СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
Бакулина Анна Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, заместитель проректора по научной работе, Финансовый
университет, Москва, Россия
Растеряев Константин Олегович,
начальник группы координации экспертно-аналитического обеспечения деятельности органов власти,
Финансовый университет, Москва, россия
Аннотация. В статье анализируется системный подход, основанный на признании необходимости определения стратегических ориентиров устойчивого роста экономики и обеспечения национальной и экономической безопасности страны, что позволяет сконструировать целостную систему формирования национальных приоритетов, способных обеспечить динамичный качественный экономический рост. Авторами предложены основные направления реализации концепции формирования экономической стратегии устойчивого роста, которая может быть использована в реальной социально-экономической практике в современных условиях. Ключевые слова: экономический рост; инновационная экономика; денежно-кредитная политика; бюджетно-налоговая политика; инфляция; процентная ставка.
Для цитирования: Бакулина А. А., Растеряев К. О. Создание условий для устойчивого экономического роста в России. Вестник Финансового университета. 2017. Том 21. Вып. 3. С. 57-60. УДК 33 JELO 020
CREATING CONDITIONS OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA
Anna A. Bakulina,
candidate of Economic Sciences, associate professor; deputy vice-rector in scientific work, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Konstantin O. Rasteryaev,
Chief of public authorities' activity analytical support coordination unit, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. This article explorers system approach which is based on recognition of the need for determining strategic guidelines of sustainable economic growth and ensuring of national and economic security and allows to construct a complete system that will form national priorities which can provide dynamic and qualitative economic growth. This article also proposes and considers main directions of realization of conception of forming sustainable growth economic strategy which can be used in real socio-economic practice in modern conditions. Keywords: economic growth; innovative economy; monetary policy; fiscal policy; inflation; discount rate.
Разработка экономической стратегии развития и роста на инновационной основе обусловлена необходимостью стимулирования качественного экономического роста и развития отечественной экономики. В Российской Федерации есть все условия для существенных из-
менений источников и факторов экономического роста, обеспечивающих национальное развитие и конкурентоспособность в современном мире.
Реализация стратегии, как и процесс развития экономики, осуществляется при сочетании государственного регулирования и рыночного саморегули-
рования. Переход к устойчивому экономическому росту в России неразрывно связан с достижением ряда ключевых для экономики целей, которые включают:
• ликвидацию зависимости российской экономики от колебаний мировой конъюнктуры, в том числе от конъюнктурных колебаний мировых сырьевых рынков;
• развитие конкуренции, что будет способствовать росту инновационного спроса со стороны бизнеса;
• снижение доли государства в экономике посредством перераспределения бюджетных средств и создание государством системы стимулирования наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса в России.
Соответственно, большое значение имеет координация и принятие взвешенных решений в рамках проведения денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, банковской, валютной и структурной политики [1].
Необходимо обеспечить переориентирование банковской системы на кредитование стратегически важных отраслей экономики России.
В рамках перехода к инновационной экономике важным является реализация эффективной денежно-кредитной политики, которая ориентирована на экономический рост и одним из ключевых приоритетов которой должна стать активизация кредитного канала и вторичных каналов трансмиссионного механизма наряду с оптимизацией структуры банковского сектора.
Одной из ключевых задач в рамках данного направления является эффективная координация процентной и антиинфляционной политики, результатом чего станет одновременное замедление темпов роста цен и снижение ставок в экономике [2].
Кроме того, главной задачей ведомств, основной функцией которых является регулирование финансового рынка, должно стать снижение стоимости ссуд для конечных заемщиков. Вместе с тем необходимо обеспечить переориентирование банковской системы на кредитование стратегически важных отраслей экономики России.
В связи с этим рациональным будет разработка для стимулирования банков к выдаче инвестиционных кредитов четких критериев классификаций таких ссуд и норм резервов по соответствующим ссудам, а также осуществление мер по расширению ресурсной базы кредитных организаций.
