Научная статья на тему 'О СООТВЕТСТВИИ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРИСУТСТВИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

О СООТВЕТСТВИИ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРИСУТСТВИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НОРМЫ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караваев Александр Александрович, Галустян Андраник Гайкович

В статье проводится исследование соотношения административных санкций за нахождение несовершеннолетних лиц в салоне автомобиля под управлением лица в состоянии опьянения. Обозначен краткий анализ нормативной правовой основы, регламентирующей процедуру освидетельствования на состояние опьянения. Отмечены дискуссионные моменты назначения административного наказания лицам, застигнутым при совершении правонарушения, предусмотренного статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Караваев Александр Александрович, Галустян Андраник Гайкович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONFORMITY OF THE MEASURE OF RESPONSIBILITY OF DRIVERS FOR DRIVING A VEHICLE IN A STATE OF DRUNK IN THE PRESENCE OF MINORS

The article studies the ratio of administrative sanctions for the presence of minors in the passenger compartment of a car under the control of a person in a state of intoxication. A brief analysis of the normative legal framework governing the procedure for examination for the state of intoxication is outlined. Debatable moments of imposing an administrative penalty on persons caught committing an offense under Articles 12.8, 12.26 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation are noted.

Текст научной работы на тему «О СООТВЕТСТВИИ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРИСУТСТВИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

А. А. Караваев, кандидат юридических наук А. Г. Галустян

О СООТВЕТСТВИИ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРИСУТСТВИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ON CONFORMITY OF THE MEASURE OF RESPONSIBILITY OF DRIVERS FOR DRIVING A VEHICLE IN A STATE OF DRUNK IN THE PRESENCE OF MINORS

В статье проводится исследование соотношения административных санкций за нахождение несовершеннолетних лиц в салоне автомобиля под управлением лица в состоянии опьянения. Обозначен краткий анализ нормативной правовой основы, регламентирующей процедуру освидетельствования на состояние опьянения. Отмечены дискуссионные моменты назначения административного наказания лицам, застигнутым при совершении правонарушения, предусмотренного статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

The article studies the ratio of administrative sanctions for the presence of minors in the passenger compartment of a car under the control of a person in a state of intoxication. A brief analysis of the normative legal framework governing the procedure for examination for the state of intoxication is outlined. Debatable moments of imposing an administrative penalty on persons caught committing an offense under Articles 12.8, 12.26 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation are noted.

Управление транспортным средством, по мнению авторов, может подлежать оцениванию в социальном сегменте сразу по нескольким направлениям.

Реализация социальных и бытовых потребностей современного общества невозможна без технического прогресса, который в данном случае представляется с весьма положительной стороны. Важно отметить, что без современных автомобилей невозможна реализация целого ряда государственных задач, как в экономическом, социальном, политическом сегменте, так и в защитном, охранительном и спасательном.

Правовая и организационная система управления дорожным движением наработала определенный положительный опыт в сфере безопасности. Дорожное покрытие, система знаков и указателей, отдельные формы контрольно-надзорной деятельности систематически обновляются, модернизируются, приводятся к мировым стандартам и требованиям. Представляется, что одна из главных задач данного вектора государственной деятельности может быть обозначена как достижение минимальных показателей дорожно-транспортных происшествий и травматизма участников движения.

Различные дорожно-транспортные происшествия приводят к получению травм, смерти участников движения, а также негативным эко-

номическим последствиям для лиц, виновных в их совершении. Необходимо отметить, что происшествия в сфере дорожного движения не всегда являются следствием нарушения технической исправности транспортного средства, дорожного полотна либо иных технических аспектов, задействованных в обозначенном процессе. Зачастую автовладельцы и лица, допущенные к управлению, сами не исполняют требования, которые предписаны правилами дорожного движения. Представляется, что мотивы подобного противоправного поведения могут быть различными, в одних ситуациях его аргументируют невнимательностью к предписаниям, спешкой в процессе управления, недостаточным опытом вождения, в других — халатным отношением к возможности наступления деструктивных последствий, сознательным нарушением правил безопасности дорожного движения в угоду личным интересам водителя.

Таким образом, оценить однозначно современное дорожное движение с позиции «хорошо» или «плохо» достаточно сложно. Однако представляется актуальным подвергнуть анализу ряд значимых деструктивных составляющих в поведении современного водителя транспортного средства, которые систематически наблюдаются в объективной действительности.

