Научная статья на тему 'АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИИЕМ / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алмазова Татьяна Владимировна

Классический подход к управлению не эффективен в быстро меняющейся внешней среде. Частным организациям ДПО (ЧО ДПО), чтобы сохранить в этих условиях свою конкурентоспособность необходимо перейти к адаптивному управлению (АУ). Адаптация - это процесс приспособления, который включает изменения свойств организационной системы в ответ на изменения условий её функционирования. Адаптивное управление включает процессы прогнозирования, анализа ситуации и адаптации. Адаптивное управление организацией основывается на принципах вариативности, прозрачности, информационной обеспеченности, устойчивости и адаптивности, иерархичности, рефлексивности, демократизации и гуманизации, эффективности. Внешняя среда организации образует её «деловую экосистему». Адаптация затрагивает как внутреннюю структуру, так и «экосистему». В процессе АУ могут меняться как оперативные, краткосрочные, так и стратегические цели организации. Стратегия адаптация направлена на наиболее успешное приспособление к изменениям. Выделяют пассивную, активную и компенсационную стратегии. Образование носит инновационный характер. В управлении образованием адаптивный подход является закономерным. ЧО ДПО для успешной деятельности необходимо учитывать слабые сигналы внешней среды. АУ частными организациями ДПО направлено на сохранение устойчивости и жизнеспсобности за счёт интеграции адаптационных стратегий, управления по слабым сигналам и свойств самоорганизующихся систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE MANAGEMENT OF PRIVATE ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The classical approach to management is not effective in a rapidly changing external environment. In order to maintain their competitiveness in these conditions, private organizations of DPO (PO DPO) need to switch to adaptive management (AM). Adaptation is the process of adaptation, which includes changes in the properties of the organizational system in response to changes in the conditions of its functioning. Adaptive management includes the processes of forecasting, situation analysis and adaptation. Adaptive management of an organization is based on the principles of variability, transparency, information security, sustainability and adaptability, hierarchy, reflexivity, democratization and humanization, efficiency. The external environment of an organization forms its "business ecosystem". Adaptation affects both the internal structure and the "ecosystem". Both the operational, short-term, and strategic goals of the organization may change during the AM process. The adaptation strategy is aimed at the most successful adaptation to changes. There are passive, active and compensatory strategies. Education is innovative in nature. In the management of education, an adaptive approach is natural. For successful activity, it is necessary to take into account weak signals of the external environment. AM by private organizations of the DPO is aimed at preserving stability and vitality through the integration of adaptation strategies, management by weak signals and the properties of self-organizing systems.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Participation in the "School of Leaders" track (projects "Tourism for Children" 2020, "Creative Workshop" 2021) allowed the team members to realize their own individual educational trajectory. All project participants, finding themselves in new social conditions, needed educational mentoring from a tutor, who provided support in identifying individual educational needs.

Conclusion. Currently, society is undergoing a serious transformation in the field of education and professional development. Scientific discoveries, innovations, new digital technologies are rapidly and continuously changing the picture of the world and the prospects of each person in their professional activities.

The key skills that each person needs to successfully implement an individual educational and professional program as part of developing a personal brand or participating in team projects include the following: the ability to independently continuously learn and retrain throughout life, including using digital resources and technologies ; the ability to quickly adapt to changing environmental conditions and the labor market, to find their place in it; the ability to transform their experience in any professional field of activity in response to the emergence of new technologies; the ability to work both independently and in a team implementing specific projects; the ability to plan your education and career, set personal goals; the ability to form and present a personal portfolio based on the results of their activities and participation in projects; the ability not only to acquire basic industry knowledge, but also to develop cross-professional skills and competencies: communication skills, creativity, critical thinking, etc.

Appropriate teams are formed in educational institutions to accompany the development of the above-mentioned professional skills, setting goals, building individual educational and professional development programs, and finding resources for their implementation. It should be noted that the process of obtaining education and a profession development is currently complicated by the redundancy of resources, the unstructured educational environment, as well as the lack of understanding of the importance of forming one's individual request, planning, adequate assessment of the initial data, and setting goals. . Therefore, the tutor becomes a key figure in accompanying the process of becoming a self and building an educational strategy. The tutor has the necessary list of pedagogical and digital tools, as well as certain life experience, including professional one. The demand for tutor support is steadily growing, this is a general trend.

