Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности обучающихся взрослых: адаптивная система дополнительного профессионального образования'

Развитие профессиональной компетентности обучающихся взрослых: адаптивная система дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ ВЗРОСЛЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коблева А.Л.

В статье рассматривается актуальность адаптивной системы дополнительного профессионального образования взрослых в условиях непрерывной модификации требований к профессиональной компетентности. Полагаем, что адаптивная система дополнительного профессионального образования обеспечит формирование и развитие профессиональной компетентности обучающегося взрослого в соответствии с требованиями современности. Успешное профессиональное развитие, адаптация к новым требованиям профессии во многом обусловлена качеством программ профессиональной переподготовки, а точнее, их ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессиональных и образовательных потребностей обучающегося взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коблева А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности обучающихся взрослых: адаптивная система дополнительного профессионального образования»

Вторая стадия - углубленная оценка и планирование.

Цель углубленной оценки заключается в том, чтобы глубже понять сложившуюся ситуацию в семье, причины ее дисфункции. Как правило, эта стадия занимает не более двенадцати недель [1].

На данной стадии работы важна роль многих специалистов, таких, как: семейный врач или участковый педиатр, психолог, учителя, воспитатели и др.

В конце работы должно быть составлено четкое представление об обстоятельствах, которые приводят родителей к нарушению закона.

Социальный и психологический работник должен вести подробные записи всей полученной информации и анализировать ее.

Третья стадия включает в себя разработку программы и проведение реабилитационной работы с ребенком и всей семьей [2].

Самая важная роль, в данной стадии отводится психотерапии, которая должна проводиться индивидуально с ребенком и родителями. После определенного времени индивидуальной работы, нужно приступать к групповой работе, которая покажет какие результаты были получены от индивидуальных консультаций.

Подводя итоги можно сказать, что родители, которые пренебрегают родительским долгом и использует в воспитании жесткое обращения со своим ребенком - проявляют одно из наиболее пагубных проявлений семейного насилия.

Список использованной литературы:

1. Волкова Е. Н. Защита детей от жестокого обращения. - Спб. : Питер, 2007. - 256 с.

2. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. - М. : Дашков и К, 2007. - 212 с.

©Денисова В. А., 2018

УДК 37.015.3

А.Л. Коблева

кандидат психол. наук, доцент кафедры андрагогики

ГБОУ ВО СГПИ Г. Ставрополь E-mail: ankobleva@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЗРОСЛЫХ: АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается актуальность адаптивной системы дополнительного профессионального образования взрослых в условиях непрерывной модификации требований к профессиональной компетентности. Полагаем, что адаптивная система дополнительного профессионального образования обеспечит формирование и развитие профессиональной компетентности обучающегося взрослого в соответствии с требованиями современности. Успешное профессиональное развитие, адаптация к новым требованиям профессии во многом обусловлена качеством программ профессиональной переподготовки, а точнее, их ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессиональных и образовательных потребностей обучающегося взрослых.

Ключевые слова:

Адаптивное дополнительное профессиональное образование, профессиональная компетентность, образовательная деятельность, обучающийся взрослый.

A.L. Kobleva Ph.D Psychological Sciences GBEI HE SSPI the city of Stavropol E-mail: ankobleva@yandex.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TRAINING ADULTS: ADAPTIVE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Annotation

The article considers the relevance of the adaptive system of additional professional education for adults in the conditions of continuous modification of the requirements for professional competence. We believe that an adaptive system of additional professional education will ensure the formation and development of the professional competence of the learning adult in accordance with the requirements of the present. Successful professional development, adaptation to the new requirements of the profession is largely due to the quality of professional retraining programs, or rather, their orientation to meet the individual professional and educational needs of the learning adults.

Keywords:

Adaptive additional vocational education, professional competence, educational activity, adult learner.

