Научная статья на тему 'Административно-деликтное законодательство Республики Казахстан: становление, состояние и его дальнейшее развитие после приобретения независимости'

Административно-деликтное законодательство Республики Казахстан: становление, состояние и его дальнейшее развитие после приобретения независимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1365
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татарин В. Г.

Долгие годы в сознание советских юристов, законодателей союзного и республиканского уровней, да и простых граждан внедрялась мысль, что государство как бы дарует права индивиду. Принятые конституции стран СНГ изменили полюса: теперь актуальным признан приоритет обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина над интересами государства в целом. Так, Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 г. на всенародном референдуме, в статье первой определила, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татарин В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE TORT LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: THE RISE, STATE AND ITS EVOLUTION AFTER INDEPENDENCE

For a long time it was believed by the Soviet lawyers, lawmakers and common people that the state as if grants the rights to an individual. The adopted constitutions of the CIS countries have changed poles: the priority is given to the ensuring the constitutional laws and freedom of a person and a citizen over the interests of the state as a whole. So, the Constitution of the Republic Kazakhstan adopted on August, 30th, 1995 on the national referendum in the first article has defined that «the Republic Kazakhstan confirms itself a democratic, secular, legal and social state whose supreme values are a person, his life, the rights and freedoms» [1].

Текст научной работы на тему «Административно-деликтное законодательство Республики Казахстан: становление, состояние и его дальнейшее развитие после приобретения независимости»

ПРАВО

АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СТАНОВЛЕНИЕ, СОСТОЯНИЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Татарин В.Г.

Долгие годы в сознание советских юристов, законодателей союзного и республиканского уровней, да и простых граждан внедрялась мысль, что государство как бы дарует права индивиду. Принятые конституции стран СНГ изменили полюса: теперь актуальным признан приоритет обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина над интересами государства в целом. Так, Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 г. на всенародном референдуме, в статье первой определила, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [1].

ADMINISTRATIVE TORT LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: THE RISE, STATE AND ITS EVOLUTION

AFTER INDEPENDENCE Tataryan V.G.

For a long time it was believed by the Soviet lawyers, lawmakers and common people that the state as if grants the rights to an individual. The adopted constitutions of the CIS countries have changed poles: the priority is given to the ensuring the constitutional laws and freedom of a person and a citizen over the interests of the state as a whole. So, the Constitution of the Republic Kazakhstan adopted on August, 30th, 1995 on the national referendum in the first article has defined that «the Republic Kazakhstan confirms itself a democratic, secular, legal and social state whose supreme values are a person, his life, the rights and freedoms» [1].

Права и свободы человека, согласно статье 12 Основного закона Казахстана, принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин в силу самого своего рождения имеет права и несет обязанности [2].

Поскольку автор данной публикации долгие годы проработал в Казахстане, мы полагаем, что весьма логичным будет осуществить самостоятельный сравнительно-правовой анализ концептуально нового административно-деликтного законодательства

именно Республики Казахстан, выявив при этом основные тенденции и направления его дальнейшего совершенствования в первом десятилетии нового столетия.

С приобретением Казахстаном суверенитета и независимости, после развала Советского Союза и существенными изменениями в экономической и политической жизни страны остро встал вопрос о кардинальном изменении действовавшего с 1984 г. законодательства об административной ответственности советского периода кодификации.

Первый вариант проекта нового Кодекса

Республики Казахстан об административных правонарушениях был подготовлен во исполнение распоряжения Премьер-министра Республики Казахстан от 14 июня 1993 г. № 242-р Министерства юстиции РК. Однако в связи с быстроменяющимися условиями функционирования государства и общества, принятием новой Конституции страны, других законодательных актов, закрепляющих переход Республики на «рельсы» рыночной экономики, другими кардинальными преобразованиями в стране, первый вариант проекта, не отвечая требованиям нового времени, быстро отстал от жизни и, что называется, «вышел в тираж». Поэтому по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в августе 1993 г. было принято решение о подготовке второго доработанного и измененного варианта Кодекса. Возглавило эту работу опять же Министерство юстиции Казахстана, которое образовало рабочую комиссию из числа ведущих ученых-административи-стов и юристов-практиков страны. К ноябрю 1994 г. данный законопроект был подготовлен и представлен на обсуждение юридической общественности страны.

