов по

1 ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 11447, л. 8, 11, 14; д. 11513, л. 1, 2; оп. 3, д. 588, л. 1; д. 603, л. 1, 2(об); д. 618, л. 1; д. 619, л. 1.

2 ГАКО, оп. 2, д. 12979, л. 7—7(об).

3 Устав Полицейский. — СПб., 1913, ст. 257.

4 Там же, ст. 228.

вручению повесток, что приводило к не состоявшимся сессиям окружного суда5.

Больше всего исполнительных действий по указанию этого ведомства приходилось на обеспечение полицейского надзора, который к началу XX в. подразделялся на подследственный, судебный и админи -стративный6. В зависимости от наложе -ния конкретного вида надзора полиция следила за поведением лица, контроли ровала его передвижение и связи, достав -ляла его по требованию судебных властей и т.д.7 Управления полиции вели специ -альные ведомости по различным группам поднадзорных8, которые давали подпи -ску о невыезде за пределы губернии9 (за исключением установления негласного надзора).

Кроме того, могло устанавливаться наблюдение и за другими категориями населения. Так, 9 августа 1899 г. курским губернатором предписывалось «чинам полиции о том, что они обязаны оказы вать со своей стороны всяческое содей ствие чинам ведомства Министерства народного просвещения по наблюдению за их учащимися <.. .> а также иметь непо -средственное наблюдение за непосеще -нием сими последними запрещенных для них мест»10.

По делам военного ведомства в начале XX столетия деятельность общей полиции включала: содействие и надзор за поряд ком в препровождении полков, наблюде -ние за выполнением для них натуральных повинностей; обязанности по учету и при -зыву на действительную службу нижних чинов запаса армии и флота; выдача сви детельств и удостоверений и исполнение других обязанностей, изложенных в Уставе о воинской повинности; извещение вдов нижних чинов о смерти мужей; высылка нижних чинов, пропустивших срок при -бытия, к местам их служения11.

5 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 10326, л. 150.

6 Полицейский надзор: Руководство по осуществлению подследственного, судебного и адми -нистративного надзоров / сост. П.М. Люкевич. — Ломжа, 1913, §§ 18, 19.

7 См.: Токарева С.Н. Полицейский надзор в Российской империи // Вопросы истории, 2009, № 6, с. 94—104.

8 Государственный архив Орловской области (ГАОО), ф. 580, оп. 1, д. 4956, л. 1—340.

9 ГАТО, ф. 5, оп. 1, д. 17, л. 1—18.

10 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 6505, л. 8, 8(об).

11 Свод законов об обязанностях полиции. — СПб., 1909, ст. 684.

В начале прошлого века полиция сле -дила за лицами призывного возраста1, содействовала призыву новобранцев и контролировала поведение жителей. К примеру, в феврале 1917 г. воронеж ские начальники полиции рапортовали в губернское жандармское управление, что «последний призыв прошел благо получно, настроение среди призывных молодых людей, так и среди населения было вполне спокойное»2. Чины полиции также должны были оказывать помощь при мобилизации чинов запаса (вручали призывные карты, расследовали случаи неявки, следили за сбором в пункте назна чения и т.д.)3.

Во время Русско -японской и Первой мировой войн на начальников местной полиции возлагалась обязанность сооб щать семьям о судьбе призванных (смерти или нахождении в плену)4. Полицейские разыскивали самовольно отлучившихся и не явившихся к месту назначения нижних военных чинов, особенно во время Первой мировой войны5.

При прохождении по территории воин ских команд канцелярия губернатора сооб -щала полиции о продолжительности их пребывания, пункте назначения и т.д. для принятия всех необходимых мер (напри -мер, закрытия винных магазинов)6.

Полицейским управлениям при отсут -ствии в местностях уездных земских управ законодательством разрешалось выпол -нять их функции. Так, по Положению о выборах в Государственную думу от 1907 г. полиции дозволялось составлять и предо -ставлять «списки лиц, имеющих право участия в выборах на съездах землевла -дельцев и городских избирателей»7. Так, полиция и земство в особенных случаях могли заменять друг друга при выполне -нии своих специфических задач.

1 ГАКО, ф. 310, оп. 1, д. 988, л. 12—12(об).

2 Государственный архив Воронежской области, ф. И-1, оп. 1, д. 1672, л. 1—3.

3 Практическое руководство для гг. Исправни ков, СтановыхПриставов,Урядников,Стражников полицейской стражи и чинов полиции вообще при изучении полицейской службы в вопросах и ответах / сост. И.А. Смирнов. — Вильна, 1913, с. 48—50; ГАОО, ф. 580, оп. 1, д. 4319, л. 1—105.

4 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 7455, л. 87, 97, 112.

5 ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 16914, л. 1—4(об).

6 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 7572, л. 3, 11, 13, 18, 20.

7 Положение о выборах в Государственную думу

1907 г. // Свод законов об обязанностях полиции,

ст. 52; Устав Полицейский. — СПб., 1913, ст. 229.

В 1912 г. курский губернатор приказал уездным исправникам доставить сведения

о численности постоянных рабочих муж ского пола старше 25 лет на фабрично -заводских предприятиях в день проведе ния выборов (14 сентября) и числе приняв -ших из них участие в выборах. Результаты обобщения политической активности этой прослойки населения были направ -лены в Государственную думу8.

В 1916 г. накануне выборов в Государственную думу из регионов запра шивались сведения о числе выборщиков, которые могли бы принять в них участие. В Курской губернии, по данным полицей -ских управлений, ввиду условий военного времени были лишены возможности осу ществить свое право на выборы по городам 7—10%, по землевладельцам — 5—7%, по волостям — 20—25% (т.к. по мобилизации призывались в основном лица сельского состояния). Однако, по мнению курского губернатора, выборы должны были дать благоприятный результат9.

