Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДМЕТОМ СОВЕРШЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ'

ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДМЕТОМ СОВЕРШЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
автомобильный транспорт / административное правонарушение / доказывание / видеонаблюдение / видеофиксация / ГИБДД. / motor / transport / administrative offense / proof / video surveillance / video recording / traffic police.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дёмина Ксения Витальевна

В данной статье анализируются особенности процесса доказывания административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом. Внимание уделяется различным аспектам этой проблемы, включая вопросы, связанные с проверкой камерами видеофиксации ГИБДД. Основная цель исследования заключается в анализе законодательных аспектов доказывания административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом, и предложении рекомендаций по улучшению соответствующего законодательства. Для достижения этой цели были использованы различные научные методы, включая общенаучные и частнонаучные методы, а также методы юридической статистики. В результате исследования автор предпринял попытку предложить конкретные рекомендации по усовершенствованию нормативной правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROVING ADMINISTRATIVE OFFENSES, THE SUBJECT OF WHICH IS MOTOR TRANSPORT

Within the framework of this article, the question of the characteristic features of proving administrative offenses, the subject of which is motor transport, is considered. Attention is drawn to the range of problematic issues of a theoretical, legislative and practical nature, in particular, the problems of verification of traffic police video cameras. The purpose of the study is to analyze the legal structure of proving administrative offenses, the subject of which is motor transport, and to propose recommendations for improving legislation. General scientific research methods, private scientific methods, including the method of legal statistics were used. As a result of the research, the author attempts to offer specific recommendations for improving the regulatory framework.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДМЕТОМ СОВЕРШЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ»

gs4 административное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-221-225 ДЁМИНА Ксения Витальевна,

NIION: 2018-0076-10/23-790 аспирант СПБУТУиЭ, Санкт-Петербург,

MOSURED: 77/27-023-2023-10-790 e-mail: Ksenia5989@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДМЕТОМ СОВЕРШЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация. В данной статье анализируются особенности процесса доказывания административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом. Внимание уделяется различным аспектам этой проблемы, включая вопросы, связанные с проверкой камерами видеофиксации ГИБДД. Основная цель исследования заключается в анализе законодательных аспектов доказывания административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом, и предложении рекомендаций по улучшению соответствующего законодательства. Для достижения этой цели были использованы различные научные методы, включая общенаучные и частнонаучные методы, а также методы юридической статистики. В результате исследования автор предпринял попытку предложить конкретные рекомендации по усовершенствованию нормативной правовой базы.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, административное правонарушение, доказывание, видеонаблюдение, видеофиксация, ГИБДД.

DEMINA Ksenia Vitalievna,

postgraduate student of UMTE, St. Petersburg

FEATURES OF PROVING ADMINISTRATIVE OFFENSES, THE SUBJECT OF WHICH IS MOTOR TRANSPORT

Annotation. Within the framework of this article, the question of the characteristic features of proving administrative offenses, the subject of which is motor transport, is considered. Attention is drawn to the range of problematic issues of a theoretical, legislative and practical nature, in particular, the problems of verification of traffic police video cameras. The purpose of the study is to analyze the legal structure of proving administrative offenses, the subject of which is motor transport, and to propose recommendations for improving legislation. General scientific research methods, private scientific methods, including the method of legal statistics were used. As a result of the research, the author attempts to offer specific recommendations for improving the regulatory framework.

Key words: motor, transport, administrative offense, proof, video surveillance, video recording, traffic police.

Введение. В течение всего своего существования люди стремятся использовать прицепы для упрощения управления своей жизнью и создания новых успешных изобретений. Современные технологические достижения, включая автомобильный транспорт, стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В связи с этим важными остаются вопросы улучшения правового регулирования в области административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом, включая проблемы, связанные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

с алкогольным воздействием и деятельностью ГИБДД.

