Научная статья на тему 'Адаптивное повышение квалификации как условие развития профессиональной компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих в транзитивном обществе'

Адаптивное повышение квалификации как условие развития профессиональной компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих в транзитивном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИ КАЦИИ (ПК) / АДАПТИВНОЕ ПК (АПК) / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / ПРИНЦИПЫ И ОСО БЕННОСТИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / OCCUPATIONAL SKILL UPGRADE / ADAPTIVE SKILL UPGRADE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES / PRINCIPLES OF ADAPTIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заруба Наталья Андреевна

В статье рассматриваются особенности повышения квалификации специалиста госу дарственного и муниципального управления в условиях транзитивного российского обще ства, заключающиеся в том, что динамич ные процессы разного рода перемен требу ют активного их осмысления и принятия или не принятия, приспособления или отторже ния, то есть необходимы гибкие, адаптивные подходы к его формам и содержанию. Кроме того, большинство специалистов сферы госу дарственного и муниципального управления не имеют базового профессионального обра зования по специальности, поэтому их повы шение квалификации должно осуществляться на иных основаниях и подходах: организации адаптивной структуры и адаптивного содер жания обучения, использование адаптивных технологий, приспособленных к потребностям и интересам обучающихся, государства и об щества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive occupational skill upgrade as a condition of professional competence development of state civil and municipal employees in transitive society

This article concerns features of occupational skill upgrade of specialist in state and municipal administration in conditions of transitive Russian society. These features consist in the fact that dynamic processes of various kinds of changes require active conceptualization and acceptance or non-acceptance, accommodation or rejection, i. e. we need adaptive approaches to its forms and substance. Besides, the majority of specialists in state and municipal administration do not have basic professional degree, that is why their occupational skill upgrade should be based on other conditions and approaches: organization of adaptive structure and adaptive substance of training, appliance of adaptive technologies adjusted to needs and interests of trainees, state and society.

Текст научной работы на тему «Адаптивное повышение квалификации как условие развития профессиональной компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих в транзитивном обществе»

необходимо как минимум два участника. Анализ проведенных закупок по Кемеровской области показал, что чем дальше от областного центра находится сельское поселение, тем выше вероятность того, что аукцион или конкурс будут признаны несостоявшимися. В этой связи заказчикам целесообразно искать пути объединения потребностей и проводить укрупненные совместные торги. Участие в таких торгах вместе с другими образовательными учреждениями области является в настоящее время одной из перспективных задач повышения эффективности закупок КузГТУ.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что внедрение элементов контрактной системы и проведение в КузГТУ описанных мероприятий позволили повысить экономическую и качественную эффективность системы управления ресурсным обеспе-

чением университета, что положительно отражается на его основной деятельности.

О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : фед. закон : от 21.07.2005 № 94-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.nu/ popular/zakupki/.

О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : фед. закон : от 18.07.2011 № 223-Ф3 [Электронный ресурс]. — URL: base.ganant.nu/ 12188083/.

Об образовании в Российской Федерации : фед. закон : от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. —

2012. — 31 декабря.

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : фед. закон : от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: base.ganant.nu/70353464/. Кийкова Е. В. Ресурсное обеспечение деятельности вуза // Современные проблемы науки и образования. —

2013. — № 6. — С. 395.

УДК/UDC 35.088.6

Н. А. Заруба N. Zaruba

АДАПТИВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В ТРАНЗИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ

ADAPTIVE OCCUPATIONAL SKILL UPGRADE AS A CONDITION OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN TRANSITIVE SOCIETY

В статье рассматриваются особенности повышения квалификации специалиста государственного и муниципального управления в условиях транзитивного российского общества, заключающиеся в том, что динамичные процессы разного рода перемен требуют активного их осмысления и принятия или не принятия, приспособления или отторжения, то есть необходимы гибкие, адаптивные подходы к его формам и содержанию. Кроме того, большинство специалистов сферы государственного и муниципального управления не имеют базового профессионального образования по специальности, поэтому их повышение квалификации должно осуществляться на иных основаниях и подходах: организации адаптивной структуры и адаптивного содер-

жания обучения, использование адаптивных технологий, приспособленных к потребностям и интересам обучающихся, государства и общества.

