Научная статья на тему 'День завтрашний рождается сегодня'

День завтрашний рождается сегодня Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «День завтрашний рождается сегодня»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полковник внутренней службы Ю. А. РЕЕНТ,

профессор кафедры философии и истории Академии ФСИН России, доктор исторических наук, профессор

ДЕНЬ ЗАВТРАШНИЙ РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ

С давних пор в российском обществе при оценке тех или иных значимых событий и явлений принято считать, что «большое видится издалека». Тем не менее изредка происходят явления, значимость которых очевидна уже с самого начала. В области правоохранительной деятельности к таковым, безусловно, можно отнести весь комплекс преобразований, связанных с изменением стратегии исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации. По большому счету, мы сейчас находимся только в начале этой работы, но наконец-то сформирована четкая и ясная для исполнителей пенитенциарная стратегия.

Возможно, кто-то справедливо заметит, что с конца XX века отечественная уголовно-исполнительная система находится в постоянном состоянии реформирования. Трудно с этим поспорить, действительно, только комплексных федеральных концепций за этот период было утверждено четыре (ниже их перечислим), количество же принятых законов и подзаконных актов способен вспомнить далеко не каждый узкий специалист. Тем не менее противоречия здесь нет, поскольку вся предыдущая многогранная и достаточно объемная работа носила подготовительный характер, претендуя по своей значимости только на уровень тактических решений. Со второй половины 2009 года принимаются нормативные акты и происходят события, которые в области отечественной теории и практики исполнения наказаний могут стать по-настоящему революционными.

Напомним важнейшие этапы, реализация которых позволила подойти к современному пониманию проблемы. Первая попытка разработки правовых норм, предусматривающих радикальные преобразования в области пенитенциарной политики, была предпринята еще в Советском Союзе в годы горбачевской «перестройки». Основополагающий документ в этой отрасли так и был назван - «Концепция перестройки исправительно-трудовой деятельности в СССР на современном этапе»

(1989 год). В ней обосновывалась необходимость изменения основных аспектов уголовно-исполнительной политики, законодательства и практики его реализации в важнейших сферах жизнедеятельности системы исполнения наказаний.

Далее, в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний, на основе рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100 принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы. Этот документ явился основой первой пенитенциарной реформы демократической России.

Начало нового века ознаме-нова лось подготовкой Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы»1. Практически параллельно этому разрабатываются и в декабре 2003 года Федеральным Собранием Российской Федерации принимаются поправки в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. Предусматривается снижение сроков лишения свободы, прежде всего для несовершеннолетних, а также смягчение условий отбывания наказаний. Сужается понятие «особо опасный рецидив» преступлений, гуманнее стал порядок назначения наказания по совокупности преступлений.

Чрезвычайно важным шагом в реформировании системы исполнения уголовных наказаний стало создание

специальной службы по контролю за соблюдением прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. За относительно короткое время она смогла стать действенным звеном в системе надзора за соблюдением законности в уголовно-исполнительной системе.

7 июня 2006 года Правительство Российской Федерации издает распоряжение № 839-р, утвердившее Концепцию федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». Несмотря на название, затрагивающее всю отрасль, основной упор в этом документе сделан на совершенствование деятельности следственных изоляторов. В частности, утверждается санитарно-бытовая норма - 7 кв. м площади на одного подследственного, содержащегося в СИЗО. Предусмотрена реконструкция 97 таких учреждений и строительство 26 новых. Однако заявлено, что к 2017 году будут полностью соответствовать международным стандартам только эти 26 следственных изоляторов из 238, состоящих на балансе.

В этот период уже активно обсуждаются реформы, связанные с сепарацией, т.е. раздельным содержанием осужденных различной степени общественной опасности; с ликвидацией колонистской системы... Становится очевидным, что консервация этих процессов лишь замедлит ход неизбежных изменений, поставит в еще более трудное положение реформирование УИС. Важно учитывать и моральные аспекты проблемы. Поэтому многие видные ученые и практические работники высказывают мысль, что «нецелесообразно «подправлять» действующую Концепцию реформирования уголовно-исполнительной системы. , а необходимо разрабатывать новую, базирующуюся на существующем государственном, экономическом, политическом и общественном строе (со всеми присущими ему недостатками). При этом следует иметь в виду, что никаких «блестящих перспектив» в развитии УИС, как полагали ранее некоторые руководители системы (да еще и сейчас отдельные из них так считают, особенно в производственной сфере), к сожалению, не будет»2.

