Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
630
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СУБСИДИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева В.А., Силаева Л.И.

В настоящее время являются актуальными вопросы эффективности финансового контроля. На этапе экономического кризиса в целом по стране эффективность контрольных действии наиболее высока, так как речь идет о возмещении уже израсходованных средств и о предотвращении еще не совершенных нарушений бюджетной дисциплины. За неэффективное расходование бюджетных средств на законодательном уровне предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В настоящей статье авторы рассмотрят более подробно основания и элементы ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

7. Социально-экономическая сфера России. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13397

8. Федеральная служба государственной статистики. Уровень безработицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm

9. Центр развития политической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.agitclub.ru/vybory/result3.htm

10. Экономическая безопасность России. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/besopasn/pok-besopasn.htm

© Василевский Я.В., Гатиев Р.А., 2020

УДК 2964

Матвеева В.А.

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ИСОиП (филиал) Донского государственного технического университета (ДГТУ), г. Шахты, Ростовская область, Россия

Силаева Л.И.

Студент 1 курса факультета «Экономика, сервис и предпринимательство» ИСОиП (филиал) Донского государственного технического университета (ДГТУ), г. Шахты, Ростовская область, Россия

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация

В настоящее время являются актуальными вопросы эффективности финансового контроля. На этапе экономического кризиса в целом по стране эффективность контрольных действии наиболее высока, так как речь идет о возмещении уже израсходованных средств и о предотвращении еще не совершенных нарушений бюджетной дисциплины. За неэффективное расходование бюджетных средств на законодательном уровне предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В настоящей статье авторы рассмотрят более подробно основания и элементы ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ключевые слова

Бюджет, субсидия, административная ответственность, правонарушение.

Бюджетный кодекс Российской Федерации указывает на то, что бюджетные средства представляют собой совокупность денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, направленные, в том числе, для оплаты работ и услуг физическим и юридическим лицам по государственным и муниципальным контрактам.

Бюджетные средства также выделяются в виде субсидий и субвенций, а также бюджетных инвестиций.

Поэтому для рационального использования бюджетных средств их расходование необходимо контролировать.

Считаем важным отметить, что на федеральном уровне такой контроль возложен на Счетную палату

Российской Федерации. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований таким контролем расходования бюджетных средств занимаются счетные палаты регионов и контрольно-счетные палаты муниципальных образований.

Статья 101 Конституции РФ от 12.12.1993г. указывает на то, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ.

Согласно названному федеральному закону основными задачами Счетной палаты РФ являются, в том числе, организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка распоряжения бюджетными средствами, а также анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе распоряжения бюджетными средствами.

Если в ходе проверки, проведенной федеральной, региональной счетной палатой, либо контрольно-счетной палатой муниципального образования будет установлено, что каким-либо государственным либо муниципальным учреждением бюджетные средства были расходованы на цели, иные, чем те, на которые данные денежные средства были выделены, такое учреждение, как юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Под неэффективным использованием бюджетных средств понимается формирование и исполнение бюджета участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий, не обеспечивающее достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижение наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Необходимо отметить, что кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит статью 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния».

Указанная статья КоАП РФ предусматривает следующую санкцию: «административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению».

Статья 15.14 КоАП РФ не подразумевает под собой применение каких-либо процессуальных особенностей в ходе исполнения действий по привлечению к административной ответственности.

Обращаем внимание на то, что срок давности привлечения к ответственности по ст. 15.14 составляет: 2 (два) года со дня совершения правонарушения (ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Объектом правонарушения являются бюджетные отношения.

В связи с этим, расходование денежных средств на цели, отличные от тех, на которые данные

бюджетные средства были выделены, образует объективную сторону правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ.

Субъективную сторону данного правонарушения составляет умысел.

В связи с этим, полагаем, что субъектами правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ являются юридические и должностные лица.

В соответствии с письмом Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2018г. № 07-04-05/09-8157 «По вопросу привлечения к административной ответственности», юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, так же могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Статья 152 Бюджетного кодекса РФ указывает, что участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Думается, что такими субъектами могут являться не только бюджетные учреждения, но и коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, работающие с государственными и муниципальными учреждениями по контрактам и их должностные лица.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Согласно примечанию к данной статье кодекса, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Стоит также отметить, что к административной ответственности привлекаются лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.

Обращаем внимание, что согласно сложившейся судебной практике, связанной с привлечением лиц к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, нарушениями, зафиксированными уполномоченными органами исполнительной власти РФ (прокуратура), могут быть, например, оплата подрядчику дополнительных работ, выполненных, но не предусмотренных проектно-сметной документацией, но, необходимость выполнения которых вызвана ошибками, допущенными проектировщиками.

В другом случае бюджетное учреждение было привлечено к административной ответственности за то, что направило средства федерального бюджета на оплату услуг по тиражированию газеты. При этом, устав учреждения, с учетом которого было сформировано госзадание, не содержит вида деятельности, связанного с выпуском периодических печатных изданий.

Приведем еще один пример нецелевого расходования бюджетных средств.

