Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения - возникновение, становление, современность'

Административная ответственность за нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения - возникновение, становление, современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1282
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PUBLIC RELATIONS / VIOLATION OF LAW / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляшенко Евгений Алексеевич

В статье рассмотрены вопросы возникновения и развития административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Проанализированы современные проблемы применения установленных норм ответственности за нарушения норм и правил в сфере безопасности дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF ROAD SAFETY - ORIGIN, FORMATION, MODERNITY

In the article the questions of origin and development of administrative responsibility in ensuring road safety. Analyzed modern problems of application of norms of responsibility for violation of norms and rules in the field of road safety

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения - возникновение, становление, современность»

Юристг-Правок^дъ, 2015, № 2 (69)

миграции // Zamandash press. Киргизия, 2012. 17 апреля.

8. Inventory and Analysis of the Current Situation and Responses to Trafficking in the Russian Federation. Washington, 2005.

9. Левин М. И., Покатович Е. В. Экономика нелегального коммерческого секса: красный свет на синем фоне: научное издание. Труды Фонда ИНДЕМ. М., 2006.

10. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.

11. Кодзасова И. Опасные связи. Надо ли России равняться на Индию // Аргументы и факты. 2014. № 44.

12. Мужчины под вопросом. Нужно ли в нашем обществе заострять проблему оказания медицинской помощи представителям сильного пола? // Медицинская газета. 2010. 12 февраля.

УДК 351.811.12 : 342.9 ББК 67.99

© 2015 г. Е. А. Аяшенко

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ -ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассмотрены вопросы возникновения и развития административной ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Проанализированы современные проблемы применения установленных норм ответственности за нарушения норм и правил в сфере безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, общественные отношения, правонарушение, ответственность.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF ROAD

SAFETY - ORIGIN, FORMATION, MODERNITY

In the article the questions of origin and development of administrative responsibility in ensuring road safety. Analyzed modern problems of application of norms of responsibility for violation of norms and rules in the field of road safety.

Keywords: security, traffic, public relations, violation of law, responsibility.

В ХХ веке человечество создало не разборчивое оружие массового уничтожения, с помощью которого уже убиты миллионы, и это смертельное оружие доступно и продается простым людям. Данным оружием стал автомобиль. Это техническое устройство (автомобиль) дало толчок к возникновению и развитию новой области общественных отношений связанных с обеспечением безопасности жизни деятельности людей -безопасность дорожного движения.

Развитие городов способствовало увеличению и числа транспортных средств. Указанное обстоятельство способствовало повышению интенсивности дорожного движения и требовало определения порядка движения на улицах и площадях городов, а также установления круга лиц, которые должны осуществлять надзор за соблюдением и применением мер ответственности за нарушения правил данного процесса.

Начало автомобилизации России можно отне-

сти к 1895 году [1]. В этот год по улицам Санкт-Петербурга проехал первый автомобиль. С этого периода произошло разделение участников движения на категории - пешеходы, гужевой транспорт, велосипедисты и автомобилисты, что потребовало пересмотреть и подходы к обеспечению безопасности на дорогах и определения новых видов ответственности за нарушения в данной области.

Развитие автомобилизации России (количество автомобилей в России превышало 10000 единиц.) побудило в 1910 году ратифицировать Международную конвенцию (подписанную в Париже в октябре 1909 года), определившую порядок движения автомобилей, которая вступила в силу с 1 мая 1910 года и ставшую обязательной для исполнения на дорогах России. Конвенция содержала основные правила дорожного движения и требования к техническому состоянию автомобилей, определила первые дорожные знаки.

В период преобразований и событий на территории России первой половины XX века вопросы обеспечения безопасности дорожного движения не рассматривались среди приоритетных направлений государства. В ходе развития экономики страны увеличивался автомобильный парк и развивалась дорожная инфраструктура. Следствием данных процессов стали участившиеся случаи автоаварий и гибель в них людей. Совокупность появившихся проблем поставила вопросы по принятию мер, регулирующих процесс обеспечения безопасности дорожного движения, соответственно, необходимость определения мер ответственности за нарушения установленного порядка участниками дорожного движения.

В данный период административно-правовые основы в области дорожного движения регламентировались большим количеством субъектов -органов государственного управления и местных органов государственной власти, в компетенцию которых входило управление этого процесса.

В 60-х годах ХХ столетия предприняты первые шаги в консолидации законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения [2, с. 395]. Более серьезные шаги были осуществлены в 80-х годах, в результате чего были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Это был шаг к кодификации норм административного права по отдельным институтам и объединения в одном акте как материальных, так и процессуальных норм. Результатом данного развития стало принятие в 1985 году первого Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В Кодексе были аккумулированы нормы об административной ответственности, унифицирован процесс привлечения к административной ответственности и исполнения административных взысканий и др. [3, с. 401].

