16. См.: Кирилловых А. А. Административно-правовой статус ВУЗа: понятие и структура // Журнал российского права. 2008. №5. С.79-90.
17. См.: Зайцева Л.А. Административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации: Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. М., 2008.
18. См.: Словарь административного права. М., 1999. С.32.
19. См.: Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2006. С.328.
20. Административное право России: курс лекций/ Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: Велби, Проспект, 2007. С.П0-Ш
21. Вербицкая М.А. Обязанности как элемент правового статуса потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях // Современная научная мысль. 2012. №1. С.93-97.
22. Плотко Е.С. Принципы презумпции невиновности и объективной истины в производстве по делам об административных правонарушениях // Современная научная мысль. 2012. №1. С.97-102.
Волкова В.В. - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия ([email protected])
Volkovа, V.V. - PhD in Law, Associate Professor, Department of State and legal disciplines of the North Caucasian branch of the Russian Academy of Justice
УДК 342.95
ГАЗИЗОВ Д.А., ГАЗИЗОВА Т.Г. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОПАГАНДУ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Ключевые слова: оборот наркотических средств, пропаганда наркотиков, реклама, административная ответственность,
В статье анализируются проблемы борьбы с наркоманией на примере дел со смежными составами уголовных преступлений и административных правонарушений.
GAZIZOV, D.A., GAZIZOVA, T.G. ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PROPAGANDA OF DRUGS
Keywords: drug trafficking, drug propaganda, advertising, administrative responsibility,
The article analyzes the problems of fighting against drug addiction as an example of cases with related criminal offenses and administrative violations.
Важной частью правовых основ противодействия незаконному распространению наркотических средств или психотропных веществ является законодательство об административных правонарушениях.
Общеизвестно, что большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим «полем» правовой защиты общественных отношений. Для одновидовых составов противоправных деяний, связанных с оборотом наркотических средств характерно однотипное формулирование объективных признаков - «нарушение (несоблюдение) одних и тех же правил, норм» [1]. Не случайно в действующем законодательстве содержится свыше 90 смежных составов уголовных преступлений и административных правонарушений [2].
Административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств присуща высокая латентность. Они выступают детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. В частности, в 2010г. в Российской Федерации отмечен рост количества преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (+5,2%). Под воздействием наркотических средств совершено 14,8 тыс. преступлений. Число таких преступлений увеличилось в 47 субъектах Федерации. Наибольший рост количества преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, отмечается в Тюменской области (в 32 раза), Кабардино-Балкарской Республике (в 16 раз), Республике Дагестан (в 11 раз), Курганской области (в 10,5 раз) [3].
Взаимосвязь между ранее совершенными административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности и их внутренней мотивации, наличии единых детерминантов.
Одной из качественных характеристик личности индивида, формирующейся под воздействием как объективных, так и субъективных факторов, является представление о степени допустимого в пределах отклонения от санкционируемых (одобряемых) обществом норм поведения. Еще в конце XIX столетия было замечено, что для русского человека «пресловутый правовой порядок есть чуждый его духу порядок» [4].
И надо признать, что эта особенность русского духа сохранилась и в наши дни. Нормы поведения зависят от того, как человек усвоил общепринятые запреты и нравственные принципы, и выражаются в его внутреннем согласии или несогласии с ними (субъективная оценка морально-нравственных и правовых институтов), нормально развитых или деформированных свойств характера (агрессивности, жестокости, душевной черствости, эгоизма, цинизма, дерзости и прочих негативных качеств, формирующих пренебрежение к интересам общества и других людей). Разумеется, даже при наличии
негативных свойств характера человек далеко не всегда реализует себя в противоправном поведении.
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на заседание президиума Государственного совета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи», проходившего в г. Иркутске (18.04.2011г.) отметил, что эффективность профилактики противоправных деяний, связанных с наркотиками и наркоманией, остается крайне низкой. Одной из актуальнейших проблем является популяризация потребления наркотиков. В отдельных информационных средах эта популяризация - ее уровень, просто зашкаливает. Например, если взять интернет, то количество сайтов, которые открыто рекламируют наркотики, превышает 10 тысяч. Конечно, это вносит свою деструктивную роль [5].