References:

1. Coastal, O.A. Tutor support as a tool for socio-cultural adaptation of foreign students in Russian university / O.A. Coastal, S.S. Lopatina, N.V. Oturgasheva // Higher education in Russia. - 2020. - Vol. 29. - № 1. - pp. 156-165. - DOI 10.31992/08693617-2020-29-1-156-165.

2. Dovbysh, S.E. Tutoring tools / S.E. Dovbysh, E.B. Kolosov // International scientific review, 2016. - pp. 189-193.

3. Fasolya, A.A. Management system for the innovative component of the quality of education / A.A. Haricot // The world of education. - Education in the world. - 2016. - № 4. - pp. 28-35.

4. Formation of the tutor model of a modern university in Russia: Collective monograph. - Tomsk: Publishing House of Tomsk State University, 2019. - 148 p.

5. Khachatryan, E.V. Methods and technologies for the development of mental competencies of students in the process of professional educational training of tutors. - Business. Education. Right. - 2018. - №. 3 (44). - P. 378

6. Klishina, O.N. The role of a tutor in the project activity of a student // Innovative science. - 2016. - № 6-2. - pp. 220-223.

7. Kovaleva, T.M., Khachatryan E.V. Technology for the development of critical thinking in tutoring // Pedagogy, № 5, 2020. - pp. 66-72

8. Kovaleva, T.M., Kobyshcha E.I., Popova S.Yu. etc. Profession "Tutor" / T.M. Kovalev. - M.; Tver: "SFC-office", 2019. - 246 p.

9. Melnikova, N.P. Tutoring as a method of training and support of insurance agents / N.P. Melnikova // Taxes and taxation. -2018. - № 6.

10. Solodova, E.A., Efimov P.P. On the relevance of tutoring in modern education // Actual problems of modern science. -2013. - № 30-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnosti-tyutorstva-v-sovremennom-obrazovanii (date of access: 12/19/2021).

11. Vakhrusheva, S.N. Competence approach in the linguistic education of bachelors. Achievements and prospects for the development of vocational education: Sat. sci. Art. - Chelyabinsk: Izd. Center of SUSU, 2016. - pp. 91-95.

12. Zaitsev, V.S. Technologies of tutor support of students' education / V.S. Zaitsev. - Chelyabinsk: Publishing house of A. Miller's Library CJSC, 2018. - 25 p.

Педагогика

УДК 378.046.4

аспирант кафедры управления и экономики образования Алмазова Татьяна Владимировна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Классический подход к управлению не эффективен в быстро меняющейся внешней среде. Частным организациям ДПО (ЧО ДПО), чтобы сохранить в этих условиях свою конкурентоспособность необходимо перейти к адаптивному управлению (АУ). Адаптация - это процесс приспособления, который включает изменения свойств организационной системы в ответ на изменения условий её функционирования. Адаптивное управление включает процессы прогнозирования, анализа ситуации и адаптации. Адаптивное управление организацией основывается на принципах вариативности, прозрачности, информационной обеспеченности, устойчивости и адаптивности, иерархичности, рефлексивности, демократизации и гуманизации, эффективности. Внешняя среда организации образует её «деловую экосистему». Адаптация затрагивает как внутреннюю структуру, так и «экосистему». В процессе АУ могут меняться как оперативные, краткосрочные, так и стратегические цели организации. Стратегия адаптация направлена на наиболее успешное приспособление к изменениям. Выделяют пассивную, активную и компенсационную стратегии. Образование носит инновационный характер. В управлении образованием адаптивный подход является закономерным. ЧО ДПО для успешной деятельности необходимо учитывать слабые сигналы внешней среды. АУ частными организациями ДПО направлено на сохранение устойчивости и жизнеспсобности за счёт интеграции адаптационных стратегий, управления по слабым сигналам и свойств самоорганизующихся систем.

Ключевые слова: адаптивное управление образованиием, адаптивное управления частными организациями дополнительного профессионального образования.

