ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCIES
УДК 378.14
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ: АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД
Заруба Наталья Андреевна, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В условиях развития транзитивного российского общества происходят различные трансформационные процессы, которые существенно влияют на содержание, формы и технологии развития образования, в том числе и профессионального. Новации и инновации, перманентно осуществляемые в образовании, требуют такого подхода к его развитию, который бы был адекватен постоянно модернизирующемуся и развивающемуся образованию. Таким подходом, думается, можно рассматривать адаптивный подход, направленный на активизацию адаптационных особенностей и адаптивных свойств образования как социальной системы, что имеет принципиальное значение при подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: трансформация общества, модернизация образования, адаптивный подход, подготовка специалиста в вузе, адаптивные свойства, адаптивные системы, государственное и муниципальное управление.
TRAINING OF THE SPECIALIST FOR STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION:
ADAPTIVE APPROACH
Zaruba Natalia Andreevna, Dr of Sociological Sciences, PhD in Pedagogy, Proffessor, Head of Department of State and Municipal Management, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Under conditions of development of transitive Russian society different transformational processes occur, which dramatically influence form, substance and technology of development of education including professional education. Innovations in education require such an approach which would meet the requirements of constantly developing and changing education. It is considered that such approach could be adaptive approach aimed at activation of adaptive peculiarities and features of education as social area what has essential concern for the purposes of training of specialists for municipal and state administration. Adaptive approach applied to training of a specialist in the area of state and municipal administration in institutions of higher education requires understanding of is as of an education system development process based on system's ability to react on causative impacts incoming from different areas (e.g. innovational transitive society and modernized education) and adjust to them. In accordance with adaptive approach educational activity of a higher education institution is a total of the most profitable and preferable combinations of actions with account of factors external and internal areas. I.e. the question is about adjustment of an educational institution, e.g. institution of higher education as an element of educational system, to the external world. Under conditions
of transitive Russian society oriented on innovational state development training of a specialist for the area of state and municipal administration based on the adaptive approach is, as we think, prospective concept both for theory and practice. In this regard innovation as a development instrument of the educational system should be unconditionally considered with account of its transitive and unsteady character. In accordance with general adaptation theory, under conditions of instability with hardly predictable alterations, including innovational alterations, only flexible, organic adaptive systems of education and teaching can be effective, e.g. adaptive system of training of a specialist for the area of state and municipal administration. According to this theory educational system should alter remaining unaltered in its essence as social institution in order to function and support its activity in internal and external permanently changing environment. In case when achieved level of system functioning or elements of system on the particular stage become ineffective the need of development and alteration occur. In such conditions it is impossible to perform proper training of a specialist of state and municipal administration what causes existence of flexible, variable, adaptive components of the educational system, e.g. adaptive system of training of a specialist for the area of state and municipal administration. It allows to consider educational system in general in conditions of innovational development of transitive society as flexible, variable and adaptive social system, applied naturally to all its components.
Keywords: transformation of society, modernization of education, adaptive aproach, training of the specialist in a higher education institution, adaptive properties, adaptive systems, state and municipal administration.
В условиях активно продолжающейся модернизации отечественной системы образования, отражающей трансформационные процессы, происходящие в реформирующемся российском обществе, актуальным является осуществление адаптивного подхода к подготовке специалистов, в том числе, и для сферы государственного и муниципального управления. В современных условиях, характеризующихся кардинальными российскими переменами, возрастает роль и необходимость применения адаптивного подхода в образовании, так как образование, как социальный институт, постепенно утрачивает свои консервативные свойства как в целях и задачах, так и в содержании. Это обусловлено спецификой современного транзитивного российского общества и нашло отражение в основных положениях модернизации отечественного образования.
Исследуемая проблема связана, во-первых, с необходимостью совершенствования и поиска современных научных подходов к подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе и разработки теоретических оснований развития профессионального образования в условиях современного рынка труда. В свою очередь, современный рынок труда, характеризующийся непредсказуемостью, неопределенностью, динамичностью и диверсификацией, предъявляет свои требования к подготовке специалистов, имеет свои особенности, которые
должна учитывать система ВПО, приспосабливаться к ним, чтобы выполнить свою прогностическую функцию как компонента социальной системы образование.
