Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / административная ответственность / административный арест / административное наказание / правореализация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалишина Ксения Викторовна, Евсикова Елена Витальевна

В статье авторами рассматриваются проблемы назначения и применения такого вида административного наказания, как административный арест. Проведён анализ статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, данных Федеральной службы судебных приставов, рассмотрены позиции высших судов в связи с назначением административного ареста, а также примеры судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалишина Ксения Викторовна, Евсикова Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

КОВАЛИШИНА Ксения Викторовна,

Студентка Крымского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: kovalishina_ksenia@mail.ru

ЕВСИКОВА Елена Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала ФГБОУВО «(Российский государственный университет правосудия» e-mail: Helen_yevsikova@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье авторами рассматриваются проблемы назначения и применения такого вида административного наказания, как административный арест. Проведён анализ статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, данных Федеральной службы судебных приставов, рассмотрены позиции высших судов в связи с назначением административного ареста, а также примеры судебной практики.

Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, административный арест, административное наказание, правореализация.

KOVALISHINA Ksenia Viktorovna,

Student of the Crimean branch of the Russian State University of Justice

EVSIKOVA Elena Vitalievna,

PhD in Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law,

Crimean Branch of the Russian State University of Justice

PROBLEMS OF THE APPOINTMENT AND APPLICATION OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT IN THE FORM OF ADMINISTRATIVE ARREST: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Annotation. This article discusses the problems of the appointment and application of such a type of administrative punishment as administrative arrest. The authors analyzed the statistical data of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation, the data of the Federal Bailiff Service, considered the positions of the higher courts in connection with the appointment of administrative arrest, as well as examples of judicial practice.

Key words: administrative offense, administrative responsibility, administrative arrest, administrative punishment, law enforcement.

Административный арест в системе административного наказания, который сегодня административных наказаний высту- вызывает множество дискуссий как в научной пает особым и существенным видом среде, так и среди правоприменителей, что под-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-487-493 NIION: 2018-0076-6/23-486 MOSURED: 77/27-023-2023-6-486

черкивает особую значимость и актуальность обозначенной темы исследования, особенно в современных условиях реформирования администра-тивно-деликтного законодательства, на основе наработок современной правовой доктрины и опыта правоприменительной практики [22].

На сегодняшний день среди учёных-админи-стративистов существует две основные позиции касательно данного вида наказания - первые настаивают на исключении из правового поля такого вида наказания в виду его несостоятельности (Галаган И. А.), другие же напротив - выступают за расширение перечня составов правонарушений, за который будет устанавливаться административный арест, в том числе и для несовершеннолетних граждан (Бахрах Д. Н.)

При этом, все ученые-административисты сходятся в том, что за последние несколько лет в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1] наблюдается рост количества составов административных правонарушений, санкции которых в качестве наказания предусматривают административный арест.

Так, Побежимова Н. И. подчёркивает, в действующей на данный момент редакции КоАП РФ, административный арест применяется за 69 составов административных правонарушений [20].

Административный арест связан с ограничением столь значимого блага - свободы, поэтому формирование столь сурового наказания на законодательном уровне, вызывает обусловленный интерес [21].

Осинцев Д.В. анализируя судебную практику, пришёл к выводу, что административный арест- превращённая форма наказания за совершение преступления «лишения свободы», применяемого в рамках неадекватно упрощённой процедуры. Задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы. Лишение физической свободы фактически может приобретать разнообразные формы, не всегда адекватные классическому тюремному заключению, их предлагается оценивать не по формальным, а по сущностным признакам [19].

Превенция указанного вида административного наказания, помимо основной цели, закреплённой в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ [1], также заключается и в предотвращении совершения новых административных деликтов, что обуславливает «востребованность» данного наказания, что также подтверждается официальными статистическими данными.

Так, согласно статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, в

2022 г. судами общей юрисдикции было вынесено 806 103 решения о назначении административного ареста из 7380559 рассмотренных дел [8], в

2021 году судами общей юрисдикции было вынесено 808 280 решений о назначении административного ареста из 8930464 рассмотренных дел [9], в 2020 году судами общей юрисдикции было вынесено 776 984 решений о назначении административного ареста из 7544381 рассмотренных дел [10], в 2019 году судами общей юрисдикции было вынесено 925 146 решений о назначении административного ареста из 7018529 рассмотренных дел [11], в 2018 году судами общей юрисдикции было вынесено 946 243 решений о назначении административного ареста из 7033721 рассмотренных дел [12].

