Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГАЗОНАХ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГАЗОНАХ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
благоустройство / местное самоуправление / газоны / транспортное средство / административная ответственность / improvement / local government / lawns / vehicle / administrative responsibility.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яхина Юлия Харисовна, Грипп Эльвина Харисовна

В статье авторы исследуют проблемы правового регулирования административной ответственности за размещение транспортного средства на газонах. В частности, на примере г. Санкт-Петербурга анализируется соотношение регионального законодательства в этой части и федерального законодательства о безопасности дорожного движения. Авторы доказывают, что неоднозначная трактовка понятия «газон», а также отсутствие фактической инфраструктурной возможности найти парковку, во многих конкретных случаях обуславливают сомнения в отношении законности и справедливости назначаемых наказаний. В статье формулируются рекомендации, направленные на совершенствование законодательного регулирования административной ответственности за размещение транспортного средства на газонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яхина Юлия Харисовна, Грипп Эльвина Харисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PLACING THE VEHICLE ON LAWNS: PROBLEMS OF THE RATIO OF FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG

In the article, the author explores the problems of legal regulation of administrative responsibility for placing a vehicle on lawns. In particular, on the example of St. Petersburg, the ratio of regional legislation in this part and federal legislation on road safety is analyzed. The author proves that the ambiguous interpretation of the concept of “lawn,” as well as the lack of an actual infrastructure opportunity to find parking, in many specific cases cause doubts about the legality and fairness of the penalties imposed. In this regard, a number of recommendations are formulated aimed at improving the legislative regulation of administrative responsibility for placing a vehicle on lawns.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГАЗОНАХ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ЯХИНА Юлия Харисовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», e-mail: yulechka72@yandex.ru

ГРИПП Эльвина Харисовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», e-mail: ElvinaGr@yandex.ru

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГАЗОНАХ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация. В статье авторы исследуют проблемы правового регулирования административной ответственности за размещение транспортного средства на газонах. В частности, на примере г. Санкт-Петербурга анализируется соотношение регионального законодательства в этой части и федерального законодательства о безопасности дорожного движения. Авторы доказывают, что неоднозначная трактовка понятия «газон», а также отсутствие фактической инфраструктурной возможности найти парковку, во многих конкретных случаях обуславливают сомнения в отношении законности и справедливости назначаемых наказаний. В статье формулируются рекомендации, направленные на совершенствование законодательного регулирования административной ответственности за размещение транспортного средства на газонах.

Ключевые слова: благоустройство; местное самоуправление; газоны; транспортное средство; административная ответственность

YAKHINA Yulia Harisovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department state-legal disciplines North-West Branch of the Federal state budgetary educational institutions of higher education "Russian State University of Justice

GRIPP Elvina Harisovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Public Law disciplines of the North-West Branch Federal state budget educational institution of higher education education "Russian State University of Justice

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-232-236 NIION: 2018-0076-10/23-792 MOSURED: 77/27-023-2023-10-792

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PLACING THE VEHICLE ON LAWNS: PROBLEMS OF THE RATIO OF FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG

Annotation. In the article, the author explores the problems of legal regulation of administrative responsibility for placing a vehicle on lawns. In particular, on the example of St. Petersburg, the ratio of regional legislation in this part and federal legislation on road safety is analyzed. The author proves that the ambiguous interpretation of the concept of "lawn," as well as the lack of an actual infrastructure opportunity to find parking, in many specific cases cause doubts about the legality and fairness of the penalties imposed. In this regard, a number of recommendations are formulated aimed at improving the legislative regulation of administrative responsibility for placing a vehicle on lawns.

Key words: improvement; local government; lawns; vehicle; administrative responsibility.

В последнее время все большее распространение получает практика привлечения граждан к административной ответственности за размещение транспортных средств на газонах, как элементах благоустройства, на основании законодательства субъектов РФ. Так, в г. Санкт-Петербурге за неполные шесть месяцев 2023 года должностными лицами Государственной административно-технической инспекции г. Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ) вынесено 9874 постановления об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях» [1]. Общий размер административных штрафов при этом составил более 100 миллионов рублей [2].

