Научная статья на тему 'АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ'

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИГРОТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балбаева Алина Едылгалеевна, Дубченкова Наталия Олеговна, Лупанова Екатерина Евгеньевна

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. В статье рассматриваются различные средства формирования адекватной самооценки у младших школьников. Они направлены на снижение уровня эмоционального напряжения, повышения уверенности в себе, на развитие способности видеть в себе «хорошее», на формирование коммуникативных навыков, на развитие способности позитивного отношения к людям, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балбаева Алина Едылгалеевна, Дубченкова Наталия Олеговна, Лупанова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AND THE CONDITIONS OF ITS FORMATION

Formation of self-esteem - a key factor in the development of the child. Younger students are found all kinds of selfassessment: adequate stable, inflated stable, unstable towards inadequate overstatement or understatement. The article discusses the various methods of forming self-esteem in primary school children. They are aimed at reducing emotional stress, increase self-confidence, to develop the ability to see themselves as "good" on the formation of communication skills, the ability to develop positive attitudes towards people, reducing emotional stress, creating a situation of success.

Текст научной работы на тему «АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ»

За счёт того, что в состав комплекса вошли детские сады, ранее комбинированного вида различной направленности, родителям предоставляется широкий спектр образовательных услуг, в том числе по коррекционной образовательной деятельности. При прохождении ребёнком уровня общего образования есть возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся. Таким образом, любой ребёнок может получить качественную образовательную услугу, включая реализацию вариативных форм образования и различных направлений дополнительного образования.

В результате взаимодействия педагогов различных уровней повышается качество образовательной услуги и рейтинг учреждения. Этому способствуют такие формы совместной работы педагогов как: организация общей психолого-педагогической службы, взаимопосещения, работа в совместных творческих группа, составление плана преемственности между ступенями образования, организация учителями образовательной деятельности

на базе детских садов, участие воспитанников детских садов с воспитателями в совместных мероприятиях с начальной школой.

В образовательном комплексе происходит интеграция не только кадровых, но и материально-технических, финансовых, интеллектуальных, информационных ресурсов и нормативно-правового обеспечения всех объединенных образовательных учреждений.

Таким образом, можно констатировать, что в образовательном комплексе возможности для повышения качества образования значительно выше, чем в любой автономной образовательной организации.

Список литературы

1. Государственная программа города Москвы на 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ

ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

Балбаева Алина Едылгалеевна Дубченкова Наталия Олеговна

студентки, Астраханский государственный, университет

Лупанова Екатерина Евгеньевна

специалсит по учебно- методической работе, отделения заочного обучения, физичекой культуры,

Астраханский государственный университет

SELF-ASSESSMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AND THE CONDITIONS OF ITS FORMATION Babaeva Alina Adilgalieva, student, Astrakhan state University Dubchenkova Natalia Olegovna, student, Astrakhan state UniversityAstrakhan

Lupanova Ekaterina Evgenievna, specialsit on educational and methodical work, Department of extramural studies physical culture, Astrakhan state University

АННОТАЦИЯ

Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

В статье рассматриваются различные средства формирования адекватной самооценки у младших школьников. Они направлены на снижение уровня эмоционального напряжения, повышения уверенности в себе, на развитие способности видеть в себе «хорошее», на формирование коммуникативных навыков, на развитие способности позитивного отношения к людям, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.

Ключевые слова: адекватная самооценка, младшие школьники, игротерапия, арттерапия, психогимнастика, психокоррекция, личность, уверенность.

ABSTRACT

Formation of self-esteem - a key factor in the development of the child. Younger students are found all kinds of self-assessment: adequate stable, inflated stable, unstable towards inadequate overstatement or understatement.

The article discusses the various methods of forming self-esteem in primary school children. They are aimed at reducing emotional stress, increase self-confidence, to develop the ability to see themselves as "good" on the formation of communication skills, the ability to develop positive attitudes towards people, reducing emotional stress, creating a situation of success.

Key words: self-esteem, junior high school students, igroterapiya, art therapy, psihogimnastiki, psychocorrection, personality and confidence.

Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Формирование адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться

вся жизнь. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, О.Л. Зверевой, И.Ю. Кулагиной, особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно - помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Различными аспектами проблемы исследования самооценки личности занимались такие психологи как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина.

С детьми, имеющими заниженную самооценку, проводится коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха. Используются следующие средства: игротерапия; арттера-пия; психогимнастика.

Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметом.

Существует директивная и недирективная игротерапия. Директивная (направленная) предполагает выполнение педагогом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. расширение репертуара самовыражения;

2. достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

3. коррекция отношений в системе «ребенок - взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем форми-

рования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Цель игры в недирективном подходе - помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

- игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно,

- игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

- нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

- терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

- терапевт - зеркало, в котором ребенок видит самого себя.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех поведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Групповая игротерапия призвана:

- помочь ребенку осознать свое реальное «Я»;

- повысить самооценку и развить потенциальные возможности;

- отрегулировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции;

- уменьшить беспокойство и чувство вины. Арттерапия - (терапия искусством) это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве (изобразительной и творческой деятельности).