Анализ указанных статистических данных позволяет сделать вывод о том, что административный арест является одним из наиболее распространённых видов административных наказаний наряду с административным штрафом и обязательными работами и продолжает оставаться на стабильно высоком уровне.

Однако, несмотря на достаточное большое количество выносимых решений, не все они подлежат исполнению, так согласно данным ФССП, в

2022 г. административное наказание в виде административного ареста было назначено 44 849 лицам, из которых - 44 774 в отношении граждан и 75 в отношении должностных лиц; в 2021 г. административное наказание в виде административного ареста было назначено 43 944 лицам, из которых - 43 869 в отношении граждан и 75 в отношении должностных лиц; в 2020 г. административное наказание в виде административного ареста было назначено 34 455 лицам, из которых -34 383 в отношении граждан и 72 в отношении должностных лиц; в 2019 г. административное наказание в виде административного ареста было назначено 43 397 лицам, из которых - 43 309 в отношении граждан и 88 в отношении должностных лиц; в 2018 году административное наказание в виде административного ареста было назначено 36 403 лицам, из которых - 36 343 в отношении граждан и 60 в отношении должностных лиц [13].

Как мы видим, реальному наказанию в виде административного ареста подвергается не так много делинквентов, что связано прежде всего с тем, что на сегодняшний день, указанный вид административного наказания является наиболее строгим, также имеется ряд сложностей, возникающих на практике.

Отметим, что указанная мера наказания устанавливается в качестве основного и лишь за ограниченный перечень правонарушений.

В своём исследовании Малолеткина Н. С. и Пудов И. А. приходят к выводу, что список смягча-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ющих обстоятельств является открытым, а перечень лиц, в отношении которых не может быть установлен административный арест, нет, в этой связи авторы подчёркивают необходимость внесения изменений в действующий КоАП РФ [17].

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [5] подчёркивается исключительность избрания данной меры судом. Так. одним из существенных недостатков действующей нормы является также отсутствие как в действующем КоАП РФ, так и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ толкования «исключительности» правонарушения, закреплённой в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, что также порождает ряд сложностей при правореализации.

Отметим, что на практике имели место случаи обращения в Конституционный Суд РФ, так, примером служит Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [2], в рамках которого, КС РФ пришёл к выводу о том, что «решая вопрос о назначении административного ареста мужчине, самостоятельно воспитывающему детей в возрасте до четырнадцати лет, суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечить должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя».

К аналогичному выводу Конституционный Суд пришёл и в Определении Конституционного Суда РФ от 15.10.2020 № 2375-О «По жалобе гражданина Милова Владимира Станиславовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [3].

В свою очередь, в Проекте нового КоАП РФ, в ст. 3.24 назван вид административного наказания, в ст. 3.25 закреплены правила назначения административного ареста. Примечательно, что в ч.2 ст. 3.25 закреплён расширенный перечень субъектов, в отношении которых данный вид наказания не применяется [7].

В своём исследовании Изингер А. В. отмечает, что в юридической литературе можно выделить два подхода к определению сути указанной исключительности:

1) нецелесообразность применения иного вида наказания;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

2) наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ [16].

Напомним, что сущность административного ареста состоит в изоляции от общества нарушителя правопорядка на срок до 15-ти суток или до 30-ти суток, посредством его помещения в место отбывания административного ареста. Детальная регламентация отбывания административного ареста предусмотрена ФЗ- 67 «О порядке отбывания административного ареста» а также Приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» [6].

Как отмечает Ведякова Е.Н. административный арест характеризуется ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) [15]. Именно этот факт является одним из наиболее дискуссионных, однако, не стоит отождествлять административный арест с наказанием, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации, поскольку административный арест не влечёт за собой наличие судимости у лица, также отличается место и способ отбытия наказания.

Как отмечается в Ежегодном Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2021 год, выделены следующие проблемы в сфере реализации административного ареста:

1) совместное размещение лиц, имеющих судимость за совершение преступлений и лиц, подвергнутых административному аресту;

2) совместное размещение лиц, курящих и не курящих;

3) отсутствие трудовой занятости арестованных лиц;

4) коллизия между положениями федерального закона и подзаконными нормативными правовыми актами в части оснований, препятствующих отбыванию наказания в виде административного ареста (в соотв. с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к инвалидам I и II групп, а в Постановлении Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. № 1358 утверждён перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, в котором указана только инвалидность I группы) [14].