Annotation. The classical approach to management is not effective in a rapidly changing external environment. In order to maintain their competitiveness in these conditions, prívate organizations of DPO (PO DPO) need to switch to adaptive management

(AM). Adaptation is the process of adaptation, which includes changes in the properties of the organizational system in response to changes in the conditions of its functioning. Adaptive management includes the processes of forecasting, situation analysis and adaptation. Adaptive management of an organization is based on the principles of variability, transparency, information security, sustainability and adaptability, hierarchy, reflexivity, democratization and humanization, efficiency. The external environment of an organization forms its "business ecosystem". Adaptation affects both the internal structure and the "ecosystem". Both the operational, short-term, and strategic goals of the organization may change during the AM process. The adaptation strategy is aimed at the most successful adaptation to changes. There are passive, active and compensatory strategies. Education is innovative in nature. In the management of education, an adaptive approach is natural. For successful activity, it is necessary to take into account weak signals of the external environment. AM by private organizations of the DPO is aimed at preserving stability and vitality through the integration of adaptation strategies, management by weak signals and the properties of self-organizing systems.

Key words: adaptive management of education, adaptive management of private organizations of additional professional education.

Введение. Переход к адаптивным системам в управлении частными организациями в дополнительном профессиональном образовании (ЧО ДПО) обусловлен рядом причин. Во-первых, инновационным характером самого ДПО. Чтобы наиболее полно соответствовать требованиям инновационной экономики, меняющимся запросам рынка труда, постоянно совершенствоваться для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг система ДПО должна ориентироваться на применение адаптивного подхода. Во-вторых, частные организации, ведущие образовательную деятельность в сфере ДПО, с одной стороны, обладают достаточной свободой и самостоятельностью в принятии и реализации управленческих решений, что даёт им определённые преимущества. С другой стороны, эти организации, чтобы сохранять конкурентоспособность, вынуждены заниматься активным поиском новых форм и методов деятельности, включая управленческую практику, другими словами, адаптироваться к постоянным изменениям, что требует адаптивного подхода к управлению. Кроме того, от способность адаптироваться к непрерывным изменениям и деятельности в ситуации неопределённости существенно зависит инвестиционная привлекательность.

Изложение основного материала статьи. Классический подход к управлению предполагает наличие полной и точной информации о конечной цели управления, об условиях, описывающих состояние системы в начальный момент времени, о структуре системы, определяющей закономерности её функционирования, и о внешней среде, оказывающей влияние на систему.

Управление включает планирование процесса достижения системой целевого состояния при соблюдении определённых критериев качества её деятельности. Для этого необходим «регулятор», который по механизмам обратной связи определяет состояние системы в каждый момент времени и сравнивает с запланированным. В случае отклонения от заданных показателей, либо критериев качества формирует оптимальное управляющее воздействие.

На практике управление системой как правило осуществляется в условиях дефицита информации как о свойствах самой системы и параметров её начального состояния, так и внешней среды. Кроме того, свойства системы могут существенно и непредсказуемо изменяться как под влиянием внешних возмущений, так и в результате управляющих воздействий со стороны «регулятора». В этом случае необходим переход к адаптивному управлению.

«Адаптация» - понятие междисциплинарное, означающее приспособление системы к изменениям. С позиции управления это процесс достижения системой оптимальных состояния и динамики за счёт перенастройки управляющих воздействий, изменения параметров и структуры самой системы на основе текущей информации. Адаптация необходима при неопределённых начальных условиях и их изменениях в процессе функционирования системы.

Система, которая обладает способностью адаптации к изменением как внешней среды, так и внутренних параметров, считается адаптивной. Характерной особенностью таких систем является поддержание их жизнеспособности в нестабильной и непредсказуемой внешней среде, при непрогнозируемых изменениях самой системы, целей её функционирования, оптимального состояния и поведения. Адаптивные системы относятся к самоорганизующимся системам, способным в ответ на влияние факторов внешней среды менять собственный порядок и устройство.

Адаптивное управление системой - это управление в ситуации дефицита начальной информации, изменяющееся по мере её накопления с целью улучшения качества деятельности системы, в результате которого система приходит к модели поведения, позволяющей быстро приспосабливаться в условиях нестабильности и успешно противостоять конкуренции со стороны других систем. Адаптивное управление предполагает изменение структуры и параметров «регулятора» для обеспечения оптимальной деятельности системы в условиях начальной неопределённости и меняющейся внешней среды, при изменении параметров и структуры самой системы и алгоритма её функционирования.

В основе функционирования адаптивных систем лежат принципы необходимого разнообразия, дуального управления и обратной связи.