This article concerns features of occupational skill upgrade of specialist in state and municipal administration in conditions of transitive Russian society. These features consist in the fact that dynamic processes of various kinds of changes require active conceptualization and acceptance or non-acceptance, accommodation or rejection, i. e. we need adaptive approaches to its forms and substance. Besides, the majority of specialists in state and municipal administration do not have basic professional degree, that is why their occupational skill upgrade should be based on

other conditions and approaches: organization of adaptive structure and adaptive substance of training, appliance of adaptive technologies adjusted to needs and interests of trainees, state and society.

Ключевые слова: повышение квалификации (ПК), адаптивное ПК (АПК), профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, принципы и особенности адаптивного обучения.

Keywords: occupational skill upgrade, adaptive skill upgrade, professional competence of state and municipal employees, principles of adaptive training.

Повышение уровня профессионализма управления в стране требует развития кадрового потенциала государственной и муниципальной служб, что обусловлено особенностями Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г как масштабной программы государственного управления и связанными с этим кардинальными изменениями в профессиональной деятельности специалистов сферы социального управления. В решении этой проблемы существенное место отводится системе дополнительного образования взрослых, в частности системе повышения квалификации (ПК). Анализ показывает, что в связи с проводимыми реформами (местного самоуправления и административной), а также из-за постоянно осуществляемой ротации государственных гражданских и муниципальных служащих потребность в подготовке кадров для органов государственной власти и местного самоуправления будет в дальнейшем только возрастать. В связи с этим возникает необходимость перманентного ПК в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) государственных гражданских и муниципальных служащих.

В то же время результаты исследований свидетельствуют, что сложившаяся в России система ДПО государственных гражданских и муниципальных служащих не готова к решению этой задачи на качественно ином уровне. Она не отвечает в полной мере актуальным требованиям изменившихся обстоятельств, каковыми, например, являются процессы, свойственные транзитивному обществу, а ее масштабы и возможности недостаточны для удовлетворения текущих и перспективных потребностей потребителей образовательных услуг в повышении квалификации и перепод-

готовке кадров для сферы государственного и муниципального управления.

По мнению многих специалистов, одной из причин такого состояния дел является то, что муниципальную или государственную службу в России, как правило, осуществляют специалисты, которые не имеют базового профессионального образования в сфере управления, в частности управления в социальной сфере. Это позволяет определить основное противоречие в обеспечении кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления: система испытывает дефицит в профессионально компетентных специалистах, а осуществляют профессиональную деятельность в ней служащие без базового образования по специальности. Восполнить этот дефицит, в определенной степени, может система ДПО, которую необходимо рассматривать в данных условиях как важнейший институт профессионализации кадров, как фактор развития профессиональной компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих. На нее возлагается серьезная ответственность не только за решение задач профессионального развития государственных и муниципальных служащих в соответствии с современными требованиями к их служебной деятельности, но и за формирование их профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями к качеству профессиональной подготовки. В связи с этим существующие подходы к системе ДПО в отечественном образовании не могут быть применимы в нестандартных условиях повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, обусловленных перманентно осуществляемыми переменами в российском обществе и их базовой профессиональной подготовкой.

Нестандартность ситуации заключается, во-первых, в необходимости повышения уровня профессиональной компетентности специалиста, которая была сформирована только практическим путем, исключая базовую профессиональную подготовку по направлению обучения, связанному с государственным и муниципальным управлением.

Во-вторых, важностью поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности и результативности, связанных с развитием системы дополнительного профессионального образования на основе формирования инновационных организационных

структур непрерывного обучения или совершенствования уже существующих, что обусловлено транзитивными процессами, происходящими в российском обществе.

В условиях быстро меняющегося мира, динамичного и непредсказуемого времени традиционные подходы к системе повышения квалификации не способствуют гибкости и оперативности ее развития, что является крайне актуальным для реформенного периода развития системы государственного и муниципального управления и, в целом, российского общества.

Такой взгляд, думается, можно рассматривать как наиболее перспективный подход к решению вопросов повышения квалификации государственного и муниципального служащего в современных условиях, характеризующихся трансформирующимся обществом и образованием, в том числе и его элементом, системой ДПО.

Думается, в качестве эффективного научного подхода в системе ДПО государственных и гражданских служащих можно рассматривать адаптивный подход, наиболее отвечающий как особенностям транзитивного российского общества, так и инновационному характеру развития российского образования.

В поиске путей, которые направлены на совершенствование системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в условиях активных перемен в обществе, значительная роль, на наш взгляд, принадлежит идее адаптивного повышения квалификации специалиста (АПК).

