Научная статья на тему 'Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления'

Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1641
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ / АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / АДАПТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / ADAPTATION / MANAGEMENT PRINCIPLES / ADAPTIVE APPROACH IN EDUCATIONAL MANAGEMENT / ADAPTIVE MODEL OF MANAGEMENT / ADAPTING MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заруба Н. А.

В статье обоснована актуальность развития адаптивного подхода в управлении образованием в условиях инновационного этапа его развития; рассмотрены основные принципы теории адаптивного подхода в управлении образованием. Дано представление о сущности предлагаемых принципов, их особенностях; обоснована целесообразность совокупности принципов адаптивного подхода в управлении образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE APPROACH TO EDUCATIONAL MANAGEMENT: PRINCIPLES OF MANAGEMENT

The paper gives grounds of adaptive approach development in educational management in conditions of the innovational stage of its development; basics of the adaptive approach theory are provided. Several ideas on the nature of the principles offered and their peculiarities are given; the complex of principles of adaptive approach in educational management is reasoned.

Текст научной работы на тему «Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления»

1. Katane Irena et al. Teacher competence and further education as priorities for sustainable development of rural school in Latvia. // Journal of Teacher Education and Training. - 6. (2006). - Р. 41-59.

2. Gupta Kavita (1999). A practical guide for need assessment. San Francisco: John Wiley & Sons. Inc.

3. Bauer K.-O, Bauer K.-O., Kopka A., Brindt S. (2006). Pдdagogische Professional^ und Lehrerarbeit. Weinheim und Mbnchen.

4. Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 6-31.

5. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. - Режим доступа:. http://www.sde.ru/files/tZ pdf/13.pdf (дата обращения: 24.03.2012).

6. Wong K. H. New Teacher Induction: The Foundation for Comprehensive. Coherent, and Sustained Professional Development. - URL: www.newteacher. com/pdf/CorwinGallery.pdf (режим доступа: 28.07. 2011).

7. Podsen, I.J., & Denmark, V.M. (2000). Coaching and Mentoring First-year

and Student Teachers. New York: Eye on Education.

8. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб.: Изд-во Питер, 2003. - 204 с.

9. Norman D.N. & Ganser T. A Humanistic Approach to New Teacher Mentoring: A Counseling Perspective. // Journal of Humanistic Counseling, Education And Development 43 Fall. - 2004. -р. 129-140.

10. Strong M. Effective Teacher Induction & Mentoring: Assessing the Evidence. Roreword by Richard Ingersoll. - New York: Teachers College Press, 2009.

11. Moir Ellen. Accelerating Teacher Effectiveness: Lessons Learned from Two Decades of New Teacher Induction. // Phi Delta Kappan. - 91.2 (Oct. 2009).

- Р. 18-24.

12. Koballa T., Jr., L. Bradbury & C.M. Deaton. Realize Your Mentoring Success: Conceptions of Mentoring Help Shape Interactions Between New Science Teachers and Their Mentors. // The Science Teacher. - 75.5 (Summer 2008). Р. 43-52.

13. Льюис Г. Менеджер - наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. Пер. с англ. - Минск: Изд-во Амалфея, 1998. - 288 с.

14. How to Build a Successful Mentoring Program: Using the Elements of Effective Practice: A Step-By-Step Tool Kit for Program Managers. - MENTOR/ NMP, 2005.

15. Watson S. Virtual Mentoring in Higher Education: Teacher Education and Cyber-Connections // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. - 18.2 (2006). Р. 168-177.

16. Partnering for Success: A Resource Handbook for Mentors. - Режим доступа: http://www.edu.gov.on.ca/eng/teacher/NTIPMentor.pdf (дата обращения: 10.01.2012).

17. Padua J.F.M. Mentor teachers: tips and techniques that support classroom teachers. - Режим доступа http://www.prel.org/products/paced/ apr03/pc_mentors.htm (retrieved 28.07. 2010).

18. Flynn G.V. & Nolan B. The Rise Fall of a Successful Mentor Program: What Lessons Can Be Learned? // The Clearing House. - 81.4 (2008). Р. 173-180.

19. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 7-60.

20. Gagen L., Bowie S. Effective Mentoring: A Case for Training Mentors for Novice Teachers. // Journal of Physical Education, Recreation & Dance. -76.7. -(2005). Р. 40-45.

