Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС РОССИИ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС РОССИИ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / места лишения свободы / осужденные / преступность / сотрудники ФСИН.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбунова Я.П., Потоцкий Н.К.

В статье дается анализ уголовно-исполнительной системы России за последние десятилетия, обозначены существующие проблемы, требующие преодоления и устранения, предлагаются конкретные предложения по реформированию УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС РОССИИ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

ГОРБУНОВА Янна Павловна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного и частного права

Воронежского филиала Государственного университета морского речного флота имени адмирала С.О. Макарова,

г. Воронеж, e-mail: ynna79@mail.ru

ПОТОЦКИЙ Николай Карлович,

кандидат юридических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского университета «ИМПЭ им.А.С.Грибоедова», e-mail: pototsky@adm.iile.ru

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС РОССИИ В ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ И

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. В статье дается анализ уголовно-исполнительной системы России за последние десятилетия, обозначены существующие проблемы, требующие преодоления и устранения, предлагаются конкретные предложения по реформированию УИС.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, места лишения свободы, осужденные, преступность, сотрудники ФСИН.

GORBUNOVA Yanna Pavlovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Public and Private Law Voronezh Branch of the Admiral S.O. Makarov State University of the Marine River Fleet,

Voronezh

POTOCKI Nikolay Karlovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education Of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminology and Penal Enforcement Law Moscow University "IMPE named after A.S.Griboyedov"

ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE IN THE CONTEXT OF REFORMING THE CRIMINAL JUSTICE SYSTEM OF RUSSIA DURING THE PERIOD OF DEMOCRATIC REFORMS AND TRANSFORMATIONS

Annotation. The article provides an analysis of the Russian penal enforcement system over the past decades, identifies existing problems that need to be overcome and eliminated, and offers specific proposals for reforming the penal system.

Key words: penal enforcement system, places of deprivation of liberty, convicts, crime, employees of the Federal Penitentiary Service.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-132-140 NIION: 2018-0076-5/22-673 MOSURED: 77/27-023-2022-5-872

Уголовно-исполнительная система является объектом пристального внимания со стороны политиков, правозащитников, средств массовой информации. Как отмечают исследователи, «Система Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) сегодня является одной из постоянных мишеней критики как российской, так и международной общественности. Основной причиной такой критики является несоблюдение международных стандартов содержания лиц, отбывающих наказание, что приводит к нарушению их прав и к жалобам в различные российские и международные организации. Среди причин такой ситуации можно выделить как объективные (например, нехватка соответствующих помещений), так и субъективные факторы (например, недостаточный уровень обучения и подготовки сотрудников ФСИН»1.

Уголовно-исполнительная система самым непосредственным образом связана с преступностью и с уголовно-правовой политикой государства [1].

До 1991 г. население РСФСР жило под защитой государства. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и медицина, четкая работа органов исполнительной власти и т.п. отражалось и на состоянии преступности. В 1991 г. в результате реализации Гарвардского проекта США; предательства высших должностных лиц рухнула сверхдержава, СССР. Как говорил генерал - полковник Шевцов Л.П, советник директора Росгвар-дии на военно-исторической конференции Клуба военачальников, «нас не победили в ВОВ, но державу разрушили в результате предательства так называемых элит, за счет пятой колонны во вла-сти...В течение 15 лет с 1985-2000 годы мы были чемпионами мира по пятой колонне во власти, в результате действий которой мы утратили большую страну, невзирая на желание 75% населения, наличие мощнейшей армии...»[2]

На территории России было введено внешнее управление победителя, США. Что сразу же отразилось на состоянии преступности в стране.

Преступность в России на стыке ХХ-го и XXI веков оказалась самым тесным образом связана с происходившими в стране «демократическими реформами и преобразованиями», а именно, с процессами государственного переворота и его последствиями. В этих условиях учреждения УИС стали своеобразным «барометром» положения дел в России, ее благополучия либо деградации. Все политические, экономические, законодательные, миграционные и иные процессы и катаклизмы в России отразились на составе спецконтингента

1 Предложения по возможным направлениям реформы системы исполнения наказаний в РФ. Санкт-Петербург 2009 г с. 3

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

учреждений УИС. Как отмечают исследователи, и с этим нельзя не согласиться, «уголовно-исполнительная система РФ, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается, меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе»

[3].

За годы существования советской власти в России и СССР была создана мощнейшая система мест лишения свободы. Советское государство максимально использовало трудовой потенциал заключенных, поэтому учреждения УИС создавались в тех местах, где была высокая потребность в рабочей силе, например в Сибири, на Дальнем Востоке2.