АПК способноучитывать индивидуальные особенности и потребности обучающегося государственного и муниципального служащего, обусловленные отсутствием специального базового образования. Оно может быть ориентированным на удовлетворение их разнообразных профессиональных проблем, интересов, возможностей в аспекте дальнейшего жизненного и профессионального успеха с учетом перманентно осуществляемых перемен в обществе.

Поиски наиболее адекватного потребностям трансформирующегося российского общества научного подхода и инновационного образования к повышению квалификации государственного и муниципального служащего могут быть востребованы практикой.

В настоящий момент в государственных органах и муниципальных образованиях

Кемеровской области, как и по всей России, ощущается дефицит профессионально компетентных управленческих кадров. Несмотря на то, что подготовка по специальности «Государственное и муниципальное управление» ведется в вузе уже 15 лет и за это время подготовлено 1248 специалистов, проблема профессионально-компетентных специалистов в регионе остается.

Эту проблему можно объяснить, во-первых, востребованностью выпускаемых специалистов другими сферами, кроме сферы социального управления. Во-вторых, непрерывным обновлением кадрового потенциала государственной и муниципальной служб в связи с новыми задачами управления и, в-третьих, большой, в количественном отношении, категорией государственных и муниципальных служащих и др.

Необходимость реализации государственной инновационной политики в сфере государственного и муниципального управления актуализировала проблему формирования профессионально компетентного специалиста и потребовала поиска эффективных подходов к повышению его квалификации.

Эта актуализация обусловлена следующими обстоятельствами, понимаемыми нами как предпосылки к разработке адаптивного подхода к повышению квалификации государственного и муниципального служащего:

— возросшими требованиями, предъявляемыми к системе повышения квалификации в связи с трансформационными процессами, происходящими в российском обществе и, как следствие, в образовании;

— недостаточным уровнем готовности специалистов сферы государственного и муниципального управления к продуктивному осуществлению управленческой деятельности в соответствии с перманентно происходящими переменами, обусловленными инновационным характером социально-экономического развития российского общества и государства;

— наличием адаптивного потенциала системы повышения квалификации по подготовке специалистов сферы государственного и муниципального управления к деятельности в новых условиях, характеризующихся трансформационными процессами;

— увеличивающейся потребностью практики в специалистах сферы государственного и муниципального управления, готовых к осуществлению инновационной деятельности

в сфере государственного и муниципального управления и способных к адаптации в условиях постоянно проводимых преобразований в обществе;

— развитием инноваций в сфере дополнительного профессионального образования, их многообразием, а также многоплановостью и необходимостью приспособления системы ПК к происходящим переменам и др.

Идея адаптивного ПК заключается в том, что АПК государственного и муниципального служащего следует рассматривать, с одной стороны, как образовательный процесс, который должен гибко учитывать особенности обучения любого слушателя (разного возраста, стажа, квалификации, опыта и т. д.); а с другой — как систему ПК, которая должна гибко обеспечивать адаптацию государственного и муниципального служащего к постоянно меняющейся динамичной образовательной среде, сформированной под воздействием требований общества и государства.

В основу разработки и реализации адаптивного повышения квалификации были положены идеи исследователей: Г К. Зайцева, Н. А. Заруба, Н. П. Капустина, Н. В. Ковша, В. А. Мильдопа, А. М. Моисеева, Н. Е. Попова, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга и др. Особый интерес вызывают работы Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Г К. Селевко, в которых рассматриваются различные аспекты адаптивного учебного процесса.

Опираясь на научные достижения в направлении адаптивного подхода, можно определить сущность адаптивного ПК государственного и муниципального служащего. Это и адаптивная образовательная среда, развивающаяся и развиваемая специалиста; и это система образования, которая способна максимально, по сравнению с неадаптивной системой, помочь каждому слушателю достичь его оптимального интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями, а также потребностями государства и общества; это и адаптивный процесс, направленный на формирование профессиональных компетентностей специалиста сферы государственного и муниципального управления с учетом потребностей личности, государства и общества. Сущность адаптивного ПК сводится, думается, также к тому, что она максимально приспособлена к специалисту; что образовательная среда, созданная в адаптивной системе ПК, по своему функционалу отнюдь не обеспечивает

приоритеты излишней заботы о специалисте и не замедляет процесс формирования необходимых ему профессиональных компетенций. Она, наоборот, учитывая особенности специалиста, приспосабливается к нему и гибко, мягко, деликатно, не разрушая, способствует их дальнейшему профессиональному развитию. Адаптивная система ПК специалиста способна максимально помочь каждому слушателю достичь его оптимального профессионального развития в соответствии с его потребностями, возможностями и интересами, а также в соответствии с заказом государства и общества.

