Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / реабилитация / травмы опорно-двигательного аппарата / упражнения / восстановление / пациент / adaptive physical education / rehabilitation / musculoskeletal injuries / exercises / recovery / patient

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С Ю. Щетинина, Е С. Булова

В статье рассматривается значение занятий адаптивной физической культурой после травм опорно-двигательного аппарата, раскрываются принципы, методы и этапы адаптивной физической культуры, представлена характеристика упражнений, используемых после различных травм опорно-двигательного аппарата. Адаптивная физическая культура после травм имеет большое значение для восстановления здоровья и возвращения к активной жизни, способствует не только физическому, но и психологическому восстановлению, помогает пациентам улучшить качество жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AFTER INJURIES OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article examines the importance of adaptive physical education classes after injuries of musculoskeletal system, reveals principles, methods and stages of adaptive physical education, presents the characteristics of exercises used after various injuries of musculoskeletal system. Adaptive physical education after injuries is of a great importance for restoring health and returning to an active life, promotes not only physical but also psychological recovery, helps patients improve their life quality.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

С.Ю. Щетинина, д-р пед. наук, доцент Е.С. Булова, студент

Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-230-236

Аннотация. В статье рассматривается значение занятий адаптивной физической культурой после травм опорно-двигательного аппарата, раскрываются принципы, методы и этапы адаптивной физической культуры, представлена характеристика упражнений, используемых после различных травм опорно-двигательного аппарата. Адаптивная физическая культура после травм имеет большое значение для восстановления здоровья и возвращения к активной жизни, способствует не только физическому, но и психологическому восстановлению, помогает пациентам улучшить качество жизни.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, реабилитация, травмы опорно-двигательного аппарата, упражнения, восстановление, пациент.

Люди, имеющие травмы опорно-двигательного аппарата, не всегда могут сразу заметить серьезность повреждений. В результате лечение и восстановление после травмы становится долгим и сложным процессом, так как проблема проявляется уже на запущенных стадиях. Особенно подвержены риску получения травм спортсмены, занимающиеся активными видами спорта, такими как игровые виды, лыжные гонки, фристайл и другие. Интенсивные занятия этими видами спорта могут увеличить вероятность получения серьезных повреждений.

Для людей, переживших травму, занятия адаптивной физической культурой становятся не только методом реабилитации, но и способом социальной и психологической адаптации. Занятия помогают раскрыть потенциал человека, восстановить уверенность в себе, активно участвовать в спортивных мероприятиях, повышают самооценку, учат независимости и умению преодолевать психологические барьеры.

Адаптивная физическая культура способствует поиску баланса между восстановлением социальной функциональности и самореализацией. Человеку после травмы необходимо научиться действовать автономно, опираясь на новые реалии своего

тела и окружения, сохраняя при этом внутреннюю гармонию.

В статье рассматривается значение адаптивной физической культуры после травм опорно-двигательного аппарата, раскрываются принципы, методы и этапы адаптивной физической культуры, представлена характеристика упражнений, используемых после различных травм опорно-двигательного аппарата.

Понятие, сущность и значение адаптивной физической культуры после травм опорно-двигательного аппарата

После получения травмы опорно-двигательного аппарата восстановление человека становится сложным и долгим процессом. Эффективность этого процесса зависит от множества факторов, включая степень и характер полученной травмы, мотивацию пострадавшего к восстановлению нормального образа жизни. Адаптивная физическая культура представляет собой специализированное направление физической реабилитации, которое использует различные методы и средства физической активности и спорта для улучшения физического состояния и подвижности пострадавшего, для восстановления его здоровья и работоспособности.

В основе адаптивной физической культуры лежат физические упражнения, которые имеют значение в процессе восста-

новления. Мышечная активность и движение являются мощными стимуляторами жизненных функций и биологической основой для этих упражнений. Как правило, физические упражнения подбираются индивидуально для каждого пациента, учитывая его состояние здоровья и проводимое лечение. Из множества упражнений выбираются только те, которые соответствуют целям лечения и профилактики.

При выборе упражнений учитывается состояние здоровья и физические возможности пациента, и если использовать их грамотно, то любое упражнение может быть применено в рамках адаптивной физической культуры. Одним из средств в этом процессе является двигательный режим, который при правильной организации и контроле может способствовать улучшению физической подвижности пострадавшего.

