ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY
УДКУДК 378.1
АКТУАЛЬНОСТЬ АДАПТИВНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Заруба Наталья Андреевна, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье предложен взгляд на необходимость активного научного поискав направлении разработки подходов к подготовке специалистов, который был бы более эффективным в условиях трансформирующегося общества и модернизируемого образования. В качестве такого подхода может быть адаптивный подход, так как его актуальность в новых сложившихся реалиях инновационно развивающегося российского общества возрастает и требует не только изучения, но и развития.
Ключевые слова: научный подход, адаптация, адаптивность, адаптивный подход, транзитивность общества и др.
RELEVANCE OF ADAPTIVE APPROACH TO TRAINING THE SPECIALISTS IN SOCIAL TRANSFORMATION PROCESSES OF RUSSIAN SOCIETY
Zaruba Natalya Andreevna, Doctor of Social Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Chair of State and Municipal Management, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The Russian education system changes occur to ensure its conformity with the requirements of the innovation economy and demands of innovative society, and above all, in training the specialists in the conditions of market development of the sphere of vocational training. Modernization of the education system provides regular updates of all its components, such as training. Today, the system of vocational education is worth a serious problem of transition to lifelong learning as a life-long education, worked to improve the professional competence of the expert taking into account the needs of an ever-changing labor market to a qualitatively new approaches to data management processes. In search of ways, which are aimed at improving the system of professional training, a significant role belongs to the idea of the adaptive approach. Since he is able to take into account individual characteristics, skills and abilities to be a specialist and focused on meeting their diverse professional needs, in terms of future life and professional success, taking into account permanently ongoing social change. Today, however, in our opinion, is not enough developed an adaptive approach that would be effective in view of constantly ongoing transformation processes in the society and modernization of education.
Modern policy of the Russian Federation in the field of education seeks to take into account the general trends of world development, which, in our opinion, is the one of the adaptive approach, flexible, able to take them into account. However, there is a contradiction between the need for an adaptive approach to training the specialist, due to the active transformation processes in the formation of an innovative nature, requiring the adaptation and sufficient elaboration of this issue in science.
Understanding the adaptive system training the specialist has two main aspects: firstly, an adaptive system of vocational education must comply with adaptive training the specialist, and second, the adaptability of both, the quality inherent in the entire educational system and its components, and, consequently, the system of vocational training the specialist as its component, which should possess the quality of adaptability and be able to adapt to the changing conditions of the innovative environment.
Modern requirements for the formation and development of professional competence of an expert, due to the modernization of education transformed society, dictate the need for a training system of active teaching methods and modern teaching technologies, in such that later would allow a specialist to adapt to innovation processes in professional world and to reach qualitatively new professional results.
Keywords: scientific approach, adaptation, adaptive, adaptive approach, transitivity society and others.
Социально-экономические и социально-культурные изменения, происходящие в начале XIX века во всём мире, в том числе и в нашей стране, вызвали необходимость смены образовательной парадигмы, повлекшей за собой появление ряда нововведений в педагогической теории и практике, в том числе в вопросах подготовки специалистов. Актуальность разработки и развития адаптивного подхода в педагогической науке, а также активное его применение на практике, обусловлено перманентно идущими переменами в жизни общества, и, в том числе, инновационным характером развития современного образования.
В российском образовании происходят системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам инновационного общества, и прежде всего, в системе подготовки специалистов к условиям рыночного развития сферы профессионального образования. Модернизация системы образования предусматривает регулярное обновление всех ее компонентов, например подготовки специалистов, в связи с изменениями в сфере культуры, экономики, науки и технологий, что обусловлено активными трансформационными процессами, происходящими в российском обществе.
В связи с этим характерным явлением в образовании в последнее десятилетие стало активное развертывание инновационных процессов, направленных на обновление образовательных
систем. В образовательных системах различного уровня, наряду с контуром текущего функционирования, сложился контур развития, позволяющий им активно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, последовательно совершенствоваться в направлении все более полного удовлетворения запросов, пожеланий, нужд потребителей образовательных услуг, заказчиков, общества в целом. Это подтверждает актуальность изучения адаптивного подхода в образовании, которому присущи адаптивные свойства и адаптивный характер как любой системе, однако в настоящее время актуализация возрастает в связи с активными инновационными процессами в образовании в условиях транзитивного общества и модернизируемого образования.