Процесс адаптивного управления направлен на снижения неопределённости за счёт уменьшения разнообразия форм поведения и состояний управляемой системы. Достигнуть этого можно только за счёт увеличения разнообразия действий управляющей системы. В противном случае это приведёт к потери управляемости [6].

В соответствии с принцип дуального характера управления, с одной стороны, управляющее воздействие изменяет состояние управляемой системы, а с другой - служит для изучения их изменений с целью последующей корректировки управляющих воздействий [7]. Обратная связь необходима для измерения реакции управляемой системы на управляющее воздействие.

Адаптивный менеджмент относительно новый развивающийся подход. Адаптивность организации определяет её способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде для обеспечения жизнеспособности. Адаптация представляет собой процесс приспособления, включающий изменения свойств самой организационной системы в ответ на изменения условий её функционирования. Это совокупность целенаправленных и последовательных действий, предпринимаемых в ответ на непредвиденные внутренние и внешние изменения с целью сохранения и достижения оптимального состояния потенциала организации.

Адаптивное управление организацией предполагает её систематическое взаимодействие с внешней средой для выявления признаков неординарных условий функционирования и адекватного реагирования на них. Оно включает разработку и реализацию управленческих решений нацеленных на создание механизма адаптации организации к изменениям во внешней среде и представляет собой совокупность методов управления и конкретных действий, позволяющих системе изменять параметры и структуру управляемой системы, и стратегические цели. Адаптация - это результирующий этап процесса адаптивного управления, включающего ещё два этапа - прогнозирование и анализ ситуации. Адаптивное управление - это наблюдение и регистрация динамики внешней среды, отслеживание отклонений в деятельности организационной системы, принятие мер по адаптации и контроль их эффективности. Кроме того, оно должно

включать в себя проактивные меры адаптации. Адаптивный менеджмент органически включает в себя процесс обучения, направленный на совершенствование управляющей и управляемой подсистем и принимаемых управленческих решений.

Практика адаптивного организационного управления опирается на ряд принципов:

1. Вариативности: из всего множества доступных организации способов решения конкретной управленческой задачи необходимо выбрать оптимальный вариант за счёт системного отбора и сравнения всех возможностей.

2. Прозрачности: учёт интересов всех участников управленческого воздействия и обеспечения их всей необходимой информацией.

3. Информационной обеспеченности: равный доступ к информации.

4. Устойчивости и адаптивности: важнейшим фактором устойчивости организации в нестабильной внешней среде является её способность перестраиваться, приспосабливаться с учётом изменений в деловом окружении.

5. Иерархичности: организация представляет собой сложную систему с множеством элементов и связей между ними.

6. Рефлексивности: любое управленческое воздействие должно формироваться на основании анализа и оценки для снижения рисков.

7. Демократизации и гуманизации: активное вовлечении сотрудников в деятельность организации, изменение организационного поведения, передача ответственности через механизмы делегирования, в мотивации и пр.

8. Эффективности: управленческая деятельность направлена на обеспечение высокой результативности функционирования организации [2].

С позиции адаптивного подхода внешнюю среду следует рассматривать как «экосистему» организации и выстраивать взаимоотношение с ней на принципах сосуществования, прозрачности, доверия. Критически важным для адаптации организации оказывается система деловых взаимодействий, складывающиеся внутри «экосистемы». Они становятся важным фактором адаптации.

Относительно масштабов и направленности «внутренних» изменений в организации можно выделить два фокуса. В соответствии с первым в процессе адаптивного управления стратегические целевые показатели должны оставаться неизменными, а корректировке подвергаются краткосрочные, среднесрочные. Однако в условиях нестабильности и неопределённости зачастую возникают обстоятельства требующие пересмотра или даже отказа от определённых стратегических ориентиров. Таким образом, процесс адаптации в некоторых ситуациях может заключаться в обеспечении реализации поставленных стратегических целей, а в других - потребовать их переопределения.

Следует отметить, что адаптационные преобразования организации будут касаться не только внутренних подразделений, но и затронут её непосредственное внешнее окружение [5]. Понятие «внешняя среда» связано с системным подходом, который рассматривает организацию как открытую систему, внутреннее состояние которой зависит от условий в которых она действует. Внешняя среда организации включает всю совокупность внешних факторов, влияющих на её деятельность - экономических, политических, социальных, технологических, рыночных и пр. Часть из них - поставщики, потребители, конкуренты, лицензирующие и контролирующие органы - непосредственно влияют на деятельность организации и сами в свою очередь испытывают её влияние. Их относят к факторам прямого воздействия. Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния, но при этом существенно определяют контекст, в котором организация существует.