Принципы адаптивной физической культуры представляют собой фундаментальные основы восстановительного процесса. Рекомендуется включать посильные занятия физической культурой в реабилитационный процесс с самого начала лечения. Такой подход помогает не только предотвратить возможные дегенеративные изменения в тканях, но и способствует наилучшему восстановлению после травмы или заболевания.

Основной принцип применения адаптивной физической культуры_заключается в комплексности подхода, включающего разнообразные методы и виды занятий, такие как физические упражнения, массаж, тренировки на специализированных тренажерах, использование ортопедических приспособлений, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Имеет значение индивидуализация программы реабилитации для учета уникальных потребностей каждого пациента.

Принцип поэтапности реабилитации позволяет пациенту постепенно приспосабливаться к новым нагрузкам и восстанавливать свои функциональные возможности. Принцип непрерывности и последовательности в проведении реабилитационных мероприятий обеспечивают устойчивый и эффективный результат.

Социальная направленность мероприятий подразумевает не только восстановление физических возможностей, но и интеграцию пациента в общество, обеспечивая ему возможность активного участия в повседневной жизни. Принцип контроля нагрузок и эффективности программы является неотъемлемой частью процесса реабилитации. Путем постоянного анализа и оценки достигнутых результатов можно корректировать программу и обеспечивать оптимальное восстановление.

Основная цель адаптивной физической культуры заключается в максимальном восстановлении функциональных возможностей организма пациента. Если полное восстановление невозможно, то стремление к частичному восстановлению или компенсации утраченных функций имеет значение для улучшения качества жизни. В любом случае основной задачей является замедление прогрессирования заболевания и максимальное облегчение жизни пациента.

Применение адаптивной физической культуры следует проводить осторожно и с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. Некоторые упражнения могут быть эффективными и в острый, послеоперационный, период при тяжелом состоянии пациента, что подчеркивает необходимость индивидуального подхода и контроля со стороны специалистов.

В процессе восстановления после заболевания играют роль объем, характер и последовательность физических упражнений. В начальной стадии заболевания пациенты часто ограничивают свои движения, чтобы смягчить дискомфорт и ускорить процесс выздоровления. Однако по мере того, как организм начинает восстанавливаться, необходимо постепенно расширять диапазон движений.

Пациентам разрешается вставать из постели, перемещаться по палате и отделению и со временем увеличивать физическую активность. Можно включать различные упражнения, начиная с гигиенической и лечебной гимнастики, заканчивая прогулками и выполнением различных трудовых задач. Определение правильного режима физической активности часто яв-

ляется основным фактором в восстановлении здоровья, превосходящим даже адаптивные процедуры, которые могут зависеть от уровня физической подвижности.

По мере улучшения состояния пациента следует постепенно увеличивать интенсивность и разнообразие упражнений. В условиях лечебного учреждения следует не только проводить физические процедуры, но и вдохновлять пациентов на занятия физической культурой. Кроме того, необходимо обучать их использованию этих навыков и дома после выписки, чтобы поддерживать достигнутый уровень здоровья.

Таким образом, адаптивная физическая культура после травмы имеет большое значение для восстановления здоровья и возвращения к активной жизни. Правильно спланированные и проведенные занятия способствуют не только физическому, но и психологическому восстановлению, помогая пациентам достичь оптимальных результатов и повысить качество жизни.

Методы и этапы адаптивной физической культуры после травм опорно-двигательного аппарата

Для того чтобы предотвратить негативные последствия и помочь пациентам восстановить свою функциональность после травмы, необходимо использовать адаптивную физическую культуру. Упражнения должны быть индивидуализированными и ориентированными на потребности каждого пациента. Включение в такие программы упражнений, направленных на укрепление мышц вокруг поврежденного участка, на восстановление диапазона движения, имеет значение в успешной реабилитации. Другие методы, такие как физиотерапия и массаж, могут быть полезны для улучшения кровообращения, снятия боли и ускорения заживления тканей.

Каждый случай травмы уникален и требует индивидуального подхода к лечению и реабилитации. Адаптивная физическая культура после травмы должна быть ориентирована на максимальное восстановление функций и улучшение качества жизни пациента.

Адаптивная физическая культура представляет собой компонент интегрирован-

ного метода восстановления, обеспечивая не только восстановление функциональности опорно-двигательного аппарата после травмы, но благоприятно воздействуя на различные системы организма через механизм моторно-висцеральных рефлексов. Программа адаптивной физической культуры разбивается на три основных этапа: начальный, промежуточный и восстановительный.