Особую значимость в этом плане приобретает система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Перед системой профессионального образования стоит серьёзная задача перехода к непрерывному образованию как образованию через всю жизнь, способствующему совершенствованию профессиональной компетентности специалиста с учётом потребностей постоянно изменяющегося рынка труда на качественно новых подходах к управлению данными процессами.
В поиске путей, которые направлены на совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов, в условиях активных перемен в обществе, значительная роль, на наш
взгляд, принадлежит идее адаптивного подхода. Так как он способен учитывать индивидуальные особенности, способности и возможности специалиста и быть ориентированным на удовлетворение их разнообразных профессиональных потребностей, в аспекте дальнейшего жизненного и профессионального успеха с учётом перманентно осуществляемых перемен в обществе.
В условиях быстро меняющегося мира, динамичного и непредсказуемого времени, традиционные подходы к системе профессиональной подготовки специалистов не способствуют гибкости и оперативности её развития, что является крайне актуальным для реформенного периода развития образования и, в целом, российского общества. Поиски наиболее адекватного потребностям трансформирующегося российского общества научного подхода к профессиональной подготовке специалиста могут быть востребованы практикой.
Такой взгляд, можно рассматривать как наиболее перспективный подход к решению вопросов профессиональной подготовки специалиста в современных условиях, характеризующихся трансформирующимся образованием как социальным институтом общества.
Научная актуальность идеи адаптивного подхода к профессиональной подготовке специалистов определяется тем, что в условиях перманентно осуществляемых перемен, как в обществе, так и в образовании, изменяется взгляд и на саму систему профессионального образования как адаптивную систему, способную более адекватно реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия её развития.
Смена концептуально-ценностных оснований профессиональной деятельности приводит к возникновению острых противоречий между требованиями к системе профессиональной подготовки, к её качеству и неспособностью самой системы соответствовать современным требованиям. Причиной противоречий может быть, том числе, и не достаточная разработанность такого подхода, который бы был эффективным с учётом постоянно осуществляющихся трансформационных процессов в обществе и модернизации образования, в нашем понимании - это адаптивный подход. Однако исследований, посвященных
изучению адаптивного подхода к подготовке специалиста, в отечественной педагогике выявлено мало, не смотря на актуальность проблемы.
Современная политика Российской Федерации в сфере образования стремится учитывать общие тенденции мирового развития, которые, на наш взгляд, требуют именно адаптивного, гибкого подхода:
• перманентное развитие общества, рост возможности социального выбора и способность граждан осуществлять его;
• расширение границ социокультурного и профессионального взаимодействия;
• способность специалиста определять собственные личностные, профессиональные, социальные границы и достраивать их с учетом постоянно меняющейся ситуации;
• новые позиции в сфере занятости специалиста и потребность в постоянном повышении квалификации, а также профессиональная мобильность;
• динамичная социокультурная и профессиональная среда;
• создание сетевых форм организации ПК, необходимость быстро встраиваться и продуктивно работать во временных коллективах -командах, проектах.
Акценты, выделенные в перечисленных тенденциях мирового развития, подчёркивают востребованность и актуальность изучения адаптивного подхода к профессиональной подготовке специалиста, его способности гибко и оперативно отвечать на потребности заказчиков с учётом воздействий внутренней и внешней среды, например, тенденции мирового развития.
В условиях модернизации отечественной системы образования, отражающей трансформационные процессы в российском обществе, актуальным является осуществление адаптивной подготовки специалиста. Учёт особенностей внутренней и внешней среды его подготовки создает условия для оказания оперативной поддержки специалисту в процессе обучения и улучшения качества профессиональной деятельности в соответствие с их адаптивной индивидуальной траекторией развития и на основе учёта их собственных возможностей и интересов, а также потребностей современного рынка труда.