По-настоящему революционный характер названные преобразования приняли лишь после того, как появилась окончательная убежденность, что правоохранительная деятельность в целом и уголовно-исполнительная практика в частности должны уйти от стан-

дартов и критериев тоталитарных форм социалистического государства. В России до сих пор сохраняется наследие пресловутой лагерной системы в форме исправительных учреждений (колоний), в которых используется по ряду аспектов довольно-таки ущербная идея исправления преступника коллективом. По мнению подавляющего большинства специалистов и практически всех правозащитных организаций, ни одного человека такой коллектив в лучшую сторону не изменил.

Во всяком случае, оценки фонда «Общественное мнение» таковы: 48 % опрошенных считают, что пребывание в российских колониях и тюрьмах не может исправить человека, противоположной точки зрения придерживаются 28 %. По словам правозащитников, колонии повышают криминализацию населения. В частности, председатель нижегородского Комитета против пыток Игорь Каляпин заявляет: «На зоне преступники обмениваются опытом, планируют совместные преступления. Фактически колонии сейчас превратились в университеты преступного мира». Аналогичной позиции придерживается и адвокат Елена Липцер: «Люди, отбывшие наказание, склонны к рецидиву»3. Мнение большинства подтверждает статистика. Если в 2008 году ранее судимые составляли 28,5 % от общего числа осужденных, то в первом полугодии 2009 года - 30,5 %, а в отдельных регионах Томской области и Пермском крае этот показатель превысил 40 %. И эта тенденция сохраняется.

Кроме того, очевидна потребность вплотную приблизиться к наиболее прогрессивным международным стандартам, не исключая, разумеется, особенностей национального права, менталитета, социально-экономических реалий. Оценивая западные тюремные системы, очень разные и порой разительно отличающиеся друг от друга, Министр юстиции России Александр Владимирович Коновалов образно отметил, что «европейский опыт совсем не однозначен, и использовать его нужно взвешенно. Что-то нам просто на этом этапе не по карману, что-то нам кажется вообще не совсем адекватным; все-таки тюрьма - это не место, где людей нужно носить на руках, воплощая за счет налогоплательщиков некую гуманистическую идеологию. Поэтому здесь нужен взвешенный баланс, которого мы постарались достигнуть, подготовив концепцию развития уголовно-исполнительной системы»4.

Президент России Д. А. Медведев на заседании президиума Госсовета Российской Федерации в г. Вологде 11 февраля 2009 года дал старт реформе системы исполнения наказаний с целью сделать ее «эффективной, справедливой и цивилизованной»5. Были определены ее основные стратегические направления:

1) декриминализация части уголовно наказуемых деяний, не представляющих значительной общественной опасности, и перевод их в категорию административных проступков с одновременным усилением административной ответственности за их совершение;

2) сокращение сферы применения меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, в том числе за счет расширения сферы применения других мер пресечения, - таких как залог, домашний арест, личное поручительство;

3) сокращение сферы применения наказания в виде лишения свободы за счет развития альтернативных мер, - таких как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы;

4) изменение режима отбывания наказания в виде лишения свободы и организационных форм деятельности самих российских исправительных учреждений в направлении их приближения к аналогичным заведениям европейского типа;

5) создание системы постпенитенциарной помощи и контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы6.

Так сложилось, что практическая реализация этих идей оказалась напрямую связана с приходом к руководству Федеральной службы исполнения наказаний Александра Александровича Реймера. Как отмечала одна из центральных газет, он «намерен окончательно отрешиться от сталинского наследия и создать современную пенитенциарную систему, где заключенный не ожесточается на окружающий мир, не теряет квалификации и социальных связей»7. «С остатками ГУЛАГа должно быть покончено», - заявил А. А. Реймер телеканалу «Вести». Чем же вызваны и что же подразумевали под собой эти заявления?

Во-первых, тюремная реформа, нацеленная на гуманизацию содержания заключенных, назрела уже давно. Во-вторых, не стоит забывать о ее возможных масштабах. По расчетам бывшего первого заместителя председателя Верховного Суда РФ Владимира Радчен-

ко, за последние 20 лет через «тюрьмы» прошел каждый восьмой мужчина России. Ныне действующая модель предлагает унизительные условия содержания не только осужденных, но еще в большей мере и подсудимых. Реалии таковы, что граждане, вышедшие из мест лишения свободы, не исправляются, а несут в общество криминальную субкультуру с искаженными представлениями о человеческих отношениях. Оставим в стороне первый из исконно русских вопросов, попытаемся найти ответ на второй - «Что делать?». Впрочем, немаловажно определиться и с вопросом «Кто это будет делать?».