Можно выделить некоторые виды арттерапии: изо-терапия (воздействие средствами изоразительного искусства); музыкотерапия (воздействие через воспитание музыкой); кинезиотерапия (коррекционная ритмика, лечение танцами); вокалотерапия (лечение пением); библиотерапия (лечение чтением).

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Через рисунок ребенок может больше раскрыться, а значит раскрыть художественные способности и повысить самооценку.

Рисование - творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно - логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний ребенка.

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить детям возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Особенно эффективно применение рисуночной терапии в детском возрасте. Организуя рисуночное занятие, психолог реализует следующие функции: эмпатическое принятие ребенка; создание психологической атмосферы и психологической безопасности; эмоциональная поддержка ребенка; постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком; помощь в поиске формы выражения темы; отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализированных в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме.

Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективной форме ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости -техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества.

Специалисты выделяют 4 типа заданий, используемых в рисуночной практике.

1. Предметно - тематические задания - это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми.

2. Образно - символические задания представляет собой изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление.

3. Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работы предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Эффект упражнения заключается в уменьшении эмоционального напряжения, формировании чувств личной безопасности, повышении уверенности в себе, стимулировании познавательной потребности.

4. Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно временные характеристики общения.

Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей.

В широком смысле психогимнастика - это курс специальных знаний, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет ребятам проявить себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности ребенка.

Таким образом, в работе с неуверенными детьми может быть использовано все многообразие средств кор-рекционно-развивающей работы, направленной на снижение уровня эмоционального напряжения, повышения уверенности детей в себе, на развитие способности видеть в себе «хорошее», на формирование коммуникативных навыков, на развитие способности позитивного отношения к людям, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. -М.: Педагогика, 2004.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Том 2. - М.: Педагогика, 2000.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001.

4. Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в

«Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: twirpx.com

5. Ковалева Г.С, Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2010.

6. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 2006.

7. Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. - М., 2006.

8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2005.

References

1. Amonashvili Sh.A. Educative function evaluations and teaching students. - M.: Pedagogy, 2004.

2. Ananev B.G. Psychology educational evaluation // Selected psychological works. Volume 2 - M.: Pedagogy, 2000.

3. Vygotsky L.S. Educational psychology. - M.: Pedagogy, 2001.

4. Danilov D.D. Evaluation system to achieve the expected results in the development of the PLO LEO "School 2100" (technology evaluation of educational achievement [electronic resource] - Access mode. -URL: twirpx.com

5. Kovalev G.S., Loginova O.B. Assess the achievement of the expected results in the elementary school. Task System. M.: Education, 2010.

6. Lipkin A.I. Self-assessment of the student. - M., 2006.

7. Leontiev A.N. Formation of self-schoolboy. - M., 2006.

8. Osipov A.A. General psychocorrection. - M., 2005.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Фахрутдинова Резида Ахатовна

доктор педагогических наук, профессор, Казанский Федеральный университет

Фазылова Лилия Зуфаровна Студент, магистр 2 курса, Казанский Федеральный университет

INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITIES STUDENTS - THE FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN THE UNIVERSITY Fakhrutdinova Rezida Akhatovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Kazan Federal university Fazylova Lilia Zufarovna, Student, master 2 courses, Kazan Federal university

АННОТАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье раскрываются сущностные характеристики организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза. Авторы работы дают теоретическое обоснование данной проблемы и реализацию опытно - экспериментальной работы по разработанным программам по подготовке будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельная познавательная деятельность, знания, умения, навыки.

ABSTRACT

The article describes the essential characteristics of the organization of independent work of students in the educational space of the university. The authors provide a theoretical justification of the problem and the implementation of a pilot -experimental work on programs designed to prepare future teachers of foreign languages.

Key words: self-study, self-cognitive activity, knowledge, abilities, skills.

Процессы реформирования системы высшего образования, модернизация системы Российского образования, в целом, предъявляют новые требования к подготовке педагога на современном этапе развития общества. Мировой опыт организации обучения подразумевает необходимость коренных изменений в системе высшего профессионального образования. Одно из основных направлений - это изменение учебного процесса таким образом, чтобы студент без принуждения стремился к систематическому, активному, самостоятельному овладению знаниями и профессиональными навыками. При этом он должен сам оценивать свой уровень подготовки, самостоятельно выбирать темп и определять уровень усвоения знаний, переживать положительные эмоции в процессе обучения.

Самостоятельная работа является одним из главных резервов повышения эффективности подготовки специалистов. Она выступает как средство развития самостоятельной деятельности студента и как ее составляющая единица, направленная на воспитание самостоятельности личности. В этом видится новизна самостоятельной работы студентов при условии внедрения ее в учебный процесс, особенно в условиях принятия новых стандартов.

Самостоятельная познавательная деятельность студентов в нашем понимании - это совокупность учебно-познавательных действий, выполнение которых характеризуется их самостоятельностью. Кроме того, самостоятельную познавательную деятельность студентов можно характеризовать как процесс постепенного развития самостоятельности, т.е. перехода от копирующих и воспроизводящих действий к самостоятельным, творческим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.