УДК / UDC Н. А. Заруба, кандидат педагогических наук, доктор социологических наук,

37.014.542 профессор, действительный член Академии педагогических и социальных

наук Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово, Россия, priemnaya@kemguki.ru

Nathalie Zaruba, PhD in Pedagogics, Doctor of social sciences, professor, full member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences of Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russia, priemnaya@kemguki.ru

АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

ADAPTIVE APPRoAcH ТО EDucATioNAL MANAGEMENT:

principles of management

В статье обоснована актуальность развития адаптивного подхода в управлении образованием в условиях инновационного этапа его развития; рассмотрены основные принципы теории адаптивного подхода в управлении образованием. Дано представление о сущности предлагаемых принципов, их особенностях; обоснована целесообразность совокупности принципов адаптивного подхода в управлении образованием.

The paper gives grounds of adaptive approach development in educational management in conditions of the innovational stage of its development; basics of the adaptive approach theory are provided. Several ideas on the nature of the principles offered and their peculiarities are given; the complex of principles of adaptive approach in educational management is reasoned.

Ключевые слова: адаптация, принципы управления, адаптивный подход в управлении

образованием, адаптивная модель управления, адаптивный механизм.

Keywords: adaptation, management

principles, adaptive approach in educational management, adaptive model of management, adapting mechanism.

В современных условиях развития науки «управление» насчитывается большое количество научных подходов к осуществлению управленческой деятельности, базирующихся на общих взглядах на место и роль управления.

Существующие подходы различаются между собой концептуально: часть подходов ориентирована на технологию управленческой деятельности, а их авторы рассматривают управление как разновидность «технологического труда». Другая часть видит смысл управления в развитии людей в организации (их отношений, потребностей, мотивов) и создании условий для реализации человека, третьи

- стремятся объединить воедино различные взгляды и точки зрения. Таким образом, существующие концепции управления можно условно разделить на три группы: технократические, человекоцентристские, интегративные.

Сложилась система методологических подходов управления и в образовании. Их можно условно разделить на три группы на основе такого критерия как предмет изучения: подходы, предметом исследования в которых является структура управления, подходы, предметом исследования которых является результативность управленческой деятельности, подходы, предметом исследования в которых является личность человека (управляющего и управляемого].

Наиболее разработанными оказались теории, в качестве предмета исследования в которых выступает структура управления. К этой группе относятся: системный подход (С. А. Архангельский, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Т. И Шамова и др.]; функциональный (процессный] (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. В. Худоминский и др.]; проблемно-функциональный (В. С. Лазарев, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.].

Анализ подходов этой группы позволил сделать выводы о том, что эти подходы направлены:

- на выделение, как правило, формальной структуры, диктующей жесткое алгоритмизированное управление;

- на решение в немалой степени механистических, административно-бюрократических проблем без ориентации на человека;

Важно также, что они не способствуют, а точнее, затрудняют решение проблем творческого характера.

Особое место в этой группе занимает ситуационный подход, в основе которого управление как поэтапный процесс, здесь особое значение приобретает индивидуальное и групповое поведение субъектов управления (П. И. Третьяков, Ф. Хедуори и др.].

Вторая группа подходов, предметом исследования которых является результативность управленческой деятельности, представлена оптимизационным подходом ( М. М. Поташник, Ю. К. Бабанский и др.]; исследовательским (Т. И. Шамова, Г. М. Тюлю и др.], рефлексивным (Т. М. Давыденко, Т. И Шамова и др.]. При несомненной перспективности этих научных подходов, у них есть недостаток - это научно-теоретическая неподготовленность специалистов к управлению на основе этих подходов и сложность в их осуществления на практике по причине отсутствия специальной подготовки

педагогов, занимающихся управленческой деятельностью, не имея профессионального образования для этого.

Третья группа подходов, объединенная под названием «человекоцентристский» (А. М. Моисеев, Н. В. Немова, М. А. Ушаков, В. М. Шепель и др.], включает в себя: мотивационный подход ( В. С. Лазарев, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков и др.], программно-целевой ( И. К. Шалаев и др.] ресурсное управление ( К. М. Ушаков и др.].