Адаптивное повышение квалификации государственного и муниципального служащего во многом определяется факторами, влияющими на его продуктивность и результативность. К числу основных факторов можно отнести:

— подготовленность слушателей и ППС к осуществлению адаптивной образовательной деятельности в системе ДПО;

— уровень адаптивности государственного и муниципального служащего как его способности и наличия резервных возможностей для осуществления адаптационных перестроек и избирательного приспособления к меняющимся условиям профессионально-управленческой деятельности;

— наличие барьеров, вызывающих задержки принятия и практической реализации возникающих перемен в профессиональной управленческой деятельности (непринятие нововведений, новшеств, перемен и др.);

— недооценка современных форм повышения квалификации (дистанционное, модульное, интерактивное и др.) и технологий (исследовательских, экспериментальных, информационных, проектных, модельных и др.) как механизмов формирования готовности к профессиональной адаптации государственного и муниципального служащего к переменам;

— невнимание к формирующейся открытой инновационно-образовательной среде ДПО, создающей адаптивное пространство, состоящее, в том числе, из системы новых знаний и технологий, востребованных современным обществом и государством, приобретаемых специалистом государственного и муниципального управления в системе ПК и др.

Современной системе адаптивного ПК присущи общие (основные) особенности, об-

условленные трансформационными процессами в обществе и инновационными тенденциями рыночной экономики: научно-образовательная новизна, практическая во-площенность, реализуемость, продуктивность. Свойственны также специфические особенности, вызванные характером процессов, происходящих в современном образовании, а также частные, возникшие на основе инновационных процессов в системе дополнительного образования. В качестве особенностей можно рассматривать адаптивные технологии ПК, к которым мы относим, прежде всего, интерактивные.

Исследования показывают, что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока не осознает необходимость и продуктивность отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации ценного управленческого опыта государственного и муниципального служащего, становлению его нового профессионального мышления, приобретению конструктивных позиций в отношении нововведений, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики и т. п.

К интерактивным технологиям обучения адаптирующего свойства можно отнести модерацию, кейс-технологию, коллективный способ обучения, технологию проектного обучения, технологию мастерских, деловые игры и другие.

Опираясь на сформированное в науке понимание интерактивного обучения как способа познания, осуществляемого в формах совместной деятельности обучающихся и обучаемых, в которой участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, мы хотели бы охарактеризовать сущность адаптивного взаимодействия в процессе ПК обучающихся в рамках интерактивного обучения. В условиях адаптивного ПК государственного и муниципального служащего интерактивные методы, на наш взгляд, обеспечивают процесс взаимодействия субъектов. Его можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов деятельности, позволяющий осуществлять адаптирующее и адаптивное взаимодействие на основе опыта и знания участников образовательного процесса, что служит также источником их взаимообучения и взаимообогащения.

К числу особенностей адаптивного ПК государственного и муниципального служащего можно также отнести и его нацеленность на обеспечение развивающего эффекта образования взрослых, на важность понимания его как непрерывного процесса обучения и самообразования. Этому способствуют средства адаптивного ПК специалиста: например, обсуждение в процессе обучения значимых в профессиональной сфере деятельности противоречий и поиск их решения на основе адаптивного подхода, то есть не решение чужих противоречий, а своих, из собственной профессиональной деятельности. К числу таких средств можно отнести использование учебных технологий, делающих взрослых субъектами адаптивного образовательного процесса, а их профессиональный и жизненный опыт востребованным в процессе адаптивного обучения, например, создание учебных ситуаций, формирующих у взрослых потребность в продолжении квалификации [2; 3; 4].

К средствам следует относить: в концептуальном аспекте — ценностно-смысловое согласование адаптивной и адаптирующей деятельности всех участников адаптивного ПК; в организационном плане — становление и развитие системы координационных связей между образующимися и традиционными структурами в адаптивной системе ПК; в содержательном аспекте — разработка в образовательных программах адаптивного ПК модулей по освоению новых информационно-технологических и современных психолого-педагогических технологий на основе адаптивных принципов обучения; в технологическом аспекте — развитие системы информационных образовательных ресурсов, развитие дистанционных форм обучения, ак-тивно-деятельностных и исследовательских методов организации образовательной деятельности на основе адаптивного подхода; в личностном аспекте — развитие мотивации специалистов к повышению квалификации и преодоление стереотипов профессиональной деятельности в условиях адаптивного ПК и др.

