2. Khovrina, L.N. Tradicionnihe cennosti rossiyjskogo voennogo obrazovaniya // Strategiya vospitaniya v obrazovateljnoyj sisteme Rossii: podkhodih i problemih / pod red. prof. I.A. Zimneyj. - M., 2005.
3. Khovrina, L.N. Prakticheskie rekomendacii po vospitaniyu tradicionnihkh cennosteyj voennogo obrazovaniya // Strategiya vospitaniya v obrazovateljnoyj sisteme Rossii. - M., 2005.
4. Mitrakhovich, V.A. Formirovanie voinskoyj chesti u voennosluzhathikh srochnoyj sluzhbih kak celostnihyj process // Aktualjnihe problemih sovremennogo vospitaniya: celostnihyj process. - Volgograd, 2005. - Ch. 2.
5. Degterev, V. Krasnodarskoe letnoe // Vestnik Vozdushnogo Flota. - 2005. - № 3.
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 377
Lehtina L.P. THE PRINCIPLES OF ADAPTIVE MANAGEMENT IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER. The article discusses the relevance of the development of an adaptive approach to management of the education and, in particular, of the control of forming professional competence among teachers. Currently various adaptive systems of education are widely studied in science: a system of education, a model of an educational institution, physical education, a system of up-bringing, a system of control, etc. The research presents a new dimension in this direction, adaptive management in formation of teachers' professional competence, namely, its main elements and principles.
Key words: adaptive approach, adaptive school, adaptive education, adaptive control, professional competence, formation of principles of adaptive management, professional competence of a teacher.
Л.П. Лехтина, директор МБОУ «СОШ № 30», г. Калтан, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается актуальность развития адаптивного подхода в управлении образованием, в частности, управления формированием профессиональной компетентности учителя. В настоящее время в науке активно изучаются различные адаптивные системы образования: система обучения, модель образовательного учреждения, физическая культура, воспитательная система, система управления и др. Предлагается вниманию новый аспект в этом направлении, адаптивное управление формированием профессиональной компетентности учителя, а именно, рассматриваются основные его элементы, а также принципы.
Ключевые слова: адаптивный подход, адаптивная школа, адаптивная система образования, адаптивное управление, профессиональная компетентность, формирование, принципы адаптивного управления формированием профессиональной компетентности педагога.
Модернизация российского образования, отражающая общенациональные, государственные интересы и мировые тенденции, предполагает реформирование образовательной системы во всех основных её направлениях, что обусловлено особенностями транзитивного общества, каковым в настоящее время является российское общество.
Важное место в решении многих актуальных проблем отечественного образования отводится его кадровому обеспечению, преодолению оторванности педагогических кадров от запросов современной экономики и общества. Сравнение уровня современной образовательной практики уровню экономического состояния общества позволяет, к сожалению, говорить о её соответствии середине прошлого века, и это не является сильным преувеличением. Это объясняется тем, что для обучения педагогами применяются технологии, не соответствующие задачам образования 21 века.
В поиске направлений совершенствования качества современного образования значительная место занимает идея построения адаптивной школы, учитывающей возможности каждого ученика, ориентированной на удовлетворение разнообразных познавательных потребностей и интересов школьников в аспекте дальнейшего их жизненного самоопределения и самореализации. В свою очередь, адаптивная школа требует учителя, обладающего профессиональными компетенциями, позволяющими решать новые задачи, определённые государственными образовательными стандартами. Изменение образовательной парадигмы, ориентированной на компетентностный подход, стремление к новому качеству образования, прежде всего, требуют диверсификации, гибкости, мобильности, адаптивности педагогической деятельности, с учётом потребностей и возможностей обучающегося [1-6].
В такой ситуации востребованным становится учитель, способный сам адаптироваться к потребностям нового общества, готовый к воспитанию функционально грамотной личности, направленной на саморазвитие и самореализацию. Решение дан-
ной задачи во многом зависит от того, владеет ли учитель обобщенными способами решения педагогических задач, критериями их оценки, способен ли он принимать проблемы как лично значимые, осуществлять рефлексивный отбор способов их решения и оценивать полученные результаты и др.
Учитель, в условияхпостиндустриального общества, должен стать проводником в создании новой, эффективной системы обучения, проводником успешной адаптации подрастающего поколения к новому, формируемому обществу, а не к обществу, которого уже нет, но которое формировало самого педагога, работающего в современной отечественной школе.
Таким образом, становится актуальной проблема формирования профессионально компетентного учителя адаптивной школы и поиска соответствующего подхода к управлению этим процессом. Многолетний опыт практической деятельности и изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет говорить, прежде всего, о целесообразности применения адаптивного подходак формированию профессионально компетентного учителя адаптивной школы. Исследование выявленных нами в науке работ свидетельствует о глубокой разработанности в науке этого подхода. Адаптивный подход относится к междисциплинарным научным подходам, он разработан и применяется во многих сферах и отраслях жизни общества: социологии, управлении, кибернетике, биологии, педагогике и др.
В управлении образованием заслуживаетвнимания точка зрения Заруба Н.А. на адаптивный подход. Она рассматривает «адапивный подход в управлении образованием, во-первых, как некоторую позицию, точку зрения. Во-вторых, как проектирование или организацию адаптивного процесса управления адаптивными образовательными системами. В-третьих,«как взгляд на управление адаптивными системами в образовании, в основе которого принятие того факта, что управление адаптивной системой (адаптивной школой, адаптивной системой обучения и др.) должно носить адаптивный характер» [3, с. 77]. По её мнению, «существенным моментом в понимании адаптивной
системы управления в образовании является наличие в ней, как адаптивной управляющей системы, так и адаптивной управляемой системы, которые функционируют на основе принципа адаптивности» [3, с. 78].