Помимо этого, в рамках перехода от политики удержания экономической стабильности к политике стимулирования экономического роста необходима реализация таких мер, как:
• обеспечение ограниченной волатильности, стабильности курса рубля;
• установка в качестве целевого показателя по инфляции значения, которое не будет сдерживать экономический рост;
• реализация непубличной политики тарге-тирования умеренно-низкого валютного курса (с учетом соотношения реального и номинального курсов рубля), стимулирующего экспорт и им-портозамещение, с постепенным укреплением по мере роста экономики;
• установка предельного уровня дефицита бюджета для обеспечения выхода на качественный экономический рост на 3% ВВП и предельный уровень государственного долга на уровне 30-35% ВВП.
Международный опыт свидетельствует, что реализация стратегии финансового стимулирования экономического роста приводит к снижению инфляции.
В моменты экстремальной волатильности курса для снижения влияния спекулятивного капитала на курс рубля рационально применять методы стабилизации, не связанные с ключевой ставкой, и вводить отдельные элементы «мягкого» валютного регулирования в соответствии с принятой международной практикой. Например, ограничение валютной позиции банков, введение обязательства экспортеров к продаже валютной выручки, предоставление населению и портфельным инвесторам альтернативы в виде индексных облигаций, номинированных в рублях с купоном, привязанным к курсу рубля к корзине валют и др. Однако с помощью только инструментов денежно-кредитной политики осуществить переход к инновационной экономике не представляется возможным.
К основным стратегическим целям бюджетной политики в контексте новых подходов к управлению российской экономикой следует отнести стимулирование роста национальной экономики и обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы. То есть необходимо обеспечить ее нацеленность на создание условий для эконо-
мического развития и поддержания макроэкономической устойчивости и роста. В частности, инвестиции в человеческий капитал должны стать одним из основных направлений бюджетной политики. Необходимо повышение доли расходов на здравоохранение, образование, не опасаясь при этом умеренного дефицита бюджета.
Помимо этого, одной из основных предпосылок перехода к инновационной экономике является финансирование фундаментальной, прикладной и университетских наук, повышение финансовой грамотности населения. В то же время необходимо также инвестировать в непрерывное развитие в области экономики знаний, которая включает в себя такие направления, как блокчейн, нейронные сети, роботизация, генная инженерия и др.
Параллельно с этим нужно обеспечить проведение налоговых реформ, целью которых должно стать освобождение от налогового бремени тех, кто готов обеспечить экономике добавленную стоимость.
Одним из ключевых вопросов в данном случае является необходимость определения потенциала роста российской экономики. О наличии необходимого потенциала для обеспечения устойчивого роста в первую очередь свидетельствует наличие больших запасов полезных ископаемых, сравнительно большого внутреннего рынка, объема импорта и потенциала импортозамещения, а также низкого уровня государственного и корпоративного долга наряду с незагруженными производственными (промышленными) мощностями [3].
Вместе с этим необходимо обеспечить реализацию плана по активизации источников устойчивого роста российской экономики, а именно:
• восстановление экономики «простых вещей»;
• повышение производительности труда действующих производств;
• новая индустриализация в традиционных отраслях (увеличение глубины переработки природных ресурсов в традиционных отраслях);
• новая индустриализация в отраслях экономики будущего (экономика знаний);
• развитие агропромышленного комплекса;
• жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и развитие инфраструктуры;
• развитие Дальнего Востока и транзитного коридора Азия — Европа.
Ключевым источником финансовых ресурсов должны стать инвестиции в реальный сектор экономики. Кроме того, источниками финансирования экономического роста могут являться:
• финансирование Центрального банка Российской Федерации докапитализации институтов развития и новые механизмы рефинансирования, в том числе проектное и торговое финансирование;
• заем у населения и финансовых инвесторов через привлекательные инструменты, такие как индексные облигации;
• обеспечение гарантий государства в рамках проектов государственно-частного партнерства;
• активы государственных банков через настройку кредитных механизмов и специализированные программы финансирования.
Таким образом, для того чтобы достичь главной цели — устойчивого роста российской экономики, необходимо отойти от концепции макроэкономической стабилизации и перейти к стабильному росту. В связи с этим необходимо сосредоточиться на вышеуказанных задачах, решение которых будет способствовать соответствующим изменениям.
Одновременно с этим существует и ряд системных вопросов, решение которых будет способствовать достижению ключевых целей, поставленных в рамках формирования стратегии устойчивого роста российской экономики1.