Актуальность исследования проблематики нахождения за рулем транспортных средств водителей в опасном состоянии, невзирая на все ранее принятые нормативные правовые акты, в том числе связанные с систематическим ужесточением ответственности водителей за различные правонарушения, сомнению не подлежит. Особую тревогу вызывает опасность для жизни и здоровья детей, оказавшихся невольными участниками противоправных действий на дороге.

Согласно официальной статистике Госавтоинспекции, на дорогах Российской Федерации в 2021 году произошло 133 331 дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП), в результате которых погибло 14 874 человека, получили различные травмы и ранения 167 856 человек. В каждом девятом ДТП участвовал водитель с признаками опьянения. В подобного рода происшествиях лишились жизни каждый пятый (20%) от всех погибших на дорогах Российской Федерации граждан, при этом в 19 866 ДТП пострадали дети в возрасте до 18 лет, 762 из них погибли, а 21 936 получили ранения, многие остались инвалидами на всю жизнь [1].

Около 284 тысяч водителей в Российской Федерации в 2021 году были лишены права управления автомобилем за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, вследствие чего сотрудники ГИБДД предотвратили большое количество ДТП, в которых могли пострадать несовершеннолетние пассажиры, находящиеся в салоне автомобиля нетрезвого водителя. Но, принимая во внимание число выявленных сотрудниками ГИБДД пьяных водителей, можно сделать вывод о том, что реальное количество подобных правонарушителей значительно больше.

На расширенном заседании коллегии МВД России 17 марта 2022 года Президент России Владимир Путин заявил о высокой смертности в стране в авариях, совершенных по вине нетрезвых водителей, а также в результате наездов на пешеходов. По словам главы государства, важно продолжить работу по повышению культуры поведения на дорогах. Президент отметил, что у МВД России накоплен опыт взаимодействия с общественными и волонтерскими объединениями, такое партнерство надо развивать, формировать в обществе неприятие безответственного, хамского поведения на дорогах [2].

Общеизвестно, что пагубное влияние алкогольных напитков на мозг человека происходит в определенной последовательности. Начальный период характеризуется легкой степенью опьянения, у человека возникает чувство эйфории. Оно чередуется с фазой возбуждения, а затем фазой усталости. Но именно в фазе эйфории у водителей обычно активируется режим повышенной способности к управлению транспортным средством. Процесс распада алкоголя в кро-

ви еще не начался, поэтому человек не чувствует себя нетрезвым. В этой стадии большинство людей говорят нормально, способны контролировать свои мысли и слова.

Однако процесс воздействия алкоголя на мозг прогрессирует, состояние водителя, его навыки управления (скорость восприятия, реакции) постепенно снижаются. Согласно исследованиям, трезвому водителю требуется 0,17 секунды, чтобы своевременно воздействовать на органы управления транспортного средства. Скорость реакции пьяного водителя снижается до 2,5 секунд, также ухудшается восприятие объема и размеров окружающих предметов, что является угрозой как для водителя, пассажиров, так и для окружающих. При скорости движения 90 км/ч автомобиль проезжает 25 метров за секунду, т.е. пьяный водитель при появлении внезапной необходимости провести воздействие на органы управления транспортного средства запаздывает на 2,33 с и около 60 метров дороги автомобиль является практически неуправляемым.

В главах 11, 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3] представлены запретительные нормы, включающие составы административных правонарушений, в которых состояние опьянения водителя выступает в качестве основного элемента объективной стороны противоправного деяния. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ водитель отстраняется от управления транспортным средством и в отношении него проводится ряд административных процедур, целью которых является установления факта опьянения. В приказе Минздрава России от 18.12.2015 № 933н четко определен порядок медицинского освидетельствования водителей, содержание протокола о его проведении [4].

В соответствии со ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством с подтвержденным состоянием опьянения с учетом ст. 4.2 Ко-АП РФ (обстоятельств, смягчающих административную ответственность) и ст. 4.3 КоАП РФ (обстоятельств, отягчающих административную ответственность) влечет наложение административного штрафа в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия» пункт 6 части 1 статьи 4.3 дополнен словами «либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения» [5].

Однако опасность нахождения несовершеннолетнего в транспортном средстве пьяного водителя законодательством не отнесена к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.

За правонарушение, предусмотренное ч. 1 статьи 12.8, водитель транспортного средства подвергается наказанию в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей, а также лишения права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет. Часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ несет в себе меры административного наказания за невыполнение водителем п. 2.7 Правил дорожного движения, которые запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

Санкция статьи 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» предусматривает полностью аналогичное наказание.

Часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ несет в себе карательные меры за отказ водителя транспортного средства выполнить законные требования уполномоченного должностного лица пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предусматривает полностью аналогичную санкцию.