В данной связи вспомнился случай, произошедший с народным артистом СССР Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Речь зашла о давней его награде - премии МВД СССР под № 1. «Дали ее мне за поездки по зонам Сибири и Дальнего Востока, - поведал депутат Государственной Думы. - Однажды стал свидетелем, как дежурному влепили пять суток карцера за то, что в одном из бараков оказалось накурено. Поскольку я служил в армии, по себе знал, что даже сутки «губы» - далеко не сахар...» - «Не заверни я к вам, он бы, наверное, не пострадал», - вслух предположил я. «Пожалели? -усмехнулся офицер. - Давайте вернемся». -«Отряд построили, и каждый стал называть статьи, за которые сидит: убийство, групповой грабеж с нанесением тяжких телесных повреждений, изнасилование. Я, честно говоря, ужаснулся». - «Все жалеете?» - поинтересовался начальник, когда мы снова вышли. «Но ведь надо что-то делать.» - «А это другой вопрос. Вот этим мы и занимаемся»8.

И это очевидная реальность: сегодня проблемами реформирования УИС наши законодательные органы занимаются в тесной связи с учеными и практическими работниками системы. Результатом этой совместной работы явилась новая «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р).

Этот важнейший нормативный акт предполагает разрешение целого комплекса вопросов и проблем, которые накопились в системе. Здесь прослеживается прямая рекомендация судебным органам сместить практику вынесения решений об уголовной ответственности в сторону альтернативных мер наказания,

не связанных с изоляцией от общества. Правозащитники и адвокаты активно приветствуют их. «Введение альтернативного наказания -это замечательно, - рассказал корреспонденту GZT.RU председатель нижегородского Комитета против пыток Игорь Каляпин. - Нет никакой необходимости подвергать лишению свободы людей, совершивших нетяжкие пре-ступления»9. По его мнению, такие изменения позволят оздоровить ситуацию в исправительных колониях. «И следственные изоляторы, и колонии сейчас переполнены заключенными. Условия, в которых содержатся арестанты, не только не отвечают евростандартам, но далеки даже от человеческого представления о нормальных условиях»10.

В отношении изменения условий содержания в местах лишения свободы упор делается на разделение впервые оступившихся осужденных и закоренелых преступников. Новые условия предусматривают смягчение содержания для осужденных, осознанно вставших на путь исправления; для тех же, кто по-прежнему представляет реальную опасность для общества, режим ужесточится.

За последнее время проведена большая работа по реальному обеспечению сепарации, т. е. принципа раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых, осужденных впервые к лишению свободы и судимых неоднократно. Так, в целях реализации требований ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в 2010 году осуществлены переводы из одной исправительной колонии в другую более 153 тыс. осужденных, в том числе: 112 тыс. - строгого режима и 41 тыс. -общего режима. Анализ этой работы, проведенный на базе 25 исправительных колоний в 19 субъектах Российской Федерации, выявил положительные изменения в показателях, характеризующих состояние дисциплины, режима, преступности, правопорядка. В среднем на 40 % снизилось количество злостных нарушений, на 60 % - неповиновений сотрудни-кам11. Отмечается снижение уровня конфликтности и напряженности среди осужденных.

Путь достижения концептуальных решений непростой и далеко не близкий. Свидетельство тому - реакция некоторых правозащитников на свершившийся факт пенитенциарной сепарации заключенных. Если раньше они практически в один голос отстаивали необходимость такой процедуры, то по мере ее реали-

зации восторг внезапно вновь сменился недовольством. Вот что, в частности, заявила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: «Эти переводы пугают людей, -рассказала она. - Их переводят дальше от места жительства, где и климат другой, и родственникам далеко ездить. Кроме того, очень боятся попасть в так называемые «черные зоны», где заключенные подвергаются жесткому насилию»12. Более того, Всероссийское общественное движение «За права человека» оценило перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое «изначально незаконным»13. Они полагают, что требуется согласие на перемещение самих заключенных. Глава этого движения Лев Пономарев добавил, что из «зэков» нужно создать профсоюз, который займется защитой их прав. Складывается впечатление, что речь идет не о преступниках, а об обитателях детского лагеря отдыха.