Нужно обеспечить проведение налоговых реформ, целью которых должно стать освобождение от налогового бремени тех, кто готов обеспечить экономике добавленную стоимость.
В последние годы инвестиции публичных компаний с государственным участием лидируют по темпам снижения, что свидетельствует о том, что один из важнейших каналов воздействия на экономику используется государством недостаточно эффективно. Соответственно, необходимо проведение мониторинга эффективности выполнения госкомпаниями разработанных и утвержденных инвестиционных программ, а также долгосрочных программ развития.
Необходимо также сосредоточить усилия на осуществлении трансфера технологий, целью которого станет ускоренная модернизация промыш-
1 О мерах по преодолению кризисных процессов в экономике России. М.: Издание Государственной Думы, 2015. С. 211.
ленности и развитие компетенций российских научных центров. Важно обеспечивать, наряду со сдерживанием инфляции, достижение целевых ориентиров и по другим макроэкономическим показателям, а именно: валовый внутренний продукт, число высокопроизводительных рабочих мест, курс рубля.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в области координации решений при проведении структурной, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, банковской, валютной политики необходимо использовать системный подход, в частности:
• обеспечить синхронизацию мер по валютному, денежно-кредитному, бюджетно-налоговому регулированию с экономической политикой государства в текущих условиях;
• улучшить взаимодействие денежно-кредитной и структурной политики: для обеспечения экономического роста российскую банковскую систему следует «перенастроить» на кредитную поддержку стратегически важных (приоритетных) для российской экономики отраслей. Компасом для структурной перестройки может быть экономическая добавленная стоимость;
• обеспечить координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики: при выборе инструментов реализации этих направлений государственной экономической политики, нацеленных на достижение финансовой устойчивости и обеспечение экономического роста, необходимо учитывать влияние результатов указанных политик на: уровень цен, величину и структуру денежной массы, курс национальной валюты, процен-
тную ставку (стоимость ресурсов) на финансовом рынке2.
Следовательно, для разработки и реализации экономической стратегии роста необходимо четкое определение стратегических приоритетов, комплексный пересмотр подходов к регулированию экономики (переход к стратегическому планированию, выстраивание системы непрерывной координации политик, программ, дорожных карт ведомств, законодательных и нормативных актов, их постоянная экспертиза на предмет соответствия стратегическим целям). В качестве основных предлагаются цели экономического роста и структурной перестройки экономики с приоритетным развитием несырьевых отраслей отечественной экономики. Достижению этих целей должна способствовать скоординирован-ность таких направлений государственной экономической политики, как денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, валютная, структурная, политика в области развития банковского сектора, финансовых рынков в целях обеспечения экономического роста и достижения качественного экономического роста.
Следовательно, нужны меры по реализации сценария стратегического развития национальной экономики, который означает практическое подчинение интересов отдельных экономических субъектов, в том числе и крупных банков, интересам экономического роста и ликвидации структурных диспропорций в российской экономике.
2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов: одобрены Советом директоров Банка России 10.11.2015. М., 2015.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова М. А., Дубова С. Е., Красавина Л. Н., Лаврушин О. И., Масленников В. В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С. 6-15.
2. Денежно-кредитная политика России: новые вызовы и перспективы: монография / колл. авторов; под ред. д.э.н. М. А. Эскиндарова. М.: РУСАЙНС, 2016. 120 с.
3. Звонова Е. А., Безнощенко В. В. Современные проблемы участия России в процессах трансформации мировой финансовой архитектуры // Экономика, налоги, право. 2016. № 2. С. 21-29.
REFERENCES
1. Abramova M. A., Dubova S. E., Krasavina L. N., Lavrushin O. I., Maslennikov V. V. Kluchevie aspekty sovremennoy denezhno-creditnoy politiki Rossii: mnenie ekspertov [Key aspects of modern monetary policy in Russia: experts" opinion]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economics. Tax. Law, 2016, no. 1, pp. 6-15 (in Russian).
