Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГИМНАСТИКА / ЛИЦА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бегидова Тамара Павловна, Агеева Наталья Викторовна, Петрова Ирина Валерьевна

Представлены результаты педагогического эксперимента по применению методики занятий психогимнастикой с элементами физических упражнений лицами с нарушением интеллекта. Показаны произошедшие изменения их состояния. Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями. Предмет исследования - методика использования средств адаптивной физической культуры в занятиях психогимнастикой лиц с нарушениями интеллекта. Доказано, что применение физических упражнений в занятиях по психогимнастике повышает уровень физической подготовленности и психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями. Обоснована временная и экономическая эффективность применяемой методики. Разработанная методика показала эффективность учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта в реализации физической подготовленности и психологического состояния. Методика может использоваться специалистами по адаптивной физической культуре и реабилитации в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бегидова Тамара Павловна, Агеева Наталья Викторовна, Петрова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN PSYCHOHYMNASTICS FOR PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The results of a pedagogical experiment on the application of the methods of psychohymnastics with elements of physical exercises by persons with intellectual disabilities are presented. The changes in their condition that have occurred are shown. The object of the study is the process of adaptive physical education of persons with intellectual disabilities. The subject of the study is the method of using adaptive physical culture in the psychogymnastics classes of persons with intellectual disabilities. It is proved that the use of physical exercises in psychohymnastics classes increases the level of physical fitness and psycho-physiological state of persons with intellectual disabilities. The temporal and economic efficiency of the applied methods is substantiated. The developed methods has shown the effectiveness of the educational process of persons with intellectual disabilities in the implementation of physical fitness and psychological state. Methods can be used by specialists in adaptive physical culture and rehabilitation in educational institutions and in institutions of additional education.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Научная статья УДК 376.42

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-143-153

Адаптивная физическая культура в психогимнастике для лиц с нарушением интеллекта

Тамара Павловна БЕГИДОВА *, Наталья Викторовна АГЕЕВА ,

Ирина Валерьевна ПЕТРОВА

ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта» 394036, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. К. Маркса, 59 *Адрес для переписки: begidova@yandex.ru

Аннотация. Представлены результаты педагогического эксперимента по применению методики занятий психогимнастикой с элементами физических упражнений лицами с нарушением интеллекта. Показаны произошедшие изменения их состояния. Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями. Предмет исследования - методика использования средств адаптивной физической культуры в занятиях психогимнастикой лиц с нарушениями интеллекта. Доказано, что применение физических упражнений в занятиях по психогимнастике повышает уровень физической подготовленности и психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями. Обоснована временная и экономическая эффективность применяемой методики. Разработанная методика показала эффективность учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта в реализации физической подготовленности и психологического состояния. Методика может использоваться специалистами по адаптивной физической культуре и реабилитации в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: психогимнастика, лица с нарушением интеллекта, средства адаптивной физической культуры, физические упражнения

Для цитирования: Бегидова Т.П., Агеева Н.В., Петрова И.В. Адаптивная физическая культура в психогимнастике для лиц с нарушением интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 143-153. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-143-153

© Бегидова Т.П., Агеева Н.В., Петрова И.В., 2023

143

RECREATIONAL AND ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-143-153

Adaptive physical culture in psychohymnastics for persons with intellectual disabilities

Tamara P. BEGIDOVA *, Natalia V. AGEEVA , Irina V. PETROVA

Voronezh State Academy of Sports 59 K. Marksa St., Voronezh, 394036, Russian Federation * Corresponding author: begidova@yandex.ru

Abstract. The results of a pedagogical experiment on the application of the methods of psychohymnastics with elements of physical exercises by persons with intellectual disabilities are presented. The changes in their condition that have occurred are shown. The object of the study is the process of adaptive physical education of persons with intellectual disabilities. The subject of the study is the method of using adaptive physical culture in the psychogymnastics classes of persons with intellectual disabilities. It is proved that the use of physical exercises in psychohymnastics classes increases the level of physical fitness and psycho-physiological state of persons with intellectual disabilities. The temporal and economic efficiency of the applied methods is substantiated. The developed methods has shown the effectiveness of the educational process of persons with intellectual disabilities in the implementation of physical fitness and psychological state. Methods can be used by specialists in adaptive physical culture and rehabilitation in educational institutions and in institutions of additional education.