На начальном этапе, который можно назвать фазой иммобилизации, главная цель заключается в стимулировании процесса сращивания переломов и образования первичной костной ткани за период примерно от 60 до 90 дней. Задачи адаптивной физической культуры на этом этапе включают улучшение кровообращения в области повреждения, ускорение процесса заживления перелома, предотвращение атрофии мышц и уменьшение ограничения подвижности в суставах. Для достижения этих целей применяются разнообразные упражнения, включая симметричные упражнения для здоровой конечности, идеомоторные тренировки, статические упражнения для укрепления мышц и упражнения, направленные на поддержание подвижности в зоне повреждения.

Движения неповрежденных частей тела и суставов, не затронутых травмой, имеют значение при выполнении упражнений, в то время как статические нагрузки на мышцы в области повреждения и работа с иммобилизированными суставами должны осуществляться с учетом степени фиксации переломов. В случае использования металлических конструкций для фиксации переломов или применения аппаратов, таких как аппараты Илизарова или Волкова-Оганесяна, активные сокращения мышц и движения в соседних суставах могут быть включены на более ранних стадиях лечения.

Этап промежуточного восстановления подразумевает постепенное увеличение нагрузок и интенсивности упражнений, направленных на восстановление полной функциональности поврежденной конечности или области тела. Он включает в себя работу над улучшением силы, гибкости, координации и выносливости, что содей-

ствует восстановлению пациента после травмы.

На начальном этапе реабилитации после переломов применяются легкие упражнения, например, упражнения на скользящих поверхностях, чтобы минимизировать дискомфорт и предотвратить ухудшение состояния. Массаж при диафи-зарных переломах с гипсовой повязкой назначается через две недели, начиная со здоровой конечности и постепенно переходя к поврежденной области, начиная выше места травмы. При скелетном вытяжении массаж начинают через 2-3 дня, сначала на здоровой конечности, затем на поврежденной. Противопоказаниями являются гнойные процессы и тромбофлебит.

Во втором периоде, который начинается после снятия гипсовой повязки или вытяжения, пациент может испытывать ослабление мышц и ограничение движений в суставах. Упражнения на этом этапе направлены на восстановление трофики в области травмы, укрепление мышц, расширение диапазона движений в суставах, восстановление осанки и ликвидацию временных компенсаций. Здесь включаются тренировки равновесия, обучение использованию костылей и восстановление функции здоровой ноги. Упражнения выполняются в разнообразных положениях, чередуются с расслабляющими упражнениями для мышц с повышенным тонусом. Массаж при слабости мышц или гипертонусе проводится, начиная выше места травмы, а простейшие гимнастические упражнения чередуются с массажем.

В третьем периоде реабилитации целью адаптивной физической культуры является восстановление полного диапазона движений в суставах и укрепление мышц. Обще-развивающие гимнастические упражнения применяются с большей нагрузкой, дополняются ходьбой, плаванием, упражнениями в воде и механотерапией.

Таким образом, адаптивная физическая культура после травмы требует тщательного планирования, систематического и индивидуального подхода, внимания к каждому пациенту, что помогает им вер-

нуться к полноценной жизни и активным физическим занятиям.

Упражнения адаптивной физической культуры после различных травм опорно-двигательного аппарата

Основой адаптивной физической культуры при травмах позвоночника является последовательное введение физических упражнений. Весь процесс реабилитации требует тщательного контроля и подхода к каждому пациенту индивидуально, учитывая характер и степень повреждения позвоночника. Только такой комплексный подход может обеспечить эффективное восстановление и предотвращение возможных осложнений.

Применение адаптивной физической культуры направлено на укрепление различных групп мышц, включая спину, брюшной пресс, таз, руки и ноги. В начальный период, продолжающийся около двух месяцев, используются наклоны туловища в стороны и легкие повороты в положении на спине, а затем на животе. Длительность каждой тренировки составляет до 40-45 минут и повторяется несколько раз в день, с основным акцентом на специальные упражнения для укрепления мышц туловища.

После переломов позвоночника возможность вставать из положения лежа на животе или стоя на коленях без наклона вперед обычно разрешается через 6-12 недель после травмы. При локализации переломов в грудном отделе это может произойти даже раньше. По мере привыкания к вертикальному положению добавляется ходьба. Сидение разрешается через 3-6 месяцев в течение 5-10 минут несколько раз в день. В это же время начинают выполнять наклоны туловища вперед.

