Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы деятельности полиции Самарской губернии в 1865-1905 гг'

Организационно-правовые основы деятельности полиции Самарской губернии в 1865-1905 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ДОЗНАНИЕ / ГУБЕРНАТОР / POLICE / UYEZD POLICE / POLICE DEPARTMENT / INQUIRY / GOVERNOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пащенко А. П.

Статья посвящена анализу организации и деятельности Самарской полиции в 1865 1905 г.г. Анализируется порядок формирования полиции губернии, структура, полномочия, этапы преобразования полиции. Детально исследуются обязанности полиции губернии, установленные законом: по охране безопасности; по делам казенного управления и общественного хозяйства; по делам судебного ведомства; по делам военного ведомства. В статье определяются общие проблемы, которые возникали в деятельности губернской полиции на всех этапах реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пащенко А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and judicial basis of the principal police activities in 1865-1905 in Samara guberniya

The analysis of formation and activities of Samara Police in 1865-1905 is under discussion in this article. The way of formation of the principal police, the structure, authority and different stages of police reforming are analyzed. Police acting in terms of guard according to the law, as well as state management and economy, judicial department, military department is studied in detail. General problems faced the police during this periods of reforming are paid attention to.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы деятельности полиции Самарской губернии в 1865-1905 гг»

2.10. ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1865-1905 гг

Пащенко А.П., соискатель кафедры теории и истории государства и права, руководитель отдела налоговых споров ЗАО ФПК «СВ»

Самарский юридический институт ФСИН России Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. Статья посвящена анализу организации и деятельности Самарской полиции в 1865 - 1905 г.г. Анализируется порядок формирования полиции губернии, структура, полномочия, этапы преобразования полиции. Детально исследуются обязанности полиции губернии, установленные законом: по охране безопасности; по делам казенного управления и общественного хозяйства; по делам судебного ведомства; по делам военного ведомства. В статье определяются общие проблемы, которые возникали в деятельности губернской полиции на всех этапах реформирования.

Ключевые слова: полиция, уездная полиция, департамент полиции, дознание, губернатор.

Организация полицейского аппарата Российской империи и общей полиции в частности была сложной и не отличалась стройностью и единообразием. Особенностью деятельности полиции в 1865 - 1905 гг. являлось то что в указанный период происходили постоянные преобразования (политические, экономические). Такие преобразования соответственно приводили и к постоянному реформированию организационно-правовых основ деятельности полиции.

Полиция в России делилась на общую и жандармскую, наружную и политическую, конную и пешую, городскую и уездную, сыскную, фабричную, железнодорожную, портовую, речную и горную1.

Общее управление всей полицией, действовавшей на территории губернии, осуществлял губернатор. Свои полицейские функции губернатор в основном осуществлял через 2-й стол губернского правления, который занимался охраной порядка2. В справочных изданиях с него начинался перечень местных чиновников МВД, официальным сотрудником которого губернатор являлся, подчиняясь Департаменту полиции исполнительной. Вице-губернатор получал задания на ревизии самарской городской полиции и ее частей.

Формирование полицейской команды в основном шло за счет бывших военных. На руководящие должности поступали бывшие армейские офицеры, получившие ранение и уволенные с военной службы по инвалидности. Нижние чины полиции также состояли из бывших солдат «не способных к несению воинской службы» Случалось, что среди направляемых на службу в полицию оказывалось немало проштрафившихся солдат, от

1 Лопухин А.А. Настоящее и будущее русской полиции. Из итогов служебного опыта. Москва. 1907. С. 10.

2 Алексушин Г.В. Развитие полицейской губернаторской власти.// Общество и безопасность. 2004. № 1. С. 57.

которых таким образом избавлялось армейское начальство .

Вплоть до очередной реорганизации полицейской службы в середине 70-х гг. XIX века армия оставалась главным кадровым источником полицейских команд в губернии. Так в 1865 году Департамент исполнительной полиции МВД направил в Самарскую губернию для усиления полицейских команд по надзору за политическими преступниками» 7 бывших унтер-офицеров и 92 рядовых. В Бугульму, Новый Узень и Сергеевск было послано 39 нижних чинов, а оставшихся 60 солдат направили в губернскую столицу4.

На 60-80-е годы 19 века пришелся пик реорганизаций полицейского аппарата. Произошло объединение уездной полиции с полицией уездных городов и создание единых полицейских управлений во главе с исправником и кардинальное изменение принципов комплектования полицейских команд. Начался процесс сужения ряда функций полиции, усилилось низовое звено полицейского аппарата.