Keywords: psychogymnastics, persons with intellectual disabilities, means of adaptive physical culture, physical exercises

For citation: Begidova, T.P., Ageeva, N.V., & Petrova, I.V. (2023). Adaptive physical culture in psychohymnastics for persons with intellectual disabilities. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 1, pp. 143-153. (In Russ. abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-143-153

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является их максимальная адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, помощь в овладении профессией [1; 2]. Активизация работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет большое социальное значение. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом,

достигла в 2019 г. 19,4 % от общей численности этой категории населения1. Одним из приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта является разработка и реализация мер по повышению активности участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в мероприятиях ВФСК «ГТО» [3].

1 Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года. URL: http://www.min-sport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 13.10.2022).

Противоречие заключается в возрастающем количестве лиц с той или иной степенью нарушения интеллекта и недостаточной разработанностью научно-методической базы для организации физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией населения [4].

Проблема исследования базируется на необходимости максимальной социализации детей и подростков с нарушениями интеллекта, что может быть осуществлено с помощью повышения их двигательной активности и гармоничного развития физических качеств. Однако на настоящий момент недостаточно разработаны организационные и методические подходы для привлечения лиц данной нозологии к активным занятиям физической культурой и спортом [1; 5; 6].

Нарушение интеллекта является причиной низкого уровня способности людей к обучению и дальнейшей социализации [6-9].

Цель исследования: разработать методику проведения занятий по психогимнастике с применением физических упражнений и оценить ее эффективность по улучшению физических качеств и психофизиологического состояния у лиц с нарушением интеллекта.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и документальных материалов в области психогимнастики и занятий адаптивной физической культурой лиц с интеллектуальными нарушениями; педагогические наблюдения; тестирование уровня физической подготовленности и психоэмоционального состояния; педагогический эксперимент; методы математической статистики; оценка экономической эффективности педагогической деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с участием молодых людей с нарушениями интеллекта, посещающих занятия по социализации и адаптации в Благотворительном фонде помощи сиротам, малоимущим и инвалидам «Милосердие» в г. Воронеж с сентября 2021 г. по май 2022 г. в 3 этапа.

На 1 этапе (сентябрь-октябрь 2020 г.) осуществлялись анализ научно-методических источников и разработка методики исследования, формулировались гипотеза, цель и задачи исследования, были определены база, контингент занимающихся и тесты для оценки физических качеств и психоэмоционального состояния лиц с нарушением интеллекта. Была разработана методика проведения занятий по психогимнастике с включением физических упражнений.

На 2 этапе (ноябрь-июнь 2022 г.) изучался состав исследуемой группы: проводилось педагогическое наблюдение на занятиях по психогимнастике; определялась их структура, используемые средства, особенности поведения лиц с нарушением интеллекта в ходе занятий. Была применена методика проведения занятий по психогимнастике с элементами физических упражнений с лицами с нарушением интеллекта с динамическим наблюдением исследуемой группы.

На 3 этапе (июль-октябрь 2022 г.) был осуществлен анализ результатов исследования, оценка эффективности применения методики для молодых людей с интеллектуальными нарушениями и выработка практических рекомендаций.

Для оценки физических качеств были выбраны упражнения: на силу - приседания, на ловкость - ловля мяча, на гибкость - наклон туловища вперед из положения стоя, на координацию движений - ходьба по узкой дорожке [4; 10].

Упражнение на силу оценивалось по количеству выполнений. Упражнения на ловкость, гибкость и координацию оценивались по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, приведенными в табл. 1.

Оценка психоэмоциональных показателей проводилась на основе следующих качеств: настроение, концентрация внимания, речевая коммуникация. Они оценивались по 5-балльной шкале в соответствии с критериями (табл. 2).

Для характеристики речевой коммуникации применялись уточнения:

1 балл: неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение;

2 балла: малоактивен и малоразговорчив;

3 балла: слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли;

4 балла: слушает и понимает речь, участвуя в общении чаще по инициативе других;

5 баллов: активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт.

Участники исследования - молодые люди (17-37 лет) с нарушением интеллекта:

5 девушек и 2 юноши, их характеристика представлена в табл. 3.

Занятия по психогимнастике проводились 2 раза в неделю по 20 минут, между развивающими занятиями. У большинства испытуемых (5 человек) легкая степень умственной отсталости ^70), у одного - задержка психического развития и еще у одного - тяжелая степень умственной отсталости с сочетанными патологиями. Кроме нарушений интеллекта большинство имело симптоматику в виде ДЦП, недоразвития речи, нарушения зрения, расстройства аутистического спектра.