Рассмотрим положения «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (далее -Концепция) более подробно. Первый раздел посвящен общей характеристике и современному состоянию уголовно-исполнительной системы. Во втором разделе сформулирована основная цель Концепции - повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня международных стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Помимо этого речь идет о работе по сокращению рецидива преступлений, гуманизации условий содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы, и др. Здесь же обозначены важнейшие задачи, решение которых позволит достичь намеченных целей.

Третий раздел Концепции является наиболее обширным. Он определяет основные направления развития УИС и, в отличие от проекта, содержавшего шесть направлений, состоит из восьми подразделов, каждый из которых описывает конкретное направление преобразований в различных сферах функционирования системы. Итак, первое направление - совершенствование уголовно-исполнительной политики. В частности, предполагается ревизия действующего законодательства с целью изменения структуры УИС и мест лишения свободы, оптимизации размещения мест отбывания наказаний как по территориальному принципу, так и с учетом дифференциации по степени об-

щественной опасности заключенных. При этом акцент делается на поиск новых форм и методов исправительного воздействия на них; закрепление современных, в том числе электронных форм надзора за поведением осужденных.

Второе направление развития УИС - реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование организационно-структурного построения УИС. Здесь предлагается замена существующей системы исправительных учреждений на два основных типа учреждений: тюрьмы и колонии-поселения. Конкретней - структуры ФСИН России должны включать следующие учреждения:

а) следственные изоляторы14 - для содержания лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде содержания под стражей до вступления в силу приговоров суда, и лиц, осужденных к лишению свободы, в качестве работников хозяйственной обслуги;

б) колонии-поселения - для содержания лиц, совершивших преступления по неосторожности и ранее не отбывавших наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также впервые осужденных к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести или осужденных условно, но не соблюдавших предписанные условия...15;

в) колонии-поселения с усиленным наблюдением - для лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления, но ранее отбывавших наказания за совершение тяжких преступлений и преступлений против личности, для лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшихся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также для лиц, переведенных из колоний-поселений и из тюрем в виде санкции или поощрения соответственно;

г) тюрьмы общего режима - для содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, для осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также для совершивших в колониях-поселениях преступления небольшой и средней тяжести, либо переведенных туда из колоний-поселений или из тюрем усиленного режима в виде санкции или поощрения соответственно;

д) тюрьмы усиленного режима - для содержания лиц, ранее не менее двух раз отбывавших лишение свободы и вновь осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и направленных судом для отбывания наказания в данный вид учреждений, либо признанных опасными рецидивистами, либо переведенных туда из тюрем общего режима в виде санкции за злостные и систематические нарушения режима содержания, попытки побега, дезорганизации работы учреждений УИС, подготовку к преступной деятельности;

е) тюрьмы особого режима - рассчитаны на содержание наиболее опасной части рецидивных преступников (в первоначальном проекте Концепции они не упоминались);

ж) воспитательные центры - для содержания осужденных к лишению свободы несовершеннолетних (подразумевается преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних);

з) лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения (с обычным и усиленным наблюдением) - для содержания осужденных к лишению свободы лиц, страдающих тяжкими заболеваниями и наркотической зависимостью.

Важно отметить, что разрабатываемая в связи с этим техническая и финансово-экономическая документация основывается на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год).

Третье направление развития УИС - повышение эффективности управления в УИС, использование инновационных технологий, позволяющих создать систему комплексного мониторинга деятельности органов и учреждений. Здесь предлагается развивать информационное и телекоммуникационное обеспечение, внедрить электронное делопроизводство, активно использовать научный потенциал ведомственных образовательных учреждений и НИИ ФСИН России, усиление прогностической роли ведомственной науки.

Четвертое направление развития - обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей. В сфере режима и охраны планируется создание новой, эффективной системы мотиваций осужденных к правопослушному поведению, исключение практики противоправного воздействия на контингент, разработка комплек-

са мер по укреплению у сотрудников высоких морально-психологических качеств, введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля.

Преобразования затрагивают отдельно сферы: материально-бытовых условий содержания осужденных; медицинского обслуживания; трудовой деятельности и профессиональной подготовки; социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными.