При всей значимости перечисленных подходов следует отметить, что они эффективно обеспечивали результаты управления в условиях стабильного времени, а в условиях динамичного, малопредсказуемого, инновационно- окрашенного - нужны иные подходы. Они должны быть ориентированы на личность, способную не только нейтрализовать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на осуществление успешной деятельности управляемых и управляющих, но и на личность, способную положительно влиять на активную деятельность специалиста по преобразованию окружающей действительности.

Кроме того, время перемен и инноваций в обществе требует гибких, адаптивных подходов в управлении. Конечно, в управлении инновациями, в том числе в системе образования, менеджеры применяют различные подходы к технологиям адаптивного управления. В науке разработаны линейная технология, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление, управление по изменениям, а также технологии разработки управленческих решений в условиях определенности, неопределенности с использованием различных методов и средств.

Актуальность такого управления соответствует теории и практике управления в быстро изменяющихся условиях. При этом появляется возможность оценить деятельность системы адаптивного управления в целом, дифференцируя элементы адаптивной системы по сферам деятельности, процедурам управления и по этапам принятия решения. Все виды технологий применимы для адаптивного управления.

Механизм взаимодействия теории и практики адаптивного управления сводится к измерению состояния системы образования, технологизации различных сфер деятельности и росту уровня профессиональной компетенции менеджеров. Основную роль в реализации адаптивного управления играет управленческое решение.

Адаптивная модель управления социаль-

ными (социально-педагогическими] системами состоит из двух взаимосвязанных частей: адаптивной системы планирования и адаптивной системы регулирования, которые структурно представляют собой полную идентичность и состоят из следующих взаимосвязанных частей: модель планирования (регулирования];

имитационная модель формирования процесса; внутренний (имитационный] адаптер; внешний (объектный] адаптер.

Внешний адаптер на основе анализа характеристик объекта и внешней среды выбирает моде ль задачи планирования, а также имитационную модель, осуществляя тем самым структурную адаптацию системы управления. Затем по результатам выполнения планов прошлых периодов и прошлых возмущающих воздействий он подстраивает параметры в модели планирования (регулирования] и имитационной модели, включающей имитационные модели объекта, среды и системы регулирования. По имитационной модели осуществляется реализация плана и оцениваются потери, не позволяющие достичь потенциального эффекта. Имитация реализации плана выполняется несколько раз для получения статистически значимых оценок показателей плана. Если план с учетом возможностей его реализации приемлем, то он принимается к исполнению. В противном случае внутренний адаптер, основываясь на результатах имитации, подстраивает параметры модели планирования и модели регулирования, и работа схемы повторяется, начиная с пересчета плана при новых параметрах.

В основу разработки адаптивного подхода в управлении положена концепция адаптации, которая в науке рассматривается в качестве стратегии приспособления. Она состоит в том, что в реальной жизни стратегия любой организации, в том числе и ведущей образовательную деятельность, представляет собой комбинацию наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов не только внешней, но и внутренней среды. Действия направлены на активное использование сильных сторон системы и одновременное торможение, а также игнорирование, сдерживание негативных тенденций и развитие положительных др. [1]. То есть речь идет об адаптации образовательного учреждения как системы к внешнему миру.

Существует необходимость понимания адаптивного управленческого процесса как процесса управления, основанного на адаптивном подходе, способствующего получению желаемых результатов посредством управленческих воздействий, на основе использова-

ния гибких методов управления. В этом случае адаптивным можно назвать управление по ситуации, основанное на ситуационном подходе, учитывающее внутренние тенденции развития системы. В основе такого управления -создание условий оптимального развития той или иной тенденции. Это малые воздействия в резонансных точках, ведущие к значительным результатам [2 и др.].

Важными в понимании адаптивного управления как синергетической технологии является представление о том,что новые социально-экономические процессы, происходящие в обществе, предполагают необходимость системы образования как объекта управления адаптироваться извне.

На современном этапе развития инновационного общества важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой.

Любая сфера деятельности связана с необходимостью воздействия на различные объекты с целью приведения их в желаемое состояние. Внешние воздействия на объект, направленные на изменение траектории его естественного движения для достижения определенной заданной цели, будем называть управлением объектом.