Материалы и методы. Методология исследования, направленная на анализ особенностей процесса доказывания административных правонарушений в России, связанных с автомобильным транспортом и алкоголем, представлена через диалектический и системный подход. В рамках данного исследования использовались различные методы, включая эмпирический анализ и синтез, статистический анализ дорожных данных. В

качестве источников информации использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, официальная судебная практика, а также статистические данные, включая дорожную статистику и учебную и научную литературу.

Результаты. В ходе данного исследования были выявлены важные теоретические и практические аспекты, связанные с передачей особенностей доказывания административных правонарушений, особенно касающихся сферы автомобильного транспорта. Анализируя характерные черты этих правонарушений, была предпринята попытка комбинировать теоретические и практические подходы. На основе этого исследования были разработаны научно обоснованные выводы и предложены рекомендации по усовершенствованию нормативной правовой базы и её практическому применению.

Обсуждение. Усовершенствование процедур доказывания в случае административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом и перевозкой, включает использование различных методов и техник. Передача доказательств основывается на фактических данных и информации, которые играют ключевую роль при определении наличия или отсутствия административных правонарушений, виновности лиц, привлекаемых к административной ответственности [1].

Процесс доказывания административных правонарушений может включать следующие методы:

1. Получение объяснений от лиц, участвующих в делах, включая свидетелей и потерпевших, особенно в случаях, связанных с аварийностью и нарушениями ПДД.

2. Проведение экспертизы для установления фактических обстоятельств совершенных деяний.

3. Использование автоматических фиксаторов и протоколов, составленных сотрудниками ГИБДД в случаях административных правонарушений, включая алкогольные.

4. Проверка документов, включая водительские удостоверения, страховые свидетельства и другие юридически значимые документы водителей и транспортных средств.

5. Тестирование на алкогольное и наркотическое опьянение в случае подозрения на неадекватное состояние водителей.

Все эти методы и процедуры служат цели правильного разрешения административных дел в сфере автомобильного транспорта.

Вышеупомянутые методы совмещаются для обеспечения получения допустимых и точных доказательств в случае административных право-

нарушений, связанных с автомобильным движением и переходом через дороги.

Федеральный законодатель определяет транспортные средства как наземные самоходные устройства категорий <^», «М», «№, двигатели которых имеют мощность более 4 киловатт или максимальную скорость передачи более 50 километров в час, предназначенные для перевозки людей или грузов, а также прицепы (полуприцепы).

Решение Верховного Суда Российской Федерации уточняет, что передача управления над транспортным средством при обстоятельствах, связанных с алкогольным опьянением лиц управляющих транспортным средством необходимо понимать по субъекту владения независимо от того, какое отношение к судьбе транспортного средства имеет виновное лицо [2].

В целях определения состояния и факта у водителя опьянения алкогольного характера, исходя из императивных нормативных положений законодательства необходимо пройти медицинского освидетельствование в соответствующих организациях. Санкция в виде штрафа в обозначенных обстоятельствах может быть применена исключительно при обнаружении в крови субъекта дорожного движения компонентов и веществ не относящихся к алкогольным, наркотическим и психотропным [4].

В своем решении Конституционный Суд Российской Федерации резюмировал, что норма примечательного характера к статье 12.8 КоАП РФ не соответствует Конституции в той мере, в которой оно может препятствовать привлечению к административной ответственности водителей, осуществивших действия, направленные на употребление препаратов лекарственного характера, не содержащих компоненты алкоголя, наркотиков и психотропных веществ, но способных влиять на внимание и реакцию, что может вызвать разнообразные риски на дорогах. Поэтому было указано, что необходимы изменения в нормативных положениях, регулирующих учет и анализ обстоятельств при регламентации административных дел в сфере нарушения правил дорожного движения [3].

Судебная практика способствует более ясному определению понятия «транспортные средства» в главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с этим понятием, транспортными средствами считаются следующие:

1. Автомототранспортные средства, зарегистрированные и оборудованные рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час.

2. Автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.

3. Другие прицепы, прикрепленные к указанным автомототранспортным средствам.

Согласно данным от ОМВД России по Елецкому району, Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) часто возникают из-за намеренного или случайного несоблюдения правил безопасности на дороге. К сожалению, некоторые участники дорожного движения часто игнорируют правила безопасности, что чаще всего приводит к авариям. Основной причиной ДТП является человеческая халатность и нарушение разнообразных правил, таких как превышение скоростного режима, проезд на красный свет светофора, игнорирование правил пересечения железнодорожных путей и многие другие[8].

Административный штраф остается основным видом административных наказаний, назначаемых по итогам рассмотрения дел о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения [7]. В 2022 году было выписано 202 миллиона

4. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и другие самоходные машины.

5. Транспортные средства, управление которыми предоставляется специальным правом согласно законодательству о безопасности дорожного движения (например, мопеды) [5].

Однако, по данным ГИБДД, количество административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом, остается высоким (смотреть таблицу 1) [10].

административных штрафов за нарушения в этой сфере, что составляет 99% от общего числа назначенных наказаний.

Согласно статье 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления. Однако это считается недостаточным сроком, учитывая необходимость проведения экспертиз и медицинских исследований в рамках процесса защиты прав лиц, вовлеченных в совершение административных правонарушений. Эти процедуры часто требуют больше времени.

В Информационно-аналитическом обзоре дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 2022 год указываются следующие статистические данные о числе аварий, в которых участвовали легковые транспортные средства [6].

Таблица 1

Показатель административных правонарушений, связанных с автомобильным транспортом

Год ДТП ДТП с участием неустановленных транспортных средств ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств

2021 133 331 3456 118 434

2022 126 705 3297 111 178

2023 83 448 2468 73 262

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Рисунок 1. Анализ аварийности с участие легковых транспортных средств

по месяцам за 2022 год

Для эффективного установления факта совершения административных правонарушений, в которых предметом является использование автомобиля, возникают ряд сложностей. Во-первых, такие правонарушения могут совершаться без свидетелей или видеозаписей, что может затруднить предоставление доказательств. Во-вторых, свидетельские показания могут быть субъективными и противоречивыми, что увеличивает неопределенность в установлении правонарушения. В-третьих, технические проблемы, такие как неисправность радаров или видеорегистраторов, могут вызвать сомнения в точности фиксации нарушений.

В-четвёртых, автоматизированные системы распознавания номерных знаков автомобилей могут допускать ошибки, что приводит к неверному определению владельца транспортного средства. В-пятых, некоторые водители пытаются уклониться от административной ответственности, предоставляя ложную или неточную информацию о событиях ДТП. В-шестых, некоторые правонарушения могут быть совершены под влиянием случайных и необратимых обстоятельств природного, техногенного и антропогенного характера, таких как технические неисправности автомобиля.

Прокуратура Республики Чувашия провела проверку в 2021 году и выявила, что Министерство транспорта Чувашии не выполняет обязательства по поверке дорожных камер. Из 214 дорожных камер 81 не имели действующего сертификата о поверке [9].

Для успешного установления факта совершения административных правонарушений, в которых используется автомобиль, необходимо

учитывать вышеуказанные технические и процессуальные проблемы и использовать разнообразные методы сбора и анализа доказательств с целью минимизации возможных ошибок и неопределенностей.

Выводы. В результате проведенного исследования особенностей установления факта совершения административных правонарушений, в которых используется автомобильный транспорт, можно сделать следующие выводы:

1. Основной причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами, будь то намеренное или случайное.

2. Количество ДТП остается стабильным и не превышает 135 тысяч случаев каждый год, согласно данным прокуратуры.

3. Климатические условия остаются отдельным фактором, влияющим на проблемы в дорожной безопасности.

4. Юридически значимым аспектом являются технические проблемы с видеокамерами для фиксации правонарушений, в особенности в отношении автомобильного транспорта.