Следующим шагом в реформировании полиции стала реорганизация Министерства внутренних дел. Суть этой реформы сводилась к упразднению III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (орган политического сыска) и возложению общего руководства политической полиции на министра внутренних дел. В ведение МВД также был передан и Корпус жандармов (с 1871 года являвшийся органом дознания по политическим преступлениям). Теперь в Министерстве было сосредоточено управление всей полицией (политической, уголовной и общей). В МВД был образован Департамент полиции, который возглавил один из товарищей (заместителей) министра. Он же стал и «заведующим полицией и Корпусом жандармов» Однако, как и прежде, объединение полицейских сил не было осуществлено до конца. Особенно это проявилось на местном уровне: губернаторы руководили всей полицией на вверенной ему территории, но жандармерия и политическая полиция были изъяты из их подчинения.

Власть и обязанности полицейского управления и подчиненных ему лиц ограничиваются «наблюдением за скорым и точным исполнением законов, а равно предписаний начальства, и в определенных законом случаях, судебных приговоров, во всем пространстве уезда или городского поселения, по принадлежности и с теми ограничениями, которые поставлены в некоторых особых учреждениях и уставах»5.

Предметы ведомства полицейских управлений и подчиненных им лиц касались:

1) наблюдения за исполнением законов, охране безопасности и дел общественного благоустройства;

2) исполнения обязанности по делам казенного управления и общественного хозяйства;

3) исполнение обязанностей по делам судебного ведомства;

4) исполнение обязанностей по делам военного ведомства.

Пределы ведомства полиции по наблюдению за исполнением законов, охране безопасности и делам общественного благоустройства ограничивались следующим: обнародованием указов и постановлений правительства; охраной неприкосновенности прав и

спокойного совершения обрядов церкви; охраной обще-

3 Тумшис М., Алексеев П. Из истории российского сыска. // Общество и безопасность. 2003. № 10. С. 6.

4 Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 1, оп. 3, д. 3140, л. 53

5 ПСЗ РИ. Книга 1. Т. !-У!!!. Гл. 4. Отд. 2. С-П. 1911. С. 598.

Пробелы в российском законодательстве

1'2009

ственного спокойствия, порядка и должного властям повиновения. Для осуществления вышеизложенных функций полиция должна была принимать меры безопасности от воров и разбойников, их поимка и истребление их шаек; осмотр мертвых тел, исследование случаев насильственной и нечаянной смерти. Сведения о происшествиях и производимым по ним дознаниям, в том числе донесения и ведомости, установленных по делам такого рода в одном экземпляре представлялись прямо губернатору. Охрана безопасности от пожаров и наводнений в городах и селениях, наблюдение за устройством противопожарной безопасности также возлагалось на местную полицию.

Власть полиции по наблюдению за исполнением законов и постановлений распространялась и на иногородних и иностранцев, находившихся на подведомственной территории.

«Полиция, в случае нарушения благочиния и порядка в округе ее ведомства, должна приводить, по мере власти ей предоставленной, предписанное законом или постановлением к точному и непременному исполнению не смотря ни на какое лицо, оказывавших же явное и насильственное сопротивление требованиям полиции обязана брать в определенных законом случаях под стражу»6.

В обязанности полиции также входило и наблюдение за чистотой на улицах и площадях городов губернии. Полицейские обязаны были требовать от всех совладельцев сколки льда с тротуаров, очистки крыш домов от снега, поддержания дворов и близлежащих территорий в чистоте и порядке. За неисполнение требований полиции на домовладельцев накладывался штраф. Часть собранных штрафов шла в бюджет полицейского управления. Из этих денег полицейским чинам доплачивалась прибавка к жалованию, так называемые «наградные».

Предметами ведомства полиции по делам казенного управления и общественного хозяйства являлись: взыскание недоимок и всяких вообще казенных и общественных сборов, начислений и платежей; рассылка окладных листов по земским сборам в сельские управления и к владельцам недвижимых имуществ, и принятие установленных законом мер по возмещению недоимок по земским сборам. Кроме того, в обязанность полиции вменялось предупреждение и пресечение злоупотреблений к уменьшению веса и достоинства монеты. Полиция также следила за верностью весов и мер, введением новых мер; содействовала всем лицам торгового надзора при производстве поверки торговли и других промыслов на основании правил изложенных в Уставе «О прямых налогах» На полицию возлагались обязанности по акцизным сборам, производство в уездах торгов на отдаваемое в оброк или отчуждаемое казенное имущество.