Пятое направление затрагивает проблемы исполнения альтернативных наказаний и постпенитенциарной адаптации. Переориентация уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества. Для этого необходимо, в частности, доведение норматива штатной численности уголовно-исполнительных инспекций до 2,1 % от среднегодовой численности осужденных, состоящих там на учете; внедрение телекоммуникационных технологий, электронного документооборота, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией. Здесь же говорится об инициировании создания государственной службы пробации16. Цель ее состоит в содействии социальной постпенитенциарной адаптации лиц, совершивших уголовные преступления, и предупреждении рецидива.

Шестое направление развития УИС - привлечение общественности к социальной помощи и воспитательной работе с осужденными, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Концепция учитывает необходимость создания условий для осуществления общественного контроля за деятельностью УИС. Здесь говорится о повышении роли общественных наблюдательных комиссий, в частности, апробации их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения и помилования, обжаловании действий администрации учреждений. Обозначена и роль средств массовой информации, деятелей культуры и науки, религиозных концессий, общественных формирований в повышение уровня правосознания и духовно-нравственного просвещения.

Очередное направление развития УИС -это кадровое обеспечение и социальный статус персонала уголовно-исполнительной системы. Большое внимание в Концепции уделено дальнейшему развитию базового профессионального образования и переподготовки. Планируется повышение качества службы и условий труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, престижа их нелегкого труда; говорится о планах разработки и осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы, оснащение современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны.

И, наконец, последнее восьмое направление нацелено на развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

Четвертый раздел содержит предположения по поводу ожидаемых результатов от реализации данной Концепции. В самом общем виде они должны сказаться на повышении эффективности деятельности УИС по всем рассмотренным выше направлениям.

В пятом разделе указывается, что все намеченные мероприятия планируется осуществлять в три этапа.

Первый этап (2009-2012 годы) предусматривает утверждение плана мероприятий, разработку и принятие федеральных целевых программ по основным направлениям деятельности, изменение законодательства, корректировку процессуальных оснований, следственной и судебной практики избрания меры пресечения в виде содержания под стражей; более широкое внедрение в судебную практику наказаний, альтернативных лишению свободы; формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий по обслуживанию сотрудников и осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, проработку вопроса о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, учреждениями здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему.

Второй этап (2013-2016 годы) включает в себя перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы об-

щего и усиленного режима, создание новых колоний-поселений; создание сети социальных центров постпенитенциарной адаптации; анализ и корректировку проведенной работы.

Третий этап (2017-2020 годы) - завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям деятельности. По итогам реализации Концепции предполагается разработка документа, планирующего развитие уголовно-исполнительной системы на последующие годы.

Завершающий шестой раздел освещает параметры финансового обеспечения данной программы17.

Начавшаяся реформа Федеральной системы исполнения наказаний идет непросто. Звучат даже высказывания о ее приостановке из-за большого количества обращений и жалоб от обитателей мест лишения свободы в правозащитные организации18. Но с другой стороны, как говорится, «волков бояться - в лес не ходить». Преобразования необходимы, и они будут реализованы, кто бы ни кликушествовал по этому поводу. Другой вопрос: а все ли правильно делается? К сожалению, в любом большом деле ошибки и издержки неизбежны. И здесь важно внимательно прислушиваться к мнению общественности, оперативно принимая все рациональное и полезное.

Проблемы в реформировании отечественной УИС, по мнению главного редактора «Российского тюремного журнала» Андрея Бабушкина, во многом происходят из-за того, что «в тюрьму попадают те, кто принесли зло своим ближним и своим дальним, носители недобрых начал нашей жизни. И их в тюрьме во много раз больше, чем жертв следственных злоупотреблений и судебных ошибок. Работа в тюрьме есть соприкосновение со злом, олицетворенном в конкретном человеке и в его уголовном деле... Если мы хотим иметь в нашей стране тюрьму, адекватную общественным ожиданиям, то действовать надо, опираясь по меньшей мере на три принципа:

а) наказание должно быть направлено на изменение культуры и ценностной ориентации человека за колючей проволокой; те, кто смогли измениться, должны иметь реальный доступ к обретению свободы;

б) при исполнении наказания нельзя забывать об интересах потерпевших от преступлений и пенитенциарных сотрудников;

в) любой эксперимент, вносящий изменение в деятельность УИС, должен осуществляться под девизом «Не навреди!»19.