После распада СССР на территории России остались и продолжали действовать: 742 колонии, в которых отбывали наказание 711 тысяч осужденных, в том числе 40 тысяч женщин; 61 воспитательная колония, где отбывали наказание почти 20 тысяч юных преступников, и 13 тюрем

[4]. Проводившиеся в России «демократические реформы» сопровождались ростом уголовной преступности и как следствие массовым заполнением мест лишения свободы.

Как отмечали аналитики в 90-е годы XX столетия, «по численности лиц, находящихся под стражей и отбывающих наказание в виде лишения свободы в расчете на сто тысяч населения, Россия сейчас занимает первое место в мире. Это более миллиона человек. УИС попросту не рассчитана на такую нагрузку, следственные изоляторы, колонии общего режима, лечебные учреждения переполнены. Неудивительно, что материальная база, особенно следственных изоляторов и тюрем, находится в плачевном состоянии. Обстановку дополняет хроническое недофинансирование...» [5].

На наш взгляд, в правовом положении ФСИН России есть существенные пробелы, требующие преодоления и устранения. Основные задачи федеральной службы исполнения наказания определены в п.3 положения о ФСИН России, полномочия изложены в п. 7 Положения о ФСИН России, но нигде, ни в Положении о ФСИН России, ни в УИК РФ не предусмотрены пределы возможно-стейучреждений ФСИН по выполнению возложенных задач, а так же наполняемости учреждений УИС спецконтингентом. Полномочия учреждений УИС ограничены искусственно. Полиция,

2 Эксперты подготовили доклад о состоянии российской пенитенциарной системы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :URL: // https://news.mail.ru/ incident/38953787/

прокуратура и суд, заполняя СИЗО, колонии и тюрьмы сверх меры, делают невозможным исполнение учреждениями УИС уголовно- исполнительной политики РФ. От этого страдают граждане РФ, сотрудники ФСИН, дискредитируется само государство.

Если учреждения УИС являются полноценным субъектом реализации государственной карательной политики, то полномочия оказывать влияние на государственную карательную политику должны иметь ФСИН и Минюст России. В частности, они должны иметь право, при отсутствии «посадочных мест», «закрывать СИЗО и колонии» на прием новых поступлений осуждённых.

На наш взгляд, среди руководства Минюста, ФСИН, общественных активистов наблюдается недопонимание роли учреждений УИС в механизме государственной власти и их угрозы для национальной безопасности России.

В соответствии с теорией геополитики мир разделён на два блока, Мировой Океан, США и Западная Европа, Мировой Остров, Хартленд, Россия. Между ними идет непримиримая борьба. Как отмечают военные эксперты, США и Запад стремятся уничтожить Россию как уникальную евразийскую цивилизацию и русский народ как этнос [2].

Учреждения УИС занимают крайне важное место в этой цивилизационной борьбе. В них концентрируются сотни тысяч человек, совершивших преступления различной тяжести, в большинстве своем озлобленных на современное государство. В том числе, большое количество бывших военнослужащих Вооруженных сил России, имеющих опыт боевых действий. Высокий уровень смертности среди осужденных приводит к уничтожению резерва призывников (резервистов) для вооруженных сил России. Лишь только в 2012 г. в учреждениях УИС умерли 4121 человек1.

Между тем, как отмечал президент Клуба военачальников генерал армии Куликов А.С., в России наблюдается «критическая демографическая ситуация, которая крайне негативно отража-

1 4 тыс. человек за год умерли в тюрьмах и СИЗО // Экономические новости, 28 февраля 2013 г. Как отмечалось в Концепции развития уголовно - исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 14 октября 2010 года № 1772-р, «на 1 января 2010 года более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами».

ется в том числе и на военной составляющей. Снижение возможностей по обеспечению призыва на военную службу и содержания на должном уровне мобилизационных ресурсов» [6] отражается на состоянии Вооруженных сил России.

Криминальные авторитеты сумели создать в России разветвленную сеть движения АУЕ («Арестантский уклад един»). «Идеи группировки с ценностями тюремной субкультуры начали распространяться среди школьников около десяти лет назад с Забайкальского края»2. Сейчас они охватили 34 тыс. участников АУЕ в 40 регионах страны. Верховный суд признал движение экстремистским и запретил его. Оно не имеет юридической регистрации, не имеет выявленных структур управления.