Во-вторых, с потребностью осуществлять обучение студентов в вузе, в том числе по направлению «государственное и муниципальное управление», на основе таких подходов, которые бы способствовали более качественной подготовке будущих специалистов. Прежде всего, говоря о качестве, имеется в виду важность соответствия подготовки специалистов потребностям заказчиков (в нашем случае - государственные органы и органы муниципальной власти) и наличие у них компетенций, которые бы соответствовали требованиям транзитивного российского общества.
В-третьих, система подготовки будущих специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе, как любая система, чтобы выжить, должна обладать адаптивными свойствами, например, способностью использовать собственные, внутренние резервные возможности для осуществления адаптационных перестроек и избирательного приспособления к меняющимся условиям жизни при сохранении своей сущностной основы.
Актуальность изучения и совершенствования научных подходов к подготовке специалиста государственного и муниципального управления в вузе обусловлена потребностями транзи-
тивного общества, рынка труда, испытывающих неудовлетворенность качеством оказываемых государственных и муниципальных услуг. Это подтверждается активными реформами последних лет в сфере государственного и муниципального управления.
В рамках этой проблемы определились противоречия:
- между потребностями развивающегося общества в профессионально компетентных специалистах для сферы государственного и муниципального управления и меняющимися условиями деятельности учреждений ВПО, обусловленными требованиями также постоянно меняющихся современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ВПО, системой подготовки специалистов в вузе на основе компе-тентностного подхода, вопреки приоритету традиционной, «знаниевой», педагогики и др.;
- между современными требованиями к подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления, направленными на необходимость учёта потребностей развивающегося в инновационном направлении российского общества, гибкого рынка труда и реальным уровнем их профессиональной компетентности, слабо учитывающим и реагирующим на трансформационные процессы общества, в том числе и инновационные перемены.
Данные противоречия подтверждают актуальность изучения проблемы поиска современных научных подходов к подготовке специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе в условиях транзитивного общества. Интерес к адаптивному подходу с целью подготовки специалиста для сферы государственного и муниципального управления обусловлен особенностями периода, переживаемого как обществом в целом, так и образованием в частности. Речь идет о том, что на смену стабильному российскому обществу и экономики социализма середины ХХ века пришло динамичное и нестабильное время, обусловленное активными трансформационными процессами, вызванными рыночной экономикой и сменой общественного строя.
Следовательно, научные подходы к подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе, эффектив-
но работающие в стабильных условиях общества периода социализма и в традиционном советском образовании, пришли в противоречие с условиями активных кардинальных перемен в российском обществе. Они не способны в полной мере способствовать решению современных и актуальных задач, стоящих перед перманентно меняющейся системой подготовки специалистов для сферы государственного и муниципального управления, так как возникли принципиально иные обстоятельства, характеризующиеся инновационными процессами и кардинальными новшествами как в обществе, так и в образовании.
В связи с этим, думается, становится актуальным поиск и разработка иных подходов к подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе в условиях транзитивного общества, характеризующегося постоянными переменами в системе ВПО. В качестве одного из таких подходов, очевидно, можно рассматривать адаптивный подход, который следует понимать как некую точку зрения, согласно которой процессы развития (адаптационный, бифуркационный и др.) в социальных системах (например, образование) и её компонентах (например, ВПО) рассматриваются как их способность воспринимать воздействия (внешней по отношению к системе) среды и гибко приспосабливаться к ним с учетом ее внутренних потребностей, особенностей и возможностей. Понимая подготовку специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе как компонент социальной системы «образование», можно его рассматривать как динамичный процесс, направленный на её адаптивное развитие. Целью данного процесса должно быть формирование такого качества будущего специалиста, как профессиональная готовность к деятельности в условиях российского транзитивного общества, ориентированного на инновационное развитие государства.
В свою очередь, если рассматривать «подготовку специалиста» как процесс (действия), направленный на выработку навыков, передачу знаний, умений, на формирование профессиональных компетенций и активной жизненной позиции, в результате которого формируется «подготовленность», то к нему можно применить адаптивный подход. Результативность решения проблемы
подготовленности специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе в виде сформированных профессиональных компетенций для успешной работы в условиях транзитивного российского общества может быть достигнута на основе адаптивного подхода.