Особенность рассматриваемой административной практики заключается в том, что административные правонарушения выявляются при помощи программно-аппаратных комплексов автоматической фиксации нарушений. Такие комплексы установлены на автотранспортных средствах мобильных групп управления по мониторингу состояния объектов и элементов благоустройства ГАТИ г. Санкт-Петербурга. В соответствии с примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ на собственника (или владельца на иных основаниях) транспортного средства, размещенного на газоне, распространяются некоторые «исключения» из презумпции невиновности. Постановление о привлечении к административной ответственности направляется посредством почтовой связи и может быть обжаловано в течение десяти дней после получения. Вместе с тем, лицо, в отношении которого ведется производство, будет обязано само доказать свою невиновность.

На наш взгляд, абсолютно оправданным следует признать установление административной ответственности за размещение транспортных средств с нарушением принятых на тех или иных территориях норм и правил благоустройства. Объект посягательства таких правонаруше-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

ний гораздо шире, чем только отношения в сфере благоустройства. Стихийные парковки, возникающие при игнорировании правил благоустройства, становятся источником пыли, шума и выхлопных газов, нарушая, таким образом, права местных жителей на благоприятную окружающую среду, тишину и покой и т.д.

Однако, следует разделить недоумение водителей, которые много лет паркуются на одних и тех же местах и в какой-то момент привлекаются за данное деяние к административной ответственности. Во-первых, в большинстве случаев размещение транспортных средств на газонах обусловлено отсутствием в пределах пешей доступности асфальтированных парковок. Во-вторых, водитель далеко не во всех случаях способен определить, что тот или иной элемент благоустройства относится к категории «газон».

Согласно п. 1.10.16 Приложения № 5 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга [3] газон

- это элемент благоустройства, состоящий из травянистых растений искусственного или естественного происхождения, в том числе частично утративший свои внешние признаки». Именно субъективный подход должностных лиц ГАТИ к определению частичной утраты газоном внешних признаков оспаривается многими лицами, привлеченными к административной ответственности.

Как представляется, в отрыве от иных мер законодательного и управленческого характера в области благоустройства, превентивный потенциал административной ответственности за размещение транспортных средств на газонах крайне невысок. Единственная предусмотренная законодательством цель административного наказания

- предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть первая ст. 3.1 КоАП РФ), не может быть достигнута в отношении водителей, которым просто негде парковать личный (служебный) автомобиль.

Кроме того, применение мер административной ответственности при высокой степени неопределенности в отношении юридической категории «газон», возможность автоматической фиксации правонарушений и некоторые исключения из презумпции невиновности создают угрозы для нарушения прав и свобод собственников (владельцев) транспортных средств, повышают вероятность незаконного или несправедливого привлечения к ответственности. Сказанное приобретает еще большее значение в свете того, что собственником транспортного средства, подлежащим привлечению к административной ответственности, часто выступают юридические лица. В соответствии со ст. 32 Закона Санкт-Петербурга размер административного штрафа для юридических лиц составляет от 50 до 500 тысяч рублей. Назначение административных штрафов в таком размере создает существенные риски для субъектов предпринимательской деятельности с точки зрения их платежеспособности, в особенности, если речь идет о субъектах малого предпринимательства. Административный штраф в столь значительном размере может привести к приостановлению или даже прекращению деятельности такого субъекта.

Необходимо отметить, что отдельные специалисты подвергают сомнению законность привлечения к административной ответственности за размещение транспортного средства на газонах на основании законов субъектов РФ. Как отмечает Ю.Г. Федотова, применение таких положений противоречит нормам Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [4], Правилам дорожного движения (далее - ПДД) [5] и КоАП РФ [6] в связи с превышением компетенции органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления при их принятии. Определяя общие требования по обеспечению безопасности дорожного движения, п. 4 ст. 22 Закона о безопасности дорожного движения закрепляет, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается ПДД, утверждаемыми Правительством РФ. Разделы 12 и 17 ПДД определяют порядок остановки и стоянки транспортных средств, ответственность за нарушение которого установлена ст. 12.19 КоАП РФ [7].