Следует отметить, что нередко, вынесению решения об административном аресте предшествует административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) [1].

По мнению Трегубова И. С., административное задержание представляет собой меру административно-процессуального принуждения, кото-

рая применяется для пресечения совершения административного правонарушения и направленная на обеспечение осуществления производства по делам об административных правонарушениях, исключающая осуществление противодействия со стороны подозреваемого в совершении административного правонарушения и позволяющая исполнить вынесенное по соответствующему административному делу постановление [23].

Действующей КоАП РФ в ч.4 ст. 29.6 определил срок рассмотрения дела, не позднее 48-ми часов, после совершения административного задержания, также отметим, что рассмотрение дела происходит по месту совершения правонарушения.

Отметим, что в V разделе КоАП РФ [1] закреплён порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, так, статья 32. 8 КоАП РФ чётко определила порядок исполнения постановлений:

1) постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления;

2) лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту;

3) срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста;

4) отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

По справедливому замечанию Моисеевой О.В. существует, и такая проблема применения административного ареста, как его немедленное исполнение, что практически лишает лицо, в отношении которого избрано данное наказание, конституционного права на правосудие, так как не даёт необходимого времени на обжалование судебного решения. В результате на практике имеют место случаи незаконного отбывания административного наказания в виде ареста [18].

В ст. 31. 2 КоАП РФ закреплено, что постановление подлежит исполнению после его вступления в законную силу [1].

В то же время, ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ отмечено, что жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлечённое к административной ответственности, отбывает административный арест [1].

Однако, в ч. 2 ст. 36.1 КоАП РФ говорится о том, что принесение протеста на постановление об административном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности не приостанавливает исполнение этого постановления [1]. Следовательно, можно говорить о том, что в настоящее время приходится говорить об исполнении сотрудниками ОВД постановления, не вступившего в законную силу, что, по нашему мнению, является нарушением и требует корректировки. Среди юристов устоялась точка зрения, согласно которой незамедлительное исполнение решения означает отсутствие возможности его обжалования, что влечёт за собой нарушение гарантий и прав граждан.

Однако, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2732-О, «правило о немедленном исполнении постановления об административном аресте уравновешено наличием гарантий скорейшего рассмотрения жалобы лица, подвергнутого этому наказанию» [4].

На основании проведённого исследования, мы пришли к выводу о том, что несмотря на имеющиеся пробелы в административно-деликтном законодательстве, проблемы при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве наказания административный арест, а также, непосредственно, возникающие при исполнении данного вида административного наказания сложности, в целом, можно констатировать, что государством принимаются все необходимые меры для устранения названных недочётов. Примечательно, что основной тенденцией здесь можно считать гуманизацию института административного ареста. Это выражается в существенном смягчении правил реализации административной ответственности в виде ареста, а также во введении общественного контроля за исполнением административного ареста и полноценном включении в процесс контроля Уполномоченного по правам человека.

Целесообразным представляется отметить, что на сегодняшний день остаётся достаточно большое количество неурегулированных вопросов в части реализации административного ареста, в этой связи представляется необходимым уделить должное внимание приведению в соответствие положений действующего законодательства в сфере правового регулирования вопросов, касающихся деятельности мест принудительного содержания, в частности, спецприёмников, посредством дополнений соответствующего Приказа МВД № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» отдельными положениями.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

Так, мы предлагаем дополнить II раздел нормами о раздельном содержании лиц, подвергнутых административному аресту и лиц, имеющих судимость, также необходимо размещать отдельно курящих и не курящих лиц. Мы полагаем, что закрепление вышеуказанных норм будет способствовать более комфортному отбыванию ареста нарушителей, однако, недостаточным видится лишь нормативно-правовое закрепление, так, является увеличение количества самих спецприёмников, поскольку зачастую, места принудительного содержания оказываются переполненными, что в свою очередь приводит как к нарушению прав и свобод арестованных лиц, а также не приносит должного эффекта, и, следовательно, даже при содержании лица, под административным арестом, не достигаются основные цели и задачи административного наказания.