Если оценивать проект Кодекса РК об административных правонарушениях (образца 1994 г.) в целом, то следует отметить, что рабочей группе по разработке законопроекта удалось в целом привести республиканское административно-деликтное законодательство в соответствие с международными правовыми нормами, избавиться от многих идеологических и декларативных норм и терминов, которые были присущи КоАП Каз. ССР образца 1984 г. Однако общая структура проекта Кодекса не утратила свои старые черты и по-прежнему состояла из пяти традиционных разделов.

В результате проведенной нами экспертной оценки общей структуры проекта Кодекса можно констатировать, что разработчики, к сожалению, вновь пошли по проторенному в начале 80-х годов прошлого столетия пути комплексной кодификации

административно-материальных и административно-процессуальных деликтных норм. Вследствие этого решение вопроса о разделении административно-деликтного права и административно-деликтного процесса (производства) вновь было отложено, и, как показало время, на неопределенный срок [3].

При разработке первого варианта проекта Кодекса РК нужно было учесть все последние концепции, тенденции и изменения, вносимые и в уголовное законодательство страны. Тенденция декриминализации деяний не должна была сопровождаться реформаторским экстремизмом и псевдодемократическими аргументами [4]. При дальнейшей доработке материальных норм анализируемого проекта КоАП РК необходимо было тесно увязать его со структурой и содержанием соответствующих норм проекта УК страны, но это, к сожалению, было сделано не по всем новеллам проекта.

Так, например, статьей проекта Кодекса предусматривалось ответственность «... за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами, если стоимость предмета незаконной операции не превышает пятикратного размера минимальной заработной платы». Вместе с тем в ст. 167 КоАП Казахской ССР (1984 г.) Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 17 марта 1995 г. были внесены существенные изменения. В частности, стоимость предмета незаконной валютной операции поднята до одной тысячи минимальных размеров заработной платы. После этого санкция статьи 167 КоАП Каз. ССР стала составлять десятикратную величину минимальной заработной платы с обязательной конфискацией валюты и платежных документов [5]. В связи с этим разработчикам проекта нового Кодекса следовало бы учесть эту правовую новеллу, но этого сделано не было [6].

Мы предложили диспозицию соответствующей статьи проекта Кодекса изменить и дополнить, приблизив ее к диспозиции

Татарин В.Г.

статьи 74 УК страны (в редакции от 17 марта 1995 г.) [7]. Поясним, что эта статья предусматривала уголовную ответственность за «...совершение лицом операций с валютными ценностями, запрещенных законодательством о валютном регулировании Республики Казахстан», т.е. в ней уже была использована новая действующая терминология законодательства о валютном регулировании Республики Казахстан. В частности, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 г. «О валютном регулировании», под «валютными ценностями» понимались не только валюта, ценные бумаги и платежные документы, выраженные в иностранной валюте (как это было записано в статье 167 Указом Президента РК, имеющего силу закона, от 17 марта 1995 г.), но также и драгоценные металлы - золото, платина и металлы платиновой группы в виде слитков, монет старой чеканки, полуфабрикатов, за исключением применяемых в зубоврачебной технике, а также изделия из этих металлов, кроме ювелирных и других бытовых изделий.

Таким образом, сложилась ситуация, когда законодатель либо умышленно изъял ранее существовавшую норму из правового оборота КоАП Каз. ССР, либо, используя старую законодательную базу, не совсем удачно сформулировал новую диспозицию ст. 167 проекта.

Мы же полагали, что она должна была иметь следующую редакцию: «Совершение операций с валютными ценностями, запрещенными законодательством о валютном регулировании Республики Казахстан, когда стоимость предмета незаконной операции не превышает одной тысячи минимальных размеров заработной платы, влечет ...»

- и далее по тексту.

Мы привели лишь один, но, на наш взгляд, достаточно наглядный пример того, как продвигалась подготовительная работа по проекту нового КоАП РК. Подобных примеров в процессе подготовки и экспертной оценки проекта КоАП РК

было выявлено немало. Мы также подвергли критическому анализу нормы Особенной, Компетенционной и Процессуальной частей проекта [8].

В проекте Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан административные комиссии при местных представительных и исполнительных органах определялись как органы, наделенные наиболее широким кругом административно-юрисдикционных полномочий. В связи с тем, что административные комиссии при бывших райгорисполкомах отражали по существу мировоззрение и идеологию общества «развитого социализма», мы предложили их упразднить вообще, передав их юрисдикционные полномочия судьям административных судов.

В связи с переходом общества к рыночным отношениям, конституционным закреплением частной собственности на средства производства, появлением достаточно большого количества частных предпринимателей в производственной и коммерческой сферах, анализируемый нами проект должен был быть кардинально изменен и дополнен нормами, предусматривающими административную ответственность не только граждан и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, но и других лиц, ответственных за соблюдение различных норм и правил в сфере общественной безопасности, в том числе предпринимателей, работодателей и других хозяйствующих субъектов.