Безусловно, логика в приведенной выше аргументации имеет место. Кроме того, обозначенное мнение до определенного момента подтверждалось и правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении отдельных дел [8,9]. Вместе с тем, в 2021 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации достаточно четко обозначил свою

позицию относительно рассматриваемого вопроса. Если остановка или стоянка транспортного средства была осуществлена на территориях, на которые не распространяется действие раздела 12 ПДД РФ (например, газон, детская площадка, иные объекты благоустройства), такие действия квалификации по статье 12.19 КоАП РФ не подлежат. Административная ответственность за указанные нарушения может быть установлена законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях [10].

По нашему мнению, право субъектов РФ устанавливать административную ответственность за нарушение правил благоустройства путем размещения транспортного средства сомнению не подлежит. Считать закрепление административной ответственности за деяния, связанные с размещением транспортного средства с нарушением правил благоустройства, выходом за пределы компетенции регионального законодательства неверно.

Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации должны поставить точку в этом вопросе.

Вместе с тем, применение мер административной ответственности должно быть направлено на предупреждение новых правонарушений. Фискальный характер административной практики, когда единственным результатом назначение штрафов выступает лишь увеличение доходов регионального бюджета, недопустим. Кроме того, назначение административного наказания за размещение транспортного средства на участках местности, формально подпадающих под понятие «газон» в условиях неоднозначной трактовки данного понятия, не отвечает принципам законности и справедливости.

Решение рассматриваемой проблемы лежит, прежде всего, в дополнительном законодательном регулировании на уровне субъектов РФ. Во-первых, региональному законодателю следует рекомендовать дополнить правила благоустройства нормами об обязательном учете зеленых насаждений в рамках единого общедоступного реестра. Нагрузка по наполнению такого реестра должна лечь на органы местного самоуправления, которые должны провести ревизию зеленых насаждений на своей территории и внести данные об элементах благоустройства (координаты и границы элемента, количество и характеристика зеленых насаждений). В реестр должны вноситься только те элементы благоустройства, на которых фактически расположены естественные или искусственные зеленые насаждения, либо те элементы, которые такими насаждениями планируется благоустроить.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

При этом в обязанность органов местного самоуправления законодательно необходимо вменить информирование местного населения о том, что тот или иной элемент благоустройства внесен в реестр зеленых насаждений и признается газоном, а размещение на нем транспортного средства влечет административную ответственность. Такое информирование особенно актуально в отношении водителей - пользователей стихийных автостоянок и может осуществляться путем размещения информационных стендов и табличек, ограждения элементов благоустройства сигнальной лентой и т.п.

Наряду с этим в нормах региональных законодательных актов об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за размещение транспортного средства на газоне, должно быть включено уточнение (например, в рамках примечания к статье), что данная норма применяется лишь в случае, если место размещения транспортного средства включено в региональный реестр зеленых насаждений. В иных случаях состав административного правонарушения отсутствует. В контексте сказанного необходимо положительно оценить опыт г. Москвы, где единый реестр зеленых насаждений создан, цифровизован (общедоступен в сети Интернет) [11]. При этом, как показывают материалы судебной практики, информация (выписка) из реестра зеленых насаждений является обязательным элементом доказывания вины правонарушителя [12,13].

Подводя итог, еще раз отметим, что одним из распространенных нарушений правил благоустройства является размещение транспортных средств на газонах. Административная ответственность за правонарушения такого рода предусматривается на уровне законодательства субъектов РФ. При этом возникают проблемы правоприменительного характера, связанные с соотношением федерального законодательства в области безопасности дорожного движения и законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме того, неоднозначная трактовка понятия «газон», а также отсутствие фактической инфраструктурной возможности найти парковку, во многих конкретных случаях обуславливают сомнения в отношении законности и справедливости назначаемых наказаний. В связи с изложенным, на наш взгляд, необходимо дополнить правила благоустройства нормами об обязательном учете зеленых насаждений в рамках единого общедоступного реестра. Наряду с этим в нормы региональных законодательных актов об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за размещение транспортного средства на газоне, должно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

быть включено уточнение (например, в рамках примечания к статье), что соответствующие нормы применяются лишь в случае, если место размещения транспортного средства включено в региональный реестр зеленых насаждений.

Список литературы:

[1] Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2010. № 14.

[2] За парковку на газонах с начала года оштрафовали почти 10 тысяч петербуржцев: Фонтанка от 18 мая 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fontanka.ru/2023/05/18/72314804/ ?ysclid=lniu8q79dk652736420 Дата обращения: 25.09.2023).