Также, необходимо закрепить толкование «исключительности» для формирования единообразной судебной практика, путём дополнения соответствующей статьи КоАП РФ примечанием.

На наш взгляд, назначение судьёй наказания в виде административного ареста должно соответствовать как общеправовым принципам, так и отраслевым принципам, в частности, принципам соразмерности и справедливости наказания, а также принципу индивидуализации административных наказаний, что в перспективе окажет необходимое воздействие на делинквента и будет способствовать улучшению административно-де-ликтной ситуации как в отдельном регионе, так и во всём государстве целом.

Таким образом, наиболее перспективным решением вышеуказанных проблем теории и практики является комплексная проработка и усовершенствования указанной сферы.

Список литературы:

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (посл. ред.) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 12.04.2023).

[2] Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Иву-кова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_62526/ (дата обращения: 12.04.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 15.10.2020 № 2375-О «По жалобе гражданина Милова Владимира Станиславовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-15102020-n-2375-o/ (дата обращения: 12.04.2023).

[4] Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2732-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Светлова Кирилла Валентиновича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 190559/6f5388c23284a43e29dde30c48025ccef23c7 21e/ (дата обращения: 12.04.2023).

[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52681/ (дата обращения: 12.04.2023).

[6] Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164716/ (дата обращения: 12.04.2023).

[7] Проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] / Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. - URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 12.04.2023).

[8] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» за 2022 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=7645 (дата обращения: 12.04.2023).

[9] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» за 2021 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=6120 (дата обращения: 12.04.2023).

[10] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» за 2020 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5671 (дата обращения: 12.04.2023).

[11] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258 (дата обращения: 12.04.2023).

[12] № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» за 2018 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4891 (дата обращения: 12.04.2023).

[13] Ведомственная статистическая отчётность Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс]. - URL: https://fssp.gov.ru/ statistics/ (дата обращения: 12.04.2023).

[14] Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2021 год // [Электронный ресурс]. - URL: https:// ombudsmanrf.org/storage/74a0484f-7d5a-4fe4-883d-a1b5ba1dd5f8/documents/14493f2b-4975-49d0-86dd-c9ac917436fe/0447a931-4bc9-4ce6-ae92-b32f8d741412.pdf (дата обращения: 12.04.2023).

[15] Ведякова Е.Н. Практика реализации административного ареста в системе административных наказаний // Современная юриспруденция: актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 февраля 2022 г. -Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 108-110.

[16] Изингер А.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде административного ареста // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 2 (40). -С. 50-58.

[17] Малолеткина Н.С., Пудов И.А. Актуальные проблемы и пути совершенствования административного наказания в виде административного ареста // Юридическая наука и практика: Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Вып. 10. Ч. 1. - Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. - С. 224226.

[18] Моисеева О.В. Развитие института административного ареста в теории и на практике // Вестник ЧелГУ. Серия: Право. Вып. 44. 2015. № 23 (378). - C. 84-89.

[19] Осинцев Д. В. Административная ответственность: учебник для вузов / 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2022. - 425 с.

[20] Побежимова Н.И. К вопросу об административных правонарушениях и административ-

ных наказаниях // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. - С. 110-123.

[21] Румянцев Н.В., Кузнецов М.Б. О процессе развития и закрепления современной структуры административного ареста как вида административного наказания // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. - С. 230-234.

[22] Семихатская А.В. Физические лица как субъекты административной ответственности // Евразийский юридический журнал. 2022. № 1 (164). - С. 137-139.

[23] Трегубов И.С. Вопросы административного задержания ка меры административно-процессуального принуждения, применяемой в сфере внутренних дел [Электронный ресурс] // Административное право и практика администрирования. 2023. № 1. - С. 59-72. - URL: https://e-notabene.ru/ view_article.php?id_article=39679&nb=1 (дата обращения: 12.04.2023).