Можно сделать предположение, что участники движения АУЕ, воспитанные на ценностях криминальной культуры, уже не являются сторонниками защиты России.

Многочисленные учреждения УИС России готовят из числа заключенных потенциальных или реальных боевиков. В Калмыкии на базе ИК-2 длительное время работала школа подготовки боевиков3. СМИ не написали, по какой программе готовили боевиков, сколько из них по освобождении из колонии пополнили кавказское террористическое подполье, сколько уехали в Сирию воевать на стороны ИГИЛ.

Потоки миграции в Россию из республик Средней Азии и Кавказа привели к заполнению учреждений УИС осужденными, исповедующими ислам. Отсутствие целенаправленной предупредительно-профилактической работы среди осужденных мусульман приводит к тому, что они начинают строить режим отбывания наказания по нормам шариата. Появляются «зеленые зоны», что приводит к многочисленным конфликтам с осужденными славянами. К примеру, в Ярославле в сентябре 2019 года в ИК произошла массовая драка. В которой приняли «участие чуть ли не половина осуждённых, а в ИК-1 содержатся около 1,5 тысячи заключённых»4. По мнению правозащитников, «конфликт произошёл на националь-

2 Арестантский уклад выгоняют из школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: //https://news. mail.ru/society/43005329/

3 Суд приговорил экс-начальников колонии Калмыкии с организованной школой боевиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: //https://lenta.ru/ news/2021/03/10/kalm/

4 СМИ: Побоище в ярославской колонии охватило сотни человек [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: //https://www.vazhno.ru/a/29631/20190926/ smi-poboishe-v-yaroslavskoj-kolonii-ohvatNo-sotm-chelovek/ab-intext/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ной почве....Таджики и кавказцы - против сла-вян»1.

Мусульмане, осужденные за экстремизм и терроризм, в ИК и тюрьмах активно вербуют православных заключенных. Их заставляют отказаться от православия, сменить веру. Вербовка облегчается тем, что экстремисты и террористы получают с воли серьезную финансовую и продовольственную поддержку, которой они делятся с вербуемыми.

Учреждения УИС являются объектом пристального внимания войск специального назначения геополитических противников России.

В системе вооруженных сил стран Мирового Океана большое внимание уделяется войскам специального назначения, диверсионно- разведывательным формированиям. Например, на Украине более десяти лет назад были созданы два полка ДРФ, для проведения специальных операций на территории России. Полки ДРФ были созданы специалистами США. Они же вооружали и обучали личный состав2.

Одной из задач ДРФ является формирование вооруженных банд, партизанских отрядов на территории противника. Самым оптимальным объектом для подбора «подкрепления» из числа местного населения являются учреждения уголовно - исполнительной системы. По непонятной причине, в период демократических реформ произошло строительство новых учреждений УИС в непосредственной близости от границы, на Северном Кавказе, у западных границ. «Приграничная дислокация» учреждений УИС значительно облегчает их захват.

Острейшей проблемой УИС ФСИН является преступность сотрудников, офицеров внутренней службы. Реализация норм уголовно- исполнительного законодательства возлагается на сотрудников ФСИН, правовое положение которых закреплено в Федеральном законе от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и

1 СМИ: Побоище в ярославской колонии охватило сотни человек [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: //https://www.vazhno.ru/a/29631/20190926/ smi-poboishe-v-yaroslavskoj-kolonii-olwatNo-sotm-chelovek/ab-intext/

2 Американцы готовят украинских диверсантов для глубинной разведки в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: //http://ya-njss.ru/airierikantsyi-

gotovyat-ukrainskih-diversantov-dlya-glubinnoy-razvedki-v-rossii/

др. В последнее время достоянием общественности стали многочисленные публикации СМИ о превращении офицеров ФСИН в карателей, садистов, применяющих насилие с унижением человеческого достоинства заключенных.

Пытки, доведение осужденных до самоубийства, изнасилования осужденных приняли массовый характер и повлекло формирование из сотрудников ФСИН организованного преступного сообщества.

В значительной мере формированию особо жестокого отношения сотрудников учреждений УИС к заключенным способствует ведомственная психология и традиции. Предшественником современной УИС России была карательная система, созданная после захвата власти большевиками в России в 1917 году. Это были многочисленные концлагеря; лагеря ГУЛАГа и др. Это в конечном счете способствовало формированию особого «духа ГУЛАГа - НКВД» - равнодушия и ненависти к спецконтингенту, как потенциальному объекту уничтожения.