В Самаре и уездных городах губернии полицейские стремились выявить места сбыта безакцизной водки. Обнаруженная водка конфисковывалась, а организаторы подпольных «водочных вертепов» подвергались аресту. Одновременно полиции было предоставлено право «возбуждать преследование по делам о нарушениях Устава о питейном сборе» и, временно, до судебного решения закрывать питейные заведения .

В городах губернии, в том числе и в Самаре полиция обязана была следить за санитарным состоянием бакалейных лавок, магазинов, гостинец, постоялых дворов,

6 ПСЗ РИ. Книга 1. Т. ^УШ. Гл. 4. Отд. 2. С-Пб. 1911. С. 615.

7 Полиция России. Документы и материалы. С. 227.

трактиров и питейных заведений. Те владельцы, которые не желали приводить в надлежащий порядок свои торговые места, подвергались денежному штрафу, либо аресту на несколько дней. В одном из архивных дел имеется распоряжение Самарского полицмейстера, согласно которому владельца постоялого двора Скоробо-гатова «за грязное состояние двора ... подвергнуть штрафу на 25 рублей» а хозяина колониальной лавки Иванова «за неопрятное содержание и неприкрытые от мух пищевые продукты ...оштрафовать на 100 рублей»8. Однако, наложение таких больших штрафов зачастую не приводило к их взысканию, так как самарцы предпочитали быть арестованными (административный арест), чем платить деньги..

Администрация уездных городов и губернской столицы активно привлекали полицию и для сбора местных налогов. Фактически полицейские в Самаре, Ставропо-ле-на-Волге и других городах губернии выполняли обязанности, которые ныне несут налоговые инспекции и судебные приставы. Основные средства, наполнявшие городской бюджет, шли от налогов на недвижимость и промыслы, значительные суммы составляла и плата за аренду городской земли. Но находились предприниматели и частные лица, которые пытались избежать уплаты городских налогов и сборов. Тогда в дело была вынуждена вступать городская полиция. Самарский полицмейстер часто издавал приказы и распоряжения предписывающие принять самые энергичные меры к скорейшему взысканию недоимок, особенно государственного поземельного налога и городских и земских сборов. При неуплате земских сборов полиция имела полное право описать имущество должника и. распродав его с аукциона покрыть недоимки.

По делам судебного ведомства полиция должна была: прекращать всякое насилие и самоуправство; производить дознания и участвовать в предварительном следствии по делам уголовным; представлять по требованию суда обвиняемых, подозреваемых и брать их под стражу, когда это будет предписано; участвовать в привидении в исполнение судебных приговоров и определений. На полицию также возлагались обязанности по наблюдению за благоустройством в местах заключения и за исполнением всех постановлений закона о порядке содержания и пересылке арестантов, указанные в Уставах о Содержащихся под стражею и о ссыльных.

Согласно Циркуляру МВД 17 сентября 1878 г. для предупреждения арестантских побегов и разных беспорядков в тюрьмах было предложено уездным исправникам и полицмейстерам губерний ежедневно осматривать тюремные замки и иметь неослабное наблюдение за точным выполнением смотрителями возложенных на них обязанностей9.

Предметы ведомства полиции по делам военного ведомства сводились к следующему: содействие и надзор за порядком в препровождении полков и разных воинских команд; наблюдение за выполнением воинских повинностей; обязанности по учету и призыву на действительную службу нижних чинов запаса, выдача свидетельств и удостоверений; высылка просрочивших нижних воинских чинов к местам их служения и побуждение просрочивших военных лиц о возвращении к своим должностям, и другие обязанности, изложенные в Своде военных постановлений и Уставах.

8 ГАСО. Ф.465, оп. 2., д. 78, л. 92.

9 Полиция России 1718-1917 гг. Циркуляр МВД от 17.09.1878г. М. 2003. С. 203.