В связи с возрастающими требованиями рынка труда к конкурентоспособности работников, современная системы дополнительного профессионального образования взрослых находится в непрерывном поиске наиболее эффективных путей развития профессиональной компетентности обучающихся взрослых. На сегодняшний день разработаны многочисленные модели обучения взрослых, делающие упор на профессиональные и образовательные потребности человека (М. Ноулз, П. Джарвис, Дж. Филд, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, С.Г. Вершловский и др.).

Практически все современные модели образовательной деятельности взрослых делают упор на индивидуальный подход к организации образовательного маршрута взрослого обучающегося, учитывая его социальный и профессиональный опыт (Б.М. Бим-Бад, Е.И. Головаха, М.Н. Лебедева, О.В. Попова и др).

В ситуации поиска наиболее эффективных путей успешного развития профессиональной компетентности в системе дополнительного профессионального образования, целесообразно акцентировать внимание на принципах адаптивного подхода к образованию взрослых.

Основной задачей адаптивного подхода является создание такой образовательной системы, которая позволит удовлетворить образовательные и профессиональные потребности личности обучающегося взрослого с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Среди условий, способствующих развитию профессиональной компетентности В.М. Полетаева выделяет внутренние, охватывающие индивидные, личностные и деятельностные характеристики человека, степень его соответствия профессиограмме, требованиям профессии и общечеловеческим показателям жизнеспособности: готовность к самоорганизации, саморазвитию, наличие гуманистической системы ценностей.

Определим, что следует понимать под дефиницией «профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность - это многофакторная система теоретических и прикладных, широких и конкретных, общенаучных и специальных знаний и представлений, интеллектуальные умения и т.д. Следует отметить, профессиональная компетентность способствует непрерывному повышению уровня личностного и профессионального развития, профессиональной культуры и духовно-нравственной сферы человека.

Практически все профессии предполагают наличие установленного комплекса общих и специальных качеств, которые позволят профессионалу находить эффективные профессиональные решения,

позволяющие добиваться высоких и более качественных результатов трудовой деятельности.

В связи с чем, развитие профессиональной компетентности может быть более результативным, если при разработке программ профессиональной переподготовки учитывать мотивационно-потребностные ориентиры, способствующие безбарьерному развитию и приумножению профессиональной компетентности и зрелости обучающегося взрослого.

Из работ В.В. Краевского и П.И. Пидкасистого известно, что трудности, возникающие при вхождении в профессию, могут повлиять на формирование у человека различных барьеров препятствующих успешному развитию профессиональной компетентности, готовности к саморазвитию и самореализации: конформность, пассивность, безразличие и робость, неуверенность в своих силах и возможностях и т.д. Опасность данной ситуации заключается в том, что такие нежелательные показатели могут выступить в качестве непреодолимой преграды на пути к профессиональному акме.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования должна быть ориентирована на реализацию таких подходов к образованию взрослых обучающихся, которые позволят непрерывно и последовательно наращивать профессиональные знания, умения и навыки в соответствии с изменяющимися потребностями производства, экономики страны, политики государства и своими личными интересами [1, С. 413].

Анализ причин возникновения профессиональных барьеров из-за влияния субъективных индивидуально-психологических особенностей человека и объективных факторов внешней среды приведен в работах Е.И. Головахи. Автор делает вывод о том, что профессиональный выбор - это, в первую очередь, решение, затрагивающее только ближайшую жизненную ситуацию; который, возможно, происходит как с учетом отдаленных последствий принятого решения, так и без их учета [2, С.198].

Особую роль в развитии профессиональной компетентности обучающихся взрослых играет наличие у них профессионально важных и социально значимых качеств личности, которые должны были бы формироваться и совершенствоваться в условиях адаптивного дополнительного профессионального образования.

Повышение адаптивности системы дополнительного профессионального образования взрослых зависит, как мы предполагаем, от готовности обучающегося к новым требованиям профессиональной деятельности, а в качестве основного средства, способствующего достижению данной цели, выступают способы и методы обучения, позволяющие учитывать профессиональные и личностные образовательные потребности слушателей.