Критерии оценки физических качеств Criteria for rating physical qualities

Таблица 1 Table 1

Оценка

Характеристика

0

Не выполняет

Выполняет с помощью преподавателя (инструктора)

Выполняет самостоятельно

Критерии оценки психофизиологических качеств Criteria for rating psychophysiological qualities

Таблица 2 Table 2

Оценка Настроение Концентрация внимания Уровень речевой коммуникации

1 Раздраженное Отсутствует Значительно низкий

2 Грустное Слабая Умеренный

3 Равнодушное Умеренная Ниже среднего

4 Приподнятое Повышенная Средний

5 Веселое Полная Высокий

Характеристика исследуемой группы Characteristics of the study group

Таблица 3 Table 3

1

2

№ обучаемого Имя Пол Возраст Диагноз

1 К. Е. ж 19 Умственная отсталость тяжелой степени, ДЦП, нарушение зрения

2 Ч. Н. ж 27 ЗПР, ДЦП, спастический тетрапарез, нарушение зрения

3 А. И. м 22 Е70 (легкая степень умственной отсталости), нарушение зрения

4 Х. В. м 22 Е70

5 С. Д. ж 17 Е70

6 Т. Е. ж 37 Е70, нарушение зрения

7 Ч. А. ж 22 Е70, расстройство аутического спектра

Таблица 4

Результаты анализа динамики физических качеств

Table 4

Results of the analysis of the physical qualities dynamics

№ обучаемого Сила (количество приседаний) Ловкость (способность поймать мяч) Гибкость (наклон туловища вперед из положения стоя) Координация (ходьба по узкой дорожке)

до после до после до после до после

1 0 1 1 1 1 1 0 1

2* 0 0 0 2 0 0 0 0

3 10 15 2 2 2 2 1 2

4 2 5 2 2 1 2 1 2

5 13 17 2 2 2 2 2 2

6 5 7 2 2 1 2 1 2

7 2 4 1 2 1 1 1 1

Сумма X 32 49 10 13 8 10 6 10

Среднее X/N 4,57 7 1,42 1,86 1,14 1,42 0,85 1,42

Примечание: * - инвалид-колясочник.

Рис. 1. Анализ динамики физических качеств (для каждого члена группы) Fig. 1. Analysis of the physical qualities dynamics (for each member of the group)

Испытуемые не имели противопоказаний к занятиям адаптивной физической культурой, что подтверждалось заключением лечащего врача.

Анализ динамики физических качеств выявил результаты, представленные в табл. 4, на рис. 1, 2).

Практически у всех испытуемых улучшились показатели силы (в среднем на 65 %).

Примерно у половины занимающихся улучшилась координация движения (в среднем на 15-20 %). Некоторые из них приобрели новые навыки.

В результате проведения педагогического эксперимента выявлена динамика психофизиологических показателей (табл. 5, рис. 3, 4).

Полученные результаты позволили заключить, что у всех занимающихся улучши-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лись психофизиологические показатели: настроение - в среднем на 16 %, концентрация внимания - на 40 %, уровень речевой коммуникации - на 15 %.

Оценка временных и финансовых затрат проводилась путем их сравнения на содержание в штате организации специалистов-психологов и специалистов по адаптивной физической культуре.

Сила Ловкость Гибкость 16 Координация

8 7 1 я l,Sü 1,42 1,42 1 4

/ 1,6 1 42 _,' i 1 ? 1Д4 1 2

6 1,2 '

5 1 1,4 1,2 1 1 0,85

4 3 2 1 0,8 0,6 0,8 0,6 0,4 0,8 0,6 0,4

1 0,4 0,2 0,2 п 0,2 0

и - и

Рис. 2. Анализ динамики физических качеств (средний рост показателей группы) Fig. 2. Analysis of the physical qualities dynamics (average growth of group indicators)

Таблица 5

Результаты анализа динамики психофизиологических показателей

Table 5

The results of the analysis of the psychophysiological indicators dynamics

№ обучаемого Настроение Концентрация внимания Уровень речевой коммуникации

до после до после до после

1 2 4 1 3 3 3

2 3 5 1 4 1 4

3 5 5 3 3 5 5

4 4 4 2 4 3 4

5 5 5 3 4 5 5

6 5 5 3 4 5 5

7 3 4 2 3 2 4

Сумма X 27 32 15 25 24 30

Среднее £/N 3,85 4,57 2,14 3,57 3,42 4,28

Настроение

I I 1 01 1 1 I

До □ После

Концентрация внимания

Речевая коммуникация

HRFügilHI^i

До □ После

Рис. 3. Анализ динамики психофизиологических показателей членов группы Fig. 3. Analysis of the psychophysiological indicators of group members dynamics