Опираясь на эту научную позицию, можно выделить основные элементы адаптивного управления формирование профессиональной компетентности педагога адаптивной школы, ими, думается, могут быть:
- анализ процесса формирования профессиональной компетентности педагога адаптивной школы (проблемно- ориентированный анализ, SWOT-и PEST-анализы и др.);
- анализ уровня профессиональной компетентности педагога адаптивной школы (тестирование, мониторинговые исследования, изучение статистических данных, анализ продуктов профессиональной деятельности педагогов и др.);
- мониторинг формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (анкеты, социологические опросы, экспертизы, экспертная оценка и др.);
- система контроля формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (текущий, промежуточный, итоговый; внутренний и внешний и др.);
- организация процесса формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (мероприятия, процедуры, совещания, заседания и др.);
- обеспечениематериально-техническимиресурсами про-цессаформирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (библиотечные фонды, интернет -ресурсы, сетевые ресурсы и др.);
- обеспечение финансово - экономическими ресурсами процесса формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (средства на повышение квалификации, переподготовку, стажировку педагогов, на участие в конференциях, семинарах, проектах, программах и др.);
- обеспечение кадровыми ресурсами процесса формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (подготовка специалистов в вузах, институтах повышения квалификации, институтах развития образования, центрах повышения квалификации, проектах, программах в направлении формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы и др.);
- учебно-методическое обеспечение формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (семинары, конференции, программы и др.);
- научно-исследовательская работа, направленная на научное обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности адаптивной школы (научные исследования, учебно-научные исследования, гранты, проекты, программы и др.);
- адаптивная система управленческих воздействий, направленная на формирование профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (приказы, распоряжения и др.);
Библиографический список
- нормативно-документационное обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (положения, инструкции, требования и др.);
- информационное обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы (информационно-коммуникационные технологии, интернет - технологии и др.);
- мотивационно-стимулирующее сопровождение процесса формирования профессиональной компетентности педагога адаптивной школы (моральные и материальные стимулы) и др.
Важное место в изучении проблемы управления формированием профессиональной компетентности педагога адаптивной школы должны занимать поиски принципов эффективного управления этим процессом. Возможно, что процесс управления может опираться на следующие принципы:
- принцип адаптивного развития педагога, который предполагает ориентированность субъектов управления на формирование профессиональной компетентности педагога с учётом миссии, целей и задач адаптивной школы, а также индивидуальных особенностей, потребностей, интересов и возможностей педагога;
- принцип гибкостипринятия решений в сфере управления формированием профессиональной компетентности педагога, имеющих прогностический характер, а также обеспечивающих результативность и эффективность функционирования и развития адаптивной школы;
- принцип гуманизации и демократизации управления процессом формирования профессиональной компетентности педагога адаптивной школы.Он требует единства гуманистических целей, способов, и средств управления, способствующих принятию эффективных решений. Также предполагает делегирование полномочий в решении управленческих задач по формированию профессиональной компетентности педагогов адаптивной школы всем заинтересованным в этом специалистам. Требует ограничения директивных методов управления процессом формирования профессиональной компетентности педагога и расширение корпоративных; создания адаптивной системы контроля качества современного образования адаптивной школы, ориентированной на гибкое, адаптивное формирование ключевых компетентностей обучающихся за счёт активного формирования профессиональной компетентности педагога;
- принцип мотивации и стимулирования, предполагающий создание условий, активизирующих педагогов на формирование профессиональной компетентности, адекватной целям и задачам адаптивной школы и др.
Предложенные принципы, безусловно, не являются окончательными или обязательными, они рекомендательные и же-лательные.Они могут дополняться, расширяться и видоизменяться, как может меняться и развиваться сама адаптивная школа и требовать изменений профессиональной компетентности педагога в соответствии со своей миссией в российском обществе.
1. Антропова, Л.В. Подготовка учителя к работе в адаптивной школе. / Л.В. Антропова // Педагогика. - 2004. - № 1.
2. Заруба, Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой: монография. -Кемерово, 2001.
3. Заруба, Н.А. Адаптивный подход управления образованием: принципы управления. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2.
4. Заруба, Н.А. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования промышленного региона / Н.А Заруба, Э.Н. Казин // Валеология. - 1996. - № 1.
5. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособ. для вузов. - М., 2001.
6. Ямбург, Е.А. Школа для всех. - М., 1997.
Bibliography
1. Antropova, L.V. Podgotovka uchitelya k rabote v adaptivnoyj shkole. / L.V. Antropova // Pedagogika. - 2004. - № 1.
2. Zaruba, N.A. Teoriya i praktika upravleniya adaptivnoyj shkoloyj: monografiya. -Kemerovo, 2001.
3. Zaruba, N.A. Adaptivnihyj podkhod upravleniya obrazovaniem: principih upravleniya. // Professionaljnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 2.
4. Zaruba, N.A. Metodologicheskie i organizacionnihe osnovih problemih formirovaniya zdorovjya v sisteme obrazovaniya promihshlennogo regiona / N.A Zaruba, Eh.N. Kazin // Valeologiya. - 1996. - № 1.
5. Kapustin, N.P. Pedagogicheskie tekhnologii adaptivnoyj shkolih: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 2001.
6. Yamburg, E.A. Shkola dlya vsekh. - M., 1997.
Статья поступила в редакцию 15.05.14