4. Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 09 января 2013 года по делу №а-42/2013 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Долгих И.П., Черняев Г.М. Крупные проблемы мелкого хищения [Электронный ресурс] // Un^reum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. - 2014. - № 1 (2). - Режим доступа: Ыф://7ип^егеит.сот/ги/ еcоnоmy/аrchivе/itеm/828 (дата обращения: 22.09.2014).
6. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: Изд. Зерцало-М, 2013. -608 с.
7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. Краткий учебный курс / Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов. - М.: Изд. Норма, 2014. - 304с.
8. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А.В. Мелехин. - М.: Изд. Маркет ДС, 2011. - 619 с.
9. Серков П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: дисс. ... д.ю.н.: 12.00.14. - М., 2013.
10. Сутягин А.В. Новые правила административного расследования / А.В. Сутягин. - М.: Изд. ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. - 112 с.
11. Прохорцев И.А. Административная ответственность за мелкое хищение: дисс. ... к.ю.н.: 12.00.14. - М., 2012.
12. Розенфельд В.Г. Административное принуждение, административная ответственность / В.Г. Розенфельд, Ю.Н. Старилов - Воронеж: Изд. ВГУ 2013. - 168 с.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
© Дрынкина Ю.А.*
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
В данной статье проанализирована правовая природа административных правонарушений при нарушении налогового законодательства, а так же проблемы административной ответственности организаций и их руководителей за налоговые правонарушения, связанные с административной ответственностью руководителя организации.
Ключевые слова административная ответственность, налоговые правонарушения, ответственность руководителя организации.
* Студент.
Руководитель организации - это лицо, которое регулирует текущую хозяйственную деятельностью организации. Быть руководителем организации -это преимущество, но вместе с этим и большая ответственность. Уинстон Черчилль говорил, что «ответственность - это та цена, которую мы платим за власть». Руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Так же существует и административная ответственность, которая предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее -КоАП РФ). В соответствии с п. 1, ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [1].
Неразвитость рыночных отношений привела к тому, что неисполнение финансовых обязательств стало, скорее, правилом, нежели исключением. Организации не расплачиваются друг с другом, не платят налоги [4].
Одним из главных вопросов является разграничение административной ответственности организации (юридического лица) от административной ответственности руководителя за налоговые правонарушения. В каком случае и кто будет нести административную ответственность?
В настоящее время этот вопрос четко не урегулирован нормами права, поэтому для решения указанной проблемы необходимо провести анализ не только норм КоАП РФ, но и судебной практики.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета, а также за правильность начисления и уплаты налогов, несет руководитель. Он отвечает за всю бухгалтерскую, налоговую и кадровую документацию в компании [3]. Он несет ответственность, например, за искажение отчета, составленного главным бухгалтером либо каким-то иным лицом. Анализ КоАП РФ позволил определить ряд норм, регулирующих ответственность руководителя за налоговые правонарушения [5]. Стоит отметить, что административную ответственность будет нести руководитель даже в том случае, если он передал в силу своих полномочий вести те или иные налоговые операции третьему лицу. Если этим лицом будет допущена ошибка, то нести ответственность за нее будет руководитель, а не лицо, выполнявшее налоговые операции. Поэтому это ведет не к упрощению работы руководителя, а наоборот, создает больший риск.
Итак, рассмотрим положения КоАП РФ, в которых предусмотрена административная ответственность руководителей за налоговые правонарушения. В соответствии со ст. 15.11, руководители и учредители подвергаются административному штрафу в размере от двух до трех тысяч рублей за грубое нарушение правил ведения бухгалтерской отчетности и ее представ-
ления. В судебной практике достаточно много примеров признания виновным руководителей организации за нарушение с. 15.11 КоАП РФ. Так, постановлением ВС РФ от 08 февраля 2012 г. № 49-АД12-1, Петров В.В. (руководитель) был признан виновным в совершении административного правонарушения (как результат - исказилась сумма налога на прибыль, а так же налога на добавленную стоимость) и повергнут штрафу в размере 2 000 руб. [2].