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 № 195-FZ (posl. red.) // SPS «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661/ (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[2] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 13.06.2006 № 195-O «Ob otkaze v prinyatii k rass-motreniyu zhaloby Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii na narushenie kon-stitucionnyh prav grazhdanina Ivukova Konstantina Aleksandrovicha polozheniem chasti 2 stat'i 3.9 Kod-eksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_62526/ (data obrashcheniya: 12.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15.10.2020 № 2375-O «Po zhalobe grazhdanina Milova Vladimira Stanislavovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav chast'yu 2 stat'i 3.9 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-su-da-rf-ot-15102020-n-2375-o/ (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[4] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19.11.2015 № 2732-O «Ob otkaze v prinyatii k rass-motreniyu zhaloby grazhdanina Svetlova Kirilla Valentinovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav chast'yu 1 stat'i 32.8 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_190559/6f-5388c23284a43e29dde30c48025ccef23c721e/ (data obrashcheniya: 12.04.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

[5] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2005 № 5 (red. ot 23.12.2021) «O nekotoryh voprosah, voznikayushchih u sudov pri primenenii Kodeksa Rossijskoj Federacii ob adminis-trativnyh pravonarusheniyah» [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_52681/ (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[6] Prikaz MVD Rossii ot 10 fevralya 2014 g. № 83 «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka v mestah otbyvaniya administrativnogo aresta [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_164716/ (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[7] Proekt Federal'nogo zakona "Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" [Elektronnyj resurs] / Federal'nyj portal proektov normativnyh pravovyh aktov. - URL: https://regula-tion.gov.ru (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[8] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah» za 2022 god [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=7645 (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[9] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah» za 2021 god [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=6120 (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[10] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah» za 2020 god [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5671 (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[11] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah» za 2019 god [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5258 (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[12] № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah» za 2018 god [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4891 (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[13] Vedomstvennaya statisticheskaya otchyot-nost' Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov [Elektronnyj resurs]. - URL: https://fssp.gov.ru/statistics/ (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[14] Ezhegodnyj Doklad o deyatel'nosti Upolno-mochennogo po pravam cheloveka v RF za 2021 god

// [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ombudsmanrf. org/storage/74a0484f-7d5a-4fe4-883d-a1b-5ba1dd5f8/documents/14493f2b-4975-49d0-86dd-c9ac917436fe/0447a931-4bc9-4ce6-ae92-b32f8d741412.pdf (data obrashcheniya: 12.04.2023).

[15] Vedyakova E.N. Praktika realizacii administrativnogo aresta v sisteme administrativnyh naka-zanij // Sovremennaya yurisprudenciya: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: Sbornik statej II Mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 25 fevralya 2022 g. - Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G.Yu.), 2022. - S. 108-110.

[16] Izinger A.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah, pre-dusmatrivayushchih nakazanie v vide administrativnogo aresta // Yuridicheskaya nauka i pravoohrani-tel'naya praktika. 2017. № 2 (40). - S. 50-58.

[17] Maloletkina N.S., Pudov I.A. Aktual'nye problemy i puti sovershenstvovaniya administrativnogo nakazaniya v vide administrativnogo aresta // YUridicheskaya nauka i praktika: Al'manah nauchnyh trudov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii. Vyp. 10. CH. 1. - Samara: Samarskij yuridich-eskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakaza-nij, 2022. - S. 224-226.

[18] Moiseeva O.V. Razvitie instituta adminis-trativnogo aresta v teorii i na praktike // Vestnik ChelGU. Seriya: Pravo. Vyp. 44. 2015. № 23 (378).

- C. 84-89.

[19] Osincev D. V. Administrativnaya otvetst-vennost': uchebnik dlya vuzov / 4-e izd., ispr. i dop.

- M.: YUrajt, 2022. - 425 s.

[20] Pobezhimova N.I. K voprosu ob administrativnyh pravonarusheniyah i administrativnyh naka-zaniyah // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2022. № 2. - S. 110-123.

[21] Rumyancev N.V., Kuznecov M.B. O processe razvitiya i zakrepleniya sovremennoj struktury administrativnogo aresta kak vida administrativnogo nakazaniya // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 6. - S. 230-234.

[22] Semihatskaya A.V. Fizicheskie lica kak sub"ekty administrativnoj otvetstvennosti // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2022. № 1 (164). - S. 137139.

[23] Tregubov I.S. Voprosy administrativnogo zaderzhaniya ka mery administrativno-proces-sual'nogo prinuzhdeniya, primenyaemoj v sfere vnu-trennih del [Elektronnyj resurs] // Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2023. № 1. - S. 59-72. - URL: https://e-notabene.ru/view_article. php?id_article=39679&nb=1 (data obrashcheniya: 12.04.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.