Несмотря на многочисленные реформы советской УИС, «дух ГУЛАГа - НКВД», по мнению многих, сохранился в деятельности учреждений УИС демократической России.

Как ни парадоксально, но «носителями духа НКВД» являются сами сотрудники учреждений УИС [7].

По мнению журналистов «Дух НКВД», выражается прежде всего в равнодушии системы к заключенным, в наличии в местах лишения свободы таких условий содержания, которые противоречат нормам УИК РФ. Как пишут СМИ, «девиз системы - сажать, сажать и сажать. Девиз работников тюрем - давить, давить и давить.

Таким образом, деятельность офицерского состава учреждений УИС несет угрозу национальной безопасности России, и требует самого пристального контроля со стороны законодателя и общества.

Прокурорская проверка соблюдения прав заключенных выявила самоустранение сотрудников ФСИН от решения проблемы применения насилия к арестованным и осужденным, заявил и.о. замначальника управления Генпрокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Николай Зверев3.

Прокурорская проверка прошла в январе-марте 2022 года, прокуроры выезжали в более чем два десятка регионов и проверяли там учреждения ФСИН, отметил он.

«Отсутствие принципиальной позиции со стороны руководителей ряда пенитенциарных

3 В Генпрокуратуре отметили нежелание ФСИН решать проблему пыток [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: / https://www.interfax.ru/russia/841772

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

учреждений и руководителей территориальных органов ФСИН России к фактам нарушения этого права (на безопасность и жизнь), привело к формированию незаконной практики обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей с применением насилия и унижением человеческого достоинства», - сказал представитель надзорного ведомства.

Одной из причин негативного положения дел в этой сфере является самоустранение соответствующих региональных подразделений ФСИН России по решению задач по противодействию таким противоправным проявлениям. Ряд руководителей УИС не добивается безусловного соблюдения подчиненными работниками порядка применения физической силы и специальных средств, а в отдельных случаях, к сожалению, сами нарушают нормы уголовного закона.

Зверев напомнил, что только после выявления фактов насилия в тюремной туберкулезной больнице в Саратовской области было возбуждено более 25 уголовных дел, при этом несколько из них - в отношении руководства учреждений УФСИН.

По его словам, Генпрокуратура предлагает законодательно обязать сотрудников колоний и других мест лишения свободы фиксировать на переносной видеорегистратор все факты применения ими физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в отношении заключенных. Также предлагается прописать в законе ответственность сотрудников ФСИН за уклонение от такой видеофиксации, применение физической силы и специальных средств и расценивать подобные действия как нарушение служебной дисциплины.

По мнению Зверева, решению проблемы поможет законопроект об ужесточения наказания за пытки для должностных лиц, который в феврале прошел первое чтение.

Кроме того, по его словам, заслуживает внимания намерение создать во всех территориальных управлениях системы специальную комиссию по мониторингу применения силы, спецсредств и огнестрельного оружия1.

В процессе начавшихся в России демократических реформ и преобразований после госпереворота 1991 г. началось активное «расчеловечивание» и «озверение» людей, проявления особой жестокости при совершении преступлений.

Современная уголовно-правовая политика непонятна основной массе населения России и вызывает резкие протесты. Население и специалисты все чаще ставят вопрос о той категории

1 В Генпрокуратуре отметили нежелание ФСИН решать проблему пыток [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: / https://www.interfax.ru/russia/84l772

лиц, которые совершают преступления особой тяжести, о «зверолюдности» преступников, об их опасности для общества. Демократическая Россия отменила смертную казнь, что привело к всплеску тяжких и особо тяжких преступлений, а это уже вызывает возмущение и противодействие широких слоев населения. «Российская глубинка все настойчивее требует возвращения в уголовную практику российских судов смертной казни, не видя никаких иных реальных путей защиты жизни законопослушных граждан от расплодившихся вне всякой меры на улицах наших городов и сел убийц, в том числе и серийных» [8].

В этой связи перед сотрудниками учреждений УИС стоит особо сложная задача перевоспитания таких людей в ходе отбытия наказания.

Наиболее эффективный способ перевоспитания, сочетание воспитательной работы и приобщения к общественно-полезному труду.

В ходе демократических реформ и преобразований в России была разрушена мощная производственная система в местах лишения свободы. Как отметили в 1997 году члены Комиссии по правам человека при Президенте РФ, в учреждениях ИТУ «не хватает работы, которая раньше поддерживала заключенного и материально, и мораль-но»2.