4,6

4,2

3,8

3,4

Настроение

4,57

Концентрация внимания

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 О

Речевая коммуникация

4,28

Рис. 4. Анализ динамики психофизиологических показателей (средние показатели) Fig. 4. Analysis of the psychophysiological indicators dynamics (average indicators)

По данным сайта «ГородРабот.ру» , средние значения зарплат указанных специ-

2 ГородРабот.ру. Система поиска вакансий: сайт. URL: http://www.gorodrabot.ru/ (дата обращения: 13.10.2022).

альностей по России по состоянию на декабрь 2022 г. были равны:

- педагог-психолог - Zп = 21189 руб.,

- инструктор по АФК - Zф = 28334 руб.

С учетом среднемесячного числа рабочих дней при пятидневной рабочей неделе N = 248/12 = 20,67 и 6-часового рабочего дня почасовая зарплата составит:

- педагог-психолог - Zп(ч)= Zп / = = 170,85 руб./ч,

- инструктор по АФК - Zф(ч) = Zф / 6^н = = 228,46 руб./ч.

С учетом округления этих значений до десятков:

Zп(ч) = 170 руб./ч и Zф(ч) = 230 руб./ч

Оплату труда специалиста при проведении занятий по совмещенной дисциплине «психогимнастика с элементами АФК» установим с расчетом выплаты премии специалисту-психологу в размере 20 % от почасовой зарплаты:

^овм(ч) = Zп(ч) + Zп(ч)x•20 % = 34 руб./ч

Примем в качестве продолжительности отдельно проводимого занятия по психогимнастике и АФК время одного академического часа:

t п = t ф = 45 мин = 0,75 ч,

за время совместного занятия по психогимнастике с элементами АФК

t совм = 60 мин = 1 ч.

установим, что занятия проводятся со средней интенсивностью в 1 -2 занятия в день, то есть 2 занятия по психогимнастике + 2 занятия по АФК при раздельной системе или 2 совмещенных занятия «психогимнастика с элементами АФК».

Тогда общее время на проведение занятий в год составит:

а) для раздельной системы занятий:

Тразд = Tп + Tф = 741 ч,

б) для совместной системы занятий:

т = t •ш = 494 ч

совм 1 совм х 1 ' г -1,

где tп = t = 370,5 ч, t ф = t ф•I•Nг = = 370,5 ч, Ыг = 247 среднее время рабочих дней в год.

Общие годовые затраты на оплату труда специалистов при этом составят:

а) для раздельной системы занятий:

Сразд= ^ Zп(ч)+ Tф •Zф(ч) = 174135 руб.,

б) для совместной системы занятий:

^совм Тсовм^ ^совм(ч) 100776 руб.

Можно рассчитать эффективность применения совмещенных занятий «психогимнастика с элементами АФК»:

- экономия времени:

et = Тразд - Тсовм = 247 ч/год,

- экономия финансовых затрат:

eс = Сразд - Сс0вм = 73359 руб./год,

что соответствует (et-100%)/ Тразд ~ 33 % экономии времени и ^с -100%)/ Сразд ~ 42 % снижения затрат.

Результаты проведенного анализа представлены в виде диаграммы (рис. 5). Оценка эффективности показала, что внедрение методики применения совмещенных занятий «психогимнастика с элементами АФК» способно обеспечить снижение в 1,5 раза временных затрат на проведение занятий. Это дает преимущество как педагогам, позволяя снизить нагрузку, так и родителям/опекунам лиц с нарушением интеллекта, позволяя высвободить время для проведения других видов занятий, организации отдыха и досуга подопечных и членов их семей.

Экономический эффект от внедрения методики заключается в снижении в 1,7 раза финансовых затрат на оплату труда специалистов-воспитателей, позволяя держать в штате

Рис. 5. Результаты оценки эффективности методики Fig. 5. Results of evaluation of the effectiveness of the methods

меньшее число сотрудников, а высвободившиеся средства направить на повышение стимулирования их труда, обновление учебно-материальной базы (закупку учебных пособий и инвентаря) и др.