Адаптивный подход применительно к подготовке специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе требует его понимания и как процесса развития образовательной системы, основанного на ее способности чутко реагировать на возмущающие воздействия, поступающие из внешней среды различного свойства (например, инновационного транзитивного общества и модернизируемого образования), и адаптироваться к ним. В соответствии с адаптивным подходом образовательная деятельность вуза - это совокупность наиболее выгодной или предпочтительной комбинации действий с учетом факторов не только внешней, но и внутренней среды. То есть речь идет об адаптации образовательного учреждения, например, вуза, как элемента системы образования к внешнему миру.
Следовательно, можно говорить об адаптации процесса подготовки специалиста государственного и муниципального управления в вузе к воздействиям внешнего мира: транзитивного общества, рынка образовательных услуг и др.
Возникает также необходимость толкования адаптивного процесса подготовки специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе и как процесса, основанного на адаптивном подходе, в котором образовательная система вуза рассматривается как открытая самоуправляемая и самоорганизующаяся целостная система, обладающая способностью приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям транзитивного общества.
Развитие адаптивной системы подготовки специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе осуществляется как за счет использования внутренних возможностей, так и факторов внешней среды [3-7]. Для понимания сущности адаптивного подхода к подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе следует остановиться на его научной основе.
Во-первых, в науке определено, что адаптивный подход относится к междисциплинар-
ным подходам, так как разработан и используется во многих сферах и отраслях жизни общества. Он является предметом изучения ученых в различных областях: биологии (П. К. Анохин, Г. Селье, А. А. Жданов и др.), социологии (Н. А. Заруба, В. Н. Фомин и др.), управлении (А. В. Тычинский, Г. В. Бушмелева и др.), кибернетике (А. Г. Александров, Д. П. Деревицкий и др.), педагогике (Т. М. Давыденко, Н. А. Заруба, Т. И. Шамова) и др.
Во-вторых, в своей основе идеи адаптивного подхода опираются на общенаучную концепцию адаптации, понимаемую в биологии как генетически закрепленное (передающееся потомству) свойство, позволяющее лучше приспособиться к внешним условиям (Г. Селье, Ч. Дарвин и др.).
Адаптация в социальных науках может пониматься, например, как результат взаимодействия личности и социальной среды, а может и как процесс, направленный на приспособление личности к требованиям социума (Т. И. Заславская, И. С. Кон, Л. Л. Шпак и др.).
В психологии адаптацию рассматривают, например, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды. В процессе осуществления свойственной человеку деятельности, которая способствует удовлетворению индивидуумом актуальных потребностей и реализации связанных с ними значимых целей, происходит достижение соответствия максимальной деятельности человека и его поведения требованиям среды (В. М. Бехтерев, А. В. Петровский и др.).
В философии адаптация может пониматься как развитие культуры, результат адаптации человеческого существа к условиям своего существования (В. Ю. Верещагин, В. С. Стёпин и др.).
В-третьих, в педагогической науке сделаны определённые шаги по изучению адаптивных систем: предложена адаптивная система обучения (П. Я. Гальперин, А. А. Леонтьев, А. С. Границкая и др.), изучена адаптивная система образования (Н. П. Капустин, Е. А. Ямбург и др.); исследована адаптивная система управления в образовании (Н. А. Заруба, Г. К. Зайцева, Н. К. Ковша, В. А. Милькоп, А. М. Моисеев) и др.