Следовало, по нашему мнению, предусмотреть в качестве субъектов административной ответственности также юридических лиц негосударственного сектора собственности. При этом мы полагали целесообразным решить вопрос об установлении для виновных юридических лиц более эффективных размеров административных штрафов, а именно на порядок выше тех, которые должны были быть установлены в отношении виновных физических лиц.

Следовало, на наш взгляд, также было

учесть возможность установления вместе со штрафной санкцией как основным взысканием еще и дополнительного взыскания -лишения лицензии (патента) на определенный вид предпринимательской деятельности. В случае наложения данного наказания срок его действия должен был находиться в прямой зависимости от времени, необходимого для полного устранения выявленных установленных правовых норм [9]. Данное наше предложение основывалось на тот момент на положениях статьи 9 - 13, 22, 24 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 г. «О лицензировании» [10].

Таким образом, из вышеизложенного можно было сделать вывод о том, что варианты проектов нового КоАП РК образца 1994 - 1996 гг. были, что называется, достаточно «сырыми» и весьма противоречивыми. Требовалась дальнейшая тщательная и скрупулезная работа по доводке проекта, однако она продвигалась, что называется, «ни шатко, ни валко».

И такая «полудремная» ситуация имела место до того времени, пока законопроектом вплотную не заинтересовался Президент страны Н.А. Назарбаев. В октябре 1996г., заслушав отчет министров силовых ведомств о ходе борьбы с преступностью в Казахстане, Президент отметил, что сроки представления проекта нового Кодекса об административных правонарушениях не оправданно и систематически срываются.

Видимо, именно после этой нелицеприятной критики руководителя государства работа над казахстанским законопроектом получила новый импульс, и юридическая общественность республики смогла последовательно в 1996 - 1999 гг. ознакомиться с несколькими вариантами вышеназванного законопроекта.

Однако даже беглое ознакомление с названием и содержанием основных разделов, глав и статей проекта КоАП РК (образца 1998 г.) позволило нам констатировать, что при его подготовке возобладало мнение о

целесообразности на настоящем этапе развития административно-деликтного законодательства страны ограничиться редакционной чисткой и проведением технической работы по освобождению действующего КоАП Каз. ССР от терминов, положений, понятий, не имеющих ничего общего с рыночными отношениями.

Вместе с тем, на наш взгляд, в проекте нового КоАП РК вполне обоснованно были воспроизведены многие нормативные положения, доказавшие свое право на существование. Далее мы ограничимся обсуждением лишь некоторых принципиальных отличий проекта Кодекса 1998 г. от действовавшего КоАП Каз. ССР (1984 г.).

Одним из основных и принципиальных отличий являлось введение в правовой оборот проекта Кодекса нормы, определяющей новый субъект административной ответственности, юридическое лицо. Если в разделе 1 «Общие положения» проектов Кодекса 1995 ? 1997 гг. вопросам административной ответственности юридических лиц была посвящена целая глава, то в проект Кодекса 1998 г. была включена только одна самостоятельная статья № 20, названная разработчиками «Административная ответственность юридических лиц». Она состояла из трех частей и содержала в себе положения, определявшие основания и условия привлечения юридических лиц к административной ответственности.

Другие правовые новеллы, касавшиеся вопросов административной ответственности юридического лица, в проект Кодекса (1998 г.) были включены составными частями в соответствующие статьи первого раздела акта. Их мы находим в статьях 15,

19, 27, 28, 30, 36, 38 и некоторых других.

Однако, на наш взгляд, сосредоточение правовых норм, предусматривающих административную ответственность юридических лиц, в самостоятельной главе (разделе) было бы целесообразнее. В ней можно было бы закрепить принципы и общие положения установления административной ответ-

Татарин В.Г.

ственности юридических лиц; перечень мер ответственности; особенности процедуры расследования, рассмотрения дел об административных деликтах; порядок пересмотра постановления по делу, а также процедуру исполнения постановления о положении административного взыскания, в том числе и в принудительном порядке через судебного исполнителя.

Следует отметить, что в настоящее время рядом ученых-административистов высказывается мнение о том, что нормы об административной ответственности предприятий и организаций вообще «не вписываются в действующий КоАП, который рассчитан лишь на те ситуации, где субъектом ответственности выступают физические лица» [11]. При этом предлагается осуществить подготовку специального законодательного акта «Об административной ответственности юридических лиц», который на равных правах с КоАП мог бы быть включен составной частью в Свод законов страны.

