Комарова Людмила Викторовна Третьяков Владимир Иванович
Административная ответственность в сфере производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции
Рассмотрены законодательные новеллы, касающиеся установления административной ответственности в сфере производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Проанализированы актуальные правовые и нормативные основы производства и оборота данной продукции в России. Исследованы особенности правового регулирования производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, которые влияют на применение нормы об административной ответственности за соответствующие правонарушения.
Ключевые слова: административная ответственность, административные правонарушения, антитабачная политика, табачная продукция, никотинсодержащая продукция.
Administrative responsibility in the field of production and turnover of tobacco and nicotine-containing products
The article considers legislative innovations concerning the establishment of administrative responsibility in the sphere of production and turnover of tobacco and nicotine-containing products. The current legal and regulatory bases of production and turnover of these products in Russia are analyzed. The features of the legal regulation of the production and turnover of tobacco and nicotine-containing products, which affect the application of the norm on administrative responsibility for relevant offenses, are investigated.
Keywords: administrative responsibility, administrative offenses, anti-tobacco policy, tobacco products, nicotine-containing products.
Охрана здоровья людей выступает одной из важнейших конституционных гарантий, установленных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, поскольку здоровье - основа нормального существования, предполагающего полное физическое, душевное и социальное благополучие. При этом следует отметить, что здоровье - хрупкое благо, которое на протяжении человеческой жизни сталкивается с массой опасностей, обусловленных как объективными, так и субъективными факторами.
Одной из причин смертности населения Земли остаются последствия курения. По данным ВОЗ, ежегодно от табака умирает более 8 млн человек, поэтому табак рассматривается как одна из серьезнейших угроз для здоровья людей [1].
Международные стандарты противодействия распространению табакокурения обязывают разрабатывать и реализовывать соответствующие меры на внутригосударственном уровне. В научной литературе отмечается, что на современном этапе в целом во всех странах СНГ активно используется потенциал охранительной функции административной ответственности для регулирования общественных отношений в сфере оборота табачной продук-
ции [2, с. 91]. Россия в данном аспекте не является исключением.
В нашей стране борьба с табакокурением продолжается уже несколько десятилетий. В рамках антитабачной политики в России в последние годы были реализованы такие меры, как запрет на курение в общественных местах, предупредительные графические изображения на упаковках сигарет, запрет на рекламу табачных изделий, уведомления об опасности курения при демонстрации табачной продукции в кинематографических материалах, средствах массовой информации и др.
Между тем эффективность принятых мер все еще остается низкой. В научной литературе указываются данные, согласно которым в России курят 41% мужчин и 13% женщин в возрасте от 15 лет [3, с. 13]. Кроме того, по данным соответствующих научных исследований, в 2019 г. в России смертность, ассоциированная с курением, составила 266,5 тыс. человек (226,5 тыс. мужчин и 40 тыс. женщин) [4, с. 90].
Особая актуальность разработки новых мер противодействия курению связана с появлением и активным распространением новой никотинсодержащей продукции: вейпов, электронных сигарет, систем нагревания табака и
8
др. Производители курительных устройств и изделий заверяют потребителей о существенном снижении негативного воздействия на здоровье новых форм употребления никотина, что повлияло на резкое повышение спроса населения на соответствующую продукцию.
Между тем, если вред, причиняемый здоровью курением сигарет (табака), достаточно хорошо изучен в медицине, то о последствиях курения вейпов и электронных сигарет можно только догадываться в силу новизны указанных курительных приспособлений. Согласно позиции ВОЗ по данному вопросу электронные системы доставки никотина любых видов, а также изделия из нагреваемого табака не являются безвредными, поэтому ВОЗ рекомендует рассматривать их как вредные для здоровья изделия, оборот которых требует регулирования со стороны государства [5].
Помимо опасности, которую представляют табачные и никотинсодержащие изделия сами по себе, с повышением спроса на новые курительные устройства увеличивается объем нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Согласно исследовательским данным в 2022 г. доля нелегальных табачных изделий составила 12,9%, а доля нелегальных никотинсодержащих продуктов - 79% [6].
Антитабачная государственная политика, направленная среди прочего на предотвращение нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, включает прежде всего меры по совершенствованию законодательства в сфере производства и оборота такой продукции. В последнее время в данном направлении разработано несколько основных законодательных мер.
Так, в 2021 г. по инициативе Правительства РФ на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ был внесен Законопроект № 310882-8, целью которого стало сокращение объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции. В результате долгой законотворческой работы был принят Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее - Закон № 203-ФЗ), который установил правовые основы производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции.