Особенности установления факта совершения административных правонарушений, в которых предметом является автомобильный транспорт, многообразны и зависят от инструментального аппарата. Решение указанных проблем лежит в сфере возможных реформирований действующего законодательства. На основании этого, считаем целесообразным внести изменения в часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ следующего содержания: «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение двадцати восьми суток со дня вручения или получения копии постановления».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Список литературы:

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Статья 1.

[2] Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018 № 32 (ч. I). Ст. 5076;

[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 51-П «По делу о проверке конституционности примечания к статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало- Ненецкого автономного округа» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. 29.11.2022. № 0001202211290001;

[4] Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019 год. № 9;

[5] Постановление Верховного суда Российской Федерации от 15 сентября 2023 года № 5-306/2021 // СПС «СудАкт»;

[6] Информационно-аналитический обзор «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год» // Научный центр безопасности дорожного движения. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс:] https://media.mvd.ru/files/ embed/4761994;

[7] Информационно-аналитический обзор «Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 году» // Научный центр безопасности дорожного движения. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс:] https://media. mvd.ru/files/embed/4778690;

[8] Главе Минтранса Чувашии внесли представление из-за камер фиксации нарушений ПДД // Правда ПФО [Электронный ресурс:] https:// pravdapfo.ru/news/103438-glave-mmtransa-chuvashii-vnesli;

[9] Официальный интернет-портал ОМВД по Елецкому району // [Электронный ресурс:] https:// хп-^1 aajede2f.48.xn--b1aew.xn--p1ai/;

[10] Официальный интернет-портал ГИБДД России // [Электронный ресурс:] http://xn--80a7adb. xn--90adear.xn--p1ai/.

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 goda № 195-FZ // SZ RF. 2002. № 1 (chast' 1). Stat'ya 1.

[2] Federal'nyj zakon ot 3 avgusta 2018 goda № 283-FZ «O gosudarstvennoj registracii transport-nyh sredstv v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izme-nenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2018 № 32 (ch. I). St. 5076;

[3] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 24 noyabrya 2022 goda № 51-P «Po delu o proverke konstitucionnosti pri-mechaniya k stat'e 12.8 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah v svyazi s zaprosom Salekhardskogo gorodskogo suda YAmalo- Neneckogo avtonomnogo okruga» // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii pravo.gov. ru. 29.11.2022. № 0001202211290001;

[4] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo suda Rossijskoj Federacii ot 25 iyunya 2019 goda № 20 «O nekotoryh voprosah, voznikayushchih v sudebnoj praktike pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah, predusmotrennyh glavoj 12 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» // Byulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. 2019 god. № 9;

[5] Postanovlenie Verhovnogo suda Rossijskoj Federacii ot 15 sentyabrya 2023 goda № 5-306/2021 // SPS «SudAkt»;

[6] Informacionno-analiticheskij obzor «Dorozh-no-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 2022 god» // Nauchnyj centr bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya. Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs:] https://media. mvd.ru/files/embed/4761994;

[7] Informacionno-analiticheskij obzor «Pravo-primenitel'naya deyatel'nost' v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2022 godu» // Nauchnyj centr bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. Ministerstvo vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs:] https://media.mvd.ru/files/embed/4778690;

[8] Glave Mintransa CHuvashii vnesli predstav-lenie iz-za kamer fiksacii narushenij PDD // Pravda PFO [Elektronnyj resurs:] https://pravdapfo.ru/ news/103438-glave-mintransa-chuvashii-vnesli;

[9] Oficial'nyj internet-portal OMVD po Eleck-omu rajonu // [Elektronnyj resurs:] https://xn--e1aaje-de2f.48.xn--b1aew.xn--p1ai/;

[10] Oficial'nyj internet-portal GIBDD Rossii // [Elektronnyj resurs:] http://xn--80a7adb.xn--90adear. xn--p1ai/.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.