Мы же полагаем, что если пойти по этому пути, то появление еще одного, по существу, самостоятельного кодифицированного акта лишь усложнит правоприменение и внесет дублирование в процесс реализации правовых норм, регламентирующих административную ответственность.

Таким образом, с учетом положений действующей Конституции Республики Казахстан, других новых законов «рыночной эпохи» в Особенную часть проекта Кодекса были включены новые составы административных деликтов, которые посягают на конституционные права граждан либо направлены против институтов государственной власти и управления, препятствуют развитию конкуренции, рыночных отношений, а также правонарушения в области налогообложения, торговли, финансов, архитектурно-градостроительной деятельности, охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, печати и информации.

Анализируемый нами вариант проекта КоАП РК (1998 г.), в дальнейшем доработанный и согласованный со всеми заинтересованными сторонами, был представлен в Парламент Казахстана, где после прохождения установленной процедуры и был принят Законом Республики Казахстан от 30 января 2001 г. № 155-11. Одновременно с его принятием Законом Республики Казахстан от 30 января 2001 г. № 156-11 был признан утратившим силу КоАП Казахской ССР [12].

Концептуально новый КоАП РК на момент его принятия структурно состоял из 5-ти разделов, 44-ти глав и 733 статей [13].

Позднее в правовой оборот Кодекса по состоянию на 1 сентября 2007 гг. казахстанским законодателем была введена еще одна самостоятельная новая глава - № 9-1 «Административные правонарушения, посягающие на личность», состоящая из четырех статей (статьи 79-1 - 79-4), а также еще 91 новая статья.

Итого казахстанскими законодателями ныне действующий Кодекс за прошедший период был дополнен 95-ю статьями, которые в основном пополнили содержание соответствующих глав Особенной части КоАП РК.

За это же время из Кодекса всего было исключено 37 статей, в том числе четыре статьи - 545, 546, 564 и 574-1, находившиеся в 32-й главе Кодекса «Подведомственность дел об административных правонарушениях. Компетенция должностных лиц по рассмотрению дел и наложению административных взысканий» и регламентировавшие полномочия некоторых органов административной юрисдикции, в том числе органов железнодорожного транспорта; органов водного транспорта [14]; уполномоченный государственный орган, осуществляющий функции и полномочия по регулированию и надзору за деятельностью накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, банков-кастодианов, страховых организаций [15].

Однако своеобразным «терминатором»

стал Закон РК от 20 января 2006г. № 123-Ш, которым из Кодекса одномоментно было исключено 30 статей, в основном из глав Особенной части КоАП РК.

Из заслуживающих внимания исследователя новых глав и статей, включенных в Кодекс, прежде всего, следует назвать:

- главу № 2 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» (статьи 7 - 27);

- главу № 5 «Обстоятельства, исключающие административную ответственность» (статьи 38 - 43);

- главу № 8 «Освобождение от административной ответственности и административного взыскания» (статьи 67 - 71) и

- главу № 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» (статьи 72 - 79) и некоторые др [16].

Таким образом, по состоянию на 1 сентября 2007 г. КоАП РК состоит из 791 статьи, т.е., несмотря на изъятие за прошедшие годы из правового оборота 37-ми статей, его общий объем не сократился, а, напротив, возрос на 58 статей.

Среди глав Особенной части 11-го раздела, названного «Административное правонарушение и административная ответственность» следует, по нашему мнению, привлечь внимание к:

- главе № 10 «Административные правонарушения, посягающие на права личности» (18 статей, статьи 80 - 97);

- главе № 12 «Административные правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних» (7 статей, статьи 111 - 117);

- главе № 29 «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти» (20 статей, статьи 513 - 531).

Особо хотелось выделить главу № 30, являющуюся своеобразным эксклюзивом среди глав Особенных частей вновь принятых кодексов стран СНГ. Данная глава Кодекса предусматривает ответственность за административные коррупционные правонарушения (шесть статей - статьи 532 - 537).

Среди них можно отметить:

- статью 533, названную законодателем «Предоставление незаконного материального вознаграждения физическим лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним»;

- статью 534 «Предоставление незаконного материального вознаграждения юридическим лицам»;

- статью 535 «Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления».

В данную главу помещена также статья 536, которая предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в размере от 100 до 200 месячных расчетных показателей либо административный арест сроком до 30 суток за сообщение органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложной информации о факте коррупционного правонарушения. Кстати, таким органом в настоящее время в Республике Казахстан является Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (Финансовая полиция) [17].

