Научная статья на тему 'Административная ответственность руководителей организаций за нарушение налогового законодательства'

Административная ответственность руководителей организаций за нарушение налогового законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрынкина Ю.А.

В данной статье проанализирована правовая природа административных правонарушений при нарушении налогового законодательства, а так же проблемы административной ответственности организаций и их руководителей за налоговые правонарушения, связанные с административной ответственностью руководителя организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность руководителей организаций за нарушение налогового законодательства»

Юридические науки

189

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© Дрынкина Ю.А.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В данной статье проанализирована правовая природа административных правонарушений при нарушении налогового законодательства, а так же проблемы административной ответственности организаций и их руководителей за налоговые правонарушения, связанные с административной ответственностью руководителя организации.

Ключевые слова административная ответственность, налоговые правонарушения, ответственность руководителя организации.

Руководитель организации - это лицо, которое регулирует текущую хозяйственную деятельностью организации. Быть руководителем организации -это преимущество, но вместе с этим и большая ответственность. Уинстон Черчилль говорил, что «ответственность - это та цена, которую мы платим за власть». Руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Так же существует и административная ответственность, которая предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). В соответствии с п. 1, ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [1].

Неразвитость рыночных отношений привела к тому, что неисполнение финансовых обязательств стало, скорее, правилом, нежели исключением. Организации не расплачиваются друг с другом, не платят налоги [4].

Одним из главных вопросов является разграничение административной ответственности организации (юридического лица) от административной ответственности руководителя за налоговые правонарушения. В каком случае и кто будет нести административную ответственность?

В настоящее время этот вопрос четко не урегулирован нормами права, поэтому для решения указанной проблемы необходимо провести анализ не только норм КоАП РФ, но и судебной практики.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета, а также за правильность начисления и уплаты налогов, несет руководитель. Он отвечает за всю бух-

190

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

галтерскую, налоговую и кадровую документацию в компании [3]. Он несет ответственность, например, за искажение отчета, составленного главным бухгалтером либо каким-то иным лицом. Анализ КоАП РФ позволил определить ряд норм, регулирующих ответственность руководителя за налоговые правонарушения [5]. Стоит отметить, что административную ответственность будет нести руководитель даже в том случае, если он передал в силу своих полномочий вести те или иные налоговые операции третьему лицу. Если этим лицом будет допущена ошибка, то нести ответственность за нее будет руководитель, а не лицо, выполнявшее налоговые операции. Поэтому это ведет не к упрощению работы руководителя, а наоборот, создает больший риск.

Итак, рассмотрим положения КоАП РФ, в которых предусмотрена административная ответственность руководителей за налоговые правонарушения. В соответствии со ст. 15.11, руководители и учредители подвергаются административному штрафу в размере от двух до трех тысяч рублей за грубое нарушение правил ведения бухгалтерской отчетности и ее представления. В судебной практике достаточно много примеров признания виновным руководителей организации за нарушение ст. 15.11 КоАП РФ. Так, постановлением ВС РФ от 08 февраля 2012 г. № 49-АД12-1, В.В. Петров (руководитель) был признан виновным в совершении административного правонарушения (как результат - исказилась сумма налога на прибыль, а так же налога на добавленную стоимость) и повергнут штрафу в размере 2 000 руб. [2].

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета [1]. Стоит обратить внимание на то, что непредставление документов бухгалтерской отчетности в срок может повлечь не только административную, но и налоговую ответственность. Налоговая ответственность - это разновидность административной ответственности и ей присущ ряд признаков: посягает на порядок государственного управления, не несет в себе общественной опасности (в отличие от уголовной ответственности), не влечет судимости, наступает с 16 лет.

Ст. 15.27.2 КоАП РФ устанавливает ответственность для руководителей, учредителей: за ненаправление организацией финансового рынка в уполномоченные органы или направление с нарушением установленных порядка и сроков информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, либо о поступлении в организацию финансового рынка запроса (дополнительного запроса) иностранного налогового органа и (или) иностранного налогового агента, уполномоченного иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов (далее в настоящей статье - иностранный налоговый орган), о предоставлении информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении

Юридические науки

191

иностранных счетов [1]. Регулированию данного вопроса посвящены отдельные положения Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Данный закон предполагает применение только в том случае, если иное не предусмотрено законом. Так же данный закон дополняет статью 15.27.2 ответственностью руководителя, учредителя за ненаправление или направления, но с нарушениями сведений об обнаруженных иностранных налогоплательщиках и предусматривает в качестве меры наказания административный штраф до 700 тыс. руб.

Следующей нормой, предусматривающей ответственность руководителей, учредителей за налоговые правонарушения является ст. 16.22.: нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей [1]. В соответствии с данной нормой имеется письмо Федеральной Таможенной Службы от 22.04.2005 № 01-06/12681 «О применении ст. 16.22 КоАП РФ», в котором раскрывается перечень налогов и сборов, относящихся к указанной статье.

Помимо указанный статей КоАП РФ, административную ответственность за налоговые правонарушения устанавливают ст. 15.3, ст. 18.15 и ст. 19.7.6 КоАП.

Что касается юридических лиц, административная ответственность за административные правонарушения предусмотрена КоАП РФ. Рассмотрим на примере эти нормы: ст. 15.15.16, 15.25, 15.27.2, 16.21, 16.22. Санкции данных статей предусматривают ответственность юридического лица или ответственность руководителя, то есть норма диспозитивная. В судебной практике административные правонарушения, предусмотренные ст. 16.22 встречаются часто. ООО «Мелон» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановление Центральной акцизной таможни (ЦАТ), в связи с чем Общество было признано виновным (в соответствии с таможенным законодательством обществу подлежало выплатить таможенные платежи, однако свою обязанность Общество не выполнило) в совершении правонарушения и назначен административный штраф в размере 50 000 руб. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2014 года № 09АП-34223/2014-АК по делу № А40-14115/2014 решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

192

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разграничение ответственности руководителя и организации за налоговые правонарушения определяются КоАП РФ, но стоит отметить, что в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо [1].

Таким образом, проанализировав проблему административной ответственность должностных лиц и организаций можно сделать вывод, что суд руководствуется чаще всего тем, что организация самостоятельно несет административную ответственность, то есть санкции распространяются именно на общество, а не на руководителя. Однако штраф юридического лица всегда больше, чем штраф руководителя. Поэтому для организации это может обернуться существенными финансовыми потерями.

Проблема административной ответственности так же рассматривается не только в научных работах, диссертационных исследованиях, но и высшими судебными органами в рамках принятия постановлений по отдельных вопросам применения норм КоАП РФ в практике. Недостаточно четкое отграничение административной ответственности от принудительных налоговых санкций отрицательно влияет на правоприменительную практику [6]. Поэтому институт административной ответственности за налоговые правонарушения должен совершенствоваться и развиваться путем более детальной проработки законодателем штрафных санкций как руководителя организации, так и самой организации и более четкого отграничения от принудительных налоговых санкций.

Список литературы:

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014);

2. Постановление ВС РФ от 08 февраля 2012г. № 49-АД12-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014).

4. Арсланбекова А.З. Финансово-правовые санкции в системе мер юридической ответственности: автореф. дисс. ... д.ю.н. - 2009. - 59 с.

5. 1С:БухОбслуживание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1cbo.ru/.

6. Салищева Н.Г. О некоторых тенденциях развития законодательства об административной ответственности в России в современный период. -23.12.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.