Учёт влияния факторов внешней среды необходим для оценки условий деятельности организации, - главным образом внешних угроз и возможностей, - которые следует учитывать при определении направления организационного развития. При этом важно выработать адекватную стратегию адаптации.

Стратегию адаптации можно определить как органичную совокупность интегрированных, взаимоувязанных стратегических решений, определяющих наиболее приоритетные направления деятельности организации для успешного приспособления к изменениям внешнего окружения.

По характеру активности организации выделяют следующие виды стратегий: 1) пассивная - стратегия выжидания благоприятных изменений во внешней среде; 2) активная - предполагает инициирование организацией поиска возможностей во внешней среде и внутренних ресурсов для реализации целей развития; 3) компенсационная - направлена на поиск возможностей сохранить устойчивость организации в условиях турбулентности.

Эффективные стратегии адаптации включают в себя:

- создание единой информационной системы организации; мониторинг внешней среды для отслеживания сигналов изменений, их прогнозирования и снижения рисков;

- стратегические альянсы с другими игроками рынка для расширения зоны влияния и снижения неопределённости; создание гибкой организационной структуры способной быстро перестроить свою деятельность, включая изменение специализации, направления развития и стратегических целей;

- корпоративная культура, направленная на тесное сотрудничество руководства организации и её рядовых сотрудников, привлечение максимального количества персонала к решению задач организационной адаптации [4].

Необходимость развития адаптивного подхода в управлении образованием определяется особенностями современного состояния российского образования, в котором существует явное противоречие между стремительно меняющимися требованиями к содержанию образования, организации образовательного процесса и отстающими темпами совершенствования управления им. Современная педагогическая наука активно исследует различные адаптивные системы, включая адаптивную управляемую и адаптивную управляющие системы. Традиционные подходы к управлению образованием эффективные в эпоху стабильности, структуры управления построенные по линейно-функциональному принципу оказались неэффективными, поскольку в непредсказуемой и нестабильной среде эффективно могут действовать только гибкие, адаптивные системы.

Важно отметить, что с одной стороны, система образования, чтобы выполнять свою роль в инновационных процессах, чтобы успешно функционировать в условиях непрерывных изменений, должна постоянно трансформироваться, чтобы быть адекватной современным требованиям. Вместе с тем, поскольку образование представляет собой общественное благо, система образования как социальный институт должна сохранять неизменной свою сущностную основу. Это предъявляет особые требования к управлению образовательными системами различного уровня, где наряду с контуром текущего управления, обеспечивающим решение оперативных задач, необходимо формировать контур инновационного развития, который позволит им постоянно совершенствоваться для всё более полного удовлетворения запросов потребителей, государства, рынка труда, социума вцелом. Современное образование по сути своей носит инновационный характер. Для инновационных процессов по самой их природе свойственны непредсказуемость, неопределённость, неполнота информации. Следовательно в управлении образованием адаптивный подход является закономерным, обусловленным характером самой системы [3].

Практика адаптивного управления в образовании наряду с общими принципами адаптивного менеджмента включает принципы управления образованием: гуманистичности, индивидуализации, оптимального сочетания управления и

самоуправления, мотивации и стимулирования, конструктивного взаимодействия и сотрудничества и пр. В соответствии с принципом адаптивности в управлении необходимо обеспечить интеграцию и гармонизацию образовательной и управленческой подсистем. Решить эту задачу возможно при оптимальном сочетании централизации и децентрализации, самоорганизации и управления, горизонтальных и вертикальных связей между элементами системы [2].

Обращаясь к проблематике управления частными организациями дополнительного профессионального образования следует отметить, что в этой сфере в основном действуют небольшие организации, для которых характерны неустойчивость и высокая чувствительность к изменениями внешней среды. Для успешного функционирования им необходимо учитывать слабые сигналы внешней среды, ранние, мало проявленные признаки наступающих событий для обеспечения жизнеспособности и устойчивости в изменчивой внешней среде. Адаптивный менеджмент с одной стороны предполагает использование организацией адаптационных стратегий, а с другой - в значительной степени основывается на свойствах организации как самоорганизующейся, «живой» системы, к которым относятся частные организации ДПО.