В качестве особенностей мы также рассматриваем особенности содержания образовательных программ адаптивной системы повышения квалификации, ориентированные на актуализацию компетенций специалистов, например, в сфере управленческих инноваций, которые являются, в определенной степени, продуктом процессов модернизации

системы образования, их усвоение связано с адаптивной деятельностью, в том числе в сфере государственного и муниципального управления. Таким образом, образовательная программа адаптивного ПК — это содержательный ориентир, адаптированный к потребностям и интересам не только региона и государства, но и к интересам государственного и муниципального служащего, в целом государства и общества [1; 2].

Важен также и способ формирования содержания образовательной программы АПК государственного и муниципального служащего, который заключается в том, что его структура задается структурой потребностей и интересов совокупного заказчика (государства, общества, работодателя и самого специалиста).

На наш взгляд, АПК — это гибкий, адаптивный процесс, предполагающий необходимость решения полифункциональной задачи углубления знаний, повышения квалификации, компенсации теоретической подготовки, развития профессионализма, формирования компетенций и др.

Система ДПО государственных гражданских и муниципальных служащих, по этой причине, должна быть выстроена, в том числе и на принципах элективности обучения, актуального восполнения и пополнения знаний, личностно значимого обучения и др.

Например, сущность принципа элективности обучения заключается в том, что повышение квалификации служащего государственной гражданской и муниципальной службы, не имеющего специального профессионального образования, необходимо осуществлять на основе компенсации (частичной или полной) содержания когнитивного компонента профессиональной компетентности специалиста. То есть вначале следует осуществить пропедевтическую подготовку по специальности по причине отсутствия базовой профессиональной подготовки и только потом решать другие задачи.

Переход на модульное обучение позволяет гибко моделировать структуру образовательной программы, включая в нее обязательный модуль «Теоретико-методологические основы подготовки специалиста государственного и муниципального управления», который необходимо рекомендовать для изучения всем, кто не имеет базового образо-

вания. Этот модуль может быть изучен дистанционно, что сократит в целом сроки очного обучения и позволит учесть индивидуальные особенности обучаемых специалистов более детально и разнообразно.

Сегодня важно научить государственного гражданского и муниципального служащего не только оперативно реагировать на стандартные ситуации, а развивать его способности адекватно воспринимать новые условия, диагностировать и анализировать их, прогнозировать последствия, вырабатывать конструктивные решения и профессионально претворять их в жизнь. Это требует того, чтобы система дополнительного профессионального образования была построена на принципе актуального восполнения и пополнения знаний, необходимых для успешного решения современных практических задач.

Многие вузы готовы предложить обновленные программы переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, удовлетворяющие одновременно требованиям комплексности (включающие в себя экономические, правовые, административные, социальные и другие аспекты), узкой специализации (для соответствующих направлений деятельности), разного уровня профессиональной подготовки и профессиональной компетентности. Но по причине их более высокой стоимости за счет увеличения количества часов они остаются не востребованными потребителями в связи с ограниченными финансовыми ресурсами на повышение квалификации. Это подтверждается тем, что еще 4 года назад это было возможно, и длительность курсов составляла 72 часа, то в настоящее время 36 часов и менее. Понятно, что для обучающихся данной категории, как правило, не имеющей базового профессионального образования в соответствии с занимаемой должностью, не оправданно мало, по мнению самих обучающихся.

Анализ работы кафедры ГиМУ КузГТУ по повышению квалификации специалистов государственного и муниципального управления в Кемеровской области (2007-2014 гг.) позволяет говорить о важности модернизации и развития этого процесса, о чем свидетельствуют полученные нами данные, а также наличие кадровых и научно-методических условий для осуществления этого (табл. 1).

Анализ удовлетворенности повышением квалификации государственных и муниципальных служащих (2007-2014 гг.)