Раздел Ш-й КоАП РК состоит в настоящее время из двух глав - 31 «Основные положения», состоящая из трех статей (статьи 538 - 540) и главы 32 «Подведомственность дел об административных правонарушениях, компетенция должностных лиц по рассмотрению дел и наложению административных взысканий», включающей в себя 38 статей (статьи 541 - 576).

В соответствии со статьей 538 КоАП РК дела об административных правонарушениях в настоящее время имеют право рассматривать: судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов [18]; районные (городские), районные в городах комиссии по защите прав несовершеннолетних [19]; органы внутренних дел [20], органы государственных инс-

Татарин В.Г.

пекций [21] и другие органы государственного контроля [22] и надзора (их должностные лица) [23], уполномоченные на то статьями 543 - 576 (то есть главой 32 Кодекса -пояснение наше - В.Т.).

Раздел 4-й, традиционно названный «Производство по делам об административных правонарушениях», включает десять глав (главы 33 - 42), состоящие из 118 статей, в которые, кстати, не было внесено с момента принятия Кодекса в январе 2001г. ни одного дополнения или изменения. Это свидетельствует, по нашему мнению, об относительно качественной и достаточно профессиональной проработке этих норм в процессе обсуждения и принятия Кодекса в Мажилисе и Сенате Парламенте Республики Казахстан [24].

Особо следует отметить тот факт, что в разработке нового законодательства об административной ответственности значительную роль сыграли такие ведущие уче-ные-административисты независимого Казахстана, как Б.Е. Абдрахманов, М.А. Алпыс-баева, В.И. Григорьев, Т.Д. Дауренбеков, Т.Д. Дуабеков, А.Е. Жатканбаева, В. Н. Лапшин, И.А. Омаров, Р.А. Подопригора, М.С. Сейльханов, А.А. Таранов и некоторые другие [25]. Именно благодаря их научным усилиями, к концу прошлого столетия и была успешно окончена работа, длившаяся, как мы уже отмечали, более семи лет.

Из новелл, представляющих научный и практический интерес для представителей стран СНГ, на наш взгляд, следует выделить следующие главы:

- № 39 «Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях» (статьи 655 - 671);

- № 40 «Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них» (статьи 672 - 676) [26];

- № 41 «Реабилитация, возмещение вре-

да, причиненного незаконными действиями органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях» (статьи 677 -685);

- а также последнюю главу в данном разделе № 42 «Особенности по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от административной ответственности» (статьи 686 - 695) [27].

Все вышеперечисленные главы и новые новеллы, помещенные в них, практически не имеют аналогов в новых кодифицированных актах стран СНГ [28].

Заключительным разделом Кодекса является пятый раздел, названный казахстанским законодателем «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий». Он так же, как и, например, КоАО Кыргызской Республики, состоит из двух глав: главы № 43 «Общие положения» (статьи 696 - 705) и главы № 44 «Порядок исполнения отдельных видов административных взысканий», состоящей из 28 статей (статьи 706 - 733) [29].

В заключительную главу нового КоАП РК казахстанским законодателем были включены статьи, впервые регламентирующие порядок принудительного исполнения постановлений: о наложении штрафа на юридическое лицо; о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; о лишении лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) либо приостановление их действия на определенный вид деятельности; о приостановлении либо запрещении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; а также в части применения принудительных мер медицинского характера и некоторые другие [30].

В результате осуществленного нами сравнительно-правового исследования основных положений и правовых новелл нового КоАП Республики Казахстан (2001г.) можно констатировать, что он, безусловно, яв-

ляется концептуально новым комплексным законодательным актом, регламентирующим материальные и процессуальные административно-деликтные нормы, призванные обеспечить надежную защиту основных конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан [31].

В заключение еще раз напомним заинтересованному читателю о том, что проблеме кодификации административно-деликтного законодательства Республики Казахстан мы посвятили значительное количество своих работ, опубликованных в разные годы в юридических изданиях как России, так и Казахстана, Кыргызстана, Армении, Украины и Беларуси [32].

Вместе с тем следует отметить, что, как говорится, совершенству нет предела. Это мы к тому, что еще в середине десятилетия законодатели Казахстана, с подачи Президента РК Н.А. Назарбаева, приняли решение о разработке концептуально новой редакции КоАП РК, в который будут включены только материальные административноделиктные нормы.