Бюджетное учреждение муниципального образования было привлечено к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в связи с тем, что денежные средства, выделенные на финансирование строительства спортивного объекта, были направлены на независимую повторную и оценочную экспертизы строительно-монтажных работ, при том, что договор на проведение экспертизы был заключен с контрагентом уже после того, как такие строительные работы были выполнены, приняты и оплачены заказчиком.

Приведем следующий пример из судебной практики нецелевого расходования бюджетных средств.

В 2015 году Федеральное государственное бюджетное учреждение (Учреждение) было привлечено к административной ответственности в виде штрафа Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) по ст. 15.14 КоАП РФ.

Учреждение оспорило постановление о назначении административного наказания в Арбитражный суд города Москвы.

Как видно из текста судебного решения Росфиннадзор зафиксировал факт нецелевого расходования Учреждением средств федерального бюджета (субсидии), который выразился в оплате услуг по добровольному страхованию транспортных средств. При этом, такие расходы не были предусмотрены соглашением о предоставлении субсидии, которое было заключено между Учреждением и Министерством образования и науки РФ.

При этом необходимо отметить, что таким федеральным органам исполнительной власти, как органы Росфиннадзора законодательством Российской Федерации установлено право осуществлять функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также даны полномочия по привлечению к административной ответственности.

В рассматриваемом случае Упреждение допустило нецелевое расходование средств из бюджета на сумму свыше полумиллион рублей.

Административный штраф, назначенный Учреждению, составил 5% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

В итоге, рассмотрев жалобу заявителя, арбитражный суд отказал Учреждению в удовлетворении его требований, мотивировав свое решение следующим образом.

Арбитражный суд указал, что соглашение о предоставлении субсидии, заключенное с Учреждением, не содержало статьи, предусматривающей возможность расходования бюджетных средств на страхование автотранспортных средств.

При этом, Учреждение обязано было знать требования и нормы бюджетного законодательства РФ, а также обязано было проявить должную заботливость и осмотрительность при расходовании денежных средств, полученных и федерального бюджета.

Вышеуказанное решение арбитражного суда постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций оставлено без изменения.

Другой пример из правоприменительной практики представляет собой решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2017, согласно которому постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица по ст. 15.14 КоАП РФ оставлено без изменения.

Согласно названного решения суда, директор бюджетного муниципального учреждения, которое по соглашению о предоставлении субсидий, является получателем бюджетных средств, подписал акты о приемке выполненных подрядной организацией строительных работ, не удостоверившись в их фактическом выполнении.

Суд, оставляя без изменения постановление контролирующего органа, мотивировал свое решение следующим образом.

Согласно положения Бюджетного кодекса РФ, из бюджетной системы Российской Федерации могут выделяться субсидии на цели, которые согласованы сторонами в, в том числе в соглашении о предоставлении субсидий.

При этом, для состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, не имеет правового значения то, на какие цели направлены полученные бюджетные средства, если контролирующими органами доказано, что такие средства потрачены на цели, иные, чем те, что указаны в соглашении, либо предусмотрены законом.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины должностного лица, допустившего нецелевое расходование бюджетных денежных средств, и, тем самым, причинившего бюджету муниципального образования убытки.

На основании вышеизложенного, полагаем целесообразным сделать вывод о том, что проблематика административной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, является весьма актуальной.

Мы считаем, что денежные средства, выделяемые из бюджета, расходуются нецелесообразно, зачастую не только в связи с наличием коррупционной составляющей, но и просто по причине недостаточной компетентности отдельных должностных лиц учреждений и организаций, являющихся получателями бюджетных средств.

При это полагаем важным отметить, что надзорные органы, осуществляющие в Российской Федерации деятельность по контролю за целевым расходованием бюджетных средств, обладают надлежащей компетенцией при выявлении тех или иных нарушений, и, в большинстве своем, выносят обоснованные постановления о привлечении к административной ответственности, о чем свидетельствует соответствующая судебная практика.

Вместе с тем, полагаем, что санкция статьи 15.14 КоАП РФ в текущей ее редакции предусматривает наложение штрафа, размер которого не велик, по сравнению, например, с размерами штрафов, предусмотренных на нарушение трудового или миграционного законодательства.

Мы придерживаемся мнения о том, что, учитывая особую важность контроля за расходованием бюджетных средств, полагаем целесообразным внести на обсуждение в Государственную Думу РФ проект Федерального закона о поправках в КоАП РФ об увеличении до 100 тысяч рублей предельного размера административного штрафа для должностных лиц, которые допустили нецелевое использование средств, полученных из бюджета.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

2. Бюджетное право. Учебник под ред. Цинделиани И.А. 2017г.;

3. Материалы судебной практики.

© Матвеева В.А., Силаева Л.И., 2020 год

УДК: 336

Соловьёва М.И.

Магистрант ЗабГУ, город Чита

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования в целом. Проведен анализ и оценка основных факторов, которые негативно влияют на выделение государственного бюджета в образование. Сформулированы основные качественные и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.