В мае 1881 г. в Комиссию, которая была призвана подготовить «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» был включен глава Департамента Полиции Плеве. В письме к министру внутренних дел графу Игнатьеву 17 июля 1881 г. Плеве предлагал: «...с 1 сентября, по моему мнению, придется осуществить некоторые меры нового Положения, а следовательно, настанет крайняя надоб-

10 г-,

ность поторопиться с его утверждением...» В этом же письме он задает вопрос, в каких размерах его применять: «...следует ли остаться при тех предположениях, которые я имел случай докладывать Вам лично и которые намечали для Петербурга принятие самых крайних мер. Чрезвычайное же положение второй степени (состояние нарушенного спокойствия) готовить для Московской, Харьковской, Полтавской, Курской, Киевской, Варшавской, Черниговской, Саратовской, Самарской, Херсонской с Одессой, Екатеринославской с Таганрогом и губерниями или же необходимо будет, по утверждении Положения в Комитете, вызвать генерал-

губернаторов и решать дальнейшие меры по совеща-

11

нию с ними»

Этот документ был утвержден 14 августа, а опубликован 8 сентября. Указанное «Положение» вводилось как временное, сроком на 3 года. Однако, действие его постоянно продлевалось и оно просуществовало до Февральской революции, оставаясь «одним из самых устойчивых основных законов Российской империи.

Положение от 14 августа 1881 г. предусматривало возможность введения в некоторых губерниях России, в том числе и в Самарской, двух стадий исключительного положения: о состоянии усиленной охраны губернии и состоянии чрезвычайной охраны. Эти положения расширяли полномочия МВД, а министр наделялся неограниченными правами. Расширялись также полномочия местных властей на случай активных революционных выступлений. Положение о чрезвычайной охране вводилось в губерниях решением Комитета министров, утверждаемым императором. Объявления местности на Положении усиленной охраны мог осуществлять министр внутренних дел, если же губерния входила в состав генерал-губернаторств, то такие полномочия имел генерал-губернатор. Последним давалось право издавать обязательные постановления «по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности...» чем порой генерал-губернаторы злоупотребляли (генерал-губернаторы или главноначальствующие в условиях чрезвычайного положения имели огромные полно-

мочия).12

Таким образом, предмет ведения полиции в губернии был всеохватывавающим. Государство стремилось использовать полицию как контролирующий и в случае необходимости подавляющий орган любого процесса (политического, экономического, социального) происходившего в стране и в отдельном регионе в частности. В дальнейшем, для усиления полицейской власти по пресечению противоправной деятельности, вводился режим чрезвычайной охраны. Однако, реформы затрагивающие деятельность губернской полиции шли в отрыве от социально экономического развития губернии и совершенствовали только силовую составляющую (структура полицейских органов, властные полномочия),

10 Перегудова З.И. Политический сыск России 1880-1917 г.г. М., 2000. С. 33

11 Там же. С. 34

12 Перегудова З.И. Указ. соч. С. 34

но совершенно игнорировали социальные моменты, которые в наибольшей степени влияли на предупреждение преступлений (кадровый состав и численность полиции, определение круга задач, непосредственно относящихся к деятельности полиции).

Список литературы:

1. Лопухин А.А. Настоящее и будущее русской полиции. Из итогов служебного опыта. Москва. 1907. .

2. Алексушин Г.В. Развитие полицейской губернаторской власти.// Общество и безопасность. 2004. № 1.

3. Тумшис М., Алексеев П. Из истории российского сыска. // Общество и безопасность. 2003. № 10.

4. Полиция России 1718-1917 гг. Циркуляр МВД от 17.09.1878г. М. 2003.

5. Перегудова З.И. Политический сыск России 18801917 г.г. М., 2000.

Отзыв.

Модернизация, затронувшая все стороны жизни современного российского общества, коснулась и правоохранительных органов. Но, к сожалению, их деятельность в настоящее время все еще вызывает много нареканий. В этой связи обращение к опыту предыдущих законодателей, несомненно, интересно и актуально. В данной статье автор анализирует организационно правовые основы деятельности полиции Самарской губернии в 1865 -1905 гг.

Выводы и основные положения статьи обоснованы и опираются на глубокий и многосторонний анализ изучаемой проблемы. Статья логична, написана на высоком научном уровне.

Вывод автора о том, реформы затрагивающие деятельность губернской полиции шли в отрыве от социально экономического развития губернии и совершенствовали только силовую составляющую (структура полицейских органов, властные полномочия), но совершенно игнорировали социальные моменты, которые в наибольшей степени влияли на предупреждение преступлений (кадровый состав и численность полиции, определение круга задач, непосредственно относящихся к деятельности полиции), хорошо аргументирован, и подкреплен документами из фондов государственного архива Самарской области.

Новизну и значимость статье придают самостоятельно собранные автором, и впервые вводимые в научный оборот архивные документы по данной проблеме из фондов государственного архива Самарской области.

Статья А.П. Пащенко рекомендуется к публикации в открытой печати.

Научный руководитель: д.ю.н., профессор Самарского юридического института ФСИН России, майор вн. службы О.Е. Финогентова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.