Трудно с этим не согласиться. В этой связи на память приходит одно из поучений Нового Завета. Иисус Христос своим ученикам рассказал притчу о том, что в саду одного уважаемого человека была смоковница, которая не приносила плоды, и садовник решил искоренить бесплодное дерево. Христос же предложил еще раз окопать и унавозить почву, дать дереву дополнительные ресурсы для плодоношения. И положительный результат не заставил себя долго ждать. Так вот, притча эта вспомнилась еще и потому, что многие обозреватели Концепции говорят о кризисе пенитенциарной идеологии. Так, например, достаточно известные в правозащитных кругах деятели Ру-башный и Шолохов отмечают: «Вопрос о перевоспитании заключенного в ходе реформы так и не встал». Вероятно, этому вопросу, действительно, следует уделить больше внимания.

Отдельного разговора заслуживает тема, связанная с состоянием медицинского обслуживания в местах лишения свободы. По мнению руководства ФСИН России, смерть двух именитых подследственных в СИЗО Москвы в 2009 году вызвала «большой общественный резонанс не только в нашей стране, но и в Европе». Напомним, что юрист-аудитор Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организаций, умер от сердечного приступа, а бывший гендиректор завода «Серп и молот» Алексей Максимов, обвиняемый в организации убийства Саратовского прокурора, повесился в камере. Проверка установила, что один нуждался в кардиологической, а другой - в психиатрической помощи, но их просьбы не были удовлетворены.

По данным заместителя Генерального прокурора России Евгения Забарчука, в 2009 году в российских колониях и изоляторах умерло более 4670 человек, что превысило аналогичный показатель 2008 года. Зачастую причинами «наступления вреда здоровью и смерти были отсутствие современного лечебно-диагностического оборудования в тюремных медсанчастях и ненадлежащий осмотр тюремными врачами» вновь прибывших «сидельцев». Правда, директор ФСИН России А. А. Реймер не совсем согласен с выводами прокурора, поскольку зафиксированное количество смертей на 800-тысячный контингент его подопеч-

ных ниже, так скажем, «естественной убыли» на воле такого же контингента. Не стоит забывать и о том, что подавляющее большинство из них скончалось от туберкулеза, СПИДа, сифилиса и болезней, связанных с употреблением наркотиков.

Тем не менее проблема есть, и для ее решения уже принимаются меры. Так, в порядке эксперимента независимые от местного «тюремного» руководства медотряды появились в управлениях ФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также по Тверской области. Начальник медико-санитарной части № 69 ФСИН России, которая создана в Твери, полковник внутренней службы И. Дмитрук рассказал, что эта финансово обособленная структура включила в себя 17 филиалов, в том числе: военно-врачебную комиссию, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центр медицинской и социальной реабилитации для сотрудников, ветеранов и членов их семей, мед-часть по сопровождению этапируемых больных, 2 больницы и 2 здравпункта. В филиалах работают 112 врачей и 240 человек среднего и младшего медицинского персонала20. О результатах эксперимента говорить пока рано, но число жалоб на медобслуживание заметно снизилось.

В рамках решения проблемы утвержден законопроект «О внесении изменений в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», которым вводится обязательность проведения медицинского осмотра осужденных и выдачи медицинского заключения при водворении в штрафные (дисциплинарные) помещения. Другим Федеральным законом, принятым по инициативе ФСИН России, от 29.12.10 № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» закреплена возможность изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей.

И все же главное - не это. В рамках реформы предполагается закрыть около 40 исправительных учреждений. Основную часть колоний преобразуют в тюрьмы. Кстати, в них «будут

организованы условия для того, чтобы осужденные занимались спортом, физкультурой, могли совершать прогулки, работать и учиться. Так что лучше: в одном помещении собрать сто человек или все-таки четверых?»21 - задает вопрос правозащитникам директор ФСИН России А. А. Реймер. Ответ очевиден, но есть нюансы.

Опытные «сидельцы» не просто сомневаются, а однозначно встревожены. Даже в интернет-чатах обмениваются мнениями. Вот одно из них: «И как будут переделаны в тюрьмы действующие ИУ? Сейчас в одном бараке «сидят» по 150 человек, а рассчитан он на 80. Спят «сидельцы» в две смены. Потом этот барак переделают. Он что, шире или длиньше станет?22 Поставят перегородки, приварят железные двери. А «сидельцев» куда денут?». Или еще: «С осужденными понятно, а как быть с подследственными? Ведь СИЗО - те же тюрьмы, но строгого режима. Почему же содержание там приравнено к строгому режиму, а никаких перерасчетов сроков после приговора нет?»