Занятия адаптивной физической культурой продолжаются после выписки из больницы в течение года и более. При лечении в гипсовом корсете на 7-15 дней назначается постельный режим. Адаптивную физическую культуру начинают на 23 день после начала ношения корсета, используя общеукрепляющие и дыхательные упражнения в положении на спине с легкой нагрузкой.

Упражнения направлены на стимуляцию регенерации и формирование мышечного корсета путем укрепления спины и брюшного пресса. Они выполняются в различных положениях: лежа на спине или животе, стоя на коленях. После снятия корсета некоторое время адаптивную физическую культуру продолжают в тех же исходных положениях.

Наклоны вперед включаются осторожно через 8-10 недель после перелома. При остеосинтезе физические упражнения назначаются сразу же после операции в положении лежа на спине или животе. С 10-18 дня после операции разрешается вставать и начинать выполнять упражнения в положении стоя. Изометрические напряжения мышц используются на уровне повреждения, а разгибания позвоночника в первые и вторые периоды избегаются.

При повреждениях шейного отдела позвоночника, когда нет угрозы смещения позвонков, начинают с использования адаптивной физической активности с самого начала, что помогает поддерживать тонус мышц и снижает риск осложнений. Сразу после этого применяют специальные меры, такие как шейный корсет (воротник Шанца), который позволяет пациенту сидеть и ходить, предотвращая лишние движения шеи. В процесс реабилитации включают различные упражнения, начиная с тех, которые выполняются в сидячем и стоячем положении, и постепенно переходят к более интенсивным упражнениям - поворотам и наклонам головы.

При переломах поперечных и остистых отростков позвонков пациенту рекомендуется строгий постельный режим на 2-4 недели. Для этого под матрац укладывают специальный щит, обеспечивающий жесткую поверхность и препятствующий излишним движениям, что способствует правильному сращению костей. В некоторых случаях может потребоваться дополнительная иммобилизация с использованием корсетов или бандажей для поддержки позвоночника и уменьшения боли. Для облегчения боли и уменьшения давления на нервные окончания может применяться вытяжение, которое помогает восстано-

вить правильное положение позвонков и улучшить кровообращение.

При повреждениях грудной клетки, таких как переломы ребер или грудины, акцент делается на специальных упражнениях адаптивной физической культуре, которая имеет значение в восстановлении здоровья и функциональности. В первые дни после травмы начинают с дыхательных упражнений, поэтапно переходя от диа-фрагмального к грудному дыханию и учат правильно откашливаться, что помогает предотвратить осложнения в дыхательной системе.

Постепенно в программу включаются общеукрепляющие упражнения для конечностей, проводимые в различных позах, учитывая физические возможности и ограничения пациента. В результате появляется возможность не только восстановления дыхательной функции, но и укрепления ослабленных мышц, повышения общей выносливости и возвращения к нормальным повседневным активностям.

Для случаев открытых травм применяются подходы, аналогичные тем, которые используются при плановых операциях на грудной клетке, что включает в себя как дыхательные упражнения, так и упражнения для общего укрепления организма, но с учетом особенностей травмы и процесса ее заживления. Такой комплексный подход способствует быстрейшему восстановлению функций организма и улучшению качества жизни пациента.

При переломах ключицы или лопатки адаптивную физическую культуру начинают в первые дни после травмы. В начальном этапе предпочитаются упражнения, направленные на восстановление подвижности кисти, пальцев и предплечья, совмещенные с общеукрепляющими, расслабляющими и дыхательными упражнениями. Во второй стадии добавляются упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, а в третьей - включаются упражнения с сопротивлением, дополнительными нагрузками и использованием различных предметов. В отличие от этого, при переломах костей руки занятия начинаются на второй или третий день после травмы. В начальной стадии применяются лег-

кие общеукрепляющие и дыхательные упражнения, специальные упражнения для суставов поврежденной руки, такие как идеомоторные, изометрические и динамические. На второй стадии упражнения усложняются, а на третьей - восстанавливается сила мышц и нормальная подвижность.

При переломах верхней и средней части плечевой кости до момента сращения избегают вращательных движений, вместо этого применяют упражнения с сопротивлением для кисти и пальцев. В случае переломов нижней трети плеча и в области локтевого сустава на начальном этапе используются специальные упражнения для плечевого сустава, кисти и пальцев. Во второй стадии добавляются упражнения на супинацию и пронацию предплечья, сгибание и разгибание на гладкой поверхности или под углом, а затем вводятся упражнения без дополнительного сопротивления.