Что же касается процессуальных норм, то они будут собраны в другой кодифицированный акт - Административный процессуальный кодекс Республики Казахстан.

Хотим поделиться с читателями информацией о том, что у наших казахстанских коллег слова не расходятся с делом. На момент проведения нашей конференции оба законопроекта уже прошли первое чтение в Парламенте Казахстана и сейчас находятся в стадии подготовки ко второму чтению. Напомним, что Межведомственная комиссия на заседании 28 октября 2005 года по вопросам совершенствования административного законодательства признала целесообразной принятие Административного процессуального кодекса. Согласно разработанной концепции к проекту Административного процессуального кодекса Республики Казахстан концептуальной основой Кодекса послужат демократические идеи и принципы правового государства, содержа-

щиеся в Конституции Республики Казахстан, Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан. Главная идея нового Кодекса заключается в реформировании законодательства об административных правонарушениях в соответствии с принципиально новой методологией, суть которой состоит в признании конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов и обеспечиваемыми правосудием.

Целью принятия Административного процессуального кодекса, по мнению разработчиков, будет являться дальнейшее повышение эффективности регулирования общественных отношений, связанных с привлечением к административной ответственности. Кодекс будет регламентировать процессуальную деятельность по разрешению конкретных дел об административных правонарушениях в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений, порядок защиты в административных судах прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина и охраняемых законом интересов юридических лиц от неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов.

Предметом регулирования Административного процессуального кодекса является обеспечение регламентированной реализации материальных административно-правовых норм права, касающихся административных правонарушений.

Структурно законопроект будет состоять из Общей и Особенной частей. Общая часть Административного процессуального кодекса будет включать в себя: нормы, определяющие понятие, задачи и принципы административно-процессуального законодательства Республики Казахстан; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; об-

Татарин В.Г.

щий порядок ведения производства по административному делу; процессуальные сроки; участников административного процесса; иных лиц, участвующих в административном процессе; представительство при рассмотрении дел; доказательства и некоторые др.

В Особенную часть АПК РК предполагается включить главы, регламентирующие вопросы возбуждения дела об административном правонарушении; рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченными органами; производства в суде первой инстанции; исполнения постановлений о наложении административных взысканий. А также в ней будут регламентироваться деятельность нескольких видов производств, в том числе: производства по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; производства по делам о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах; производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов; производства по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц

и государственных служащих; производства по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов; производства по обращениям прокурора о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными; порядок пересмотра судебных постановлений в апелляционном порядке; исполнение судебных постановлений; производства по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора; производства в суде по вновь открывшимся обстоятельствам и др.

Министерство юстиции РК полагает, что правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта будут заключаться, по мнению разработчиков, в дальнейшем повышении эффективности регулирования административных отношений в сфере защиты прав и интересов граждан и организаций, собственности, обеспечения общественного порядка и безопасности, и с этим трудно не согласиться.

В заключение еще раз с удовлетворением отметим, что Казахстан в случае осуществления раздельной кодификации административно-деликтных и административноделиктных процессуальных норм станет второй после Республики Беларусь страной в СНГ, где будет проведена эта поистине эпохальная законотворческая работа.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. См.: Конституция Республики Казахстан. Алматы, «Юрист», 2009.

2. Подробнее об этом см.: Татарян В.Г. Правовые основы обеспечения безопасности граждан, общества и государства: Учебное пособие. В 2 ч. Алматы: ГУКУЗ ГСК РК, 1998; Он же. Полномочия прокурора по обеспечению законности в административно-деликтном производстве и вопросы совершенствования законодательства // Закон и время. Алматы: Издательство Генеральной прокуратуры РК, 1998. № 5; и другие.

3. Подробнее см.: Татарян В.Г., Сейльханов М.С. Проект нового Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях: заключение экспертной комиссии и авторские предложения. Караганда: КВШ МВД Республики Казахстан, 1995.

4. См.: Алехин А.П. О современных тенденциях развития института административной ответственности в Российской Федерации // Вестник Московского ун-та. Серия 11; // Право. 1992. № 5. С. 6.

5. Кстати, размер минимальной заработной платы в Казахстане в июне 1995 г. составлял 280 тенге.

6. Подробнее об этом см.: Татарян В.Г. Конституционные права и свободы человека и гражданина и проблемы кодификации административно-деликтного законодательства (Итоги разработки доктринальной концепции, структуры и содержания основных положений альтернативного авторского проекта Административно-деликтного кодекса Республики Казахстан): Монография. В 2-х частях. Часть I. Астана: Изд-во Научно-методического совета Министерства юстиции Республики Казахстан, 1998.

