Научная статья на тему 'Административная ответственность в сфере здравоохранения'

Административная ответственность в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2071
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашхотова Ляна Аркадьевна

Здоровье граждан охраняется государством. За правонарушения в сфере здравоохранения виновные привлекаются к административной ответственности. Однако нормативно-правовая база в этой сфере не совершенна и требует внесения соответствующих изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility in health sector

Health of citizens is protected by the state. For offenses in health sector guilty persons are brought to administrative responsibility. However the standard and legal base in this sphere isn't made and demands introduction of corresponding changes.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность в сфере здравоохранения»

13.2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ашхотова Ляна Аркадьевна, младший лейтенант полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: СевероКавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Аннотация: Здоровье граждан охраняется государством. За правонарушения в сфере здравоохранения виновные привлекаются к административной ответственности. Однако нормативно-правовая база в этой сфере не совершенна и требует внесения соответствующих изменений.

Ключевые слова: здоровье, административная ответственность, правонарушение, здравоохранение.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN HEALTH SECTOR Ashkhotova Lyana Arkadievna, police sublieutenant. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: organization of Law enforcement chair. E-mail: Lel4993@rambler.ru

Annotation: Health of citizens is protected by the state. For offenses in health sector guilty persons are brought to administrative responsibility. However the standard and legal base in this sphere isn't made and demands introduction of corresponding changes.

Keywords: health, administrative responsibility, offense, health care.

На сегодняшний день охрана здоровья граждан является приоритетным направлением государственной политики. Качество оказания медицинской помощи напрямую свидетельствует об уровне социально-экономического развития государства. Эффективная система оказания медицинской помощи во многом помогает сократить смертность населения, улучшить демографическую ситуацию в целом, комплексно влияет на уровень жизни граждан. Важную роль в оказании медицинской помощи играют органы государственной власти, поскольку от качества принимаемых ими управленческих решений напрямую зависит организационно-методическая, кадровая, материально-техническая и иная оснащенность медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги населению, что в дальнейшем отражает качество оказания медицинской помощи.

На сегодняшний день Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях предусматривает ряд санкций за совершение административных правонарушений, тем или иным образом связанных с охраной здоровья граждан [1]. Ответственность за указанные правонарушения предусмотрена ст. 6.28-6.33 КоАП РФ. Анализ составов указанных статей КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что основной круг административных правонарушений в сфере здравоохранения связан с экономической составляющей деятельности медицинских организаций и органов власти, а также фальсификацией и изготовлением недоброкачественных медицинских изделий и иной лекарственной и фармацевтической продукции. Единственное правонарушение, состав которого предусматривает возможность нанесения работником медицинской организации фактического вреда здоро-

вью человека, закрепляется ст. 6.32 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности». Согласно указанной статье, административная ответственность предусматривается за нарушение требований о получении добровольного информированного согласия гражданина на осуществление медицинского вмешательства, предусмотренного ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], а также за нарушение сроков, установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан для проведения искусственного прерывания беременности.

Таким образом, при анализе действующего административного законодательства можно сделать вывод, что в настоящее время органы власти больше фокусируют свое внимание на пресечении правонарушений, связанных с экономической составляющей осуществления медицинской деятельности, в то время как административная ответственность сотрудников и должностных лиц медицинских организаций, связанная с недобросовестным либо недоброкачественным оказанием медицинских услуг населению практически сведена к нулю. В качестве решения данной проблемы Правительством РФ в июне 2016 года предлагался Проект федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения» [3], который предусматривал внесение в КоАП РФ ст. 6.34-6.40.

Согласно этому законопроекту предлагалось установить административную ответственность за ряд нарушений требований федерального законодательства в сфере здравоохранения, несоблюдение которых может оказывать влияние на эффективность и безопасность лекарственных препаратов, нарушать права граждан в сфере охраны здоровья, в том числе создавать угрозу причинения вреда здоровью и жизни. В частности, указанным законопроектом предлагалось введение административной ответственности за нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядков оказания медицинской помощи. Также ответственность предусматривалась за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, а именно:

Отказ от оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы;

Оказание медицинских услуг на платной основе, при условии, что оказание таких услуг в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должно осуществляться бесплатно медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы;

Нарушение права гражданина на добровольное информированное согласие о проведении медицинского вмешательства либо на отказ о проведении такого вмешательства, а также нарушение права гражданина на выбор лечащего врача, медицинской организации и получение информации о состоянии своего здоровья.

За указанные выше правонарушения в сфере охраны здоровья граждан предусматривались достаточно жесткие штрафные санкции как непосредственно для

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ашхотова Л.А.

должностных, так и для юридических лиц. Предлагаемые изменения должны были вступить в законную силу с 1 января 2017 года, однако, по неизвестным причинам законопроект не был принят Государственной Думой, хотя указанный законопроект получил одобрительные отзывы со стороны граждан и некоммерческих организаций.

Несмотря на постоянное реформирование в отрасли здравоохранения уровень оказания медицинской помощи населению нашей страны и эффективность государственного управления в области охраны здоровья граждан все еще продолжает испытывать значительные трудности. По данным на 2016 год Россия занимает всего лишь 72 место в мире (из 80) в международном рейтинге качества медицинского обслуживания The Economist Intelligence Unit [4]. На основе приведенных данных можно сделать вывод, что ключевой проблемой государственной системе здравоохранения выступает низкий уровень оказания медицинской помощи. Приоритет повышения качества оказания медицинских услуг гражданам РФ закреплен во многих программных и стратегических документах. Однако Правительство РФ до 2019 года в три раза сократит расходы на программу по охране здоровья матери и ребенка, при учете, что в 2017 году запланированные расходы на эту программу уже сократились более чем на 50% (было 4,7 млн. - стало 2,1 млн.)[5]. Также сокращению финансирования подверглись государственные программы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (с 154,1 млрд руб. до 57,6 млрд руб).