При диафизарных переломах костей предплечья упражнения на супинацию и пронацию применяются только при хорошем сращении, а на первой стадии акцент делается на активные упражнения для пальцев. При переломах костей кисти с первых дней начинают упражнения для неповрежденных суставов, а для поврежденных используются идеомоторные упражнения. Во второй стадии вводятся активные упражнения для поврежденных сегментов кисти и пальцев с поддержкой для кисти, требуются специальные упражнения для каждой фаланги пальцев, которые могут включать использование различных предметов, таких как палки, мячи и эспандеры.

При переломах костей таза адаптивную физическую культуру начинают незамедлительно. На начальном этапе акцент делается на упражнениях, направленных на восстановление дыхательной функции, на укрепление мышц верхних конечностей и шеи, для нижних конечностей предусмотрены мягкие движения с ограниченной амплитудой, выполняемые без излишнего напряжения, совмещенные с упражнениями на расслабление. В первые две недели после травмы не рекомендуется выпрям-

лять ногу на стороне перелома. На следующем этапе основное внимание уделяется подготовке к стоянию и ходьбе, вставание начинается из положения лежа на животе. При переломах седалищных и тазовых костей избегают положения сидя. В третьем периоде разрешены все положения, тренировочная программа включает разнообразные движения нижних конечностей, такие как наклоны, повороты туловища, ходьба и приседания.

При переломах вертлужной впадины в течение 6-10 месяцев рекомендуется избегать опоры на ногу со стороны повреждения. Упражнения для тазобедренного сустава проводятся в упрощенных положениях, чтобы минимизировать нагрузку на поврежденную область и способствовать ее восстановлению.

Таким образом, начиная с первых дней после травмы, специально разработанные упражнения помогают восстановить функциональность дыхания, укрепить мышцы верхних и нижних конечностей, шеи и таза, подготовиться к восстановлению стояния и ходьбе. При этом необходимо учитывать особенности травмы, избегать нагрузок, которые могут усугубить повреждение, и постепенно увеличивать интенсивность тренировок по мере восстановления.

Заключение. Травмы опорно-двигательного аппарата часто встречаются и могут ограничить двигательную функцию пострадавшего. Адаптивная физическая культура выступает средством восстановления. Ее разнообразные методы направлены на восстановление функциональности тела, что может улучшить качество жизни больных.

Особое внимание в адаптивной физической культуре уделяется физическим упражнениям, которые играют большую роль в процессе восстановления. Ведущее место среди них занимает лечебная гимнастика. Ее эффективность заключается в комплексном воздействии на мышцы, суставы и связки, способствуя улучшению подвижности и силы тела.

Использование гимнастики в адаптивной физической культуре позволяет вернуть пациентам часть двигательной функ-

ции и повысить их самостоятельность. Даже если полное восстановление недостижимо, регулярные упражнения помогают уменьшить степень инвалидности и улучшить общее самочувствие.

Таким образом, физические упражнения являются неотъемлемой составляющей

Библиографический список

1. Бочкова, Е.В. Особенности организации адаптивной физической культуры в реабилитации лиц с травмами опорно-двигательного аппарата // Вопросы педагогики. - 2022. -№ 9-1. - С. 9-14.

2. Лечебная физкультура при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата / сост.: Г.М. Саралинова [и др.]. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2016. - 100 с.

3. Об утверждении Методических рекомендаций «Реабилитация и абилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта, в том числе детей-инвалидов»: приказ Министерства спорта РФ от 09.01.2023 г. № 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.09.2024).

4. Основные положения адаптивной физической культуры / А.С. Самыличев [и др.]. -Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2022. - 88 с.

адаптивной физической культуры, с их помощью создаются условия для активного восстановления и улучшения качества жизни людей с травмами опорно-двигательного аппарата.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AFTER INJURIES OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM

S.Yu. Schetinina, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor E.S. Bulova, Student Pacific National University (Russia, Khabarovsk)

Abstract. The article examines the importance of adaptive physical education classes after injuries of musculoskeletal system, reveals principles, methods and stages of adaptive physical education, presents the characteristics of exercises used after various injuries of musculoskeletal system. Adaptive physical education after injuries is of a great importance for restoring health and returning to an active life, promotes not only physical but also psychological recovery, helps patients improve their life quality.

Keywords: adaptive physical education, rehabilitation, musculoskeletal injuries, exercises, recovery, patient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.