ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 7)
УДК 336.22
Абакарова Рабият Шамсудиновна
Abakarova Rabiyat Shamsudinovna
преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства
Lecturer,
Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy
АДЕКВАТНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕФОРМ В ОТНОШЕНИИ НДФЛ
APPROPRIATENESS OF PERSONAL INCOME TAX REFORMS
Аннотация:
Summary:
В статье рассмотрены недостатки и тенденции развития налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в России. Особое внимание уделяется переходу к прогрессивной шкале налогообложения. Предложены мероприятия совершенствования налогообложения доходов физических лиц. Идея реформирования НДФЛ вызвана желанием снизить уровень социального неравенства в стране, поддержать незащищенные слои населения.
This article discusses shortcomings and progress trends of the personal income tax in Russia. Special attention is paid to the transition to the progressive taxation. The author proposes activities aimed at the improvement of the personal income taxation. The idea to reform the personal income tax is caused by the desire to reduce social inequality in the country, to support vulnerable social groups.
Ключевые слова:
НДФЛ, линейная шкала налогообложения, прогрессивная шкала, налоговая система, доходы населения.
Keywords:
personal income tax, linear taxation, progressive taxation, tax system, people's income.
Система налогообложения - это одно из важных средств перераспределения национального дохода, основной инструмент экономической и социальной политики государства.
В центре многих систем налогообложения, в том числе российской, стоит налог на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом, устанавливая НДФЛ, законодатель стремится создать оптимальную правовую модель данного налога, которая способна обеспечивать равномерность налогообложения различных слоев населения.
Подоходное налогообложение является сложным и многогранным экономическим понятием. Перспективы его развития зависят от объективных экономических условий и целей государственной экономической политики. В большинстве стран мира подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета, его доля в государственном бюджете напрямую зависит от уровня развития экономики. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения в настоящее время является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога [1].
Вокруг налога на доходы с физических лиц постоянно возникают различные споры, объясняющиеся в основном широким кругом налогоплательщиков, находящихся в абсолютно различных социальных нишах.
Одной из проблем НДФЛ является «плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающимся в обществе вопросом является необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания. Политические общественные деятели выступают за введение прогрессивной ставки налогообложения, которая бы учитывала интересы незащищенных слоев населения, сократила разрыв в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями граждан [2].
В России ставка линейной шкалы на заработную плату составляет 13 %. Линейная шкала, применяемая в РФ, имеет ряд существенных недостатков. Она не учитывает материальное положение разных слоев населения, в результате чего получается, что менее обеспеченные слои населения платят в процентном соотношении столько же, сколько и обеспеченные. Прогрессивная же шкала выигрывает по этому параметру: социальное неравенство снижается за счет перераспределения доходов богатых - их перечисленный в бюджет доход направляется на обеспечение малоимущих [3].
В современных условиях НДФЛ взимается на основании гл. 23 Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1.01.2001. С принятием указанной главы в механизме исчисления и уплаты налога произошли существенные изменения, которые носят как положительный, так и отрицательный характер.
Основными изменениями в механизме исчисления НДФЛ можно отметить то, что налог стал исчисляться не по прогрессивной шкале ставок, а по фиксированным ставкам, установленным в зависимости от источника дохода и плательщика налога - резидента или нерезидента.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Для основной массы населения России, то есть для граждан, чей доход связан с выполнением трудовых обязанностей, предусмотрена единая пропорциональная ставка налога в размере 13 %, независимо от суммы дохода. Единая ставка налога была введена с целью ликвидации укрывательства от налогообложения значительной части денежных доходов.
В современных условиях НДФЛ не играет роли социального регулятора, поскольку значительная часть населения России находится за чертой бедности. Официальные статистические данные за 2011 г. свидетельствуют о том, что в России 18,11 млн человек получают доходы ниже прожиточного минимума, что составляет почти 13 % от общей численности населения страны. За 2011 г. численность таких лиц увеличилась более чем на 200 тыс. человек. И эти граждане являются плательщиками НДФЛ. Учитывая, что их труд оплачивается ниже прожиточного минимума, с них взимаются соответствующие суммы НДФЛ. Это при том, что выжить с такими окладами в современных условиях просто невозможно.
Изменения, происходящие в налогообложении доходов физических лиц, не решают основной проблемы - соблюдения принципа социальной справедливости при налогообложении доходов различных категорий физических лиц.
Поэтому в целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ предлагается:
- вернуться к практике прогрессивного налогообложения доходов, как это происходит во всем цивилизованном мире и как это было в России в 90-е гг. ХХ столетия;
- способствовать повышению налоговой культуры через раскрытие информации о порядке предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов;
- изменить порядок предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов [4].
Мировая практика прогрессивной шкалы говорит в ее пользу.
Однако государство не идет на этот шаг, опасаясь снижения общей инвестиционной привлекательности России и ухудшения налоговых условий для формирующегося среднего класса, также это создаст дополнительные стимулы для оттока из страны лучших специалистов.
Если говорить о среднесрочной перспективе развития налога в нашей стране, то более чем вероятно в ближайшее время все останется неизменным, за исключением, возможно, некоторых деталей. Периодически разрабатываются законопроекты, целью которых является реформирование или кардинальное изменение НДФЛ. Однако законодатели и государственные политики твердо стоят на ныне существующей позиции и не видят перспектив для новшеств, поскольку выбранная стратегия развития приносит свои плоды, такие как повышение уровня пополняемо-сти бюджета, постепенное повышение уровня «белых» зарплат, повышение уровня жизни.
Значимость налога на доходы физических лиц в экономической политике государства обусловлена тем, что налог затрагивает интересы более 80 млн человек - почти всего трудоспособного населения России. С помощью данного налога государство решает различные, порой трудносовместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.
С момента перехода на пропорциональное налогообложение доходов физических лиц в стране не прекращаются дискуссии о необходимости возвращения к прогрессивному налогообложению таких доходов [5]. Весомым аргументом в пользу пропорциональной системы налогообложения выступает то, что существование единой налоговой ставки отличается относительной простотой и ясностью, а также сокращает расходы на его администрирование.
Что касается перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений в порядке налогообложения доходов граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена.
Российская Федерация в первую очередь должна обращать внимание на свою систему развития и искать подходящую шкалу налогообложения, исходя из собственного опыта и с учетом особенностей менталитета российских граждан.
Ссылки:
1. Лейман Т.И., Огурцова О.И. Совершенствование механизма исчисления и уплаты подоходного налога //Академический вестник. 2014. № 3 (29). С. 85-90.
2. Прокопьева Т.И. Налог на доходы физических лиц: актуальные проблемы и пути его совершенствования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 12. С. 190-195.
3. Ябурова Д.В. Недостатки и тенденции развития НДФЛ в РФ // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2014. № 10. С. 45-54.
4. Вяльцев H.H. Ставки и вычеты по НДФЛ и их влияние на социальное положение населения // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 366-369.
5. Рамазанова Б. К. Основные направления совершенствования налога на доходы физических лиц // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 277-279.