7. Казахстанская правда. 1995. 18 марта.

8. Подробнее см.: Татарян В.Г., Сейльханов М.С. Проект нового Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях: заключение экспертной комиссии и авторские предложения. Караганда: КВШ МВД Республики Казахстан, 1995.

9. Подробнее см.: Татарян В.Г. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовые проблемы теории и практики: Монография. В 2-х частях. Часть первая. Алматы: Изд-во МВД Республики Казахстан, 1996.

10. Советы Казахстана. 1995. 25 апреля.

11. См.: Там же.

12. Напомним, что он явился самым первым по хронологии принятия кодифицированным актом, принятым в республиках бывшего Союза ССР и регламентировавшим вопросы административной ответственности.

13. В него за период с 2001 г. по сентябрь 2007 г. 57-ю законами Казахстана были внесены существенные дополнения и изменения. Подробнее по годам об этих изменениях см. нашу работу: Проблемы кодификации административно-деликтного законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовое исследование: Монография. Изд. 2-е, доп. и измен. Москва: Академия экономической безопасности МВД России, 2007.

14. Об административной реформе в Казахстане в начале нового столетия см.: Указ Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2003 г. № 1255 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».

15. См.: Закон Республики Казахстан от 10 июля 2003 г. № 483 -11.

16. Об этом см. наши работы: Татарян В.Г. Законодательство государств-участ-ников Содружества Независимых Государств об административной ответственности: сравнительно-правовое исследование: Монография. В 2-х томах. Том второй. Часть 1. Астана: Академия финансовой полиции Республики Казахстан, 2005. Он же. Современное административно-деликтное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств. Выпуск IV. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях: Учебное пособие. В 2-х томах. Том I. - Астана: Издательство Академии финансовой полиции Республики Казахстан, 2005; и др.

17. Подробнее об этом см.: Татарян В.Г. Кодексы об административной ответственности в системе источников административно-деликтного права стран СНГ. В 3 томах. Том.

2. Астана: Академия финансовой полиции РК, 2005; Татарян В.Г., Пашин В.М. Правоохранительные органы стран СНГ, обеспечивающие экономическую безопасность: Учебное пособие. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005.

18. Порядок их образования см.: Указ Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 г. № 803 «Об образовании специализированных межрайонных экономических и административных судов».

Татарин В.Г.

19. См.: Постановление Правительства РК от 11 июня 2001 г. № 789 «Об утверждении Типового положения о комиссии по защите прав несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14 июня 2002 г. № 646; от 4 марта 2004 г. № 272) // САПП. 2001. № 21. Ст. 267; 2002. № 17. Ст. 189; 2004. №

11. Ст. 146.

20. Подробнее о полномочиях должностных лиц ОВД см.: Приказ МВД РК от 20 июня 2001 г. № 486 «Об утверждении Инструкции по применению КоАП РК в деятельности органов внутренних дел», с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МВД РК от 10 декабря 2002 г. № 777, от 28 января 2003 г. № 43, от 29 сентября 2003 г. № 536. Зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 10 сентября 2001 г. № 1639 // Бюллетень нормативных актов центральных исполнительных органов Республики Казахстан. 2001. № 33.

21. См.: Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 февраля 2000 г. № 178 «Об утверждении форм актов, протоколов, постановлений, предписаний и правил составления и выдачи актов должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор».

22. См., напр.: Приказ Министерства финансов Республики Казахстан от 29 мая 2002 г. № 244 «Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами Министерства финансов Республики Казахстан».

23. Подробнее об этом см.: Татарян В.Г., Когамов М.Ч. Правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов государств - участников Содружества Независимых Государств: Учебное пособие / Выпуск 1. М.: ООО «Ди-наЛ», 2002.

24. Подробнее см.: Татарян В.Г. Проблемы административно-деликтного законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовое исследование: Монография. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2007.