Еще до принятия Закона № 203-ФЗ в науке обсуждалась острая проблема неопределенности терминологии, связанной с табачной и никотинсодержащей продукцией, несмотря на то, что административно-правовое регулирование общественных отношений требует не только сформированного понятийного аппарата, но и тождественности терминов с определяемым явлением [7, с. 193]. В ст. 2 Закона
№ 203-ФЗ закреплены многие понятия, характеризующие рассматриваемую сферу правового регулирования (сырье, производство табачной и никотинсодержащей продукции, изделия с нагреваемым табаком и др.). Между тем такие ключевые термины, как табачная продукция, табачные изделия, никотинсодержащая продукция, не получили своего законодательного закрепления в Законе № 203-ФЗ. Вместо этого в ч. 2 ст. 2 данного Закона содержится бланкетная норма, отсылающая к нормативным правовым актам и регламентам, которые регулируют оборот табачной и никотинсодер-жащей продукции.
Например, в ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» дана легальная дефиниция таких понятий, как табак, табачные изделия и др. В свою очередь, понятие «никотинсодержащая продукция» раскрывается уже в другом нормативном правовом акте - Федеральном законе от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (п. 3 ч. 1 ст. 2).
Установление правил и нормативов производства и оборота табачной и никотинсодер-жащей продукции обусловило необходимость разработки механизма привлечения к ответственности за нарушение установленных норм. Поэтому Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП РФ введено несколько новых составов административных правонарушений в рассматриваемой сфере.
В частности, 1 апреля 2024 г. в КоАП РФ вводится ст. 14.67, предусматривающая ответственность за нарушение требований к производству или обороту табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства. Состав административного правонарушения образуют несколько деяний.
Во-первых, административно-деликтным законодательством теперь запрещено производство или оборот указанных изделий и продукции без соответствующей лицензии (ч. 1 ст. 14.67 КоАП РФ). Закон № 203-ФЗ устанавливает виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию (например, производство табачной и никотинсодержащей продукции). При этом законодательными новеллами предусмотрено, что совершение такого деяния в крупном размере влечет уже не административную, а уголовную ответственность по ст. 171.3 УК РФ.
Во-вторых, установлена административная ответственность за использование или владе-
9
ние незарегистрированным основным технологическим оборудованием для производства табачных изделий и продукции, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства (ч. 2 ст. 14.67 КоАП РФ). Закон № 203-Ф3 предусматривает обязательную государственную регистрацию основного технологического оборудования, перечень которого установлен Правительством РФ. Поэтому нарушение данного правила влечет применение мер административной ответственности.
В-третьих, административная ответственность наступает за использование основного технологического оборудования или владение им, хотя и зарегистрированным, но не законсервированным, в случае отсутствия соответствующей лицензии (ч. 3 ст. 14.67 КоАП РФ). Обязанность консервации основного технологического оборудования установлена в ч. 4 ст. 3 Закона № 203-ФЗ в тех случаях, когда лицензия на осуществление производства табачной и никотинсодержащей продукции еще не получена либо аннулирована или прекратила свое действие.
В-четвертых, административно-деликтное законодательство запрещает незаконные производство или оборот табачной и никотинсодержащей продукции физическим лицом (ч. 4 ст. 14.67 КоАП РФ).
Таким образом, видно, что законодатель разработал детальный механизм привлечения к ответственности за нарушение правил, установленных законодательством в сфере производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, предусмотрев несколько составов административных правонарушений в КоАП РФ.
Положения ст. 14.67 КоАП РФ сконструированы таким образом, что отсылают к нормативам и правилам, установленным Законом № 203-ФЗ, т.е. правоприменитель должен будет опираться, в частности, на терминологию, использованную в законе, для правильной квалификации деяния по ст. 14.67 КоАП РФ. Между тем нами выявлен пробел в законодательном регулировании некоторых ключевых положений, связанных с оборотом табачной и никотинсодержащей продукции.
Согласимся с мнением Ф.А. Минибаева о том, что для наиболее эффективной реализации административной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачной продукции необходимо сделать более доступными и нормы законодательства [8, с. 211]. Полагаем, в этих целях в ст. 2 Закона № 203-Ф3 следует закрепить такие ключевые понятия, как табачная продукция, табачные изделия и ни-котинсодержащая продукция, а не отсылать к другим нормативным правовым актам, которые разрозненно раскрывают значение этих понятий. Законодательная конструкция бланкетного содержания, использованная в ч. 2 ст. 2 Закона № 203-ФЗ, создает терминологическую путаницу, хотя, на наш взгляд, должна исчерпывающим образом отражать нормы, пусть и дублируя некоторые положения других нормативных правовых актов, закрепляющие используемый законом терминологический аппарат.