2. Denezhno-creditnaya politika Rossii: novie vizovy i perspectivy: monografija [Monetary policy in Russia: new challenges and perspectives: monography] pod. red. d.e.n. M. A. Eskindarova — edited by Doctor of Economics M. A. Eskindarov. Moscow, Ru-science, 2016, 120 p.
3. Zvonova E. A., Beznoschenko V. V. Sovremennie problemy uchastija Rossii v protsessah transformatsii mirovoy finansovoy arhitektury [Modern problems of Russian participation in the transformation process of global financial architecture]. Ekonomika. Nalogi. Pravo. — Economics. Tax. Law. 2016, no. 2, pp. 21-29 (in Russian).
участвующей в реализации этой программы, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Совершение данного нарушения повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 до 30 тыс. руб., а на само учреждение — в размере от 30 до 40 тыс. руб.
Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 1 до 3 тыс. руб. (под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами); на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц — от 40 до 100 тыс. руб.
Несовершенство административного законодательства в области охраны здоровья граждан серьезно осложняет привлечение к административной ответственности врачей за совершение последними профессиональных правонарушений.
Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 150 тыс. руб.
Отсутствие в настоящее время предлагаемой проектом федерального закона № 1093620-6 административной ответственности не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении в ходе проверок, проводимых должностными лицами Росздравнадзора, нарушений качества и безопасности медицинской деятельности.
При этом выдача предписаний является недостаточно эффективной мерой воздействия для устранения нарушений в сфере здравоохранения, административная ответственность за которые предусматривается названным законопроектом.
Таким образом, с учетом проведенного анализа административной ответственности в сфере охраны здоровья граждан, можно сделать вывод о необходимости совершенствования КоАП РФ:
• в части наделения должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, полномочиями составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях;
• предусмотреть в КоАП РФ (по аналогии с УК РФ) дифференциацию административной ответственности за причинение вреда здоровью пациента определенной степени тяжести при ненадлежащем исполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.
Эта ситуация не способствует профилактике совершения административных правонарушений медицинскими сотрудниками. Необходимо предусмотреть ряд профилактических мер по минимизации совершения указанных административных правонарушений:
• осуществлять персонифицированный контроль медицинских организаций, где медицинскими сотрудниками совершены административные правонарушения;
• ввести статистический учет медицинских организаций, лишенных лицензий в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей при оказании медицинской помощи;
• осуществлять меры правового просвещения по применению норм в сфере охраны здоровья граждан.
Нарушение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в части несоблюдения установленных ими обязательных требований влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа.
При этом если такое деяние приведет к причинению вреда жизни или здоровью граждан либо создаст угрозу причинения вреда, на должностных лиц будет наложен административный штраф.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Сергеев Ю. Д., Канунникова Л. В. Ненадлежащее оказание медицинских услуг и факторы риска его распространения // Медицинское право. 2007. № 4. С. 3-6.
2. Бондаренко Д. В. К вопросу о юридической ответственности медицинских работников // Медицинское право. 2006. № 4. С. 41-46.
ТЕОРИЯ ПРАВА
3. Мохов А. А., Мохова И. Н. Врачебная ошибка как актуальная проблема судебной практики // Медицинское право. 2004. № 2. С. 31-38.
4. Пашинян А. Г. Анализ неблагоприятных исходов при оказании дерматовенерологической помощи // Медицинское право. 2004. № 2. С. 27-30.
5. Стеценко С. Г. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы юридической квалификации и экспертизы // Российский следователь. 2002. № 5. С. 7-11.
6. Сучков А. В. Правовые проблемы взаимоотношения медицинских работников и пациентов при совершении медиками профессиональных правонарушений // Вятский медицинский вестник. 2008. № 3-4. С. 77-80.
7. Флоря В. Н. Рецензия на монографию члена-корреспондента РАМН, профессора Ю. Д. Сергеева и кандидата медицинских наук Ю. В. Бисюка «Ненадлежащее оказание экстренной медицинской помощи (экспер-тно-правовые аспекты). Научно-практическое руководство» // Медицинское право. 2008. № 3. С. 60-61.
8. Осипов А. И., Бунин Ю. Н., Кладов С. Ю., Соколов А. С., Шнайдер А. Д. Причины врачебных диагностических ошибок по результатам анализа «врачебных дел» // Бюллетень сибирской медицины. 2003. Т. 2. № 2. С. 56-60.