Управление объектами, различными по своей природе (социально-экономическими, социальными, техническими, биологическими], подразумевает использование концептуально общих принципов, включающих наличие информации: о конечной цели управления; начальных условиях функционирования объекта; его внутренней структуре; внешней среде.

1. Постановка цели управления (цели функционирования объекта] является отправной точкой для проектирования процесса управления и определяет критерии функционирования объекта. Если рассматривать произвольный процесс управления объектом любой природы, то становится очевиден следующий вывод: при отсутствии определенной заранее цели, проектирование процесса управления не имеет смысла.

2. Начальные условия описывают координаты состояния объекта с учетом конкретных значений его параметров в нулевой момент времени, выбранный для целей управления; в зависимости от целей могут быть выбраны различные временные интервалы и соответствующие значения координат.

3. Внутренняя структура отображает закономерности функционирования объекта. Это может быть функция, алгоритм или программа,

описывающие объект.

4. Внешняя среда дает объективную характеристику окружающим условиям, параметрам и структуре внешних объектов, взаимодействующих в той или иной степени с данным объектом. Как можно более полное отображение внешней среды повышает вероятность совпадения предполагаемых и фактических последствий принятия решений в процессе управления.

Управление объектом включает:

- проектирование плановой траектории его движения в соответствии с определенным критерием;

- проектирование регулятора, корректирующего координаты объекта в соответствии с плановой траекторией.

На практике построение плановой траектории и регулятора часто оказывается недостаточным для эффективного управления объектом. Регулятор способствует решению лишь частной задачи управления - поддержанию заданных законов изменения во времени параметров объекта. Невозможность точной формализации структуры объекта, погрешность измерений, отсутствие достоверной информации о начальных координатах, наличие непредсказуемых заранее дополнительных внешних воздействий, неопределенного характера помех, возникающих в процессе движения объекта вдоль плановой траектории, предопределяет необходимость реагирования управляющих воздействий на изменения параметров объекта и характеристик внешней среды. Такого рода адаптация (приспособление] происходит путем изменения структуры и параметров регулятора.

Адаптивной моделью системы управления объектом будем называть такую модель, в которой в результате изменения характеристики внутренних и внешних свойств объекта происходит соответствующее изменение структуры и параметров регулятора управления с целью обеспечения стабильности функционирования объекта.

Эффективность управления реальными объектами, как показывает практика, обычно имеет прямую зависимость от степени использования адаптивного механизма в процессе управления независимо от природы управляемого объекта.

Адаптацию в широком смысле понимают как приспособление системы к изменению условий [6]. Конкретизация определения адаптации связана с целями исследования и конструирования.

Адаптация в кибернетике - это накопление

и использование информации для достижения оптимального в некотором смысле состояния или поведения системы при начальной неопределенности в изменяющихся внешних условиях [6].

Адаптивной считают систему, которая может приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий [3].

Наряду с понятием адаптивной системы существует понятие управления с адаптацией (адаптивное управление], т.е. управления в системе с неполной априорной информацией об управляемом процессе, которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью улучшения качества работы системы.

Следует заметить, что управление инновациями, инновационные процессы заведомо характеризуются неполной информацией, а, следовательно, адаптивной подход управления инновациями является закономерным и обусловленным сущностью инновационного характера систем.

Значение термина «адаптация» сложилось в теории управления под влиянием технических и биологических систем на развитие социальной системы. В литературе существуют также и другие определения адаптации и родственных ей понятий [2, 5, 7, 8, 9]. Сущность их заключается в том, что наши знания об объекте и среде, в которой он функционирует, неопределенны. Известна лишь принадлежность их к заданному классу. Кроме того, задана цель управления, от которой зависит желаемое поведение объекта. Необходимо найти алгоритм управления (адаптивный регулятор], обеспечивающий достижение цели за конечное время для любого объекта и условий его функционирования, принадлежащих заданному классу.

Представляет интерес для развития адаптивного подхода в управлении разработанная в науке структура законов адаптивного управления, адаптивные системы функционируют в соответствии с определенными принципами. Совокупность принципов состоит из основных (концептуальных] принципов:

1. Принцип необходимого разнообразия. Он утверждает, что разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления. В отличие от адаптивных, иные («неадаптивные»] системы управления должны для поддержания способности управления объектом включать небольшое число объектов. Адаптивные системы подразумевают отсутствие определенного стационарного закона управления для элементов заданного класса. В процессе функционирования системы, чем больше проявляется ее разнообразие,

тем в большей степени должны происходить изменение ее параметров и структуры.