[3] Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 г. № 961 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга». [Электронный ресурс]. СПС Гарант (дата обращения: 29.09.2023).

[4] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

[5] Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. I). Ст. 1.

[7] Федотова Ю.Г. Благоустройство территории: реальность или фикция // Современное право. 2018. № 11. С. 39 - 44.

[8] Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 31.08.2016 № 31-АПГ16-5. URL: http://legalacts.ru/ sud/apelliatsionnoe-opredeleme-verkhovnogo-suda-rf-ot-31082016-n-31-apg16-5/.

[9] Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 27.04.2016 № 57-АПГ16-1. URL: http://legalacts.ru/ sud/apelliatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27042016-n-57-apg16-1 /.

[10] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. № 9.

[11] Постановление Правительства Москвы от 12 августа 2014 г. № 461-ПП «Об автоматизиро-

ванной информационной системе «Реестр зеленых насаждений» // http://www.mos.ru, 12.08.2014.

[12] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.05.2021 № Ф05-10705/2021 по делу № А40-217623/20-122-1412. [Электронный ресурс]. СПС Консультант плюс (дата обращения: 29.09.2023).

[13] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.02.2022 № Ф05-485/2022 по делу № А40-92750/2021 [Электронный ресурс]. СПС Консультант плюс (дата обращения: 29.09.2023).

Spisok literatury:

[1] Zakon Sankt-Peterburga ot 31 maya 2010 g. № 273-70 «Ob administrativnyh pravonarusheniyah v Sankt-Peterburge // Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniya Sankt-Peterburga. 2010. № 14.

[2] Za parkovku na gazonah s nachala goda oshtrafovali pochti 10 tysyach peterburzhcev: Fon-tanka ot 18 maya 2023 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.fontanka.ru/2023/05/18/72314804/Pys-clid=lniu8q79dk652736420 Data obrashcheniya: 25.09.2023).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva g. Sankt-Peter-burga ot 9 noyabrya 2016 g. № 961 «Ob utverzhdenii Pravil blagoustrojstva territorii Sankt-Peterburga». [Elektronnyj resurs]. SPS Garant (data obrashcheniya: 29.09.2023).

[4] Federal'nyj zakon ot 10 dekabrya 1995 g. № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 50. St. 4873.

[5] Postanovlenie Soveta Ministrov - Pravitel'stva RF ot 23 oktyabrya 1993 g. № 1090 «O pravilah dorozhnogo dvizheniya» // Sobranie aktov Prezidenta RF i Pravitel'stva RF. 1993. № 47. St. 4531.

[6] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ // SZ RF. 2001. № 1 (ch. I). St. 1.

[7] Fedotova YU.G. Blagoustrojstvo territorii: real'nost' ili fikciya // Sovremennoe pravo. 2018. № 11. S. 39 - 44.

[8] Apellyacionnoe opredelenie Sudebnoj kol-legii po administrativnym delam VS RF ot 31.08.2016 № 31-APG16-5. URL: http://legalacts.ru/sud/apelliat-sionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-31082016-n-31-apg16-5/.

[9] Apellyacionnoe opredelenie Sudebnoj kol-legii po administrativnym delam VS RF ot 27.04.2016 № 57-APG16-1. URL: http://legalacts.ru/sud/apelliat-sionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27042016-n-57-apg16-1/.

[10] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 25.06.2019 № 20 «O nekotoryh voprosah, voznikayushchih v sudebnoj praktike pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah, predus-motrennyh glavoj 12 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» // Byulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. 2019. № 9.

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 12 avgusta 2014 g. № 461-PP «Ob avtomatizirovannoj informacionnoj sisteme «Reestr zelenyh nasazh-denij» // http://www.mos.ru, 12.08.2014.

[12] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Mosk-ovskogo okruga ot 26.05.2021 № F05-10705/2021 po delu № A40-217623/20-122-1412. [Elektronnyj resurs]. SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya: 29.09.2023).

[13] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Mosk-ovskogo okruga ot 22.02.2022 № F05-485/2022 po delu № A40-92750/2021 [Elektronnyj resurs]. SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya: 29.09.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.