Отсутствие работы, наличие большого количества свободного времени ведет к моральной, психологической деградации осужденных, создает условия для возникновения различного рода конфликтов между ними, а также между осужденными и администрацией.

Положение усугубляется еще и тем, что среди нынешних осужденных очень много лиц, не владеющих никакими специальностями. А при таком «трудовом потенциале» очень сложно создавать производство в учреждениях УИС. При наличии сложных производств из числа осужденных будет невозможно подбирать кадры для работы3.

2 А отсутствие работы лишило осужденных не только заработной платы; оно изменило философию отбывания наказания. Места лишения свободы из «исправительно-трудовых» превратились в места деградации сотен тысяч людей. Администрация учреждений просто не могла найти занятия для осужденных. Мероприятия «воспитательного характера», лекции, беседы, дискуссии и т.п. не могли занять все свободное время осужденных. Из «основных средств исправления осужденных» (ст.9 УИК РФ) выпал самый главный, общественно полезный труд. .(Кива А., член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Тюрьма не курорт, но тем не менее // Российская газета. 1997. от 6 марта.

3 И еще одна проблема заслуживает государственного внимания. В места лишения свободы нередко попадают высококвалифицированные специалисты разных отраслей знаний: электронщики, экономисты, инженеры и др. Там они в лучшем случае работают на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

По сути дела, речь идет о невозможности исполнения в учреждениях УИС (по независящим от них причинам) целого раздела УИК РФ, гл. 14. «Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы»1.

Отсутствие дополнительного заработка при недостатках финансирования учреждений УИС создает проблемы в организации полноценного питания лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Что существенно сказывается на здоровье заключенных, провоцирует различного рода заболевания. Что усугубляется разрушением системы медико- санитарного обеспечения заключенных, способствует распространению инфекционных заболеваний.

В учреждениях УИС наблюдается концентрация людей с различными заболеваниями. Недостатки в организации медико-санитарного обеспечения заключенных приводят к высокому уровню смертности; распространению эпидемических заболеваний среди осужденных и подследственных в СИЗО и других учреждениях УИС. В

примитивных производствах. То есть государство, затратив значительные финансовые и людские ресурсы на подготовку специалистов в высших учебных заведениях не использует их знания (нередко весьма высокого уровня). Вдобавок к этому «высококвалифицированный специалист» теряет знания и навыки в местах лишения свободы и после отбытия наказания возвращается в общество «примитивным рабочим».

Не пора ли изучить опыт «шарашек НКВД» предвоенного периода. Напомним, что представляли собой «шарашки». В период Большого террора в места лишения свободы в массовом порядке направляли высококвалифицированных специалистов. Руководство НКВД, объединив их в одних учреждениях, дало возможность творчески использовать свой научный потенциал. В результате в местах лишения свободы разрабатывались различные виды вооружения. Поэтому не пора ли ставить вопрос «об использовании профессиональных знаний осужденных во время пребывания их в местах лишения свободы». (Малышев В. (осужденный ИТК-1, г. Минск). Чей дом - тюрьма? // Советская Белоруссия. 16 августа 2000.

1 Видимо, развитие «тюремного производства» зависит не только от Министерства юстиции, но и от инициативы руководства учреждений. К примеру, в республике Марий Эл руководство ИК-3 ввело новое для уголовно-исправительной системы республики направление - производство порошковой металлургии. Колония № 6 республики приступила к изготовлению домкратов для АВТОВАЗа, грузоподъемностью в три тонны. Проводится поиск производства и других видов продукции. Единственная сложность - поиск квалифицированных работников среди осужденных. Как отмечает руководство УИН республики, «с каждым годом образовательный уровень осужденных падает. У некоторых 25-27-летних заключенных едва «набегает» три класса образования. А сотрудникам Новотроицкой колонии вообще пришлось брать букварь и учить воспитанников читать! Такого здесь еще не видывали». Фомина А. Тюрьма - не мать родная // Марийская правда. 26 декабря 3000 г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

частности, в учреждениях УИС высокий уровень заболеваемости туберкулезом. Как отмечала Комиссии по правам человека при Президенте РФ в начале 1997 года, «Нередки случаи, когда нечем лечить туберкулез. Болезнь запускается, и после выхода из заключения одному Богу известно, скольких людей они еще могут заразить. Случается, что туберкулезом заражается обслуживающий персонал»[9].

