Bibliography
1. Nevskaya, V.I. Teoretiko-metodologicheskie kharakteristiki obucheniya s pozicii sistemnogo analiza: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2006.
2. Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4 t. - M., 2001. - T. 2: E.
3. Vinogradov, V.G. Zakonih obthestva i nauchnoe predvidenie / G.V. Vinogradov, S.I. Goncharuk. - M., 1972.
4. Zhukov, E.M. O sootnoshenii obthesociologicheskikh i istoricheskikh zakonomernosteyj // Voprosih filosofii. - 1977. - № 4.
5. Uledov, A.K. Sociologicheskie zakonih. - M., 1975.
6. Bogdanov, A.A. Tektologiya (Vseobthaya organizacionnaya nauka): v 2 kn. - M., 1989. - Kn. 1.
7. Volodina, L.O. Cennosti vospitaniya v russkoyj semje v kontekste tradiciyj Pravoslavnoyj cerkvi // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Universiteta. - 2014. - № 2.
Статья поступила в редакцию 27.06.14
УДК 378
Ilyukh M.P. CODE OF HONOR AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF EDUCATION OF A FUTURE OFFICER-pilot. The article presents a search for new approaches, their objectivation and realization in the process of forming moral qualities in cadets as a top-priority direction in military education: civic consciousness, liability, honor, responsibility. The factors making an impact on the process of formation in cadets of military higher education institutions of moral qualities of citizens and patriots are studied. The author proves the need of formation of military valor in future officers during his vocational training in a military higher education institution.
Key words: code of honor of future officers, structure of a code, contents of a code, norms and rules.
М.П. Ильюх, преп., Краснодарский филиал Военного учебно-научного центра ВВС, г. Армавир, E-mail: [email protected]
КОДЕКС ЧЕСТИ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-АВИАТОРА
В статье рассматривается поиск, обоснование и реализация новых подходов к процессу формирования у курсантов морально-нравственных качеств гражданина и патриота: гражданственности, долга, чести, ответственности как одно из приоритетных направлений воинского воспитания является. Приводятся факторы, оказывающие воздействие на процесс формирования у курсантов военного вуза морально-нравственных качеств гражданина и патриота. Автор обосновывает необходимость формирования воинской чести у будущего офицера в период его профессиональной подготовки в военном вузе.
Ключевые слова: кодекс чести будущего офицера, структура кодекса, содержание кодекса, нормы и правила.
В настоящий период обновления содержания подготовки офицерских кадров в военных вузах одним из приоритетных направлений воинского воспитания является поиск, обоснование и реализация новых подходов к процессу формирования у курсантов морально-нравственных качеств гражданина и патриота: гражданственности, долга, чести, ответственности. Особая роль в системе указанных ценностей отводится воинской чести. Значимость этой проблемы продиктована, как справедливо отмечает С.В. Шевцова, и тем обстоятельством, что «сознание офицеров подвержено воздействию множества отрицательных социальных факторов, значительно снижающих ответственность и эффективность военно-профессиональной деятельности» [1, с. 119]. Ученый выделяет следующие факторы: социальную трансформацию общества; разрушение его нравственных устоев и традиционных ценностей в связи с крахом ранее доминировавшей идеологии; искаженное представление граждан о военной службе; изменение места офицеров в статусной иерархии общества; снижение престижа военной службы, профессии военнослужащего - защитника Отечества.
Чтобы эффективно и целеустремленно решать задачу формирования воинской чести у будущего офицера в период его профессионального обучения в вузе необходимо, во-первых, систематически изучать степень сформированности этого качества у курсантов, во-вторых, разрабатывать эффективные методики и предлагать перспективные формы работы.
Каждая профессия может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей. По утверждению Л.Н. Хов-риной, носителем традиционных ценностей российского военного образования является офицерский корпус, который «концентрирует и воплощает в себе национальные военные традиции, в его среде вырабатывается преемственность поколений -носителей воинской славы страны» [2, с. 71]. Ученый считает лучшим достижением прошлого, разработанный на протяжении трёх столетий кодекс нравственности русского офицера, в кото-
ром говорится о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о значении нравственного элемента в обучении и воспитании.
Кодекс нравственности включал следующие основные указания:
1. Всё, что имеет влияние на образование мыслей должно входить в соображение при правильном воспитании.
2. Главнейшее и решительное влияние на образ мыслей, на сердце и характер имеет Вера.
3. Из всех нравственных чувств, после Веры, важнейшее есть чувство долга: истинная честь нераздельна с истинной нравственностью, основанием которого должно быть добросовестное исполнение всего того, что требуется долгом.
4. Средства в достижение нравственного воспитания есть: развитие нравственных чувств, пример, соревнование, учение, чтение, беседы, наказания и награждения.
5. К награждениям и наказаниям должно прибегать с возможной разборчивостью, наблюдая при этом строгую справедливость, как со степенью и родом достоинства, или виновности, так и в особенности, с намерением, которое служило побуждением поступка.
6. Все приказания и запрещения воспитателей должны быть определяемы только по сущей необходимости и для действительной пользы воспитанников, которые затем обязаны исполнять их совершенно и постоянно [2, с. 75].
В данном кодексе в числе ведущих выделены такие нравственные категории, как долг, честь, совесть, благородство, патриотизм, героизм, ответственность, Отечество, Родина, вера, правда. Согласны с мнением Л.Н. Ховриной о том, что «изучение и использование исторического опыта обучения и воспитания офицерских кадров, бесспорно, является действенным средством для обеспечения преемственности лучших традиций в формировании духовно-нравственной, общей, военно-политической и профессиональной культуры современного офицерс-
кого корпуса» [3, с. 442]. Ученый отмечает также, что официально такой кодекс нигде не разрабатывался. Однако предпосылки к его разработке были.
В рамках проекта «Формирование гражданской позиции будущего офицера средствами военных традиций» по инициативе автора настоящей статьи на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) имени Героя Советского Союза А.К. Серова был разработан Кодекс чести будущих офицеров-авиаторов. В исследовании за основу взято определение воинской чести В.А. Митрахович, рассматривающего данное понятие как комплекс взаимосвязанных компонентов (рациональный, эмоциональный, действенно-практический).
Рациональный компонент представляет собой систему знаний о сущности, содержании, критериях оценки воинской чести, наличии этого качества у себя и степени его сформированности.
Эмоциональный компонент (чувство воинской чести) понимается как устойчивое эмоциональное отношение воина к удовлетворению своей потребности к воинской чести; нравственные чувства; выражение признания обществом, коллективом реальных заслуг воина, подразделения, части; способность оценивать себя; самоуважение и переживание.
Действенно-практический компонент означает постоянную способность, волевую готовность достойно выполнять воинский долг в любое время и при любых обстоятельствах; привычки и умения поступать в соответствии с требованиями норм воинской части; способность к совершенствованию своей личности; умение поддерживать свое доброе имя и преодолевать недостатки [4, с. 106].
Структурно Кодекс состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Этот документ представляет собой совокупность положений, норм, правил, определений формирования профессионального сознания будущего офицера и гражданина России.
Методологической основой данного Кодекса являются заповеди величайших отечественных полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Л.А. Румянцева, военного историка М.И. Драго-мирова и др., гражданская и жизненная позиция прославленных военных летчиков: трижды Героев Советского Союза И. Кожедуба и А. Покрышкина.
Во введении отмечается, что целью данного Кодекса является: «взращивание в каждом курсанте гражданственности, ответственного отношения к своей профессиональной деятельности, бережного отношения к таким ценностям: «гражданственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь»». Подчеркивается, что в формировании воинской чести будущего офицера исходным фактором выступает преемственность, а решающим - среда военного вуза с его системой воспитания и традициями. Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова за свою многолетнюю историю (вуз создан 5 ноября 1938 года) подготовило десятки тысяч авиаторов, в том числе и военных специалистов для 54 стран мира, а также летчиков-космонавтов. 135 выпускников стали Героями Советского Союза, пятеро из них удостоены этого высокого звания дважды. Беспримерному подвигу воспитанника училища Алексея Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Прототипом главного героя произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» был выпускник училища Григорий Дольников. В основу известного кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики» легли страницы фронтовой биографии воспитанника вуза - дважды Героя Советского Союза Виталия Конева [5, с. 18].
Библиографический список
Основная часть Кодекса включает 4 раздела: «Я - патриот, гражданин Отечества», «Я - будущий офицер», «Я и традиционные ценности российского военного образования», «Я и другие». Понятие своего «Я» включает и то, каким курсант видит себя в настоящий момент, и то, каким он стремится стать в будущем, проектируя свою жизнь, свою профессиональную деятельность и определяя свои гражданские и духовно-нравственные ориентиры.
Каждый раздел основной части содержит ряд правил. Всего в Кодексе содержится 17 правил. Так, первый раздел «Я -патриот, гражданин Отечества» включает правила формирования будущего офицера как патриота и гражданина. Например, первое правило сформулировано так: «Гордость за свою страну, любовь к ней, готовность разделить ее беды и радости, страстное желание защитить ее, посвятить ей свои профессиональные знания, силы и даже жизнь, активное включение в работу по созданию новой России, нового облика ее Вооруженных Сил. Формирование гражданско-патриотического сознания у курсантов».
Второй раздел «Я - будущий офицер» включает правила, ориентирующие курсантов на будущую профессиональную деятельность. Так, третье правило звучит следующим образом: «Преданность избранной профессии военного лётчика и гордость за принадлежность к офицерскому корпусу ВВС России и его героическим традициям. Беспрекословное выполнение воинских приказов».
Третий раздел «Я и традиционные ценности российского военного образования» носит мировоззренческий характер, содержит и раскрывает такие нравственные категории, как долг, честь, ответственность и т.д. Например, девятое правило представлено таким содержанием: «Воинская честь, отражающая элементы сложной системы социальных связей личности курсанта с моральными ценностями армии и ВВС как важной ее составляющей и воинского коллектива (воинский долг, воинская дисциплина, чувство собственного достоинства, гражданская позиция, воинская ответственность, мужество и отвага), и являющая мощным моральным стимулом, мобилизующим будущего офицера на образцовое выполнение своих служебных обязанностей и глубокое осознание своей личной ответственности за выполнение воинского долга». Некоторые правила направлены на развитие и совершенствование сущностных сил, реализацию творческой активности курсантов. Например, именно на это направлено правило: «Постигая профессию офицера, знай, что уважительное отношение к товарищам по работе и подчиненным - твой профессиональный долг».
Четвертый раздел Кодекса «Я и другие» содержит правила, раскрывающие взаимоотношения курсанта с товарищами по группе, с будущими подчиненными, а также с другими людьми данного социума. Например, правило 15 предполагает: «Ответственность, уважение по отношению к другим и самому себе; умение давать объективную оценку окружающим и самому себе».
В заключительной части отмечается, что воспитание курсантов, обладающих предусмотренными «Кодексом чести будущего офицера-авиатора» непреходящими военными ценностями, становится духовным ориентиром, нормой жизни обучающихся в военном вузе и обеспечивает создание интеллектуального потенциала России XXI века в образе офицера, преданного воинскому долгу.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что разработанный и апробированный в условиях военного вуза «Кодекс чести будущего офицера-авиатора», во-первых, регламентирует жизнь курсантов, а, во-вторых, определяет основополагающие ценности жизни в воинском коллективе.
1. Шевцова, С.В. Воспитание профессиональной ответственности у курсантов военных вузов // Вестник высшей школы. - 2013. - № 3.
2. Ховрина, Л.Н. Традиционные ценности российского военного образования // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И.А. Зимней. - М., 2005.
3. Ховрина, Л.Н. Практические рекомендации по воспитанию традиционных ценностей военного образования // Стратегия воспитания в образовательной системе России. - М., 2005.
4. Митрахович, В.А. Формирование воинской чести у военнослужащих срочной службы как целостный процесс // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный процесс. - Волгоград, 2005. - Ч. 2.
5. Дегтерев, В. Краснодарское летное // Вестник Воздушного Флота. - 2005. - № 3.
Bibliography
1. Shevcova, S.V. Vospitanie professionaljnoyj otvetstvennosti u kursantov voennihkh vuzov // Vestnik vihssheyj shkolih. - 2013. - № 3.
2. Khovrina, L.N. Tradicionnihe cennosti rossiyjskogo voennogo obrazovaniya // Strategiya vospitaniya v obrazovateljnoyj sisteme Rossii: podkhodih i problemih / pod red. prof. I.A. Zimneyj. - M., 2005.
3. Khovrina, L.N. Prakticheskie rekomendacii po vospitaniyu tradicionnihkh cennosteyj voennogo obrazovaniya // Strategiya vospitaniya v obrazovateljnoyj sisteme Rossii. - M., 2005.
4. Mitrakhovich, V.A. Formirovanie voinskoyj chesti u voennosluzhathikh srochnoyj sluzhbih kak celostnihyj process // Aktualjnihe problemih sovremennogo vospitaniya: celostnihyj process. - Volgograd, 2005. - Ch. 2.
5. Degterev, V. Krasnodarskoe letnoe // Vestnik Vozdushnogo Flota. - 2005. - № 3.
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 377
Lehtina L.P. THE PRINCIPLES OF ADAPTIVE MANAGEMENT IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER. The article discusses the relevance of the development of an adaptive approach to management of the education and, in particular, of the control of forming professional competence among teachers. Currently various adaptive systems of education are widely studied in science: a system of education, a model of an educational institution, physical education, a system of up-bringing, a system of control, etc. The research presents a new dimension in this direction, adaptive management in formation of teachers' professional competence, namely, its main elements and principles.
Key words: adaptive approach, adaptive school, adaptive education, adaptive control, professional competence, formation of principles of adaptive management, professional competence of a teacher.
Л.П. Лехтина, директор МБОУ «СОШ № 30», г. Калтан, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается актуальность развития адаптивного подхода в управлении образованием, в частности, управления формированием профессиональной компетентности учителя. В настоящее время в науке активно изучаются различные адаптивные системы образования: система обучения, модель образовательного учреждения, физическая культура, воспитательная система, система управления и др. Предлагается вниманию новый аспект в этом направлении, адаптивное управление формированием профессиональной компетентности учителя, а именно, рассматриваются основные его элементы, а также принципы.
Ключевые слова: адаптивный подход, адаптивная школа, адаптивная система образования, адаптивное управление, профессиональная компетентность, формирование, принципы адаптивного управления формированием профессиональной компетентности педагога.
Модернизация российского образования, отражающая общенациональные, государственные интересы и мировые тенденции, предполагает реформирование образовательной системы во всех основных её направлениях, что обусловлено особенностями транзитивного общества, каковым в настоящее время является российское общество.
Важное место в решении многих актуальных проблем отечественного образования отводится его кадровому обеспечению, преодолению оторванности педагогических кадров от запросов современной экономики и общества. Сравнение уровня современной образовательной практики уровню экономического состояния общества позволяет, к сожалению, говорить о её соответствии середине прошлого века, и это не является сильным преувеличением. Это объясняется тем, что для обучения педагогами применяются технологии, не соответствующие задачам образования 21 века.
В поиске направлений совершенствования качества современного образования значительная место занимает идея построения адаптивной школы, учитывающей возможности каждого ученика, ориентированной на удовлетворение разнообразных познавательных потребностей и интересов школьников в аспекте дальнейшего их жизненного самоопределения и самореализации. В свою очередь, адаптивная школа требует учителя, обладающего профессиональными компетенциями, позволяющими решать новые задачи, определённые государственными образовательными стандартами. Изменение образовательной парадигмы, ориентированной на компетентностный подход, стремление к новому качеству образования, прежде всего, требуют диверсификации, гибкости, мобильности, адаптивности педагогической деятельности, с учётом потребностей и возможностей обучающегося [1-6].
В такой ситуации востребованным становится учитель, способный сам адаптироваться к потребностям нового общества, готовый к воспитанию функционально грамотной личности, направленной на саморазвитие и самореализацию. Решение дан-
ной задачи во многом зависит от того, владеет ли учитель обобщенными способами решения педагогических задач, критериями их оценки, способен ли он принимать проблемы как лично значимые, осуществлять рефлексивный отбор способов их решения и оценивать полученные результаты и др.
Учитель, в условияхпостиндустриального общества, должен стать проводником в создании новой, эффективной системы обучения, проводником успешной адаптации подрастающего поколения к новому, формируемому обществу, а не к обществу, которого уже нет, но которое формировало самого педагога, работающего в современной отечественной школе.
Таким образом, становится актуальной проблема формирования профессионально компетентного учителя адаптивной школы и поиска соответствующего подхода к управлению этим процессом. Многолетний опыт практической деятельности и изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет говорить, прежде всего, о целесообразности применения адаптивного подходак формированию профессионально компетентного учителя адаптивной школы. Исследование выявленных нами в науке работ свидетельствует о глубокой разработанности в науке этого подхода. Адаптивный подход относится к междисциплинарным научным подходам, он разработан и применяется во многих сферах и отраслях жизни общества: социологии, управлении, кибернетике, биологии, педагогике и др.
В управлении образованием заслуживаетвнимания точка зрения Заруба Н.А. на адаптивный подход. Она рассматривает «адапивный подход в управлении образованием, во-первых, как некоторую позицию, точку зрения. Во-вторых, как проектирование или организацию адаптивного процесса управления адаптивными образовательными системами. В-третьих,«как взгляд на управление адаптивными системами в образовании, в основе которого принятие того факта, что управление адаптивной системой (адаптивной школой, адаптивной системой обучения и др.) должно носить адаптивный характер» [3, с. 77]. По её мнению, «существенным моментом в понимании адаптивной