Научную основу адаптивного подхода составляют и ряд других подходов, разработанных и широко применяемых в науке. Это, прежде
всего, междисциплинарный синергетический подход в управлении (И. Р. Пригожин, Г. Хакен, С. П. Курдюмов и др.), который позволяет исследовать закономерности самоорганизации и саморегулирования адаптивной системы образование; во-вторых, системный подход (Г. Саймон, В. А. Сластёнин и др.), позволяющий все элементы адаптивной системы профессиональной подготовки специалистов для сферы государственного и муниципального управления рассматривать как единое целое; а также компетентностный подход (И. А. Зимняя, Б. Д. Эльконин и др.) в адаптивной системе профессиональной подготовки специалиста для сферы государственного и муниципального управления, способствующий улучшению взаимодействия вуза с рынком труда, повышению конкурентоспособности специалистов, обновлению содержания, методологии и соответствующей адаптивной среды обучения. Накопленный в науке потенциал адаптивного подхода позволяет и дальше изучать проблемы образования, например, связанные с профессиональной подготовкой специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе. В условиях транзитивного российского общества и ориентированного на инновационное развитие государства подготовка специалиста для сферы государственного и муниципального управления на основе адаптивного подхода является, думается, перспективным направлением и для науки, и для практики. В связи с этим, инновацию как механизм развития системы образования, безусловно, следует рассматривать с учётом её транзитивного свойства и нестабильного характера. В соответствии с общей теорией адаптации в условиях нестабильности с мало предсказуемыми переменами, к которым мы относим инновационные изменения, эффективными могут быть только гибкие, органичные, адаптивные системы образования и обучения, например, адаптивная система подготовки специалиста для сферы государственного и муниципального управления. Согласно этой теории система образования, чтобы функционировать, поддерживать свою жизнедеятельность во внешней и внутренней постоянно меняющейся среде, например, вследствие инновационных процессов в обществе, должна меняться, оставаясь при этом неизменной в своей сущностной основе
как социальный институт. В том случае, когда достигнутый уровень функционирования системы или элементов системы на определённом этапе становится неэффективным, то вновь возникает необходимость в изменении и развитии. В таких условиях осуществлять качественную подготовку специалиста государственного и муниципального управления невозможно, что, в свою очередь, обуславливает существование гибких, вариативных, адаптивных компонентов системы образования, например, адаптивной системы подготовки специалиста для сферы государственного и муниципального управления. Это позволяет рассматривать в целом систему образования в условиях инновационного развития транзитивного общества как гибкую, вариативную и адаптивную социальную систему, что применимо, естественно, и ко всем ее компонентам. В науке формируются многие понятия, необходимые для развития адаптивного подхода в образовании. Так, адаптивная система образования, по мнению ряда ученых, это система образования, способная помочь каждому обучающемуся достичь его оптимального интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями (Н. П. Капустин и др.). Многие исследователи считают, что адаптивная образовательная среда - это среда, максимально приспособленная к обучающемуся, например, студенту. Она в функционале педагогического воздействия не создаёт условия излишней заботы об обучающемся и тем самым не замедляет процесс формирования необходимых им навыков, а, учитывая особенности, приспосабливается к ним и гибко способствует их дальнейшему развитию (см. [3-8] и др.). Адаптивная система обучения понимается рядом исследователей как двусторонний процесс приспособления. С одной стороны, образовательная система, в лице конкретного образовательного учреждения, активно приспосабливается к индивидуальным особенностям одного конкретного обучающегося, а, с другой, он сам приспосабливается к системе.
В результате этого происходят качественные психофизиологические и личностные изменения обучающегося (см. [3; 7] и др.). Такая система разработана, например, А. С. Границкой, в ее основе - использование оптимальной модели
занятия, управление учебным процессом при помощи сетевого плана и графика самоучета и др. (см. [2; 3] и др.).
Батан Л. Ф. считает, что адаптивная технология обучения направлена на организацию самостоятельного изучения нового материала непосредственно на занятии, не загружая обучающегося домашней объемной самостоятельной работой (см. [1] и др.).
В науке установлено, что адаптивные системы функционируют в соответствии с определенными принципами, они представлены в ряде исследований. Из всей совокупности этих принципов можно выделить следующие основные (концептуальные) принципы:
- принцип необходимого разнообразия. В соответствии с ним отличие адаптивных от неадаптивных систем образования (обучения, профессиональной подготовки и др.) заключается в поддержании способности объектом включать разнообразное число объектов, возможностей, вариаций и т. д.
- принцип дуального характера (обучения, образования, профессиональной подготовки и др.) носит свойство дополнения одного другим, двойственности. Например, неразрывность теории и практики обучения, теории и практики подготовки специалистов для сферы государственного и муниципального управления и т. д.
- принцип обратной связи. При помощи обратной связи (в образовании, обучении, в подготовке специалистов и др.) происходит измерение характеристик педагогического воздействия на обучающегося, например, студента, и вырабатываются реакции, выражающиеся (или нет) в ответах на эти воздействия (развитие, овладение и др.) (см. [3] и др.).