Исходя из равнозначности наказания по одной и по другой вышеуказанной норме, можно сделать вывод об одинаковой степени общественной опасности деяний, подпадающих под действие санкций статей.

Особую озабоченность вызывает безопасность перевозки несовершеннолетних (малолетних) в транспортных средствах, которыми управляют лица в состоянии опьянения, ввиду повышенной вероятности ДТП. Если еще возможно исключить «встречу» нетрезвого водителя с инспектором ДПС, то нельзя не принимать во внимание анти-воспитательное воздействие на подрастающее поколение будущих водителей факта возможности ездить навеселе, действуя по принципу не пойман — не нарушил.

Только в апреле 2022 года СМИ стало известно о нескольких ДТП с пьяными водителями, в которых пострадали несовершеннолетние. Так, в Мелеузовском районе Республики Башкортостан на трассе Уфа — Оренбург инспектор ДПС задержал нетрезвую женщину-водителя, перевозившую в салоне легкового автомобиля двух 6-летних детей, при этом водитель проигнорировала требования об остановке и пыталась скрыться [6].

Правоохранительные органы Свердловской области обнародовали информацию об обстоя-

тельствах автоаварии, в которой пострадали трое школьников. По информации прокуратуры Верх-Исетского района Екатеринбурга, в воскресенье вечером на 4-м километре пригородной трассы врезался в дерево арендованный легковой автомобиль, за рулем оказался школьный учитель. Освидетельствование показало алкогольное опьянение, на мужчину составлен административный протокол. В салоне автомобиля в момент происшествия находились его ученики, в результате два 14-летних мальчика с травмами головы и 15-летняя девочка с переломом бедра и травмами головы были доставлены в больницу. Они располагались на заднем сиденье и не были пристегнуты [7].

Краткий анализ исторического аспекта трансформации санкции за правонарушение, связанное с управлением транспортным средством в состоянии опьянения возможно представить следующим образом.

24 мая 1956 года постановлением Совета министров РСФСР «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» [8] устанавливается первая административная санкция, связанная с управлением транспортом лицом, находящимся в состоянии опьянения. Законодатель определил один год лишения права управления транспортным средством как соразмерное наказание за данное правонарушение. Необходимо отметить, что до вступления в силу обозначенного нормативного правового акта трезвые и «пьяные» участники дорожного движения подлежали наложению санкций по общим основаниям. Следовательно, наличие признаков опьянения у лица, управлявшего автомобилем (иным транспортом) не рассматривалось как отдельный состав правонарушения.

20 июня 1984 года Кодекс РСФСР об административных правонарушениях [9] в статье 117 предусматривал ответственность за управление транспортом в состоянии опьянения в виде штрафа от 30 до 100 рублей и лишения права управления транспортным средством. Необходимо отметить, что рецидивное противоправное поведение участника дорожного движения после первичного наложения санкции и возврата по истечении определенного периода времени водительского удостоверения наказывалось аналогично. Таким образом, можно говорить о том, что на законодательном уровне не учитывалась опасность рецидивного правонарушения и профилактическое воздействие обозначенной в законе санкции в полном объеме не реализовывалось.

В 1992 году был изменен размер штрафов в КоАП РСФСР и новой мерой исчисления санкции стал минимальный размер оплаты труда (МРОТ). При этом за управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения, была предусмотрена санкция в виде лишения специального права управления транспортным средством или наложения штрафа в размере от

одного до двух минимальных размеров оплаты труда. Необходимо отметить, что в данной редакции кодекса законодатель отдельно отразил рецидив исследуемого правонарушения, а именно при выявлении повторного факта управления транспортом в течение одного года штрафные санкции увеличивались от двух до четырех минимальных размеров оплаты труда, при этом период лишения специального права, как альтернатива материального наказания, предусматривался от одного до трех лет.

1 января 2002 года КоАП РФ в статье 12.8 предписывал ответственность за управление транспортом водителем в состоянии опьянения следующего характера — административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или лишение специального права сроком на 1 год. Только в 2004 году Президент РФ В. В. Путин путем утверждения законодательной инициативы изменил систему наказания, а именно административный штраф более не мог рассматриваться как альтернативный вариант ответственности. Таким образом, лишение специального права управления транспортным средством стало самостоятельным наказанием и его продолжительность была увеличена на срок от полутора до двух лет. Необходимо отметить, что рецидивные правонарушения были наделены более жесткой санкцией, а именно лишением специального права на срок до 3 лет, и двумя видами альтернативных санкций — административным арестом на 15 суток или штрафом до 5 тысяч рублей.

