Научная статья на тему 'Опыт создания программы по развитию навыков общения на ранних этапах онтогенеза человека'

Опыт создания программы по развитию навыков общения на ранних этапах онтогенеза человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт создания программы по развитию навыков общения на ранних этапах онтогенеза человека»

Раздел V

Информационно-психологическая безопасность человека

О.Н. Истратова

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА

Общение со сверстниками становится самостоятельной линией коммуникативной деятельности уже на самых ранних этапах онтогенеза человека. Сегодня неоспоримым фактом признается, что именно в детстве закладываются и формируются основы личностных свойств и качеств, способных влиять на деятельность, поведение, взаимоотношения человека во взрослой жизни. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, так как конфликт в межличностных отношениях дошкольника со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Обучение ребенка способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры, где предметом осознания ребенка выступает область взаимоотношений с другими детьми - партнерами по игре, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей и достижению более адекватной адаптации и социализации детей. Поэтому ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

В связи с этим нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие навыков общения у дошкольников в условиях группы детского сада.

Принципы разработки коррекционной программы:

1. Коррекция навыков межличностного общения дошкольников со сверстниками проводилась нами согласно принципам и методам коррекции психического развития ребенка, разработанным в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова и др.).

2. Разработанная нами программа коррекции и развития навыков межличностного общения дошкольников в возрасте 4 - 6 лет была использована на занятиях как с детьми испытывающими трудности в общении, так и с детьми, не проявляющими таких затруднений. Это было сделано в связи с тем, что на групповом занятии ребенок с затруднениями в общении среди сверстников без таких трудностей имеет образец для подражания, благоприятная атмосфера группы способна направить деятельность такого ребенка в русло благоприятного варианта развития. Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д.Б. Эльконин и др., 1967).

3. Следуя положению о необходимости профилактики отклонений в развитии, мы предполагаем, что данная программа способна решать задачи профилактики отклонений в поведении.

Коррекционная программа

1. По характеру направленности сочетает в себе симптоматическую (работа в группе детского сада) и каузальную (направлена на устранение источников и причин отклонения, в частности, работа основывается на коррекции такого личностного качества как самооценка) формы коррекционной работы.

2. По содержанию: направлена на развитие личности, межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, коррекцию поведенческих аспектов общения.

3. По форме работы: групповая, в открытых группах, так как это способствует не только формированию образца поведения ребенка в рамках конкретной группы сверстников, но позволяет реализовывать полученный опыт эффективного общения среди как можно большего числа детей.

4. По наличию программы: программированная, которая позволяет учесть все необходимые моменты для коррекции межличностного общения.

5. По продолжительности: длительная, которая рассчитана на продолжительный срок, для получения наиболее эффективного и стойкого результата.

6. По масштабу решаемых задач: специальная, так как предполагает решение конкретной цели - развитие межличностного общения дошкольников.

Программа позволяет решить следующие задачи:

• Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей навыков практического овладения выразительными движениями - средства человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика).

• Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.

• Развитие самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

• Помощь ребенку в осознании своего реального Я, повышение самооценки, уверенности в себе.

• Развитие у детей навыков общения.

• Повышение групповой сплоченности.

В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами (Г.В. Бурменская и др., 1990):

1) системности коррекционных и профилактических задач;

2) единства диагностики и коррекции;

3) деятельностный принцип коррекции;

4) учета возрастно-психологических особенностей ребенка;

5) комплексности методов психологического воздействия.

В ходе проведения коррекционно-развивающей работы в целях оценки ее успешности проводилась диагностика личностных особенностей и межличностного взаимодействия в группе детей до проведения работы и сразу после ее окончания. В процессе работы велся дневник наблюдений, позволяющий также отследить результаты работы.

Методы: Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются: игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также внеситуативноличностное и внеситуативно-познавательное общение (Лисина М.И., 1986), мы применили комплекс методов коррекции межличностного общения и личностных особенностей (самооценка) - игротерапия, арттерапия (рисуночная терапия, музы-котерапия, драматизация сказки), методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии, психогимнастика.

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка был произведен с помощью гармоничного сочетания групповых и индивидуальных занятий.

Данная психокоррекционная программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет в дошкольном учреждении. Программа состоит из четырех этапов:

1. Ориентировочный этап (2 занятия).

2. Этап объективирования трудностей и конфликтных ситуаций (3 занятия).

3. Конструктивно-формирующий этап (18 занятий).

4. Обобщяюще-закрепляющий этап (3 занятия).

Все этапы тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на понимание собственного эмоционального состояния, развитие навыков межличностного взаимодействия дошкольников со сверстниками, повышение собственной самооценки и осознания своего реального Я.

Курс занятий проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При групповом варианте работы состав группы был открытым, что позволяет приблизить процесс обучения и развития к реальным условиям. Открытые группы позволят всем детям в процессе коррекционной работы учиться эффективно взаимодействовать друг с другом, не зацикливаться лишь на представителях своей микрогруппы, переносить полученный опыт на окружение, а не только общаться в одной микрогруппе. Группа насчитывает 5-7 человек. Продолжительность индивидуальных занятий 15- 20 минут, групповых - 30 - 40 минут, проводимых 2 раза в неделю, всего занятий 26. Коррекционная работа занимает 3 месяца.