Правозащитники как правило обходят стороной вопросы формирования в учреждениях УИС массового криминального субъекта противодействия администрации УИС.

Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы и подследственные в СИЗО всегда были сложным объектом УИС. Но с началом демократических реформ этот объект стал превращаться в организованный массовый криминальный субъект противодействия уголовно-исполнительной системе. В местах лишения свободы среди осужденных действует своя криминальная система «власти», своя система «управления», которая нередко вступает в организованный конфликт с администрацией учреждений УИС. Как правило, причиной конфликтов служат законные (а нередко и незаконные) действия представителей самой администрации. Существует много примеров, когда заключенные организовывали массовые беспорядки с нападениями на сотрудников учреждений, погромами, поджогами.

Эффективность работы учреждений УИС в значительной мере зависит от уровня профессионализма сотрудников ФСИН. Как отмечают эксперты, «в социальной помощи нуждаются не только осужденные, но в не меньшей степени и персонал. Люди работают в исключительно тяжелых, стрессовых условиях. Невыплаты и задержки заработной платы стали, к сожалению хроническими. На наш взгляд, в федеральном законе «О службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» в первую очередь следует детально проработать надежную систему социальной и правовой защищенности сотрудников УИС.»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одной нерешенной и нерешаемой проблемой ФСИН является высокий уровень коррупции, которая разрушает уголовно исполнительную политику, ломает нормы уголовно-исполнительного кодекса.

Массовая коррупция пронизывает все структурные подразделения ФСИН, от центрального аппарата до колоний и иных структурных подразделений. Сочетание массовых пыток и изнасилований осужденных ведет к дезорганизации,

2 Тюрьма по-русски в ожидании перемен // Российская газета. 1999. от 22 апреля.

дефункционализации, деморализации ФСИН и превращению учреждений УИС в организованные государственные криминальные структуры. Как ни парадоксально, но лидерами по коррупции, по хищениям государственных финансовых средств, являются структуры ФСИН.

Вопросы деятельности уголовно-исполнительной системы в той или иной мере затрагивались в документах стратегического планирования, в частности, в «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 29.10.99 г.; в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; в «Концепции общественной безопасности в РФ, утвержденной президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685; в «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства от 14.10.2010 г. № 1772-р. Как отметили эксперты, «положения данной Концепции в целом неплохие, но процесс их реализации для нашей страны в современных условиях очень сложен»1.

Несмотря на обилие документов стратегического планирования, в деятельности учреждений УИС сохраняется множество проблем, часть из которых нами перечислена.

Нынешние эксперты обращают внимание на то, что «Сегодняшнее состояние пенитенциарной системы России можно назвать катастрофическим. Несмотря на постоянно снижающееся тюремное население... Россия остаётся европейским лидером по числу заключённых на 100 тыс. человек»2. В этом, естественно, нет вины ФСИН.

На начальном этапе демократических реформ и преобразований, а так же под давлением Запада в России получили распространение ОНК, которые осуществляли контроль за положением заключенных в учреждениях УИС, и за деятельностью учреждений УИС3.

У представителей интеллектуальной общественности есть ряд предложений реформирова-

1 Ёркина Т.Н. Концепция развития уголовно -исполнительной системы РФ до 2020 года: цель, основные направления развития, современное состояние [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: // http:// gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/4-2016r/468-yorkina-102016

2 Романова О. Какой должна быть реформа пенитенциарной системы России [Электронный ресурс].

- Режим доступа : URL: //https://reforum.io/ blog/2021/11/04/kakoj-dolzhna-byt-reforma-penitencziarnoj-sistemy-rossii/

3 Романова О. Какой должна быть реформа пенитенциарной системы России [Электронный ресурс].

- Режим доступа : URL: //https://reforum.io/ blog/2021/11/04/kakoj-dolzhna-byt-reforma-penitencziarnoj-sistemy-rossii/

ния УИС. По их мнению, «главной задачей первого этапа реформирования будет перевод ведомства из военного в гражданское. Пенитенциарная служба в России на сегодняшний день является силовой и военизированной, главным подразделением остаются оперативные службы».

На наш взгляд, предложение совершенно нереальное. Правильно отмечено, что «пенитенциарная служба является силовой и военизированной». В этом и есть залог функционирования ФСИН. Превращение ФСИН в гражданскую службу резко снизит уровень законопослушности заключенных. К тому же гражданские сотрудники, даже чисто психологически, не смогут применять силовые действия к осужденным. Девоенизация ФСИН приведет к росту анархии и неуправляемости всей УИС.