23 июля 2013 года законодатель повышает размер административного штрафа по статье 12.8 КоАП РФ до 30 тысяч рублей. Однако вопросы ужесточения санкций за рецидивное правонарушение нашли свой юридический отклик только 31 декабря 2014 года [10], а именно лица, управляющие транспортным средством в состоянии опьянения повторно (в случае выявления данного факта в установленном законом порядке), могут быть подвергнуты штрафу от 200 до 300 тысяч рублей, лишению специального права на срок до 3 лет либо лишению свободы на срок до 2 лет (уголовная санкция).

Таким образом, необходимо заключить, что повышение строгости применяемых санкций за управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения является определенной эволюцией нормативного правового регулирования исследуемого сегмента общественных отношений. В качестве дополнительных факторов, вынуждающих законодателя повышать пороговые значения ответственности, можно выделить экономический процесс развития социума, ежегодное увеличение количества эксплуатируемых транспортных средств, повышение плотности автомобильного трафика, низкий уровень правосознания отдельных категорий граждан, участвующих в дорожном движении в качестве водителей различного транспорта.

В рамках проведенного исследования авторским коллективом был опрошен инспекторский состав ГИБДД, проходящий курсы повышения квалификации на базе Краснодарского университета МВД России, в количестве 50 респондентов. Сотрудникам полиции были предложены обезличенные анкеты, включающие центральные вопросы по направлению исследования следующего содержания:

1. Считаете ли вы, что действующим законодательством урегулированные все сферы общественных отношений в области дорожного движения? По данному вопросу мнения респондентов разделились следующим образом: а) да — 17,36%; б) нет — 26,38%; в) частично — 56,25%.

2. Согласны ли вы, что ужесточение административных санкций по отдельным составам правонарушений является обязательным элементом развития правовой нормы? По данному вопросу были представлены следующие ответы: а) да — 59,02%; б) нет — 25%; в) частично — 15,97%.

3. Существует ли, на ваш взгляд, необходимость установления отдельной административной ответственности за перевозку водителем, находящимся в состоянии опьянения, несовершеннолетнего в салоне автомобиля? Респонденты ответили: а) да — 72,22%; б) нет — 24,3%; в) затрудняюсь ответить — 3,47%.

4. Допустимо ли предусмотреть нахождение ребенка в салоне автомобиля водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, как обстоятельство, отягчающее административную ответственность? По данному вопросу были представлены следующие ответы: а) да — 50,69%; б) нет — 36,8%; в) частично — 12,5%.

5. Считаете ли вы, что действующая административная санкция по статье 12.8 КоАП РФ требует ужесточения? По данному вопросу были предоставлены следующие ответы: а) да — 83,33%; б) нет — 14,58%; в) частично — 2,08%.

6. Существует ли, на ваш взгляд, необходимость дифференциации административной ответственности водителей по видам опьянения: алкогольное, наркотическое, иное токсическое? Респонденты ответили: а) да — 46,52%; б) нет — 47,22%; в) затрудняюсь ответить — 6,25%.

7. Считаете ли вы актуальным исследование проблематики нахождения за рулем транспортных средств водителей в опасном состоянии? По данному вопросу мнения респондентов разделились следующим образом: а) да — 42,56%; б) нет — 32,94%; в) частично — 24,5%.

Таким образом, соотнося данные, полученные при проведении эмпирического исследования, и анализ истории развития административной санкции по статье 12.8 КоАП РФ и некоторых смежных правовых конструкций, представляется актуальным отметить, что одним из рациональных способов борьбы с нетрезвыми водителями может являться усиление мер ответственности. Конечно,

это не дает 100% гарантии того, что люди перестанут садиться за руль в состоянии опьянения, но чем строже санкция, тем больше шансов снизить желание переступить запрет.

МВД России, его структурные подразделения и территориальные органы уделяют постоянное пристальное внимание статистике причин ДТП, вносят предложения по изменению и дополнению нормативно-правовой базы, направленной на повышение безопасности дорожного движения. Нахождение за рулем автотранспортного средства, которое само по себе является источником повышенной опасности, гражданина, умышленно снизившего посредством употребления запрещенной водителю продукции свои способности по контролю процесса движения, является преднамеренным, осознанным правонарушением. Перевозка несовершеннолетних (малолетних) водителями в состоянии опьянения, по нашему мнению, должна рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства, а санкции частей статьи 12.8 в отношении таких водителей быть более строгими.

Подводя итог изложенному, предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 4.3 и изложить его в следующей редакции: «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения и (или) создание угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего в результате совершения административного правонарушения в состоянии опьянения».