9. Гусев А. Об административной ответственности в сфере здравоохранения // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 7. С. 8-18.
10. Сучкова Т. Е. Административная ответственность медицинских работников за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей // Медицинское право. 2011. № 4. С. 48-56.
REFERENCES
1. Sergeev Yu.D., Kanunnikova L. V. Nenadlezhashchee okazanie meditsinskikh uslug i faktory riska ego rasprostraneniya [Inadequate provision of medical services and risk factors of its propagation]. Meditsinskoe pravo — Medical Law, 2007, no. 4, pp. 3-6 (in Russian).
2. Bondarenko D. V. K voprosu o yuridicheskoy otvetstvennosti meditsinskikh rabotnikov [On the legal liability of health professionals]. Meditsinskoe pravo — Medical Law, 2006, no. 4, pp. 41-46 (in Russian).
3. Mokhov A. A., Mokhova I. N. Vrachebnaya oshibka kak aktual'naya problema sudebnoy praktiki [Medical error as a vital problem of judicial practices]. Meditsinskoe pravo — Medical Law, 2004, no. 2, pp. 31-38 (in Russian).
4. Pashinyan A. G. Analiz neblagopriyatnykh iskhodov pri okazanii dermatovenerologicheskoy pomoshchi [Analysis of adverse outcomes in providing the dermatovenereological aid]. Meditsinskoe pravo — Medical Law, 2004, no. 2, pp. 27-30 (in Russian).
5. Stetsenko S. G. Defekty okazaniya meditsinskoy pomoshchi: problemy yuridicheskoy kvalifikatsii i ekspertizy [Medical aid provision flaws: problems of legal qualifications and expertise]. Rossiyskiy sledovatel' — Russian Investigator, 2002, no. 5, pp. 7-11 (in Russian).
6. Suchkov A. V. Pravovye problemy vzaimootnosheniya meditsinskikh rabotnikov i patsientov pri sovershenii medikami professional'nykh pravonarusheniy [Legal problems of the relationships between health workers and patients in cases of professional offenses made by the former]. Vyatskiy meditsinskiy vestnik — Vyatka Medical Bulletin, 2008, no. 3-4, pp. 77-80 (in Russian).
7. Florya V. N. Retsenziya na monografiyu chlena-korrespondenta RAMN, professora Yu. D. Sergeeva i kandidata meditsinskikh nauk Yu. V. Bisyuka «Nenadlezhashchee okazanie ekstrennoy meditsinskoy pomoshchi (ekspertno-pravovye aspekty). Nauchno-prakticheskoe rukovodstvo» [Review of the monograph written by Professor Yu. Sergeyev, corresponding member of the Medical Sciences Academy, and Yu. Bisyuk, PhD (Medical sciences) "Inadequate provision of emergency medical aid (expert and legal aspects). Scientific-Practical Guide"]. Meditsinskoe pravo — Medical Law, 2008, no. 3, pp. 60-61 (in Russian).
8. Osipov A. I., Bunin Yu.N., Kladov S. Yu., Sokolov A. S., Shnayder A. D. Prichiny vrachebnykh diagnosticheskikh oshibok po rezul'tatam analiza «vrachebnykh del» [Reasons for medical diagnostic errors based on medical case studies]. Byulleten' sibirskoy meditsiny—Bulletin of the Siberian Medicine, 2003, vol. 2, no. 2, pp. 56-60 (in Russian).
9. Gusev A. Ob administrativnoy otvetstvennosti v sfere zdravookhraneniya [On the administrative liability in the health care field]. Uchrezhdeniya zdravookhraneniya: bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie — Health Care Institutions: Accounting and taxation, 2016, no. 7, pp. 8-18 (in Russian).
10. Suchkova T. E. Administrativnaya otvetstvennost' meditsinskikh rabotnikov za nenadlezhashchee ispolnenie professional'nykh obyazannostey [Administrative liability of health workers for the improper performance of professional duties]. Meditsinskoe pravo — Medical Law, 2011, no. 4, pp. 48-56 (in Russian).