25. См., напр.: Омаров И.А., Сатыбалды К.С. О концепции развития административно-процессуального законодательства в странах СНГ // Актуальные проблемы правовой реформы в Российской Федерации и государствах ? участниках Содружества Независимых Государств: Сб. научных трудов. В 2 т. Т. 1. / Под ред. проф. В.Г. Татаря-на. М.: АНП ФСНП России, 2002. С. 47 - 58; Дуабеков Т.Д. Проблемы кодификации законодательства об административных правонарушениях (материальные и процессуальные аспекты) // Проблемы совершенствования административной деятельности органов внутренних дел в условиях перехода Республики Казахстан к рыночным отношениям: Сб. научных трудов / Под общей ред. доцентов В.Г. Татаряна и И.А. Омарова. Караганда: ВШ МВД Республики Казахстан, 1995. С. 3 - 11; Дуабеков Т.Д., Омаров И.А., Татарян В.Г. О проекте Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан // Проблемы совершенствования административной деятельности органов внутренних дел в условиях перехода Республики Казахстан к рыночным отношениям: Сб. научных трудов. / Под общей ред. доцентов В. Г. Татаряна и И. А. Омарова. Караганда: ВШ МВД Республики Казахстан, 1995. С. 12 - 25.; Жатканбаева А.Е. Правовые основы административной ответственности в Республике Казахстан: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Алматы, 1998.

26. См.: Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27 декабря 2002 г. № 78 «Об утверждении Инструкции «О прокурорском надзоре за законностью судебных актов по административным делам».

27. О современных проблемах нового КоАП РК и путях их решения см.: Лапшин В.Н. Совершенствование принципов законодательства об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного законодательства: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. начальника КарЮИ МВД РК Д.Т. Кенжетаева. Караганда: КарЮИ МВД РК им. Б. Бейсенова. С. 94 - 98; Таранов А.А. Комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях: В 2 кн. Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2002; Григорьев В. И. Административноюрисдикционные проблемы Республики Казахстан в последнем десятилетии ХХ-го века // Материалы научно-теоретической конференции Казахстана на пороге XXI века. Алматы: Изд-во Казахстанского института правоведения и международных отношений; // Право и государство. 1997. № 4. С. 34 - 36; и др.

28. Подробнее об этом см. в наших работах: Татарян В.Г. Законодательство госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств об административной ответственности: сравнительно-правовое исследование: Монография. В 2-х томах. Том второй. Часть 1. Астана: Академия финансовой полиции Республики Казахстан, 2005; Он же. Законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств об административной ответственности: сравнительно-правовое исследование: Монография. В 2-х томах. Том второй. Часть 2. Астана: Академия финансовой полиции Республики Казахстан, 2005; Он же. Современное административно-деликтное законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств. Выпуск IV. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях: Учебное пособие. В 2-х томах. Том I. Астана: Издательство Академии финансовой полиции Республики Казахстан, 2005; Он же. Современное административно-деликтное законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств. Выпуск IV. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях: Учебное пособие. В 2-х томах. Том II. Астана: Издательство Академии финансовой полиции Республики Казахстан, 2005; и др.

29. См.: Закон Республики Казахстан от 30 июня 1998 г. № 253-1 «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Алматы, 2007.

30. Подробнее об этом см.: Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. 2-е изд., перераб. и доп. Алматы: Изд-во «Норма-К», 2003; Он же. Производство по делам об административных правонарушениях в Республике Казахстан. Алматы: Изд-во «Норма-К», 2005; Татарян В.Г. Современное административноделиктное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств. Выпуск IV. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях: Учебное пособие. В 2-х томах. Том II. Астана: Издательство Академии финансовой полиции Республики Казахстан, 2005.

31. См.: Конституция Республики Казахстан. Алматы, «Юрист», 2009.

32. Помимо вышеназванных работ см.: Татарян В.Г. Развитие и совершенствование института мер обеспечения административно-юрисдикционного производства: от общесоюзных Основ до кодексов об административной ответственности стран СНГ // Российский судья. 2004. № 8. С. 32 - 36; Он же. Анализ законотворческого опыта парламентариев стран СНГ по созданию концептуально новых административно-деликтных актов // Совершенствование деятельности органов, осуществляющих борьбу с экономическими и налоговыми правонарушениями: Материалы международной дистанционной научно-практической конференции (Москва, 2004 г.) / Под общ. науч. ред. проф. В. Г. Татаряна. М.: АЭБ МВД России, 2004; Он же. Новейшее административно-деликт-

Татарин В.Г.

ное законодательство стран СНГ: анализ общих положений // Международное публичное и частное право. 2004. № 4 (19). С. 64 - 68; Он же. Современное административно-деликтное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств. Выпуск IV. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях: Учебное пособие. В 2-х томах. Том II. Астана: Издательство Академии финансовой полиции Республики Казахстан, 2005. Наиболее «продвинутым» читателям можем порекомендовать ознакомиться с нашей монографией: Проблемы кодификации административно-деликтного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств. 2-е изд., доп. и измен. М., АЭБ МВД России, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.