Актуальность изучения адаптивной профессиональной подготовки специалиста на социально-экономическом уровне определяется несоответствием между тем, что развитие современного общества и экономики вызывает необходимость разработки современных научных подходов, обусловленных процессами трансформации как внутренними, так и внешними, мало учитываемыми в системе профессионального образования. Это, думается, будет способствовать формированию адаптивной личности специалиста, готовой к самостоятельному и ответственному принятию решения в условиях непредсказуемости и нестабильности общественного развития.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется несоответствием между необходимостью профессиональной подготовки учителя с учётом современных требований общества к уровню их профессиональной компетентности и состоянием исследованности данного процесса; между интенсивными изменениями в системе профессионального образования, обусловленными задачами модернизации, возрастающими требованиями к уровню квалификации специалиста и состоянием исследованности данной проблемы в науке. Сформировавшаяся на сегодняшний день система профессиональной подготовки специалиста, в целом, трудно совместима с требованиями модернизации образования, с процессами трансформации в обществе, не приспособлена к решению задач развивающегося инновационного современного общества.
На научно-теоретическом уровне актуальность адаптивной профессиональной подготовки специалиста определяется тем, что во взглядах на проблемы профессионального образования в исследованиях делается акцент на формах и методах профессиональной подготовки, на содержании и технологиях. Остаются мало изученными вопросы концептуального характера, какой является идея профессиональной подготовки специалиста на основе адаптивного подхода в образовании.
Важнейшим социальным требованием к системе образования, которое было определено Концепцией модернизации российского образования и другими стратегическими документами в области науки, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися опреде-
ленной суммы знаний, но и на целостное развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире; на формирование у нее не только познавательных и созидательных способностей, но и адаптивных, необходимых для социализации в обществе и адаптации на рынке труда.
В связи с этим в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус профессионала, его профессиональные функции, соответственно меняются требования к уровню его профессиональной компетентности. Одним из условий, способствующих соответствию специалиста новым требованиям современного рынка труда, является система профессиональной подготовки специалиста, которая на современном этапе развития образования рассматривается как один из основных компонентов системы непрерывного профессионального образования. Чтобы система профессионального образования соответствовала предъявляемым ей требованиям в условиях динамичного реформирования современного развития общества, на наш взгляд, необходим такой подход к системе подготовки специалиста, который бы создавал условия для решения новых задач трансформирующегося общества и модернизируемого образования.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью разработки адаптивного подхода к профессиональной подготовке специалиста, обусловленного активными трансформационными процессами в образовании инновационного характера, требующими адаптации к ним, и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке.
В современной науке обоснованы теоретико-практические предпосылки актуальности адаптивного подхода к профессиональной подготовке специалиста. Это обусловлено, во-первых, спецификой идеи, которая опирается на позиции ряда научных дисциплин (педагогики, биологии, кибернетики, управления, социологии и др.), а в основу разработки адаптивного подхода в образовании положена концепция адаптации, которая в науке рассматривается в качестве стратегии приспособления [1—4]; во-вторых -потребностями практики, нуждающейся в разработке адаптивного подхода к профессиональной
подготовке специалиста в связи с перманентно идущими процессами изменений в трансформирующемся обществе. А следовательно, и в образовании возникает проблема учёта новых потребностей заказчика (государства, общества, работодателей, предприятий, организаций и самих специалистов), сформированных инновационными процессами в российском обществе.
Рассматривая систему профессиональной подготовки специалиста как элемент социальной системы образования (как подсистему) и как самостоятельную систему, мы придерживались концепции адаптации, разработанной в педагогической науке, которая научно обосновывает адаптацию всей системы образования [6-7].
В связи с этим понимание адаптивной системы профессиональной подготовки специалиста как бы имеет два основных аспекта:
- во-первых, узкое понимание. Оно заключается в том, что адаптивной системе профессионального образования должна соответствовать и адаптивная система профессиональной подготовки специалиста, которой было бы свойственно такое качество, как адаптивность, присущее всем самоорганизующимся системам и которое выражается в её способности приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
- во-вторых, широкое понимание. Оно заключается в том, что адаптивность как качество присуще всей системе образования и системе профессиональной подготовки специалиста как её компонента, которая должна обладать качеством адаптивности и уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям инновационной среды.
Но современная система профессионального образования и, прежде всего, профессиональной подготовки специалистов не осуществляет в полной мере формирование компетенций специалиста в сфере инноваций и, в частности, в сфере профессиональных инноваций. Преподаватель современной высшей школы профессионального образования не готов и не стремиться к овладению инновационными технологиями обучения. Это является прямым подтверждением того, что система профессиональной подготовки не приспосабливается к переменам, к ведущим мировым тенденциям активно, значит проявляет оторванность от жизни. То есть это свидетельствует
о том, что система профессиональной подготовки специалиста не проявляет такое качество, как адаптивность, характеризующее в целом систему образования и её элементы.