Губернатор Иркутской области Д.Ф Мезенцев, принимавший участие в заседании Госсовета, также отметил, что интернет и интернет-сайты создают неконтролируемый информационный поток, который формирует у молодежи толерантное отношение к наркотикам. Количество сайтов исчисляется тысячами, и при этом 40 процентов из этих сайтов находятся в российском сегменте. Через интернет можно свободно купить наркотики, узнать способы их изготовления в домашних условиях, обменяться опытом. В январе 2009 года было отмечено 3 тысячи обращений на такие сайты, а в январе 2011-го - более 80 тысяч [5].
Значительные достижения в области информационных технологий сделали процесс обмена, передачи и хранения информации простым и доступным для большинства. Такие возможности используются для распространения и пропаганды наркотических средств. На наш взгляд, Интернет может использоваться государственными органами и должен стать эффективным инструментом противодействия наркораспространению.
Проблема пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет три разновидности: во-первых, это акт непосредственного исполнителя (например, размещение соответствующей символики на одежде и т.д.); во-вторых, всегда скрытая от посторонних пропаганда молодежной субкультуры наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах; в-третьих, незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет [6].
Федеральный закон от 8 января 1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещает пропаганду наркотических средств, и их прекурсоров, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение
указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий (ст. 46).
Установление административной ответственности (ст. 6.13 КоАП РФ) за указанные выше действия, направлено на формирование целостной системы правовых средств противодействия с их незаконным оборотом и потреблением, которая, в свою очередь, служит задаче обеспечения охраны здоровья граждан, безопасности государства и общества, а также общественной нравственности. Таким образом, объектом административного правонарушения по ст. 6.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере реализации государственной антинаркотической политики.
Исследования криминологов показали, что преступник, как особый социальный тип личности, то есть носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную. Иными словами, если человек неоднократно совершает административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, то с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что в будущем он может совершить и преступление, однородное ранее совершенным правонарушениям [7].
Причем, если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия (например, в силу своей малозначительности), то вероятность совершения преступления со стороны такого лица значительно повышается. Это означает, что стереотипное поведение, развивающееся по нарастающей, может привести к крайним негативным последствиям.
В этой связи, особенно актуальными являются вопросы санкций, которые предусматриваются за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.13 КоАП РФ, т.к. административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений [8].
Федеральным законом от 28.12.2010 №417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [9] внесены изменения в ст. 6.13 КоАП РФ, которая дополнена частью 2.
Однако по ч.1 ст. 6.13 КоАП РФ, деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.
По части 2 ст.6.13 КоАП РФ за действие, предусмотренные частью 1, но, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства влечет
наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Таким образом, имеется явное несоответствие в санкциях ч.1 и ч.2 ст. 6.13 КоАП РФ, т.к. рекламная продукция и оборудование, использованные для ее изготовления иностранным гражданином или лицом без гражданства не подлежит конфискации.
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ), должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
В 2010 г. в Российской Федерации органами наркоконтроля и внутренних дел выявлено 783 административных правонарушений, связанных с пропагандой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ) [10].
Органами внутренних дел было выявлено 678 правонарушений, что составляет 87% от общего числа выявленных в анализируемой сфере правонарушений в 2010г. Органами наркоконтроля, в указанный период, было выявлено всего 13%, в абсолютных цифрах - это 100 административных правонарушений в анализируемой области.
В Сибирском федеральном округе выявлено 484 указанных правонарушений или 61,8 % (от общего числа выявленных в анализируемой сфере), из них 457 (94,4%) только в Красноярском крае, это составляет 58,4% от общего числа выявленных правонарушений по ст. 6.13 КоАП РФ. Следует отметить, что в Красноярском крае указанные правонарушения выявлены органами внутренних дел.
В Центральном федеральном округе выявлено 212 анализируемых правонарушений или 27% (от общего числа выявленных в анализируемой сфере), из них 187 (88,2%) в Московской области, это составляет 23,9% от общего числа выявленных правонарушений по ст. 6.13 КоАП РФ. В Московской области 186 правонарушений было выявлено органами внутренних дел и только 1 - органами наркоконтроля.