Ответить на такие вопросы возможно только конкретными делами. Снять остроту этой проблемы можно, например, использованием нового вида уголовного наказания - принудительных работ; введением отбывания наказания в виде исправительных работ по основному месту работы осужденного; увеличением максимально возможного количества часов наказания в виде обязательных работ с 240 до 480; отсрочкой отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией, с направлением на принудительное лечение и другими мерами.

Как отмечает центральная пресса, «тюремное ведомство начало решать судьбу колоний: каждая зона получит индивидуальный план, что с ней будет в следующей жизни. На месте существующих зон должно появиться 400 тюрем различного режима и 200 колоний-поселений. ...Региональные управления Федеральной службы исполнения наказаний уже примерно определились на месте, какую колонию предстоит превратить в тюрьму, а из какой выйдет неплохое арестантское по-селение»23. Однако de facto вопрос «Что делать с обычными колониями?» пока остается открытым. Перестроить, конечно, можно. Теоретически. Технически проще снести все бараки, а на их месте возвести современные тюремные

корпуса. Но заметим, это не просто дорого, это безумно дорого.

Тем не менее, у руководства ФСИН России есть уверенность, что все проблемы решаемы. Действительно, многие колонии для пожизненно осужденных, по сути, - те же тюрьмы, также строились на базе обычных зон. Немало уже приспособленных корпусов действуют внутри колоний. «Пожизненные» зоны надежно отгорожены от остальных. В общем, опыт есть, хотя это не совсем то, к чему стремятся инициаторы реформы. Да и простым, но осведомленным обывателям кажется: кто бы что ни говорил, но без огромных денежных вливаний, даже при значительном сокращении числа тюремных «сидельцев» реформа неизбежно забуксует. И это, по мнению многих специалистов, самое слабое звено Концепции.

В 2010 году УИС вступила в новую фазу своего развития. Начатые реформы уже позитивно влияют на повседневную жизнь исправительных учреждений. Мнения о реформах разные, но все единодушны в одном: необходимость коренных преобразований пенитенциарной системы назрела давно, и если задуманные мероприятия удастся полностью реализовать, то выиграют от этого все. И те, кто исполняет уголовные наказания, и те, кто их отбывает, и общество в целом.

«У меня уже не первый срок, - делится своими мыслями осужденный Виталий Ра-чинский, отбывающий наказание в ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, -и прямо скажу: «сидеть» стало не просто легче, но и интереснее. В последние годы нам, осужденным, уделяется внимание со стороны администрации... Сейчас нам «не дают» покоя психологи и социологи, они же на протяжении последнего года срока готовят к освобождению. Но самое главное, изменилось само отношение к нам со стороны администрации. Нас обучают в школе, в ПТУ, предоставляют по возможности работу, что, несомненно, пригодится на «воле». Культурно-массовые мероприятия стали нормой в жизни колонии. Теперь сами осужденные порой «теребят» администрацию, чтобы та организовала очередной спортивный турнир, провела КВН или концерт. Мы уже привыкли к этому. Это разнообразит жизнь»24.

«Когда мы видим, что администрация озабочена не только поддержанием режима, а старается вникнуть в наши проблемы, то и мы,

волей-неволей, идем ей навстречу, - соглашается с Рачинским осужденный Максим Шуль-га, отбывающий наказание в ИК-24. - Исчезли нервозность и напряженность; все это тяжким грузом давило на психику, из-за чего на свободу выходили с расшатанными нервами и кучей болезней на этой почве. Мы видим, что нам действительно хотят помочь вернуться на свободу чуточку другими, - лучше, чем мы есть»25.

Прослуживший более десяти лет в УИС начальник отряда ИК-19 майор внутренней службы Иван Иванович Макаров делится своим мнением: «Важно, чтобы Концепция реализовалась в полном объеме, - говорит он, - для сотрудников в этом свете будет обеспечен высокий статус, что, несомненно, приведет к повышению престижа службы. За свой нелегкий труд мы будем получать соответствующее материальное вознаграждение. Мы все ждем повышения социальной защищенности.».

Что касается последнего мнения, то его скорее следует рассматривать в качестве пожелания, поскольку о позитивных изменениях в жизни сотрудников УИС новая Концепция содержит не так уж много материалов, как того хотелось бы. На наш взгляд, это одна из тех позиций, которые должны найти более детальную проработку в последующих нормативных документах.