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета [1]. Стоит обратить внимание на то, что непредставление документов бухгалтерской отчетности в срок может повлечь не только административную, но и налоговую ответственность. Налоговая ответственность - это разновидность административной ответственности и ей присущ ряд признаков: посягает на порядок государственного управления, не несет в себе общественной опасности (в отличие от уголовной ответственности), не влечет судимости, наступает с 16 лет.
Ст. 15.27.2 КоАП РФ устанавливает ответственность для руководителей, учредителей: за ненаправление организацией финансового рынка в уполномоченные органы или направление с нарушением установленных порядка и сроков информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, либо о поступлении в организацию финансового рынка запроса (дополнительного запроса) иностранного налогового органа и (или) иностранного налогового агента, уполномоченного иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов (далее в настоящей статье - иностранный налоговый орган), о предоставлении информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов [1]. Регулированию данного вопроса посвящены отдельные положения Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-Ф3 «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Данный закон предполагает применение только в том случае, если иное не предусмотрено законом. Так же данный закон дополняет статью 15.27.2 ответственностью руководителя, учредителя за ненаправление или направления, но с нарушениями сведений об обнаруженных иностранных налогоплательщиках и предусматривает в качестве меры наказания административный штраф до 700 тыс. руб.
Следующей нормой, предусматривающей ответственность руководителей, учредителей за налоговые правонарушения является ст. 16.22: нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в свя-
зи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей [1]. В соответствии с данной нормой имеется письмо Федеральной Таможенной Службы от 22.04.2005 № 01-06/12681 «О применении ст. 16.22 КоАП РФ», в котором раскрывается перечень налогов и сборов, относящихся к указанной статье.
Помимо указанный статей КоАП РФ, административную ответственность за налоговые правонарушения устанавливают ст. 15.3, ст. 18.15 и ст. 19.7.6 КоАП.
Что касается юридических лиц, административная ответственность за административные правонарушения предусмотрена КоАП РФ. Рассмотрим на примере эти нормы: ст. 15.15.16, 15.25, 15.27.2, 16.21, 16.22. Санкции данных статей предусматривают ответственность юридического лица или ответственность руководителя, то есть норма диспозитивная. В судебной практике административные правонарушения, предусмотренные ст. 16.22 встречаются часто. ООО «Мелон» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановление Центральной акцизной таможни (ЦАТ), в связи с чем Общество было признано виновным (в соответствии с таможенным законодательством обществу подлежало выплатить таможенные платежи, однако свою обязанность Общество не выполнило) в совершении правонарушения и назначен административный штраф в размере 50 000 руб. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2014 года № 09АП-34223/2014-АК по делу № А40-14115/2014 решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Разграничение ответственности руководителя и организации за налоговые правонарушения определяются КоАП РФ, но стоит отметить, что в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо [1].
Таким образом, проанализировав проблему административной ответственность должностных лиц и организаций можно сделать вывод, что суд руководствуется чаще всего тем, что организация самостоятельно несет административную ответственность, то есть санкции распространяются именно на общество, а не на руководителя. Однако штраф юридического лица всегда больше, чем штраф руководителя. Поэтому для организации это может обернуться существенными финансовыми потерями.
Проблема административной ответственности так же рассматривается не только в научных работах, диссертационных исследованиях, но и высшими судебными органами в рамках принятия постановлений по отдельных вопросам применения норм КоАП РФ в практике. Недостаточно четкое отграничение административной ответственности от принудительных налоговых санкций отрицательно влияет на правоприменительную практику [6]. Поэтому институт административной ответственности за налоговые правонарушения должен совершенствоваться и развиваться путем более детальной проработки законодателем штрафных санкций как руководителя организации, так и самой организации и более четкого отграничения от принудительных налоговых санкций.
Список литературы:
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
2. Постановление ВС РФ от 08 февраля 2012 г. № 49-АД12-1 [Электронный ресурс] // Правовая система. - Режим доступа: www.cоnsultаnt.ru.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014).
4. Арсланбекова А.З. Финансово-правовые санкции в системе мер юридической ответственности: автореф. дисс. ... д.ю.н. - 2009. - 59 с.
5. «1С:БухОбслуживание» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1cbо.ru/;
6. Салищева Н.Г. О некоторых тенденциях развития законодательства об административной ответственности в России в современный период. -23.12.2009.