По мере развития научных исследований и практики применения адаптивного подхода в образовании сформировались и другие устойчивые правила, которые следует рассматривать как принципы адаптивного подхода в образовании; они применимы в области подготовки специалистов для государственного и муниципального управления в вузе:
- принцип вариативности, предполагающий возможность адаптивного обучения в вузе. Он дает возможность предоставлять различные варианты решения учебных задач, заданий и др.,
способствует формированию у студента умения осуществлять отбор вариантов, умения сравнивать их и находить альтернативы (см. [3] и др.);
- принцип прозрачности, необходимости, возможности и максимально полного учета интересов участников адаптивной подготовки специалистов для сферы государственного и муниципального управления (студентов, родителей, ППС, работодателей и т. д.) (см. [3; 4; 7] и др.);
- принцип информационной обеспеченности, который предполагает наличие единого информационно-образовательного адаптивного пространства;
- принцип устойчивости и адаптивности, он определяет способность адаптивной системы подготовки специалистов в вузе перестраиваться и приспосабливаться ко вновь возникающим условиям, что является существенным фактором устойчивого положения в конкурентной среде транзитивного общества (см. [3; 6] и др.);
- принцип иерархичности предполагает, что адаптивная система образования как сложная система с множеством подчиненных подсистем (систем) обусловливает упорядоченность связей, систем, подсистем по горизонтали и вертикали (см. [3] и др.);
- принцип рефлективности требует формирования педагогического воздействия, ориентированного на изменения в обществе, в системе образования, в системе профессиональной подготовке в вузе на основе его анализа и оценки, что существенно снижает неопределенность и риск принимаемого в будущем управленческого решения специалистом в условиях транзитивного и ориентированного на инновации российского общества и государства (см. [3] и др.);
- принцип демократизации и гуманизма, который выражается в вовлечении всех участников адаптивного образовательного процесса в вузе в подготовку специалистов для сферы государственного и муниципального управления, что отражается в изменении стиля их взаимодействия в сторону демократических и уважительных отношений, в делегировании большей части ответственности за качество подготовки на самих обучающихся и др. (см. [3] и др.);
- принцип гибкости воплощается в индивидуальных образовательных траекториях адаптивного обучения, в выборе дисциплин, форм
обучения, системы контроля и оценки, а также в создании условий и возможностей для осуществления выбора и его успешной реализации (см. [3] и др.);
- принцип деликатности требует корректного, уважительного, деликатного отношения ко всем субъектам адаптивного образовательного процесса в вузе по подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления, с ориентацией не на сиюминутный успех, а на продолжительный и долговременный. Этот принцип имеет разнообразное применение, например, он может иметь отношение к системе оценивания студента, контроля знаний, наказания за ошибки и др. Взгляд на контроль знаний с точки зрения данного принципа - это не поиск недостатков, а оценка уровня успеха, не поиск ошибок, а поиск достижений и др. (см. [3] и др.);
- принцип индивидуализации предполагает необходимость осуществлять подготовку специалистов для сферы государственного и муниципального управления на основе индивидуальной траектории развития студента с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей (см. [3] и др.);
- принцип природо- и социосообразности реализуется в условиях адаптивной подготовки специалистов в вузе для сферы государственного и муниципального управления на основе соответствия природных задатков и социальных потребностей будущего специалиста к адаптивной образовательной среде вуза и др. (см. [3] и др.).
Перечень предложенных принципов не является окончательным, он может дополняться и совершенствоваться, думается, что исследователи, занимающиеся данной научной проблемой, примут в этом участие. Вместе с тем ведущим принципом адаптивной подготовки специалиста в вузе для сферы государственного и муниципального управления является принцип адаптивности, которым руководствуются все субъекты
адаптивного образовательного процесса в вузе. Он предполагает оптимальное сочетание адаптирующей и адаптивной деятельности, направленной на разностороннее развитие личности, в том числе на формирование адаптивности будущего специалиста, то есть его способности и готовности осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. В соответствии с этим принципом адаптивная система подготовки специалистов для сферы государственного и муниципального управления в вузе - это гибкая, мобильная, динамичная образовательная система, способная приспосабливаться к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям, которые обусловлены процессами, происходящими в транзитивном обществе.