Важно понимать, что значимость предстоящих преобразований в пенитенциарной системе должны ощутить, прежде всего, те, для кого эти реформы предназначены. Без этого никакие благие намерения не воплотятся в жизнь в полной мере. Не менее важно осознавать и то, что на сегодняшний день, пожалуй, впервые внятно сформулированы цели этих преобразований, выработана целостная программа действий, есть возможность и всеобщее желание успешно завершить начатую пенитенциарную реформу. Поэтому появляется убежденность, что если семена преобразований попали в подготовленную почву, они неизбежно дадут достойные всходы. И тогда российская тюремная система, сделав немалый по времени виток, выйдет на новый, значительно более высокий уровень развития.

1 Изначально разрабатывалась «Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на период до 2005 года», но нерешенность ряда принципиальных вопросов вынудила продолжить изыскания, взяв данный проект лишь в качестве основы.

2 Зубков А. И. Нужна новая концепция реформирования УИС России // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: Материалы научно-практич. конф. Ч. 1. М., 2005.

3 Госдума вводит новый вид наказания - домашний арест // Газета. 2009. 9 декабря.

4 Прощание с ГУЛАГом // Росс. газ. 2010. № 5353 (274). 3 декабря.

5 О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Стенографический отчет о заседании Президиума Государственного Совета от 11 февраля

2009 г. Интернет-ресурс: http:// www.kremlin.ru/transcripts/3150.

6 Содержание и основные этапы реформирования уголовно-исполнительной системы. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 12. С. 3

7 Зона реформы // Ведомости. 2009. Вып. от 16 дек.

8 См.: Интернет-ресурс: http:// www.vmdaily.ru/article.php? aid=87527.

9 См.: Интернет-ресурс: http:// krfront.ru/vypuski/45_89/sosed_ hrista_po_naram/.

10 См.: Там же.

11 Выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А. А. Реймера на коллегии 25 февраля 2011 г. // Пресс-бюро ФСИН России. 25.02.2011.

12 GZT.RU. Интернет-чат. 30 мая,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 - 12:03:18.

13 Реформа ФСИН началась с нарушений прав человека // Интернет-ресурс: http://www.s-pravdoy.ru/ protection-of-rights/4415-2010-03-29-14-20-18. html.29.03.2010.

14 В тексте данного подраздела Концепции такая разновидность мест лишения свободы, как следственные изоляторы, не названа, поскольку в основе своей не является учреждением, исполняющим наказание, но она упомянута в подразделе 4 и предусмотрена действующей Концепцией федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)».

15 Относительно колоний-поселений двух видов. Учреждения с усиленным наблюдением планиру-

ется организовывать в виде стационарных объектов, имеющих развитое производство и инфраструктуру. Обычные же колонии-поселения предусматривают временное размещение и работу на строящихся или развивающихся государственных объектах, т.е. временные городки. Очевидно, они будут напоминать существовавшие в прошлом спецкомендатуры для отбывания условного осуждения с обязательным привлечением к труду и условного освобождения из МЛС с обязательным направлением на стройки народного хозяйства. Кстати, в Красноярском крае уже реализован такой вариант: развернут поселок на месте строительства Богучанской ГЭС.

16 Изначально предлагалось сделать ее самостоятельной структурой, не входящей в УИС.

17 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». См.: Интернет-ресурс: http://www.ufsin29.ru/Reforma/ Сошерйоп^рх.

18 См.: Реформа ФСИН началась с нарушений прав человека // Интернет-ресурс: http://www.s-pravdoy.ru/protection-of-rights/4415-2010-03-29-14-20-18.html. 29.03.2010.

19 См.: Интернет-ресурс: http://zagr.org/469.html.

20 Куликов В. Сидите на здоровье // Росс. газ. 2011. № 5480 (104). 18 мая.

21 «А» и «Б» сидели...: Интервью директора ФСИН России А. Реймера // Росс. газ. 2010. № 5268 (189). 25 августа.

22 Орфография автора интернет-чата.

23 Куликов В. Зону приговорили. Тюремное ведомство утвердило план ликвидации существующей лагерной системы // Росс. газ. 2010. № 5126 (47). 9 марта.

24 Реформа УИС в действии // Пресс-служба ГУФСИН России по Свердловской области. 18.04.2011.

25 Там же. ф

ФОТОАРХИВ

Инновации расширяют права осужденных. Устройство для видеопереговоров в ИК-5 г. Санкт-Петербурга

Фото Д. В. Фомина, 2011 год

И

Т

С

О

X

ТЕ

Я

ч

О

X

LO

>

С

Я

И

п

S

X

<

1_

о_

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.