Далее, «необходимо, чтобы целью работы ФСИН стала не военная муштра на плацу и не добывание показаний заключённых любой ценой, а ресоциализация и адаптация человека к нормальной жизни в обществе. Основными службами пенитенциарной системы должны стать гражданские службы, такие как социальная, образовательная, психологическая, медицинская»4.

Судя по предложению, автор совершенно не представляет, что за контингент находится в учреждениях УИС, а это грабители, насильники, убийцы, террористы. При расследовании совершенных ими преступлений высок уровень латент-ности. Как правило, следствию не удается выявить и доказать участие подозреваемого и обвиняемого в совершении иных преступлений. Поэтому задача оперативных аппаратов ФСИН продолжать выявление преступлений, ранее совершенных заключенными. «Военная муштра на плачу» дисциплинирует участников прохождения, повышает уровень их исполнительности, повышает уровень физической подготовки.

На наш взгляд, для истинного реформирования УИС ФСИН необходимо изменить сам подход к созданию документов стратегического планирования. Сейчас Концепции реформирования ФСИН разрабатываются правительством, члены которого не до конца имеют представления об объекте регулирования. Необходимо, чтобы документы стратегического планирования разрабатывались ФСИН, а потом уже направлялись на экспертизу и утверждение в Правительство.

Прежде чем приступать к реформированию УИС ФСИН, необходимо подготовить научную базу. В своё время в Российской империи были разработаны «Основы пенитенциарной науки».

4 Романова О. Какой должна быть реформа пенитенциарной системы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: //https://reforum.io/ blog/2021/11/04/kakoj-dolzhna-byt-reforma-penitencziarnoj-sistemy-rossii/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

«Современные криминалисты много спорят о принципах и формах организации пенитенциарных учреждений, - пишет Познышев С.В., но в их спорах и в выдвигаемых большинством из них точках зрения сквозит одна идея. Ее можно выразить так: пенитенциарные учреждения.. должны быть. «социальными клиниками». Это значит, что поступающие в них люди должны выходить из них социально-лучшими. приспособленными к честной трудовой жизни в обществе» [10].

В России «Основы пенитенциарной науки» были изданы в последний раз в Москве в 1924 году. На наш взгляд, необходимо разработать «Основы пенитенциарной науки» с учетом особенностей сегодняшнего времени.

Деятельность УИС ФСИН требует скрупулезного научного сопровождения. В структуре ФСИН имеется Научно-исследовательский институт, в штате которого большое количество ученых. Судя по обилию проблем в деятельности ФСИН, ведомственная наука не обеспечивает ФСИН прогнозами и научными рекомендациями. Одна из возможных причин, сомнения научных сотрудников говорить правду о реальных проблемах ФСИН и их причинах. На наш взгляд, этот НИИ необходимо ликвидировать. В структуре ФСИН создать отдел по организации научного сопровождения деятельности ФСИН. За счет сэкономленных средств приглашать гражданских ученых для проведения исследований. Для проведения исследований «закрытых» проблем, как оперативно-розыскная деятельность в учреждениях УИС, можно приглашать ученых из Рязанской Академии ФСИН.

ФСИН не знает своего исторического опыта. Уголовно- исполнительная система России весьма эффективно действовала в Российской империи; на различных этапах развития Советской власти. Там накоплен громадный исторический опыт, как положительный, так и отрицательный. В Российской империи Гернет М.Н. подготовил и издал пятитомник «История Царской тюрьмы», при том, что тогда в Главном тюремном управлении не было НИИ. Сейчас при обилии НИИ, тысяч ученых, кандидатов и докторов наук, ФСИН не в состоянии сделать несколько томов своей собственной истории. Этим занимаются только гражданские писатели и исследователи, которые, чаще всего злобствуя, искажают историю уголовно-исполнительной системы.

И, самое главное, Федеральную службу исполнения наказаний необходимо вернуть в ведение МВД РФ. Гражданское руководство и коллектив Министерства юстиции не в состоянии управлять столь сложной военизированной структурой, как Федеральная служба исполнения наказаний.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Список литературы:

[1] Криминология: учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 2005. С. 76.