Каждое занятие проводится в три этапа: приветствие, основная часть, направленная на выполнение конкретной цели занятия, заключительная, направленная на снятие возможно возникшего напряжения у детей.

После проведения определенного числа занятий вся группа детского сада объединялась в одну для проведения одного большого занятия с целью повышения групповой сплоченности и лучшего усвоения материала.

Программа проведения курса коррекционно-профилактических занятий приведена в табл. 1

Таблица 1

Программа коррекционно-развивающих занятий________________

Метод и его содержание Цель Форма проведения и количество занятий Примеры, примечания

Ориентировочный этап

а) подвижные игры знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей, создание высоко эмоционального подъема групповая (2 занятия) «лишний стул», «нож и масло», «хип-хоп», «плот», «шеренга» [7]

Этап объективирования трудностей и конфликтных ситуаций

б) работа с пиктограммами, рисуночная терапия развитие знания о своих и чужих эмоциональных реакциях. Выявление сформи-рованности понимания этого знания у детей групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) М.И. Чистякова, мимика в рисунках, «нарисуй/покажи настроение», «угадай эмоцию» [10]

в) рациональная терапия: групповая дискуссия диагностика видения и представления себя каждым ребенком в различных ситуациях взаимодействия, осознание индивидуальности групповая (1 занятие) «Я разный», «сочиняем историю», «художник», «угадай кто» [5]

г) драматизация этюдов, сказок диагностика навыков коллективного взаимодействия, ориентация на партнера. групповая (1 занятие) М.И. Чистякова, постановка сказок по желанию (русские народные) [10]

Метод и его содержание Цель Форма проведения и количество занятий Примеры, примечания

Конструктивно-формирующий этап

а) подвижные игры, д) игротерапия развитие активного и волевого внимания, наблюдательности групповая (1 занятие) «хлопки», «слушай звуки», «фигуры» [11]

е)психогимнастика развитие внимания, правильного понимания детьми эмоционально- выразительных движений и адекватного использования жеста, что способствует социальной компетенции ребенка групповая (2 занятия) «пожалуйста», «возьми и передай», «вот он какой», «игра в снежки / с камушками», «отдай/ уходи/ до свидания», «фигуры», «тише!» [10]

е)психогимнастика, музыкотера-пия развитие способности понимать эмоциональное состояние человека, приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Эмоции на выражение внимания, интереса, сосредоточения групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) Прослушивание муз. отрывков: А. Александров «Кузнечик», Д. Львов-Компанейц «Раздумье»; «собака принюхивается», «лисичка прислушивается», «что там происходит», «кузнечик», «сосредоточенность», «раздумье» [10]

е)психогимнастика, музыкотерапия развитие способности понимать эмоциональное состояние человека, приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Эмоции на выражение удивления, радости, печали групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) Муз. сопровождение: Д. Христов «Золотые капельки», А. Холминов «Ласковый котенок»; «удивление», «круглые глаза», «золотые капельки», «ласка», «вкусные конфеты», «карлсон», «встреча с другом» [10]

е)психогимнастика, музыкотерапия развитие способности понимать эмоциональное состояние человека, приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Эмоции на выражение гнева, вина, страха групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) Муз. сопровождение С. Прокофьев «Петя и Волк», Е. Ботлярова «Драчун», Н. Мясковский «Тревожная колыбельная»; «сердитый дедушка», «2 сердитых мальчика», «лисенок боится», «страх»», ночные звуки», «провинившийся», «стыдно» [10, 11]

е) психогимнастика, музыкотерапия д)игротерапия, а)подвижные игры, б)работа с пикто- развитие способности понимать эмоциональное состояние человека, приобретение знаний о своих групповая (1 занятие) «Таня-плакса», «поссорились и помирились», «разные настроения», «Прогулка», «потерялся», «змей-горыныч»;

Метод и его содержание Цель Форма проведения и количество занятий Примеры, примечания

граммами эмоциональных реакциях, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Закрепление различных видов эмоций муз. сопровождение: Д. Христов «Золотые капельки», П. Чайковский «Баба-Яга», Б. Хоффер «Битва» [10]

е)психогимнастика, д)игротерапия развитие способности выделять и понимать отрицательные черты характера человека групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) «робкий ребенок», «застенчивый мальчик», «эгоист», «наглец», «ябедник», «притвора», «кривляка», «злюка» [10]

е)психогимнастика, д)игротерапия развитие способности выделять и понимать положительные черты характера человека групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) «смелый заяц», «часовой», «капитан», «добрый мальчик», «честный шофер», «так будет справедливо», «вежливый ребенок» [3, 5, 10]