С учётом вышесказанного адаптивное управление ЧО ДПО можно определить как менеджмент, направленный на сохранение устойчивости и жизнеспособности организации за счёт интеграции адаптационных стратегий, управления по слабым сигналам и свойств образовательных организаций как самоорганизующихся систем. Эффективность функционирования организации в этом случае обеспечивается за счёт оперативного реагирования на изменения внешней среды.

Необходимость использования адаптивного управления в ЧО ДПО обусловлено характером образовательной услуги. Качество услуг непостоянно, и зависит не только от организации, ведущей образовательную деятельность, но и от потребителя услуги и характера их взаимоотношений. Услугу невозможно накапливать, что сокращает выбор адаптационных стратегий и действий в периоды изменения спроса.

Для частных организаций ДПО, реализовавших систему адаптивного управления характерны: 1) совмещение функций линейных - ответственных за исполнение, и функциональных, отвечающих за планирование и организацию, подразделений, что обеспечивает необходимую гибкость, быстроту принятия решений и их реализацию; 2) снижение зависимости от изменений во внешней среде и относительная устойчивость; 3) большая роль персонала, сотрудников организации в принятии решений и их выполнении. Гибкость, и как следствие, адаптивность управляющей подсистемы таких организаций соответствуют органической адаптивной управляемой системе, для которой характерно небольшое количество уровней, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность за общие результаты, отсутствие бюрократии.

Такие организации способны легко менять свою организационную структуру, а при необходимости и структуру управления в ответ на изменения внешних условий. Они нацелены на ускоренное решение проблем, реализацию комплексных программ и проектов.

Для систем адаптивного управления ЧО ДПО характерно наличие системы мониторинга, обеспечивающей контроль изменения состояния внешней среды с целью обеспечения своевременных мер для предотвращения влияния негативных факторов. Одним из инструментов адаптации частных организаций ДПО является ориентация на будущих потребителей, отражающаяся в разработке инновационных программ и проектов, направленных на формирование новых потребностей. Следует отметить особую роль корпоративной культуры в обеспечении адаптивности частных организаций ДПО. Она должна поддерживать ориентацию на работу в условиях неопределённости и перманентных изменений, на тесное взаимодействие со своими потребителями, прогнозирование и формирование их будущих потребностей, постоянное «самообучение» самой организации в процессе её деятельности [1].

Выводы. Необходимость развития адаптивного подхода в управлении образованием определяется особенностями современного состояния российского образования. Практика адаптивного управления в образовании наряду с общими принципами адаптивного менеджмента включает принципы управления образованием. Адаптивное управление ЧО ДПО можно определить как менеджмент, направленный на сохранение устойчивости и жизнеспособности организации за счёт интеграции адаптационных стратегий, управления по слабым сигналам и свойств образовательных организаций как самоорганизующихся систем. Для систем адаптивного управления ЧО ДПО характерно наличие системы мониторинга, ориентация на будущих потребителей, корпоративная культура, поддерживающая ориентацию на работу в условиях неопределённости и перманентных изменений.

Литература:

1. Верменникова, Л.В. Сущность и основные элементы системы адаптивного управления предприятием сферы услуг / Л.В. Верменникова // Terra Economicus. - 2010. - Т. 8. - № 3-3. - С. 130-137.

2. Заруба, Н.А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления / Н.А. Заруба // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2(6). - С. 75-79]

3. Заруба, Н.А. О методологической концепции адаптивного управления образованием: социологический аспект / Н.А. Заруба // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 37-2. - С. 127-132.

4. Кузоб Н.О., Кондратьева О.В. Внешняя среда организации и стратегии адаптации организаций к условиям рынка // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2017. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017029628 (дата обращения: 23.02.2022).

5. Старикова, М.С. Концепция адаптивного управления предприятием / М.С. Старикова // Белгородский экономический вестник. - 2015. - № 4(80). - С. 104-115.

6. Хомяков, В.Н. Кибернетика, закон необходимого разнообразия и разработка прогнозов экономических показателей / В.Н. Хомяков // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 1-1. - С. 128-141.

7. Чобанова, А.Н. Использование принципов адаптивного управления в самообучающихся социально-экономических системах / А.Н. Чобанова // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 11(124). - С. 219-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.