87 административных правонарушений, предусмотренных ст.6.13 КоАП РФ или 11,1% (от общего числа выявленных в анализируемой сфере) были выявлены в Северо-Западном федеральном округе - 4, Северо-Кавказском федеральном округе - 3, Южном федеральном округе - 7, Приволжском
федеральном округе - 32, Уральском федеральном округе - 10, Дальневосточном федеральном округе - 31.
Интересно отметить, что п.9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г., утвержденной Указом Президента России от 09.06.2010 г. №690 [11] к основным субъектам антинаркотической деятельности отнесена только Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Органы внутренних дел в качестве самостоятельного субъекта антинаркотической деятельности не предусмотрены.
В подпункте «д» п. 9 указывается «другие федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию функций по противодействию незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, а также меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации полномочий».
Представляется, что органы внутренних дел, выполняющие значительный объем работы по противодействию незаконному обороту наркотиков должны быть указаны в качестве самостоятельных субъектов антинаркотической деятельности.
В качестве резюме можно отметить, что, при безусловном соблюдении презумпции невиновности [12], незаконный оборот наркотиков является злейшим врагом отдельной личности, общества и государства. Распространение наркомании негативно сказывается не только на здоровье лиц, злоупотребляющих ими, но и ведет к снижению общественной активности, сужению и, в конечном счете, распаду основополагающих социальных связей, отрицательно влияют на социально-психологической атмосфере в обществе, экономике, политику и правопорядок.
Совершенствование правоприменительной деятельности
правоохранительных органов и установление адекватных санкций, направленных на противодействие пропаганде наркотических средств или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства, является одной из основных задач государства [13].
Литература и источники
1. См.: Шергина К.Ф. Государство и право на рубеже веков // Материалы Всероссийской конференции. Криминология. Уголовное право. Судебное право. М., 2001. С.47.
2. См.: Шергин А.П. Новое законодательство об административных правонарушениях и задачи органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2003. №4. С.17.
3. См.: Преступность и правонарушения (2006-2010): Статистический сборник. М., 2011. С.10.
4. Денисенко В.В. Теория административно-деликтных отношений. Дисс. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. С. 131.
5. См.: Режим доступа http://www.kremlin.ru/news/10986
6. См.: Аксенкин А.Л. Вопросы административной ответственности за пропаганду наркотиков // Административное право и процесс. 2011. №3. С.51-52.
7. Абызов Р.М. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. Ташкент, 1983. С.17.
8. Соловьева О.М. О некоторых проблемах при составлении протокола об административном правонарушении и применении норм о возбуждении дела об административном правонарушении // Право и практика. 2012. №2. С.102-111.
9. См.: Собрание законодательства РФ. 2011. №1. Ст.29.
10. Статистические данные приводятся в соответствии с формой №4-МВ-НОН «Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов», утверждена приказом ФСКН РФ №29, Генпрокуратуры РФ №53, МВД России №70, Минюста РФ №30, Министра обороны РФ №76, МИД РФ №1669, Минздравсоцразвития РФ №75н, Минобрнауки РФ №107, ФСБ РФ №49, ФТС РФ №268, Роскосмоса №17 от 10.02.2010г. «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков».
11. См.: Собрание законодательства РФ. 2010. №24. Ст. 3015.
12. Плотко Е.С. Принципы презумпции невиновности и объективной истины в производстве по делам об административных правонарушениях // Современная научная мысль. 2012. №1. С.97-103.
13. См. напр.: Габараева Н.В., Эртель А.Г. Судебный контроль при реализации мер административного принуждения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. №1; Мамонтов Д.Ю. Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения // Право и практика. 2012. №2. С.45-50.
Газизов Д.А. - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, ([email protected])
Газизова Т.Г. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России Gazizov, D.A. - PhD in Law, Associate Professor, Head of the department of administrative law and administrative activities of the internal affairs of Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry, ([email protected]) Gazizova, T.G. - PhD in Law, Associate Professor of Criminal Law and Criminology of Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry