Научная статья на тему 'Терминологические аспекты адаптивного управления образованием'

Терминологические аспекты адаптивного управления образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ (СИТУАЦИОННЫЙ / АДАПТИВНЫЙ И ДР.) / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЛОЖНООРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА / САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / АДАПТАЦИОННЫЙ ТИП САМОУПРАВЛЯЕМОГО РАЗВИТИЯ / АДАПТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SCIENTIFIC APPROACHES (SITUATIONAL / ADAPTIVE / ETC.) / ADAPTIVE MANAGEMENT / COMPLEX STRUCTURAL SYSTEM / SELF-DEVELOPING SYSTEM / SELF-ORGANIZING SYSTEM / ADAPTATION OF THE TYPE OF SELF-GOVERNING / ADAPTABILITY OF THE EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заруба Наталья Андреевна

В статье обосновывается актуальность разработки проблемы развития адаптивного управления образованием как эффективного научного подхода в условиях российского общества, характеризующегося активными трансформационными процессами. Основное место в статье отводиться проблеме терминологического анализа понимания адаптивного управления образованием, так как его дальнейшее развитие в условиях транзитивного общества имеет существенные перспективы в связи с тем, что оно обладает методами, адекватными времени перманентных активных перемен и приспособленными к учёту факторов среды (внутренней и внешней). Предлагается точка зрения, в соответствии с которой, в условиях сложных трансформационных процессов, сопровождающихся проявлениями неопределённости и риска, происходящих, например, в современном российском обществе, эффективными, с точки зрения, управления образованием как социальной системой, могут быть научные концепции, основанные на принципах гибкости, адаптивности, изменчивости и пластичности управления. Эти принципы присущи адаптивному управлению, и понимание его с точки зрения терминологического анализа, думается, будет способствовать активному развитию, как теории адаптивного управления, так и практики. Предложен краткий анализ терминологического поля проблемы адаптивного управления на основе детального рассмотрения объекта адаптивного управления социальной системы образования. Ключевыми понятиями адаптивного управления образованием как социальной системой целесообразно считать мало исследуемые в науке термины «сложноорганизованная», «саморазвивающаяся», «самодвижущаяся», «самоорганизующаяся» система. В статье подчёркивается важность диалектического единства адаптационного самоуправляемого развития и бифуркационного самоуправляемого развития социальной системы образования, а неустойчивое её состояние следует рассматривать как возможность перехода из одного качественного состояния в другое. Важно также понимать, что приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям новой социальной среды транзитивного общества это и процесс, и результат собственной активности самоорганизующихся системы, каковой является социальная система образования. Одновременно следует учитывать, что адаптационное развитие системы образования как социальной системы носит характер самоуправляемого развития и предполагает адекватное этому процессу управление, адаптивное управление, так как оно обладает адаптивными свойствами, направлено на повышение адаптационных возможностей человека, на развитие его творческого потенциала в условиях перманентных трансформационных процессов, характерных для современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTIVE MANAGEMENT OF EDUCATION

The article substantiates the relevance of the problems of adaptive management education development as an effective scientific approach in the conditions of Russian society, characterized by active transformation processes. The main place in the article is taken by a problem of terminological analysis of understanding the adaptive management education, as its further development in the conditions of transitive society has significant prospects, due to the fact that it has the means, adequate time permanent active change and are adapted to the account of environmental factors (internal and external). It offers a point of view, according to which, in complex transformation processes, accompanied by manifestations of uncertainty and risk taking place, for example in the modern Russian society, effective from the point of view, the management of education as a social system can be based on scientific concepts of the principles of flexibility, adaptability, variability and control plasticity. These principles are inherent in adaptive management and understanding it in terms of terminological analysis will contribute to the active development, as the adaptive control theory and practice. A brief analysis of the problem of terminological field of adaptive management based on detailed consideration of the object of adaptive control is social education. The key concepts of adaptive management of education as a social system is advisable to consider a little studied in the science of the terms “highly organized,” “self-developing,” “self-propelled,” “self-organizing” system. The article emphasizes the importance of the dialectical unity of self-directed adaptation of the bifurcation and self-managed development of the social system of education, and its unstable condition should be seen as an opportunity to transition from one qualitative state to another. It is also important to understand that the device of self-organizing systems to the changing conditions of a new social environment transitive society is both, the process and the result of its own self-organizing activity of the system, which is the social system of education. At the same time it should be noted that the adaptive development of the education system as a social system has the character of self-directed development and suggests control adequate to the process, adaptive control, as it has adaptive properties, aimed at increasing the adaptive capacities of man, the development of his creativity in a permanent transformation processes typical of the modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Терминологические аспекты адаптивного управления образованием»

26. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02.05.2015) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal law of December 29, 2012, no. 273-FZ (ed. on 31.12.2014, as amended from 02.05.2015) "On Education in the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: pravo.gov.ru (accessed 20.04.2016).

27. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Y.V. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoy distsipliny [Formation of the personal information culture: theoretical basis and modeling the content of the discipline]. Moscow, Mezhregional'nyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva Publ., 2006. 512 p. (In Russ.).

УДК 37.072; 316.4

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Заруба Наталья Андреевна, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва (г. Кемерово, РФ). E-mail: znak42@mail.ru

В статье обосновывается актуальность разработки проблемы развития адаптивного управления образованием как эффективного научного подхода в условиях российского общества, характеризующегося активными трансформационными процессами. Основное место в статье отводиться проблеме терминологического анализа понимания адаптивного управления образованием, так как его дальнейшее развитие в условиях транзитивного общества имеет существенные перспективы в связи с тем, что оно обладает методами, адекватными времени перманентных активных перемен и приспособленными к учёту факторов среды (внутренней и внешней). Предлагается точка зрения, в соответствии с которой, в условиях сложных трансформационных процессов, сопровождающихся проявлениями неопределённости и риска, происходящих, например, в современном российском обществе, эффективными, с точки зрения, управления образованием как социальной системой, могут быть научные концепции, основанные на принципах гибкости, адаптивности, изменчивости и пластичности управления. Эти принципы присущи адаптивному управлению, и понимание его с точки зрения терминологического анализа, думается, будет способствовать активному развитию, как теории адаптивного управления, так и практики. Предложен краткий анализ терминологического поля проблемы адаптивного управления на основе детального рассмотрения объекта адаптивного управления - социальной системы образования. Ключевыми понятиями адаптивного управления образованием как социальной системой целесообразно считать мало исследуемые в науке термины «сложноорганизованная», «саморазвивающаяся», «самодвижущаяся», «самоорганизующаяся» система. В статье подчёркивается важность диалектического единства адаптационного самоуправляемого развития и бифуркационного самоуправляемого развития социальной системы образования, а неустойчивое её состояние следует рассматривать как возможность перехода из одного качественного состояния в другое. Важно также понимать, что приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям новой социальной среды транзитивного общества - это и процесс, и результат собственной активности самоорганизующихся системы, каковой является социальная система образования. Одновременно следует учитывать, что адаптационное развитие системы образования как социальной системы носит характер самоуправляемого развития и предполагает адекватное этому процессу управление, адаптивное управление, так как оно обладает адаптивными свойствами, направлено на повышение адаптационных возможностей человека, на развитие его творческого потенциала в условиях перманентных трансформационных процессов, характерных для современного российского общества.

Ключевые слова: научные подходы (ситуационный, адаптивный и др.), адаптивное управление, сложноорганизованная система, саморазвивающаяся система, самоорганизующаяся система, адаптационный тип самоуправляемого развития, адаптивность системы образования.

TERMINOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTIVE MANAGEMENT OF EDUCATION

Zaruba Natalya Andreevna, Dr of Sociological Sciences, PhD in Pedagogy, Professor, Department Chair of State and Municipal Management, Kemerovo State Technical University named after T.F. Gorbachev (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: znak42@mail.ru

The article substantiates the relevance of the problems of adaptive management education development as an effective scientific approach in the conditions of Russian society, characterized by active transformation processes. The main place in the article is taken by a problem of terminological analysis of understanding the adaptive management education, as its further development in the conditions of transitive society has significant prospects, due to the fact that it has the means, adequate time permanent active change and are adapted to the account of environmental factors (internal and external). It offers a point of view, according to which, in complex transformation processes, accompanied by manifestations of uncertainty and risk taking place, for example in the modern Russian society, effective from the point of view, the management of education as a social system can be based on scientific concepts of the principles of flexibility, adaptability, variability and control plasticity. These principles are inherent in adaptive management and understanding it in terms of terminological analysis will contribute to the active development, as the adaptive control theory and practice. A brief analysis of the problem of terminological field of adaptive management based on detailed consideration of the object of adaptive control is social education. The key concepts of adaptive management of education as a social system is advisable to consider a little studied in the science of the terms "highly organized," "self-developing," "self-propelled," "self-organizing" system. The article emphasizes the importance of the dialectical unity of self-directed adaptation of the bifurcation and self-managed development of the social system of education, and its unstable condition should be seen as an opportunity to transition from one qualitative state to another. It is also important to understand that the device of self-organizing systems to the changing conditions of a new social environment transitive society is both, the process and the result of its own self-organizing activity of the system, which is the social system of education. At the same time it should be noted that the adaptive development of the education system as a social system has the character of self-directed development and suggests control adequate to the process, adaptive control, as it has adaptive properties, aimed at increasing the adaptive capacities of man, the development of his creativity in a permanent transformation processes typical of the modern Russian society.

Keywords: scientific approaches (situational, adaptive, etc.); adaptive management; complex structural system; self-developing system; self-organizing system; adaptation of the type of self-governing; adaptability of the education system.

В теории управления существуют научные концепции, которые особо востребованы в периоды активного изменения социальных систем под воздействием различных внешних факторов, например, инноваций и реформ. Множественность и разнообразие объективного мира служат основанием для существования большого многообразия систем, подсистем, управление которыми должно носить не только системный характер, но адаптивный.

К числу научных концепций, применение которых в условиях активных перемен в обществе может быть наиболее эффективным, относится,

например ситуационный подход. Основу этого подхода составляет выбор таких методов управления, которые были бы адекватны конкретной ситуации, её особенностям и условиям, в которых она возникла. Стоит согласиться с точкой зрения исследователей, которые видят достоинства данного подхода в его гибкости и оперативности [2-5; 8].

Принимая исключительную важность этого подхода для современных реалий управления образованием, следует отметить его некоторую ограниченность, так управление в этом случае ориентировано на решение «пожарных» проблем

с целью поддержания стабильности, устойчивости системы, и практически не учитываются саморазвивающиеся возможности системы.

Можно рассматривать актуальность в условиях активных перемен и других подходов в управлении образованием: исследовательского, рефлексивного, мотивационного, ресурсного, оптимизационного и др. Однако особо, думается, следует говорить об актуальности адаптивного подхода управления образованием как социальной системой. В науке существуют разнообразные научные точки зрения на понимание «адаптивного управления», но в их основе есть то общее, что присуще, по мнению исследователей, только адаптивному подходу и никакому другому.

Во-первых, все исследователи определяют суть концепции адаптивного управления в её стратегии приспособления в виде комбинации наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов не только внешней, но и внутренней среды: активное использование сильных сторон системы и одновременное торможение, игнорирование, сдерживание негативных тенденций [1; 3; 8 и др.].

Во-вторых, адаптивное управление как процесс управления, основан на адаптивном подходе, целью которого является достижение желаемых результатов посредством управленческих воздействий на основе использования адаптивных методов управления [1; 2; 4-6 и др.].

В истории теории адаптивного управления есть моменты, которые способствовали её появлению. Это идея открытой системы управления, она возникла в 70-х годах ХХ века. В соответствии с ней открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающийся, она зависит также от энергии, информации и материалов, поступающих извне, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, но она является самоорганизующейся. С точки зрения науки кибернетики, самоорганизующаяся система - это сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от внешних и внутренних условий [2; 6; 8 и др.].

Вместе с тем, социальная система образования как сложноорганизованная и саморазвиваю-

щаяся система не приемлет для себя насильственного навязывания путей её развития, если они не определены, во-первых, потребностями самих субъектов системы образования, а также потребностями среды и общества, которые, во многом, определяют адаптивное развитие системы образования. Следует учитывать, что система образования как сложная и открытая социальная система имеет адаптивные свойства, которые позволяют ей приспосабливаться к динамичной и нестабильной внешней среде транзитивного общества и к весьма многообразной внутренней среде перманентно реформируемого образования. То есть адаптивные системы благодаря своей адаптивности и изменчивости - это самоорганизующиеся системы. Кроме того, сложные адаптивные системы способны самообучаться, то есть корректировать свои действия в зависимости от результатов предыдущих действий и активно встраиваться в среду, приспосабливаясь к ней и, в то же время, изменяя её в ходе своей активности.

Для терминологического осмысления понятия «адаптивное управление» было осуществлено изучение философской, социологической, психологической литературы. Оно свидетельствует о том, что имеет место как отождествление важных для понимания понятия «адаптивное управление» терминов «самоорганизующаяся» и «саморазвивающаяся» система, так и их различие [1-5 и др.].

«Самоорганизующаяся система» способна сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от внешних и внутренних воздействий, а «самодвижение», присущее ей, выражает изменения объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов, условий. Как самопроизвольное изменение «самодвижение» рассматривается в относительном противопоставлении движению, происходящему под влиянием внешних факторов. В открытых и целостных системах, какой является система образования, осуществляется не просто «самодвижение», а «саморазвитие», то есть «самодвижение», сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации. Адаптивное управление и самоорганизация неразрывно связаны и могут переходить друг в друга, играть большую или меньшую роль на тех или других иерархических

уровнях системы. Думается, в этом случае целесообразно говорить о необходимости оптимального сочетания самоорганизации и адаптивного управления. Единство адаптивного управления и самоорганизации реализуются в самоуправлении, выступающем как коллективное управление, которое не отрицает необходимости вертикали управления и делегирования полномочий в виде реализации идей партисипативного управления.

Самоуправляемое развитие социальной системы образования представляет собой систему изменений, которые направлены в сторону формирования нового качества образования и способствуют росту динамичности и активности как самой социальной системы, так и её элементов. Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям новой социальной среды транзитивного общества - это и процесс, и результат собственной активности самоорганизующихся систем. Адаптационное развитие системы образования как социальной системы носит характер самоуправляемого развития и предполагает адекватное этому процессу управление, адаптивное управление.

Внимание к таким понятиям, как «самодвижущаяся система», «саморазвивающаяся система», «самоорганизующаяся система» и взаимосвязь между ними подчёркивают важность понимания системы образования как адаптивной системы, которой присущи: динамичность как способность непрерывно адаптироваться к изменяющимся условиям; диатропичность как совокупность многочисленных самоорганизующихся и находящихся между собой в различных отношениях подсистем; автономность как способность выстраивать для себя границы, которые дают возможность формировать собственный образ по внутренним правилам и противостоять внешнему воздействию негативного плана; неопределённость как строго не детерминированное взаимодействие элементов системы.

Свойство неопределённости социальной системы образования можно понимать как своего рода неравновесность и неустойчивость, которая возникла как под воздействием внутренних и внешних факторов, так и под управленческим воздействием:

- существование многочисленных парадигм развития системы образования, которые подчас не способствуют его развитию, а тормозят его;

- не проходящая нестабильность системы образования в целом на протяжении длительного времени;

- социально-психологическая хроническая усталость субъектов системы образования от инноваций, не приносящих положительных перемен;

- отчуждение общества от решения проблем системы образования и др.

Важно подчеркнуть в связи с этим актуальность новой концепции детерминизма, в соответствии с которой связи и отношения элементов адаптивной системы управления образованием не сводятся только к причинно-следственным связям, а рассматриваются так же, как связи случайные и необходимые, возможные и необходимые, прямые и косвенные, связи функционирования и развития и т. д. Это в свою очередь предполагает понимание того, что в новых нестабильных условиях не может быть управления системой образования механического, жёсткого, основанного на трансляции прежнего опыта, оно должно быть гибким, адаптивным, приспособленным к непрерывным изменениям внутренней и внешней среды системы образования; предполагает также необходимость рассматривать неустойчивость системы образования как конструктивный элемент, как синоним развития, которое происходит, как правило, через бифуркации и случайные связи. Неустойчивое, неравновесное развитие системы образования как адаптивной системы требует понимания механизмов развития сложных нелинейных систем, каковой является система образования, которая требует новых подходов к управлению, традиционные подходы уже не работают.

При перманентно возникающих сбоях в условиях транзитивного общества система образования может напоминать своего рода некий хаос. На смену одним решённым проблемам накатываются другие, более сложные, а за ними опять новые и более сложные, и завершённость никогда не наступит, так как система образования как адаптивная система постоянно эволюционирует,

то есть ей свойственна способность к самоорганизации и самодостраиванию, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям.

В данном случае мы говорим об адаптивности системы образования, которая предполагает адекватный подход к управлению образованием, то есть речь идёт об актуализации адаптивного управления, сердцевиной которого является функциональная проблема адаптации. Адаптационный тип самоуправляемого развития социальной системы образования - это её адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, которые могут оказывать на жизнедеятельность системы образования как положительное, так и отрицательное влияние. В рамках этого типа доминирует тенденция сохранения гомеостаза, то есть неизменными остаются основные содержательные и организационные структурные элементы системы и происходят только количественные изменения, которые носят форму расширения, а характер функционирования остаётся неизменным.

В связи с этим можно говорить о двух видах самоуправляемого развития системы образования: функционирование и самоуправляемое развитие по экстенсивному типу. Экстенсивное развитие идёт по пути вовлечения в социальный процесс всё более широкого круга его участников или по пути расширения системы социальных связей, складывающихся между субъектами системы образования. Функционирование - это стабильное состояние системы образования в определённом заданном режиме и в соответствии с заданными направлениями (на цели образования, диктуемые социальным заказом сегодняшнего дня, а не будущего), ориентированное на достижение результатов. Иные условия или факторы, возникающие в самой системе, могут сделать функционирование системы неэффективным. Механизмы адаптационного развития под влиянием внешних или внутренних факторов не способны вывести систему образования за границы её адаптационных возможностей и придать ей новое качественное состояние, это возможно только в условиях бифуркационного самоуправляемого развития. Конечно, следует подчеркнуть диалектическое единство адаптационного самоуправляемого развития (функционирование как обеспечение постоянства основных параметров

системы образования) и бифуркационного самоуправляемого развития (неустойчивое состояние как возможность перехода из одного качественного состояния в другое). Именно функционирование становится точкой отсчёта для развития, а развитие в свою очередь работает на построение качественно новых моделей функционирования.

Столь подробное освещение свойств бифуркационного самоуправляемого развития системы образования принципиально значимо, так как это является основой понимания адаптивного управления.

Управленческая природа адаптивной системы образования определяет природу адаптивного управления образованием, эффективность которого во многом определяется бифуркационным и адаптационным процессами системы образования, с присущими ей следующими свойствами:

- направленностью системы образования на развитие с учётом максимального использования возможностей внутренней и внешней среды, возникающих в процессе изменений;

- изменение свойств системы образования за счёт преобразования гомеостатических механизмов в гомеодинамические;

- разнообразие и неустойчивость возможных траекторий самоуправляемого развития системы образования:

- обладание адаптивной системы образования нелинейной и избирательной чувствительностью к внешним и внутренним воздействиям.

Понятно, что самоуправляемое развитие бифуркационного режима системы образования является более предпочтительным, чем адаптационное, так как, познав его динамику, можно управлять всем, чего не сможем предсказать и предсказать всё, чем не можем управлять.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы:

- во-первых, систему образования как социальную систему при рассмотрении проблемы адаптивного управления следует понимать как самоуправляемую целостную систему, осуществляющую своё развитие за счёт эффективного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей внешней среды;

- во-вторых, следует рассматривать самоуправляемое развитие системы образования и как

её качественное состояние, и как процесс перехода системы из одного состояния в другое, причём понимать, что этот процесс неустойчивый и неопределённый, требующий также такого управления, которое будет эффективным именно в этих условиях;

- в-третьих, адаптивное управление адаптивной системой образования должно осуществляться через механизмы её самоуправляемого развития, в котором значимыми являются момен-

ты взаимодействия внешних управляющих воздействия и самоуправления.

Итак, адаптивное управление системой образования, которая обладает адаптивными свойствами как социальная система, направлено на повышение адаптационных возможностей человека, на развитие его творческого потенциала в условиях перманентных трансформационных процессов, характерных для современного российского общества.

Литература

1. Заруба Н. А. Актуальность адаптивного подхода к подготовке специалистов в условиях социальных трансформационных процессов российского общества // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. -2014. - № 29-1. - С. 109-115.

2. Заруба Н. А. Управление образованием: адаптивный подход // Научные труды SWorld. - 2012. - Т. 16. - № 1. -С. 23-29.

3. Заруба Н. А. Адаптивная школа как феномен российского общества (методология и социальная технология управления): дис. ... д-ра социологических наук. - Новосибирск, 2003. - 412 с.

4. Заруба Н. А. Роль системы непрерывного образования в адаптации специалистов: современные проблемы и пути их решения // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 3. - С. 66-71.

5. Заруба Н. А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 75-80.

6. Ростовцева М. В. Адаптивность как отношения личности и общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Красноярск: Сибир. федер. ун-т, 2010. - 26 с.

7. Тенденции развития современного образования: новый взгляд: сб. науч.-метод. тр. - Новосибирск: НИПКиПРО. - 2010. - 245 с.

8. Философские проблемы теории адаптивности / под ред. Г. И. Царегородцева. - М., 1975. - 215 с.

References

1. Zaruba N.A. Aktual'nost' adaptivnogo podkhoda k podgotovke spetsialistov v usloviyakh sotsial'nykh transformatsi-onnykh protsessov rossiyskogo obshchestva [Necessity of an adaptive approach to the training of specialists in conditions of social transformation processes in Russian society]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, no. 29-1, pp. 109-115. (In Russ.).

2. Zaruba N.A. Upravlenie obrazovaniem: adaptivnyy podkhod [Education Management: an adaptive approach]. Nauchnye trudy SWorld [Scientific World], 2012, vol. 16, no. 1, pp. 23-29. (In Russ.).

3. Zaruba N.A. Adaptivnaya shkola kak fenomen rossiyskogo obshchestva (metodologiya i sotsial'naya tekhnologiya upravleniya). Diss. doktora sotsiologicheskikh nauk [Adaptive school as a phenomenon of Russian society (methodology of social and technology management). Diss. Dr in sociological sci.]. Novosibirsk, 2003. 412 p. (In Russ.).

4. Zaruba N.A. Rol' sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v adaptatsii spetsialistov: sovremennye problemy i puti ikh resheniya [Role of continuing education in adaptation specialists: modern problems and ways of their solution]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin Kazan State University of Culture and Arts], 2014, no. 3, pp. 66-71. (In Russ.).

5. Zaruba N.A. Adaptivnyy podkhod v upravlenii obrazovaniem: printsipy upravleniya [Adaptive approach to management education: principles of management]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2012, no. 2, pp. 75-80. (In Russ.).

6. Rostovtseva M.V. Adaptivnost' kak otnosheniya lichnosti i obshchestva. Avtoref. dis kand. filos. nauk [Adaptability as relationship of the individual and society. Author's abstract of Diss. PhD in philosophy]. Krasnoyarsk, Sibirskiy federal'nyy universitet Publ., 2010. 26 p. (In Russ.).

7. Tendentsii razvitiya sovremennogo obrazovaniya: novyy vzglyad. Sbornik nauchno-metodicheskikh trudov [Tendencies of development of modern education: a new look. the Collection of scientific and methodical works]. Novosibirsk, NIPKiPRO Publ., 2010. 245 p. (In Russ.).

8. Filosofskie problemy teorii adaptivnosti [Philosophical problems of the theory of adaptability]. Ed. G.I. Tsaregorodt-seva. Moscow, 1975. 215 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.