Таблица 1

№ п/п Подход Традиционный Адаптивный

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Критерии % % % % % % % %

1 Удовлетворенность организацией курсов 92 91 93 93 94 97 95 98

2 Удовлетворенность содержанием курсов 84 85 85 84 86 82 87 89

3 Удовлетворенность ППС курсов 83 83 82 81 85 88 89 90

4 Удовлетворенность актуальностью курсов 81 81 79 72 91 90 94 95

5 Удовлетворенность прагматическим характером курсов 73 69 64 71 87 82 89 85

6 Удовлетворенность инновационным характером курсов 67 74 67 81 88 91 90 91

7 Удовлетворенность уровнем реализации личных потребностей и запросов 78 64 67 79 85 89 88 91

Полученные данные (табл. 1) подтверждают более высокий уровень удовлетворенности обучающихся специалистов государственного и муниципального управления на основе адаптивного подхода (причем кадровое обеспечение остается, в целом, неизменным). Однако следует отметить, что разница в данных

незначительная, что вполне оправданно, так как адаптивный подход к повышению квалификации только начинает внедряться и требует дальнейшего своего развития. Развитие и внедрение АПК реально, что подтверждается высоким уровнем кадрового обеспечения кафедры (табл. 2).

Таблица2

Кадровый потенциал кафедры

№ п/п Должность Количество ППС ППС, имеющие ученую степень ( %) Возраст ППС Международная публикационная активность (е-НЬгагу)

Всего Имеют ученую степень Количество публикаций Цитируемость И-индекс

1 Заведующий кафедрой 1 1/1 5 62 35 88 3

2 Профессор 8 8/8 36 61 146 925 11

3 Доцент 7 7/7 31 49 8 3 1

4 Старший преподаватель 1 1/- 5 33 — — —

5 Преподаватель 5 5/5 23 26 — — —

6 Ассистент — — — — — — —

Итого 22/17 — — 154 1016 15

Среднее значение 77 46,2 6

Таким образом, выбор направления решения проблемы качества ПК государственных и муниципальных служащих в условиях транзитивного общества и модернизации образования на основе адаптивного подхода можно рассматривать перспективным направлением.

Заруба Н. А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 75-79.

Заруба Н. А. Управление инновационным образованием: адаптивный подход // Федеральные государственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательные стандарты как ориентир для инновационного развития муниципальной системы образования : мат-лы науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 9-10 февраля 2012 г.) / под ред. Т. Н. Рагозиной, Н. П. Недоспасо-вой, Е. А. Нагрелли. — Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2012. — С. 17-23.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: www.stnategy2020.nian.ru/.

Неклюдова Л. В. Адаптивная курсовая подготовка в системе повышения квалификации педагогических работников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2005. Штуль Е. В. Развитие адаптивных форм управления в муниципальном общеобразовательном учреждении // Ярославский педагогический вестник. — 2009. — № 2 (59). — С. 90-93.

УДК/UDC 35.088.6 Ю. И. Молотков

Y. Molotkov

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

TRAINING OF MUNICIPAL OFFICERS FOR IMPROVEMENT OF THEIR PROFESSIONALISM AND FORMATION OF NEW COMPETENCES

В статье рассматривается проблема формирования структуры, содержания программ и модели управления развитием новых компетенций для повышения профессионализма муниципальных служащих, исходя из современных квалификационных требований и внедряемых стандартов, для замещения должностей (по конкурсному отбору) муниципальной службы.

The article considers creation of the structure, the content of the programs and the management model of training in new competences for the improvement of municipal officers' professionalism taking into account the up-to-date qualification requirements and standards introduced for competitions to fill vacancies in the municipal service.

Ключевые слова: муниципальный служащий, компетенции, модель, учебные модули, цели, задачи обучения, управление развитием компетенций, содержание программы обучения, инструменты реализации.

Keywords: municipal officer, competences, model, learning units, aims, learning outcomes, competences development management, content of the learning program, implementation tools.

Мировая практика местного самоуправления закреплена в документе «Европейская хартия местного самоуправления», в котором определены основные конституционные и законодательные основы местного самоуправления [2]. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., статьями 130-133 ратифицировала законодательные основы местного самоуправления, декларированные Хартией [1]. Реализация основ местного самоуправления на территории России закреплена в Федеральном законе ФЗ № 131 от 06.10.2003, ответственность за выполнение которого лежит на муниципальных служащих и всех уровней органов управления муниципальными образованиями [3].

В настоящее время развитию местного самоуправления на территории Российской Федерации препятствуют следующие проблемы: недостаточный уровень профессионализма и компетентности муниципальных служащих, неукомплектованность кадрами с целевой профессиональной подготовкой, неразвитость инфраструктуры, а также низкая бюджетная обеспеченность большинства муниципальных образований в России. Следует иметь в виду, что муниципальные образования в России — наи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.