Дополнить статью 12.8 КоАП РФ ответственностью лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения и перевозящего несо-

вершеннолетних (малолетних) в транспортном средстве, а равно отказывающегося при данных обстоятельствах от освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния: «влечет наложение административного штрафа в размере шестидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет».

Санкции статьи 12.26 КоАП РФ также следует ужесточить, когда речь идет о несовершеннолетних (малолетних), находящихся в салоне автомобиля. Предлагается включить в нее ч. 3 следующего содержания: «Невыполнение водителем транспортного средства, в салоне которого находится несовершеннолетний пассажир, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере шестидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет».

Полагаем, что ужесточение ответственности за перевозку несовершеннолетних (малолетних) водителями в состоянии опьянения, в том числе когда речь идет о семье, члены которой также могут воздействовать на желание водителя сесть за руль, положительно скажется на снижении общей аварийности на дорогах, травматизма и гибели несовершеннолетних (малолетних) пассажиров в ДТП на территории России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. — URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 04.07.2022).

2. Расширенное заседание коллегии МВД России. — URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/comminity_meetings/67795 (дата обращения: 04.07.2022).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».

4. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) : приказ Минздрава России от 18.12.2015 № 933н // СПС «КонсультантПлюс».

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия : федеральный закон от 21.07.2014 № 227-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Пьяная женщина-водитель скрывалась от инспекторов с детьми в салоне. — URL: https://www.vesti.ru/article/2699204 (дата обращения: 04.07.2022).

7. Трое российских школьников попали в ДТП с пьяным учителем. — URL: https://lenta.ru/ news/2022/04/25/ekaterinburgg/ (дата обращения: 04.07.2022).

8. Сорокина К. А. Принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения // Российская юстиция. — 2020. — № 2. — С. 52—56.

9. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях : утвержден ВС РСФРС от 20.06.1984 // СПС «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения : федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

REFERENCES

1. Svedeniya o pokazatelyah sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. — URL: http://stat.gibdd.ru (data obrashcheniya: 04.07.2022).

2. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Rossii. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/comminity_meetings/67795 (data obra-shcheniya: 04.07.2022).

3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah : federal'nyj zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

4. O poryadke provedeniya medicinskogo osvi-detel'stvovaniya na sostoyanie op'yaneniya (alkogol'-nogo, narkoticheskogo ili inogo toksicheskogo) : prikaz Minzdrava Rossii ot 18.12.2015 № 933n // SPS «Konsul'tantPlyus».

5. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakono-datel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem zakonodatel'stva ob oborote oruzhiya : federal'nyj zakon ot 21.07.2014 № 227-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. P'yanaya zhenshchina-voditel' skryvalas' ot inspektorov s det'mi v salone. — URL: https://www.vesti.ru/article/2699204 (data obra-shcheniya: 04.07.2022).

7. Troe rossijskih shkol'nikov popali v DTP s p'yanym uchitelem. — URL: https://lenta.ru/news/ 2022/04/25/ekaterinburgg/ (data obrashcheniya: 04.07.2022).

8. Sorokina K. A. Principy osushchestvleniya kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti v oblasti bezopas-nosti dorozhnogo dvizheniya // Rossijskaya yusticiya. — 2020. — № 2. — S. 52—56.

9. Kodeks RSFSR ob administrativnyh pravona-rusheniyah : utverzhden VS RSFRS ot 20.06.1984 // SPS «Konsul'tantPlyus».

10. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakono-datel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosu usileni-ya otvetstvennosti za sovershenie pravonarushenij v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : federal'nyj zakon ot 31.12.2014 № 528-FZ // SPS ^«Konsul'tantPlyus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Караваев Александр Александрович. Доцент кафедры административной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: ferrari49@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-91.

Галустян Андраник Гайкович. Старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД. Краснодарский университет МВД России. E-mail: agg958@mail.ru

Россия, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128. Тел. (861) 258-37-70.

Karavaev Alexander Alexandrovich. Associate Professor of the chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs. PhD in Law.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: ferrari49@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.Tel. (473) 200-52-91.

Galustyan Andranik Gaikovich. Senior lecturer of the chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs.

Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: agg958@mail.ru

Work address: Russia, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya Str., 128. Tel. (861) 258-37-70.

Ключевые слова: водитель; состояние опьянения; медицинское освидетельствование; правонарушение; административная ответственность; несовершеннолетние; нормы права.

Key words: driver; state of intoxication; medical examination; offense; administrative responsibility; minors; rules of law.

УДК 343.272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.