Адаптивность системы образования, системы профессиональной подготовки специалиста, с точки зрения автора - это качество, которое характеризует систему образования и образующие её компоненты с позиции способности мягко, гибко, динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям во внешней по отношению к образованию среде, а также внутренней логике и закономерностям самоуправляемого развития [1-3].
Сущность адаптивной подготовки специалистов, думается, может представлять собой адаптивный процесс профессионального обучения, построенный на основе адаптивного подхода и направленный на получение желаемых результатов в развитии профессиональной компетентности специалиста, в направлении формирования его компетенций в сфере инноваций.
Адаптивная система профессиональной подготовки специалиста рассматривается как адаптивная образовательная система, которой присущи адаптивные свойства (гибкость, приспособляемость, личностная значимость, способность сохранять и совершенствовать свою организацию и содержание в зависимости от внешних и внутренних условий и др.), которая может быть эффективной на основе адаптивного управления, представляющего собой по содержанию двусторонний процесс приспособления: с одной стороны, система обучения активно приспосабливается к индивидуальным особенностям одного конкретного специалиста, к требованиям государства, общества, учреждения (организации и др.); а, с другой - сам обучающийся специалист приспосабливается к системе, в результате чего происходят его качественные профессиональные изменения.
Основу организации адаптивного профессионального обучения, ориентированного на формирование компетенций специалиста в сфере инноваций, составляет использование гибких, адаптивных форм, методов и средств обучения, учитывающих потребности как внешней, так и внутренний среды системы профессионально-
го обучения, с целью реализации адаптивной траектории подготовки специалиста. В качестве организационно-педагогических условий адаптивной профессиональной подготовки специалиста следует рассматривать, во-первых, модель адаптивной подготовки, которая представляет собой единство и целостность структурных составляющих элементов: целевого, содержательного, процессуального, оценочного и результативного.
Особенностью реализации данной модели является следование принципам: поэтапности, интегрированности, системности, целостности, комплексности, адаптивности и функциональности и др. Во-вторых, научно-методическое обеспечение адаптивной подготовки специалистов (адаптивные образовательные программы, формы, методы, средства обучения специалиста и др.). В качестве критериев и показателей результативности адаптивной подготовки специалистов, думается, можно применить обобщённый критерий, которым может быть уровень компетенций специалистов в сфере инноваций, так они являются доминирующими в его профессиональной деятельности в условиях транзитивного общества и модернизируемого образования. В качестве показателя результативности выступает приращение уровня компетенций специалиста в сфере инноваций, так как возмущающие действия инновационных процессов требуют от адаптивного поведения в профессии.
Формирование мобильных, творческих, образованных, инициативных, компетентных людей, способных легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью и способностью к развитию и самосовершенствованию, - главная задача образования, которая в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений на всех этапах непрерывного профессионального образования. Для решения означенной задачи важны следующие положения:
- постоянное и активное стремление системы образования, в том числе системы профессиональной подготовки специалиста, к достижению соответствия динамично меняющимся потребностям личности, общества и государства с целью их удовлетворения;
- приоритетность изучения, обобщения и распространения инновационных образовательных программ и технологий профессиональной подготовки специалиста, инновационных моделей образования, потребность в которых испытывает передовая практика современного рынка труда;
- адаптивная переориентация структуры и содержания профессионального образования, в основе которого приоритет знаний, на активное развитие профессиональных компетенций в сфере инноваций, востребованных трансформирующимся обществом в долгосрочной жизненной перспективе как основа адаптивного содержания системы профессиональной подготовки специалиста;
- ценность развития системы профессиональной подготовки специалиста как открытой, адаптивной, гибкой, сенситивной, синергети-ческой системы, ориентированной на потребности личности и общества, государства, учреждения (организации и др.) и др.
В условиях быстро меняющегося мира, динамичного и непредсказуемого времени, трансформации общества, активных инновационных процессов традиционные подходы к системе профессиональной подготовки специалиста уже не способствуют гибкости и оперативности её функционирования, а значит, они не способствуют удовлетворению потребности личности, общества и государства в развитии профессионального мастерства специалиста.