д)игротерапия, г)драматизация сказки развитие способности выделять, понимать и сравнивать различные черты характера, развитие понимания отношения к себе и другим групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) «молчок», «2 друга», «жадный поросенок», «три характера», «мальчик наоборот», «розовое словцо «привет» [3, 11]

ж) разыгрывание ситуаций, д)игротерапия развитие способности обращать внимание на самого себя, на свои эмоции и чувства, формирование уверенности в своих силах, адекватной самооценки групповая (1 занятие), индивидуальная (1 занятие) «послушай», «рыбалка», «тропинка», «лабиринт» [3, 5]

ж) разыгрывание ситуаций, д)игротерапия формирование и повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки групповая (2 занятие), индивидуальная (1 занятие) «танец», «морозко», «волшебное зеркало»

ж)разыгрывание ситуаций, д)игротерапия формирование и повышение уверенности в себе, формирование умения выражения собственной индивидуальности, дать почувствовать себя каждому ребенку в роли лидера групповая (1 занятие) «ситуации», «я разный», «помоги принцессе» [3]

ж) разыгрывание ситуаций, д)игротерапия, а)подвижные игры формирование умения выражения индивидуальности, адекватных способов взаимодействия, взаимопонимания и умения выслушать собеседника групповая (1 занятие) «газета», «сочиняем историю», «иголка и нитка» [11]

Метод и его содержание Цель Форма проведения и количество занятий Примеры, примечания

д)игротерапия формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания, коррекция межличностных взаимоотношений, развитие навыков общения групповая (1 занятие) «ток», «молекула», «хромой ведет слепого», «ура победителю», «пожелания» [5]

з) групповая дискуссия дальнейшее обучение навыкам межличностного общения, развитие потребности в самонаблюдении групповая (1 занятие) «оцени поступок», «пословицы», «доброе словцо» [8]

д)игротерапия формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания, коррекция межличностных взаимоотношений, повышение групповой сплоченности, взаимопонимания групповая (1 занятие) «общий круг», «переходы», «эхо», «обнималки» [5, 8]

Обобщающе-закрепляющий этап

з) групповая дискуссия закрепление базовых социальных навыков - адекватное использование полученных знаний в ходе работы (умение выслушать другого, участие в коллективном обсуждении, уметь тактично похвалить и критиковать другого) групповая (2 занятия) обсуждение тем (например: как вместе провести воскресный день, с кем ты дружишь и за что ты любишь своего друга и др.), «день рождения», «карусели» [2, 5]

ж)разыгрывание ситуаций, з) групповая дискуссия, б) рисуночная терапия подведение итогов работы группы, ориентация на использование полученных знаний в реальной жизни групповая (1 занятие) конфликтные ситуации в повседневной жизни, «общая картина» [5]

Апробация программы в одном из детских садов города Таганрога и анализ ее эффективности показали возможности и условия развития межличностных отношений дошкольников путем планомерного формирования этих отношений между дошкольниками в условиях группы детского сада, с использованием специально подобранных по возрасту методов психокоррекционной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабано-ва и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.

2. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками М.: Изд-во «Институт практической психологии»; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998 - 176 с.

3. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах / «Мир вашего ребенка» - Ростов н/Д: Феникс, 2003, - 108 с.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ, Сфера, 2002. - 512с.

5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Королева Е.Г., Пяткова О.М. / под общей ред. Битяновой М.Р. -СПб: Питер, 2002. - 304с.

6. Развитие общения дошкольников со сверстниками / научн. исслед. инст. общей и пед. психологии. Академия пед. наук СССР. / Под ред. А.Г. Рузской. - Н.: Педагогика, 1989 -216 с.

7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: (Педагогическая наука - реформе школы) // Научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 232с.

8. Самоукина Н.В. Игры в которые играют. Дубна: «Феникс», 1996. - 148 с.

9. Смирнова Е.О., В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

11. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб: «Валери СПД», 2001. -112с.

И.А. Кибальченко

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБОГАЩЕНИЕМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ

Актуальной потребностью педагогической практики были и есть гуманные личностно-развивающие технологии обучения. При всем многообразии современные педагогические технологии связаны идеей гуманизации.

Интеграция уже известных технологий порождает новые, основные критерии которых - реализация возможности и способности учащихся, информационное обогащение его опыта и оказание помощи в реализации дидактических целей образования.

Многие исследователи (В.В. Сериков, В.Т. Фоменко и др.) научно обосновывают такой способ построения технологий на интегративной основе.

Например, В.В. Сериков на основе моделей учебных ситуаций предлагает конструирование трех базовых технологий:

а) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач ("технология задачного подхода");

б) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактикокоммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности ("технология учебного диалога");

в) имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания ("технология имитационных игр")[1].

Триада "задача - диалог - игра" образует базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения и развития личного (субъектного), личностного опыта учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если дифференцировать опыт человека по различным акцентам-основаниям, то получим конфликтный, личный, личностный, ментальный, непосредственный, субъектный, творческий, познавательный, учебный опыт и другие составляющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.