Именно поэтому мы считаем, что в ядро образовательного процесса системы дополнительного профессионального образования важно заложить адаптивный подход. Следовательно, система профессиональной переподготовки кадров будет выстраиваться по принципам адаптивной модели дополнительного профессионального образования.

Под адаптивным дополнительным профессиональным образованием взрослых мы понимаем тип дополнительного образования, сущностной основой которого является создание условий для профессионального саморазвития обучающегося, успешной модификации его профессиональной компетентности [3, С. 166].

Очевидно, в результате применения адаптивного подхода расширяются возможности разностороннего развития личности обучающегося, разработки успешной стратегии и тактики как совместной с обучающим, так и самостоятельной образовательной деятельности.

Итак, адаптивное дополнительное профессиональное образование в качестве стратегии и тактики развития профессиональной компетентности взрослых, обучающихся реализует идею «адаптации», так как для успешной самореализации личности необходимо «... установить наиболее оптимальный для себя уровень стресса и расходовать адаптационную энергию в таком темпе и направлении, которое соответствует враждебным особенностям и предпочтениям» [6, С. 223].

Как показывают исследования В.В. Чубаренко, ведущими средствами адаптивного дополнительного профессионального образования являются:

- содержание программы профессиональной переподготовки (КПК, стажировки), которое позволяет учитывать имеющиеся у обучающегося профессиональные компетенции в той или иной области, его социальный опыт, стаж работы, а также возрастные особенности; его личностные качества и, в зависимости от такого рода характеристик, конструирование индивидуальных образовательные траекторий;

- формы и способы презентации содержания адаптивного дополнительного профессионального образования в виде различных модулей, отражающих единство инструментально-предметных и метапредметных компетенций обучающегося, в процессе ознакомления с которыми происходит его адаптация к новой профессии, модификация имеющихся профессиональных компетенций [7, С. 78].

Все выше сказанное позволяет констатировать, что адаптивное дополнительное профессиональное образование становится непросто востребованным, «... но и одним из базовых условий успешной реализации всех запланированных реформ, связанных с переходом к новой экономике и инновационному развитию приоритетных отраслей страны» [1, С. 214]. Список использованной литературы:

1. Волкова Н. С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 412-415.

2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи // Е. И. Головаха. - Киев. 1988. - С. 198.

3. Коблева А.Л. Адаптивный подход как средство развития профессиональной компетентности педагогов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - №5 (62). - С. 165-168.

4. Коблева А.Л., Морозова Т.П. К вопросу о мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (ч. 3). С. 765-768.

5. Лебедева, М.Н. Педагогическая модель адаптивного дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. - № 1 (38). - С. 32-34.

6. Попова, О.В. Педагогические основы проектирования адаптивных технологий профессионального образования // Текст.:дис. д-ра пед. наук. - Кемерово, 2007. - 421 с.

7. Чубаренко В.В. Модификация педагогической компетентности работников образования в адаптирующей профессиональной переподготовке. // Проблемы педагогической диагностики и компетентностного подхода в образовании: Материалы «круглых столов», 2005-2006 г.г. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 108 с., С. 77-78.

© Коблева А.Л., 2018

УДК1

Палагина А.О.

Реабилитационный центр г. Калуги, педагог-психолог,

ашара^та@тай. ги

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К УЧЕБНОМУ

ПРОЦЕССУ И ЛЕТНЕМУ ОТДЫХУ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности эмоционального отношения подростков к понятиям, которые связаны с учебным процессом: школа, перемена, учёба, а также основных понятий, характеризующих летний отдых для школьника: каникулы, лето, природа, игра, отдых, семья. Значимые понятия, которые не отнесены к учебному процессу и отдыху: холод, дождь, аппетит, так как у детей есть зимние каникулы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.