Существующая традиционная профессиональная подготовка специалиста, прочно укоренившаяся в условиях стабильного развития общества, уже не соответствует во многом требованиям времени, а тем более не соответствует требованию к образованию в части его опережающего характера, что является крайне актуальным для реформенного периода развития образования и, в целом, российского общества. Возникает необходимость более гибкого и адаптивного взгляда на удовлетворение его образовательных потребностей специалиста, связанных с его профессиональной деятельностью, важен акцент на учёте интересов и потребностей, как самого специалиста, так и учёте потребностей общества, государства и перманентных процессов, происходящих в них.
То есть система подготовки специалиста должна иметь «адаптивные свойства», а, следуя логике понимания, адаптивные системы могут быть эффективными только при условии соответствующего управления ими. Речь идёт об актуальности адаптивного подхода к управлению процессом обучения специалиста, которую можно рассматривать как адаптивную систему в силу того, что она обладает адаптивными свойствами.
Профессиональное образование как система имеет определённый уровень способности и резервных возможностей для осуществления процессов адаптационных перестроек и избирательного приспособления к меняющимся условиям жизни при сохранении своей сущностной основы [1-4].
Например, современная тенденция подготовки специалиста в содержательном аспекте регулируется актуализацией образования, то есть соответствие его научного содержания структуре
современного знания. Содержание должно соответствовать актуальным знаниям и универсальным способам действия в различных областях, открытиях, с учётом новой информации, что появляется в образовательной науке и практике; оно также должно фиксировать происходящие изменения в обществе, прогнозировать его будущее состояние, что, безусловно, свидетельствует о её способности быть адаптивной системой [1-4].
Современные требования к формированию и развитию профессиональной компетентности специалиста, обусловленные модернизацией образования трансформирующегося общества, диктуют необходимость использования в системе профессиональной подготовки активных методов обучения и современных педагогических технологий, то есть таких, которые впоследствии позволили бы специалисту адаптироваться к инновационным процессам в профессиональном мире и достигать качественно новых профессиональных результатов.
Литература
1. Заруба Н. А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 6. - С. 75-79.
2. Заруба Н. А. Подготовка профессионально-компетентных кадров для сферы культуры в условиях транзитивного общества // Вестн. Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - 2014. - № 26. - С. 228-232.
3. Заруба Н. А. Управление образованием адаптивный подход // Сборник научных трудов Sworld, 2012. -Т. 16, № 1. - С. 23-29.
4. Заруба Н. А., Шпак Л. Л. Дезадаптация в контексте повседневной жизни. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. - 446 с.
5. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Рогачёва Н. А. Адаптивная школа: проблемы и перспективы. - Архангельск; М., 1995. - 160 с.
6. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель. - М.: Новая шк., 1996. - 352 с.
References
1. Zaruba N.A. Adaptivnyy podkhod v upravlenii obrazovaniem: printsipy upravleniya [Adaptive approach in education management: management principles]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2012, no 6, pp. 75-79. (In Russ.)
2. Zaruba N.A. Podgotovka professional'no-kompetentnykh kadrov dlya sfery kul'tury v usloviyakh tranzitivnogo ob-shchestva [Preparation of professionally qualified staff for the sphere of culture in terms of the transitive society]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art], 2014, no 26, pp. 228-232. (In Russ.)
3. Zaruba N.A. Upravlenie obrazovaniem: adaptivnyy podkhod [Education Management: adaptive approach]. Sbornik nauchnykh trudov Sworld [Collection of scientific works Sworld], 2012, vol. 16, no 1, pp. 23-29. (In Russ.)
4. Zaruba N.A., Shpak L.L. Dezadaptatsiya v kontekste povsednevnoy zhizni [Disadaptation in the context of everyday life]. Kemerovo, Kemerovskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv Publ., 2009. 446 p. (In Russ.)
5. Shamova T.I., Davydenko T.M., Rogacheva N.A. Adaptivnaya shkola: problemy i perspektivy [Adaptive School: Challenges and Perspectives]. Arkhangel'sk, Moscow, 1995. 160 p. (In Russ.)
6. Yamburg E. A. Shkola dlya vsekh: Adaptivnaya model' [School for All: Adaptive model]. Moscow, Novaya shkola Publ., 1996. 352 p.