Таким образом, актуальность исследования адаптивного подхода к подготовке специалистов для сферы государственного и муниципального управления обусловлена современным характером развития транзитивного общества, его инновационным характером, а также инновационным характером развития экономики и системы образования. Применительно к подготовке специалиста для сферы государственного и муниципального управления в вузе данный подход, очевидно, более чем актуален, он просто необходим в современных условиях, так как разработка и развитие адаптивного подхода в педагогической науке, а также активное его применение на практике обусловлены перманентно идущими переменами в жизни общества и, прежде всего, инновационным характером современного образования. Это имеет самое прямое отношение к важности обучения студентов, будущих государственных и муниципальных служащих, инновационный характер профессиональной деятельности которых не возможен без овладения профессиональными компетенциями, необходимыми для управления в транзитивном обществе.
Литература
1. Батан Л. Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: курс лекций. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. - 31 с.
2. Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
3. Заруба Н. А. Управление образованием: Адаптивный подход // Scientific World: науч. тр. - 2012. - Т. 16, № 1. -С. 23-29.
4. Заруба Н. А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995.
5. Заруба Н. А. Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. -2012. - № 18. - С. 159-165.
6. Заруба Н. А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2(6). - С. 75-79.
7. Никифорова О. А., Заруба Н. А., Быцанова В. Е., Каленская Е. А. Изменения функционального состояния организма первоклассников в зависимости от педагогической программы // Валеология. - 1997. - № 3. - С. 21.
8. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для вузов. - М.: ACADEMIA, 2001. - 215 с. - (Высшее образование).
References
1. Batan L.F. Razvitie poznavatel'noi aktivnosti v adaptivnoi tekhnologii obucheniia: kurs lektsii [Development of cognitive activity in adaptive technology of education: course of lectures]. Novosibirsk, NIPK&PRO Publ., 2002. 31 p. (In Russ.).
2. Granitskaia A.S. Nauchit' dumat' i deistvovat'. Adaptivnaia sistema obucheniia v shkole: kniga dlia uchitelia [How to teach thinking and acting. Adaptive system of school education: teacher's book]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991. 174 p. (In Russ.).
3. Zaruba N.A. Upravlenie obrazovaniem: Adaptivnyi podkhod [Administration of education: Adaptive approach]. Scientific World: proc, 2012, vol. 16, no 1, pp. 23-29. (In Russ.).
4. Zaruba N.A. Pedagogicheskoe rukovodstvo professional'nym samoopredeleniem starsheklassnikov v usloviiakh profil'nogo obucheniia. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical guidebook of professional self-determination of senior pupils under conditions of subject oriented education. Diss. PhD in pedagogy]. Moscow, 1995. (In Russ.).
5. Zaruba N.A. Upravlenie formirovaniem kompetentnosti pedagoga v sfere obrazovatel'nykh innovatsii kak otrazhenie tendentsii razvitiia rossiiskogo obshchestva [Managing of competence formation of a teacher in the area of educational innovations as reflection of tendencies of Russian society development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no 18, pp. 159-165. (In Russ.).
6. Zaruba N.A. Adaptivnyi podkhod v upravlenii obrazovaniem: printsipy upravleniia [Adaptive approach in administration of education: principles of administration]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2012, no 2(6), pp. 75-79. (In Russ.).
7. Nikiforova O.A., Zaruba N.A., Bytsanova V.E., Kalenskaia E.A. Izmeneniia funktsional'nogo sostoianiia organizma pervoklassnikov v zavisimosti ot pedagogicheskoi programmy [Alteration of functional state of first year pupils depending on pedagogical program]. Valeologiia [Valeology], 1997, no 3, p. 21. (In Russ.).
8. Kapustin N.P. Pedagogicheskie tekhnologii adaptivnoi shkoly: uchebnoe posobie dlia vuzov [Pedagogical technologies of adaptive school: student's book for institutions of higher education]. Moscow, ACADEMIA Publ., 2001. 215 p. (Higher Education). (In Russ.).
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Коноплянский Дмитрий Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Ленинск-Кузнецкий, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного на рынке труда выпускника вуза в условиях влияния на этот процесс внешних и внутренних факторов. В данной статье представлено государственно-частное партнерство в сфере высшего профессионального образования. В статье харак-