ВЫВОДЫ

Анализ научных источников показал, что психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств. Если в упражнениях психогимнастики сделать акцент на технике их выполнения в игровой форме, можно повысить уровень физической подготовленности.

Следовательно, включение упражнений АФК в занятия по психогимнастике для лиц с интеллектуальными нарушениями обеспечит одновременное выполнение задач коррекции физического развития и психотерапии. Практическим результатом такого включения может стать повышение эффективности учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта в части одно-

временной реализации целей физического развития и психотерапии.

Разработана методика проведения занятий по психогимнастике с элементами физических упражнений с лицами с нарушением интеллекта. Целью методики являлось улучшение их уровня развития физических качеств и психоэмоционального состояния. Методика предназначена для развития физических качеств (сила, гибкость, ловкость) с учетом ограничений, свойственных лицам с интеллектуальными нарушениями; снятия психоэмоционального напряжения после занятий по социальной адаптации; переключения на следующие занятия; улучшение настроения и концентрации внимания, а также привития любви к физической культуре и развития мотивации к здоровому образу жизни.

Педагогический эксперимент обнаружил практически у всех занимающихся улучшение показателей силы (в среднем на 65 %). Примерно у половины улучшилась координация движения (в среднем на 15-20 %). Отдельные из них приобрели новые навыки. У всех обучаемых улучшились психофизиологические показатели: настроение в среднем на 16 %, концентрация внимания - на 40 %, уровень речевой коммуникации - на 15 %.

Расчет временной и экономической эффективности представил, что внедрение методики применения совмещенных занятий «психогимнастика с элементами АФК» способно обеспечить снижение в 1,5 раза временных затрат на проведение занятий. Это дает преимущество педагогам, позволяя снизить нагрузку, а также родителям/опекунам лиц с нарушением интеллекта, позволяя высвободить время для проведения других видов занятий, организации отдыха и досуга обучаемых и членов их семей.

Экономический эффект от внедрения методики заключается в снижении в 1,7 раза финансовых затрат на оплату труда специалистов-воспитателей, позволяя держать в штате меньшее число сотрудников, а высвободившиеся средства направить на повыше-

ние стимулирования их труда, обновление учебно-материальной базы (закупку учебных пособий и инвентаря) и др.

Предложенная методика может быть использована специалистами по адаптивной физической культуре и реабилитации в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, а также в специализированных учреждениях для повышения уровня физической подготовленности и снятия психоэмоционального напряжения лиц с интеллектуальными нарушениями после занятий различной направленности; переключения на следующие занятия; улучшения настроения и концентрации внимания; привития любви к физической культуре и развития мотивации к ведению здорового образа жизни.

Список источников

1. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 176 с. https://elibrary.ru/dwrcgv

2. Марина И.Е., Трошкина Д.В. Формирование установок на здоровый образ жизни у субъектов образовательного процесса // Дискуссия. 2016. № 11 (74). С. 117-122. https://elibrary.ru/xwobat

3. Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Вишнякова Ю.Ю., Шелехов А.А. Всероссийский физкультур-но-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: концепция, состояние, перспективы развития // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20. № S1. С. 27-35. https://doi.org/10.14529/hsm20s104, https://elibrary.ru/kdlqub

4. Стрелкова Я.А. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2009. 22 с. URL: https://rus-neb.ru/catalog/000199_000009_003462016/

5. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Сов. спорт, 1991. 32 с. https://elibrary.ru/tzplom

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Евсеева О.Э. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2018. 53 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012070423/

7. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Изд-во «Спорт», 2016. 614 с. https ://elibrary.ru/wgrudv

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 208 с. https://elibrary.ru/qtckgb

9. Сажина Н.С. Роль психогимнастики в социальной терапии детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Омского регионального института. 2019. № 2. С. 181-184. https://elib-rary.ru/fmawok

10. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. СПб.: Речь, 2007. 463 с. https://elibrary.ru/qlojsv

References

1. Dmitriyev A.A. (2002). Fizicheskaya kul'tura v spetsial'nom obrazovanii [Physical Education in Special Education]. Moscow, Akademiya Publ., 176 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/dwrcgv

2. Marina I.E., Troshkina D.V. (2016). Healthy living sets' formation for subjects of educational process. Dis-kussiya = Discussion, no. 11 (74), pp. 117-122. (In Russ.) https://elibrary.ru/xwobat