К началу XX столетия сложилась система административно полицейского надзора, осуществлявшегося посредством паспортизации населения. Обязанность прописки и выдачи видов на жительство и заграничных паспортов с взысканием соответствующих сборов возлагалась на полицию10. Управления следили за пра -вильностью вручения и возобновления билетов, переменой их на новый нацио нальный паспорт11, разыскивали утерян ные документы12, взимали просрочку за заграничный паспорт (деньги направля лись в Александровский комитет о ране -ных, Российское общество Красного Креста и в доход казны)13.

В 1904 г. центральными властями было установлено выдавать паспорта сослов -ными учреждениями, минуя полицию. В 1906 г. в постановление были внесены поправки, и в полицейских управлениях стали выдавать только новые документы, что еще раз подтверждалось положениями 1910 г. 14

На полицию возлагалась выдача раз -

8 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 10604, л. 11, 32, 48, 117.

9 Там же, д. 9087, л. 41—41(об).

10 Устав Полицейский. — СПб., 1913, ст. 255.

11 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 9604, л. 1—120.

12 Там же, д. 9680, л. 4, 38, 48, 57, 68.

13 Там же, д. 8310, л. 4—4(об), 39—39(об), 196— 196(об).

14 Там же, д. 10422, л. 78—78(об).

личного рода справок и сведений, свиде тельств и удостоверений. Была распро -странена выдача справок о поведении, нравственных качествах, политической благонадежности и состоянии под судом различных граждан1.

Органы правопорядка информировали губернское правление или канцелярию губернатора о нравственных качествах лиц, желающих уволиться в монашество или белое духовенство; о древних памят -никах и историко - археологических наход -ках, их описании и рисунках; о состоянии посевов, уборке хлебов и сена в уездах; о торговле и справочных ценах на сельско -хозяйственные продукты; о скотоводстве и ярмарках скота; о пожарах и о состоянии пожарной части; о числе содержащихся в тюрьме арестантов; о состоянии раскола; о числе случайных и насильственных смер тей; о добыче огнеупорных материалов и камня; о сплавах и судоходных путях; об умерших нижних военных чинах; о разре -шенных постройках2 и т.д.

Выдаваемые с разрешения губернатора свидетельства и удостоверения также были разнообразны: на право издания печатной литературы и периодических изданий; на постановку нефтяного двигателя для раз мола ржи; на постройку здания мельницы с газогенераторным двигателем3 и т.п.

Через ведомство исправников в каждом уезде проходили даже такие не специфи -ческие для полиции дела и прошения к курскому губернатору, как об установке памятников и учреждении стипендий для учащихся4.

Полицейские управления выдавали выписки из метрических книг о браке, рождении или крещении лиц православ -ных или других верований, признаваемых государством, или о том, что таких сведе -ний нет5.

В феврале 1916 г. Департамент полиции поручил местным чинам в случае откры тий и изобретений, творчества и ценных

1 Там же, д. 8348, л. 3.

2 Там же, д. 7393, л. 160, 201; ф. 4, оп. 1, д. 123, л. 2—2(об), 23, 25, 32; д. 126, л. 4; д. 131, л. 1—15; д. 150, л. 1—84; д. 166, л. 275; д. 167, л. 1—19; ф. 1643, оп. 1, д. 166, л. 510; ф. 4, оп. 1, д. 164, л. 32; д. 177, л. 2—25; д. 178, л. 2, 5—24; ф. 33, оп. 2, д. 16474, л. 1; оп. 3, д. 894, л. 1 — 11.

3 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 8469, л. 11, 21, 105—106; ф. 33, оп. 2, д. 15841, л. 7; д. 15842, л. 10.

4 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 8083, л. 2—5(об).

5 ГАКО, ф. 1643, оп. 1, д. 169, л. 124; д. 170,

л. 1—6; д. 171, л. 1—3.

наблюдений в области сельского хозяй ства, технологии, поэзии, живописи, музыки, техники или климатологии, а тем более в области военного искусства и обороны государства сообщать губернато рам и, если это заслуживает внимания, в Департамент полиции МВД. Но уже в мае того же года их освободили от этой обя -занности, и заинтересованные лица сами направляли заявления в учрежденный Комитет охраны и поощрения русских творческих дарований на имя председа теля И.В. Буймистровой6.

Кроме того, служащие полиции входили в состав различных местных комиссий и комитетов (контрольных, распорядитель ных, благотворительных и др.).

Взаимодействие общей и политической полиции было неоднозначным, чины жандармерии негативно относились к возможному объединению. Несмотря на профессиональное сотрудничество, эти структуры соперничали между собой. Даже на местном уровне начальник жан дармского управления часто жаловался губернатору на медлительность и невни мательность нижних чинов исполнитель ной полиции, выполняющих действия по его поручениям, обвиняя их в причинении вреда для дела7.

Сфера компетенции общей полиции в начале XX в. как на общероссийском, так и на региональном (Черноземный центр России) уровнях представляется нам достаточно обширной. Основные направ -ления ее деятельности группируются в правоохранительные, административно исполнительные и административно хозяйственные функции. Местные по лицейские органы являлись исполните лями поручений по требованиям разных ведомств (казенного управления хозяй ством, судебного, военного), учреждений (губернского жандармского управления) и отдельных лиц. Эти действия нагружали чинов полиции и запутывали их обязан ности, что подтверждало необходимость проведения реформ в этой области. Процесс специализации и разграничения круга полномочий полицейских структур прошел сложный путь, и его эволюция не прекращается до настоящего времени.

6 ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 9106, л. 1—2, 3, 6—6(об).

7 Там же, д. 8885, л. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.