Преобразования 90-х практически приостановили действия КоАП РСФСР. Вновь появилось большое число норм, в том числе и регламентирующих безопасность дорожного движения, действовавших, заключенных в отдельные акты в виде всевозможных положений, инструкций, регламентов, описывающих порядок обеспечения в области дорожного движения и определяющих основы привлечения к административной ответственности за их нарушения.

Результатом сложившейся ситуации и накопившихся проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения, отсутствие действенных правовых механизмов и системы государст-

венного управления безопасностью движения стало критическое состояние данного процесса. Обозначилась необходимость принятия специального закона и аккумулирование норм, определяющих ответственность за нарушения в области дорожного движения как минимум в единый раздел Кодекса об административных правонарушениях.

В конце 90-х годов был разработан и принят Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения». Закон стал основой программы развития и упорядочения законодательства в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

Законопроект предусматривал основные положения создания государственной системы управления безопасностью движения в России, включающие ее организационную и функциональную структуры.

Принятый Закон «О безопасности дорожного движения» регламентировал основные права, обязанности и ответственность всех субъектов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, участников дорожного движения, органов исполнительной и законодательной власти. Приоритет отдан программно-целевому планированию и управлению обеспечением безопасности дорожного движения. Осуществлен переход от ведомственного регулирования правоотношений в данной сфере к государственному нормативному строительству.

Значимым событием в развитии административного права России стало принятие в 2001 году Федерального закона № 195-ФЗ, который стал основным кодифицированным актом административно-правового значения. Данный закон ввел в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и привел в определенную систему нормативно-правовой материал, составляющий институт административной ответственности, определил административные правонарушения, в том числе и в области дорожного движения, а также определил порядок производства по делам об административных правонарушениях.

С течением времени обществом было осознано, что принятый кодекс имеет либеральный характер в отношении ответственности за нарушения норм и правил в области дорожного движения. Практика применения ответственности к нарушителям в данной сфере показала не состоятельность установленных санкций за нарушения Правил дорожного движения (ПДД), что подтверждается негативными тенденциями в области безопасности дорожного движения. С начала ну-

Юристг-Правов^дъ, 2015, № 2 (69)

левых на дорогах России ежегодно погибало более 30 тысяч человек. Данная ситуация складывалась на общем фоне возрастающего числа выявления нарушений в области дорожного движения. Сотрудниками Госавтоинспекции ежегодно пресекается более 50 миллионов нарушений в области дорожного движения, это практически каждый третий житель России [4].

Сложившаяся ситуация заставила общество пересмотреть вопросы формирования ответственности за нарушения в области дорожного движения и изменить подход к наказаниям за нарушения в области дорожного движения.

В период с 2004 по 2012 гг. в нормы, определяющие ответственность за нарушения в области дорожного движения, внесено более 15 значимых изменений. Наиболее значимые изменения были определены ФЗ от 24.07.2007 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Данный закон значительно повысил ответственность за нарушения в области дорожного движения, а отдельные положения Кодекса приведены в соответствие с терминологией Правил дорожного движения.

Современная ситуация в области дорожного движения в России продолжает оставаться сложной. Несмотря на все принимаемые меры, уровень безопасности на улично-дорожной сети не сопоставим с развитыми странами мира.

Анализируя современные правовые акты, определяющие порядок обеспечения безопасности дорожного движения на улицах и дорогах России, можно сделать вывод, что даже их названия не всегда соответствуют содержанию. Очевидна недостаточная согласованность документов между собой, а предусмотренная в них ответственность для нарушителей Правил дорожного движения неадекватна опасности последствий для жизни и здоровья людей. Мировая практика показывает, что действия, направленные на обеспечение жизни и здоровья людей, должны быть жесткими, бескомпромиссными. Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании президиума Государственного совета «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения» в ноябре 2005 г. сказал: «Важно укрепить законодательную базу дорожно-транспортной деятельности, восполнить существующие здесь пробелы» [5].

Либеральное российское административное законодательство в отношении участников дорожного движения привело к низкой эффективности проводимых профилактических мероприятий,

массовому нарушению Правил дорожного движения, как со стороны его участников, так и со стороны контролирующих органов. Штрафные санкции за нарушение Правил дорожного движения, установленные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), настолько неэффективны, что само их существование не побуждает к выполнению установленных норм и правил со стороны участников дорожного движения.