3. Evseyev S.P., Evseyeva O.E., Aksenov A.V., Vishnyakova Yu.Yu., Shelekhov A.A. (2020). All-Russian physical education and sports program "Ready for labor and defense" (GTO) for disabled people and persons with health limitations: concept, state, prospects for development. Chelovek. Sport. Meditsina = Human. Sport. Medicine, vol. 20, no. S1, pp. 27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.14529/hsm20s104, https://elibrary.ru/kdlqub

4. Strelkova Y.A. (2009). Metodika fizkul'turno-ozdorovitel'nykh zanyatiy s invalidami razlichnykh nozologi-cheskikh grupp: dis. ... kand. ped. nauk [Methods of Physical Culture and Health Classes with Disabled People of Various Nosological Groups. Cand. Sci. (Education) diss.]. Belgorod, 143 p. (In Russ.) Available at: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003462016/

5. Dmitriyev A.A. (1991). Organizatsiya dvigatel'noy aktivnosti umstvenno otstalykh detey [Organization of Physical Activity of Mentally Retarded Children]. Moscow, 32 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/tzplom

6. Evseyeva O.E. (2018). Organizatsionno-pedagogicheskoye obespecheniye razvitiya sistemy podgotovki sportivnogo rezerva v paralimpiyskikh vidakh sporta: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Organizational and Pedagogical Support for the Development of the Sports Reserve Training System in Paralympic Sports. Dr. Sci. (Education) diss. abstr.]. St. Petersburg, 53 p. (In Russ.) Available at: https://rusneb.ru/cata-log/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_012070423/

7. Evseyev S.P. (2016). Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and Organization of Adaptive Physical Culture]. Moscow, Sport Publ., 614 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/wgrudv

8. Maller A.R., Tsikoto G.V. (2003). Vospitaniye i obucheniye detey s tyazheloy intellektual'noy nedostatoch-nost'yu [Education and Training of Children with Severe Intellectual Disability]. Moscow, Akademiya Publ., 208 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qtckgb

9. Sazhina N.S. (2019). Rol' psikhogimnastiki v sotsial'noy terapii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The role of psychohymnastics in the social therapy of children with health limitations]. Vestnik Omskogo regional'nogo instituta [Bulletin of the Omsk Regional Institute], no. 2, pp. 181-184. (In Russ.) https ://elibrary.ru/fmawok

10. Potapchuk A.A., Matveyev S.V., Didur M.D. (2007). Lechebnaya fizicheskaya kul'tura v detskom vozraste [Therapeutic Physical Education in Childhood]. St. Petersburg, 463 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qlojsv

Информация об авторах

Information about the authors

Бегидова Тамара Павловна, кандидат педагоги- Tamara P. Begidova, Cand. Sci. (Education), Profes-

ческих наук, профессор, заведующий кафедрой теории sor, Head of Theory and Methods of Adaptive Physical

и методики адаптивной физической культуры, Воро- Culture Department, Voronezh State Academy of Sports,

нежская государственная академия спорта, г. Воронеж, Voronezh, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0003-

Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0003- 4616-5380, begidova@yandex.ru

4616-5380, begidova@yandex.ru

Агеева Наталья Викторовна, научный сотруд- Natalia V. Ageeva, Research Scholar of Theory and

ник кафедры теории и методики адаптивной физиче- Methods of Adaptive Physical Culture Department , Voro-

ской культуры, Воронежская государственная акаде- nezh State Academy of Sports, Voronezh, Russian Federa-

мия спорта, г. Воронеж, Российская Федерация, tion, https://orcid.org/0000-0002-8001-5995, anvvrn@g-

https://orcid.org/0000-0002-8001-5995, anvvrn@gmail.com mail.com

Петрова Ирина Валерьевна, кандидат медицин- Irina V. Petrova, Cand. Sci. (Medicine), Associate

ских наук, доцент кафедры теории и методики адап- Professor of Theory and Methods of Adaptive Physical

тивной физической культуры, Воронежская государст- Culture Department, Voronezh State Academy of Sports,

венная академия спорта, г. Воронеж, Российская Феде- Voronezh, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-

рация, https://orcid.org/0000-0001-6957-7615, 6957-7615, esaulovi@yandex.ru

рация,

esaulovi@ya-ndex.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2022 Одобрена после рецензирования 12.01.2023 Принята к публикации 20.01.2023

Received 10.11.2022 Approved 12.01.2023 Revised 20.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.