[2] Шевцов Л.П. Роль и место войск Национальной гвардии в системе обеспечения общественной и государственной безопасности // Состояние и современные тенденции общественной безопасности, ее влияние на обороноспособность Российской Федерации. 17 октября 2019. М. 2019

[3] См. Шелестюков В.Н. Эффективность реализации «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ» - в строгом соблюдении принципов пенитенциарного законодательства // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 32-35; Шелестюков В.Н. Открытость и публичность как принципы уголовно-исполнительной политики. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе: сборник материалов XIV науч.-практич. конф. (17 февраля 2011 г.) в 2-х ч. / отв.ред. Д.Д. Невирко; Сибирский юридический институт МВД России. Красноярск: СибЮИ России, 2011. Ч. 1. С. 184-188.

[4] Локтев В. Амнистия // Труд. 30 января 1999 г.

[5] Тюрьма по-русски в ожидании перемен // Российская газета. 22 апреля 1999 г. Как отмечалось в апреле 1999 г., «полностью изношена материальная база 40% колоний, каждый шестой СИЗО находится в аварийном состоянии, 26 из них вообще признаны непригодными к эксплуатации». (Тюрьма - народам) // Коммерсант. - Власть. 29 июня 1999 г.

[6] Куликов А.С. Современный этап военного строительства в Российской Федерации: содержание, сроки, методы//Научно-практическая конференция. «Современный этап военного строительства в Российской Федерации: содержание, сроки, методы. М. 2009. С. 10.

[7] Светова З. Дух НКВД бродит по российским тюрьмам // Новые известия. 12 октября

2002 г.

[8] Журавлев В. Беспредел. Нелюдей тюрьма не исправит // Парламентская газета. 18 сентября

2003 г.

[9] Кива А., член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Тюрьма не курорт, но тем не менее // Российская газета. 1997. от 06 марта.

[10] Познышев С.В. основы пенитенциарной науки. М. 1924. С. 3.

Spisok literatury:

[1] Kriminologiya: uchebnik / Pod red. V. N. Kudryavceva i V. E. Eminova. M., 2005. S. 76.

[2] SHevcov L.P. Rol' i mesto vojsk Nacional'noj gvardii v sisteme obespecheniya obshchestvennoj i

gosudarstvennoj bezopasnosti // Sostoyanie i sovre-mennye tendencii obshchestvennoj bezopasnosti, ee vliyanie na oboronosposobnost' Rossijskoj Federacii. 17 oktyabrya 2019. M. 2019

[3] Sm. SHelestyukov V.N. Effektivnost' real-izacii «Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sis-temy RF» - v strogom soblyudenii principov peniten-ciarnogo zakonodatel'stva // Rossijskaya yusticiya. 2015. № 2. S. 32-35; SHelestyukov V.N. Otkrytost' i publichnost' kak principy ugolovno-ispolnitel'noj poli-tiki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu v sibirskom regione: sbornik materialov XIV nauch.-praktich. konf. (17 fevralya 2011 g.) v 2-h ch. / otv.red. D.D. Nevirko; Sibirskij yuridicheskij institut MVD Rossii. Krasnoyarsk: SibYUI Rossii, 2011. CH. 1. S. 184-188.

[4] Loktev V. Amnistiya // Trud. 30 yanvarya 1999 g.

[5] Tyur'ma po-russki v ozhidanii peremen // Rossijskaya gazeta. 22 aprelya 1999 g. Kak otmecha-los' v aprele 1999 g., «polnost'yu iznoshena materi-

al'naya baza 40% kolonij, kazhdyj shestoj SIZO nahoditsya v avarijnom sostoyanii, 26 iz nih voobsh-che priznany neprigodnymi k ekspluatacii». (Tyur'ma - narodam) // Kommersant. - Vlast'. 29 iyunya 1999 g.

[6] Kulikov A.S. Sovremennyj etap voennogo stroitel'stva v Rossijskoj Federacii: soderzhanie, sroki, metody//Nauchno-prakticheskaya konfer-enciya. «Sovremennyj etap voennogo stroitel'stva v Rossijskoj Federacii: soderzhanie, sroki, metody. M. 2009. S. 10.

[7] Svetova Z. Duh NKVD brodit po rossijskim tyur'mam // Novye izvestiya. 12 oktyabrya 2002 g.

[8] ZHuravlev V. Bespredel. Nelyudej tyur'ma ne ispravit // Parlamentskaya gazeta. 18 sentyabrya 2003 g.

[9] Kiva A., chlen Komissii po pravam cheloveka pri Prezidente RF Tyur'ma ne kurort, no tem ne menee // Rossijskaya gazeta. 1997. ot 06 marta.

[10] Poznyshev S.V. osnovy penitenciarnoj nauki. M. 1924. S. 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.