Резюмируя изложенное, мы приходим к выводу о том, что создание прочной законодательной основы производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции - важный шаг на пути к регулированию табачного рынка в рамках реализации охраны здоровья. Установление административной ответственности за нарушение правил производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции является неотъемлемым механизмом противодействия нелегальному обороту такой продукции, призванным обеспечить исполнение требований закона. Вместе с тем достаточно детально проработанная законодательная основа характеризуется пробелами в закреплении терминологического аппарата, который используется и в ст. 14.67 КоАП РФ. При реализации данной нормы правоприменитель столкнется, в первую очередь, с понятийной неопределенностью, а бланкетные нормы, отраженные в Законе № 203-ФЗ, лишь затруднят процесс правоприменения. Поэтому считаем целесообразным закрепить в ст. 2 Закона № 203-Ф3 ключевые понятия «табачная продукция», «табачные изделия» и «никотинсо-держащая продукция», которые составляют основу административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.67 КоАП РФ.
1. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2023 год: предложение помощи в целях прекращения употребления табака // Официальный сайт ВОЗ. URL: https://iris.who.int/bitstream/ handle/10665/372042/9789240077485-eng. pdf?sequence=1 (дата обращения: 09.01.2024).
2. Минибаев Ф.А. Зарубежный опыт административной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачной продукции (на примере государств СНГ) // Сборник избранных статей по материалам
1. WHO Report on the global tobacco epidemic, 2023: offering assistance to stop tobacco use // WHO official website. URL: https://iris.who.int/ bitstream/handle/10665/372042/9789240077485-eng.pdf?sequence=1 (date of access: 09.01.2024).
2. MinibaevF.A. Foreign experience ofadministrative responsibility for offenses in the sphere of tobacco turnover (on the example of the CIS states)//Collection of selected articles based on the proceedings of scientific conferences of the National Development: mll. of sci. papers. St. Petersburg, 2021.
10
научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: сб. науч. тр. СПб., 2021.
3. Калабихина И.Е., Кузнецова П.О., Тикунов В.С., Черешня О.Ю. Смертность, ассоциированная с курением, в регионах России // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2021. № 6.
4. Халтурина Д.А., Замятнина Е.С., Зубко-ва Т. С. Вклад курения в смертность в России в 2019 году //Демографическое обозрение. 2021. № 1.
5. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2019 год: предложение помощи в целях прекращения употребления табака // Официальный сайт ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru/ news-room/questions-and-answers/item/tobacco-e-cigarettes (дата обращения: 09.01.2024).
6. Доля нелегальных сигарет достигла 12,9%, а жидкостей для вейпов - 93% // Рос. газ. URL: https://rg.ru/2023/02/17/dolia-nelegalnyh-sigaret-dostigla-129-a-zhidkostej-dlia-vejpov-93.html (дата обращения: 09.01.2024).
7. Минибаев Ф.А. Неопределенность дефиниций в нормах административного права, предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере оборота табачной продукции // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 7.
8. Минибаев Ф.А. Актуальные проблемы правового регулирования привлечения к административной ответственности за незаконный оборот табачной продукции // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8.
3. Kalabikhina I.E., Kuznetsova P.O., Tikunov V.S., Chereshnya O.Y. Smoking-related mortality in the regions of Russia // Bulletin of the Moscow University. Ser. 5: Geography. 2021. No. 6.
4. Khalturina D.A., Zamyatnina E.S., Zubkova T.S. The contribution of smoking to mortality in Russia in 2019 // Demographic review. 2021. No. 1.
5. WHO Report on the global tobacco epidemic, 2019: offering assistance to stop tobacco use // WHO official website. URL: https://www.who.int/ru/ news-room/questions-and-answers/item/tobacco-e-cigarettes (date of access: 09.01.2024).
6. The share of illegal cigarettes reached 12.9%, and vaping liquids - 93% // Rossiyskaya Gazeta. URL: https://rg. ru/2023/02/17/dolia-nelegalnyh-sigaret-dostigla-129-a-zhidkostej-dlia-vejpov-93. html (date of access: 09.01.2024).
7. Minibaev F.A. Uncertainty of definitions in the norms of administrative law providing for liability for offenses in the sphere of tobacco turnover // Gaps in Russian legislation. 2019. No. 7.
8. Minibaev F.A. Actual problems of legal regulation of bringing to administrative responsibility for illicit trafficking in tobacco products // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 8.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Комарова Людмила Викторовна, доктор философских наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права Кубанского государственного университета; e-mail: [email protected];
Третьяков Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры конституционного и административного права Кубанского государственного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
L.V. Komarova, Doctor of Sciences in Philosophy, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Professor of the Department of Administrative and Financial Law, Kuban State University; e-mail: [email protected];
V.I. Tretyakov, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kuban State University; e-mail: [email protected]
11