В 2016 году Правительство Российской Федерации выпустило специальное распоряжение и дорожную карту, расширяющие количество обезболивающих препаратов для онкобольных на российском рынке, упрощающие процедуру их назначения врачами для тяжелобольных, позволяющие выписывать рецепты на обезболивающие опиаты в рамках электронного доку-ментооборота[6]. Согласно дорожной карте планируется, что все нуждающиеся будут полностью обеспечены необходимыми лекарствами до 2018 года.

С нехваткой лекарств сталкиваются и другие больные. Например, перебои с поставками лекарств для ВИЧ-инфицированных возникают в разных регионах постоянно, что особенно опасно на фоне повышенного уровня распространенности заболевания ВИЧ в некоторых регионах. У общественников вызывают большие опасения планы по сокращению в 2017 году финансирования программы «Охрана здоровья матери и ребенка с 2013 по 2020 год»[7], которая направлена не только на снижение смертности детей и матерей, улучшение их здоровья, но и на предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.

Важно отметить, что все проблемы организационно-технического аспекта так или иначе приводят к правонарушениям в сфере здравоохранения, что, безусловно, является предпосылкой рассмотрения практических проблем исследуемой сферы как факторов, влияющих на увеличение количества административных правонарушений. Таким образом, на сегодняшний день для повышения эффективности государственного управления в сфере охраны здоровья граждан необходима грамотная реализация управленческих решений по ключевым направлениям:

- содействие в создании качественной нормативной базы, регулирующей общественные отношения в сфере здравоохранения;

- достижение единообразия реализации государственной политики как на федеральном, так и региональном уровнях;

- облегчение взаимодействия органов власти, граждан и некоммерческих организаций по вопросам охраны здоровья граждан;

- последовательное решение основных организационно-практических проблем в современной системе здравоохранения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на настоящий день государственное управление в сфере здравоохранения нуждается в совершенствовании, как нормативно-правовой базы, так и практики применения положений, закрепленных в законодательстве. Только при соблюдении этих условий станет возможным наиболее полное и качественное обеспечение права человека на получение медицинской помощи для всех категорий населения, что, в свою очередь, станет важным шагом в формировании правового, социального государства в России.

Список литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от

29.07.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4812.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; 2017. № 31 (Ч. I). Ст. 4765.

3. Проект Федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс] // http://asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 26.05.2018).

4. Российская модель здравоохранения сравнялась с нигерийской [Электронный ресурс] // РБК URL: http://www.rbc.ru/politics/06/12/2016/58453bde9a79475f2f 692092http://www.rbc.ru/politics/06/12/2016/58453bde9a7 9475f2f692092 (дата обращения: 26.05.2018).

5. До 2019 года в России расходы на охрану здоровья матери и детей урежут в три раза [Электронный ресурс] // URL: https://ok-inform.ru/economics/75312-do-2019-goda-v-rossii-raskhody-na-okhranu-zdorovya-materej-i-detej-urezhut-v-tri-raza.html (дата обращения:

26.05.2018).

6. Федермессер: «Дорожная карта по обезболиванию - это невероятная победа» [Электронный ресурс] // РИА «Новости» URL: http://ria.ru/disabled_position/2016-0715/1466784285.html#ixzz4H0w2a0LW (дата обращения: 26.05.2018).

7. Владимир Слепак обратился в генпрокуратуру РФ с просьбой проверить эффективность мер по противодействию ВИЧ [Электронный ресурс] // Сайт Общественной палаты Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2016/newsitem/37247 (дата обращения: 26.05.2018).

Рецензия

На статью «Административная ответственность в сфере здравоохранения»

На сегодняшний день охрана здоровья граждан является приоритетным направлением государственной политики. Качество оказания медицинской помощи напрямую свидетельствует об уровне социально-экономического развития государства. Эффективная система оказания медицинской помощи во многом по-

могает сократить смертность населения, улучшить демографическую ситуацию в целом, комплексно влияет на уровень жизни граждан. Важную роль в оказании медицинской помощи играют органы государственной власти, поскольку от качества принимаемых ими управленческих решений напрямую зависит организационно-методическая, кадровая, материально-техническая и иная оснащенность медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги населению, что в дальнейшем отражает качество оказания медицинской помощи.

Согласно этому законопроекту предлагалось установить административную ответственность за ряд нарушений требований федерального законодательства в сфере здравоохранения, несоблюдение которых может оказывать влияние на эффективность и безопасность лекарственных препаратов, нарушать права граждан в сфере охраны здоровья, в том числе создавать угрозу причинения вреда здоровью и жизни.

Нельзя не согласится с автором в том, что на сегодняшний день для повышения эффективности государственного управления в сфере охраны здоровья граждан необходима грамотная реализация управленческих решений по ключевым направлениям:

- содействие в создании качественной нормативной базы, регулирующей общественные отношения в сфере здравоохранения;

- достижение единообразия реализации государственной политики как на федеральном, так и региональном уровнях;

- облегчение взаимодействия органов власти, граждан и некоммерческих организаций по вопросам охраны здоровья граждан;

- последовательное решение основных организационно-практических проблем в современной системе здравоохранения.

Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, ст. лейтенант полиции Геляхова Л.А.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,9%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.