2. Принцип дуального управления. Управляющие воздействия носят двойственный характер. С одной стороны, они призваны управлять объектом, с другой служат для изучения ее свойств и закономерностей для последующих управляющих воздействий. То есть структура управляющих воздействий должна изменяться в соответствии с изменениями параметров системы объекта управления.

3. Принцип обратной связи. При помощи обратной связи происходит измерение характеристик управляемого объекта и вырабатываются реакции, выражающиеся в управляющих воздействиях.

По мнению исследователей, по мере использования в практике адаптивного управления сформировались многочисленные устойчивые постулаты - принципы адаптивного управления, применимые в области технологий управления:

- вариативности решений, предполагающий возможность различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический отбор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант;

- прозрачности, необходимости максимально полного учета интересов различных участников управленческого процесса и обеспечения информацией субъектов управления, а также возможности ограничения в доступе к определенной информации;

- информационной обеспеченности - подразумевает наличие единого информационного пространства;

- устойчивости и адаптивности - определяет умение перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям, что является существенным фактором устойчивого положения в конкурентной среде;

- иерархичности основан на том, что система образования, как сложная система с множеством подчиненных подсистем (систем], обусловливает упорядоченность связей, систем, подсистем по горизонтали и вертикали;

- рефлексивности - развивает формирование управленческого воздействия на изменения на основе его анализа и оценки, что существенно снижает неопределенность и риск принимаемого решения;

- демократизации и гуманизации выражается в вовлечении персонала в деятельность системы образования, что отражается в изменении стиля организационного поведения, в делегировании ответственности, в качестве

продукции и мотивации персонала, в создании управленческой команды;

- эффективности управления состоит в том, чтобы оно было направлено на формирование квалифицированного и мотивированного кадрового персонала, на создание научно-методической и материально-технической базы системы образования, способствующей обеспечению качества образования [6, 7, 8 и др.].

В рамках адаптивного подхода применимы принципы управления в образовании, которые интегрируют в себе объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики, а также определяют требования к содержанию, структуре, организации процесса управления.

К ним следует отнести принципы гумани-стичности, гибкости, деликатности, индивидуализации, оптимального сочетания управления и самоуправления, мотивации и стимулирования, природо- и социосообразности, конструктивного взаимодействия и сотрудничества, антропологический принцип, здоровьсберегающего управления и др.

Особое место занимает принцип адаптивности управления, которым руководствуются субъекты управления по осуществлению адаптивной и адаптирующей деятельности, предполагающей оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, горизонтальных и вертикальных связей, самоорганизации и управления, и обеспечивающий соответствие гармонизации образовательных и управленческих систем в условиях ииновационно ориентированного этапа развития общества.

Таким образом, актуальность исследования адаптивного подхода в управлении образованием обусловлена его современным характером развития, инновационным характером развития общества, экономики, системы образования.

1. Гаврилин А. В., Конечный Я. М. Пятнадцать тезисов об адаптивном управлении ВСШ // Воспитание успешно, если он системно: материалы Первых Всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новиковой. - Владимир; М., 2006.- 348 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лазарев В. С. Управление педагогическим коллективом: теоретические основы и методы. - М.: ЦСиЭИ, 1997. -336 с.

3. Деревицкий Д. П., Фрадков А.Л., Прикладная теория дискретных адаптивных систем управления. - М.: Наука, 1981.

4. Математика и кибернетика в экономике. - М.: Экономика, 1975.

5. Политехнический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1977.

6. Саридис Дж. Самоорганизующиеся стохастические системы управления. - М.: Наука, 1980.

7. Скурихин В. И., Забродский В. А., Копейченко Ю. В. Проектирование систем адаптивного управления производством. - Х.: «Вища школа», 1984.

8. Срагович В. Г. Адаптивное управление. - М.: Наука, 1981.

9. Фишберг П. Теория полезности для принятия решений. - М.: Наука, 1978.

10. Фомин В. Н., Фрадков А. Л., Якубович В. А. Адаптивное управление динамическими объектами. - М.: Наука, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.