Сложившееся положение с ответственностью в области дорожного движения очень сложное. Это подтверждается регулярными резонансными автоавариями. Президент РФ Владимир Путин, комментируя 25 сентября 2012 года трагическое ДТП в Москве, когда пьяный водитель врезался в остановку и убил семь человек, пятеро из которых были дети, заявил о необходимости ужесточения в России наказания за подобные преступления.

«За некоторые вещи нужно просто карать. К сожалению, по-другому не получается... Если этого не делать, то такие трагедии будут происходить повсеместно», - сказал Президент на заседании Совета по культуре и искусству. Глава государства напомнил, что виновник аварии признался следователям, что «всегда делал то, то он хочет». «Вот эти границы свободы, ответственности, обязанности перед обществом - они просто размыты целиком», - отметил В. В. Путин. Как итог Президент России определил: «Нам, конечно, придется ужесточать законодательство в этой области. Ну не работает то, что у нас сформулировано сегодня, в нашем обществе не работает».

Учитывая изложенное, можно сделать нижеследующие выводы.

Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения прошла большой путь с момента появления транспортных средств, обосновавших разделение участников дорожного движения на пешеходов и водителей. Такое разделение определило необходимость установления порядка и определение ответственности за его нарушение.

Ответственность за нарушения в общественных отношениях, связанных с дорожным движением, развивалась по мере усложнения данного процесса, который формировался техническим прогрессом. Совершенствующиеся транспортные средства постепенно повышали уровень угроз и тяжесть последствий при конфликтах на улично-дорожной сети.

Современный мир невозможно представить без автомобильной техники, играющей ведущую роль в экономической и социальной деятельности

жизни людей. Но скрывающаяся при этом потенциальная угроза вынуждает определять нормы ответственности за нарушения установленного порядка безопасного использования данного блага технического прогресса. Установление Правил участия в данном процессе в принципе может определять порядок организации движения, отдавая приоритет с учетом определенного рода деятельности. Например, предоставлять приоритет транспортным средствам служб и ведомств, обеспечивающих жизнедеятельность людей -медицина, службы помощи при возникновении угроз жизнедеятельности.

В заключение можно отметить, что в современных условиях одним из важнейших факторов, определяющих уровень безопасности дорожного движения, становится эффективность законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и процесса его реализации.

Всякий закон или правовой акт хорош, когда он решает определенную социальную задачу. Если закон не помогает решить правовую задачу, то становится памятником права. Поэтому главное требование к качеству закона - обоснованное отражение общественных потребностей. Государственная власть должна готовить законы, таким образом, доводить их до такой «кондиции», чтобы работающим с ними должностным лицам, простым людям было все ясно непосредственно из текста. Открывая соответствующую статью, прочитав, все должно быть понятно, можно действовать. Но по причине, что правовое поле в России очень многоплановое, на практике это получается крайне редко. В этой связи необходимо конкретизировать нормы ответственности и

исключить из законов, определяющих административную ответственность, «особый порядок» в отношении определенного круга лиц, а возможно, наоборот, рассматривать нарушение закона с их стороны как отягчающую составляющую с учетом правоохранительного рода деятельности.

Действующие нормы ответственности за нарушения в области дорожного движения необходимо оптимизировать (унифицировать) с учетом опасности и возможных последствий участниками движения установленного порядка участия в процессе дорожного движения. Проведение такой работы позволит правоприменителю, в лице Госавтоинспекции, более эффективно влиять на участников дорожного движения, побуждая последних повысить уровень осознания опасности нарушений при участии в дорожном движении.

Литература

1. Данные сайта научно-информационного журнала Биофайл // URL: http://biofile.ru/his/532.html

2. Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961 «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» // Свод законов СССР. 1990. Т. 10.

3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: утв. ВС РСФСР 20.06.1984) // Свод законов РСФСР. Т. 8.

4. Данные с официального сайта ГУ ОБДД МВД России - Госавтоинспекция // URL: http:// www.gibdd.ru

5. Федоров В. А. Актуальные задачи правового регулирования в области дорожного движения // Право и безопасность. 2007. № 3-4 (24-25).

УДК 351.811.122 : 159.9 ББК 39.3

© 2015 г. А. В. Марченко

ДИСЦИПЛИНА НА ДОРОГЕ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме - дисциплине на дороге, состояние которой на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Автор описывает основные причины дорожно-транспортных происшествий, а также условия, послужившие их возникновению, например психофизическое состояние водителей, либо безграмотность со стороны участников дорожного движения.

Ключевые слова: дисциплина, правила дорожного движения, участник дорожного движения, безопасность дорожного движения, водитель, транспортное средство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.