5. Romanov, A.A. Nigai, R.M. Batineva, R.A. and Mukoseeva, V.V. (2020), "Operational control of the functional state of students of the transport profile at physical culture lessons with the use of digital technologies", 25-th International Scientific and Practical Conference Innovations in professional and professional pedagogical education (April 7-8, 2020), Yekaterinburg, Russia), pp.305-307.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2020
УДК 376.2
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА МЕТОДАМИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Татьяна Вячеславовна Никольская, кандидат педагогических наук, доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается проблема реабилитации лиц пожилого возраста впоследствии травмы предплечья в «типичном месте» опорно-двигательного аппарата. Ограничение физических возможностей, состояния здоровья, набора культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Описаны основные этапы педагогического эксперимента. Разработана программа реабилитационных мероприятий по проведению занятий лечебной физической культурой для данной категории лиц.
Ключевые слова: здоровье, пожилые люди, травма, перелом в «типичном месте», физические упражнения, специальные упражнения, лечебная гимнастика, физиотерапия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p155-159
MODELING THE REHABILITATION PROCESS OF ELDERLY PEOPLE WITH SUPPORTING-MOTOR APPARATUS INJURIES USING THERAPEUTIC FITNESS
TECHNIQUES
Tatiana Vyacheslavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Open Transport Academy of Russian Transport University, Moscow
Abstract
The article deals with the problem of rehabilitation of elderly people with forearm injuries in the "typical place" of the supporting-motor apparatus. Restrictions on physical abilities, health conditions, and the set of cultural forms of activity narrow the scope of their lifestyle. The main stages of the pedagogical experiment are described. A program of rehabilitation activities has been developed to provide therapeutic fitness for this category of people.
Keywords: health, elderly people, trauma, "typical place" injury, physical exercises, special exercises, therapeutic gymnastics, physiotherapy.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, проблема исследования заключается в важном факторе определяющее, состояние здоровья у категории взрослого населения, их образе жизни. Норма деятельности - понятие условное и весьма индивидуальное, поэтому объем движений, наиболее удовлетворяющий потребности организма, способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию и старению, хорошему самочувствию, высокой работоспособности, жизненной активности необходимой в пожилом возрасте.
Выявлено, что люди второго периода зрелого и пожилого возраста страдают «Букетом» заболеваний. Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата встречается болезнь соединительной ткани — остеопороз. Наиболее часто поражается позвоночник, а
также кости рук и ног. Кости при остеопорозе теряют прочность, что рождает риск получение частых патологических переломов. К факторам риска переломов у категории этих людей относят слабость и головокружение, которые могут быть следствием сопутствующих хронических заболеваний основных систем организма. Это ведет к тому, что пожилым людям легко потерять равновесие и упасть на скользкой дороге, при выполнении повседневных домашних дел в 16% случаев отмечается бытовая травма - во время уборки, проведении гигиенических процедурах [2].
Лечебная физическая культура - является доступным и лучшим средством восстановления после травмы опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возраста. Исследования ряда авторов свидетельствуют, что применения занятий лечебной физической культурой улучшается состояние здоровья, восстанавливаются утраченные функции, расширяются функциональные возможности организма лиц, получивших травму опорно-двигательного аппарата [1, 3].
Большое значение для восстановления функции после операции имеет адекватность реабилитационных мероприятий [4, 5, 6].
Объектом исследования послужил процесс содержание занятий лечебной физической культурой.
Целью исследования являлось изучение комплексной методики занятий лечебной физической культурой для лиц зрелого и пожилого возрастов.
Предмет исследования включает средства лечебной физической культуры (лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию), как один из элементов реабилитации лиц зрелого и пожилого возраста после травм предплечья в «типичном месте» опорно-двигательного аппарата.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Успешности реабилитации лиц пожилого возраста, после получения травмы опорно-двигательного аппарата в «типичном месте» способствует раннее начало реабилитационных мероприятий, поэтапное преемственное и непрерывное их применение в течение периода болезни.
В педагогическом эксперименте приняли участие 22 человека: 12 женщин в возрасте 55-74 лет, 10 мужчин в возрасте 60-74 лет, которые прошли медицинское обследование. Для проведения констатирующего педагогического эксперимента были сформированы 2 группы: основная группа и группа сравнения. Основная группа включала 11 человек (5 мужчин, 6 женщин) занимающихся индивидуально и групповым методом на занятиях по лечебной физической культуре. Группа сравнения - 11 человек (5 женщин, 6 мужчин).
Эксперимент проводился 2 месяца с целью изучение влияния занятий лечебной физической культурой на состояние здоровья и функциональные показатели лиц пожилого возраста, проживающих в Смоленском областном государственном учреждении герон-тологическом центре «Вишенки».
В основу занятий лечебной физической культурой была положена методика занятий лечебной гимнастикой при травме предплечья в «типичном месте» опорно-двигательного аппарата. Занятия включали комплекс специальных физических упражнений при травме предплечья в «типичном месте» у лиц пожилого возрастов. В занятиях использовались исходные положения: сидя на стуле, стоя. В процессе педагогического эксперимента предусматривалось изучение влияния лечебной физической культуры II и III периодов реабилитации больных с заболеванием опорно-двигательного аппарата, в частности перелом костей предплечья в «типичном» месте у лиц пожилого возрастов.
Педагогический эксперимент предусматривал, использование комплекса специальных физических упражнений (ЛГ) и процедуры физиотерапии после травмы предплечья. Разработанный нами комплекс специальных физических упражнений последова-
тельно вводился в занятия и постепенно усложнялся через каждые 1-2 недели.
В ходе педагогического эксперимента решались следующие задачи:
• Исследовать функциональные возможности мышц верхнего плечевого пояса -(угол сгибания и разгибания в лучезапястном суставе, силу мышц травмированной руки) лиц, имеющих травму костей предплечья в «типичном месте».
• Проследить за динамикой нарушений в связи с болезнью функций опорно-двигательного аппарата под влиянием отдельных физических нагрузок и сеансов физиотерапии, предусмотренных методикой.
• Оценить эффективность воздействия применяемых средств физической культуры на функциональное состояние пациентов, их работоспособность и результативность в динамике курса лечебной физической культуры.
В соответствии с поставленными задачами весь период педагогического эксперимента мы условно разделили на три этапа:
- на первом этапе проводилось первичное обследование испытуемых, выявление функциональных изменений опорно-двигательного аппарата, исследование непосредственного воздействия специальных физических упражнений, физиотерапии (массаж, магнит, электрофорез, гидромассаж, милта) на восстановление нарушенных травмой функций организма, самочувствие занимающихся, их работоспособность;
- на втором этапе осуществлялось внедрение апробированных средств физической культуры в процесс занятий испытуемых и оценка их эффективности;
- на третьем этапе изучалось влияние эффективности предложенной методики занятий физическими упражнениями с лицами пожилого возраста.
Особенностью проводимого эксперимента является применение средств лечебной физической культуры, направлено на восстановление утраченных в связи с травмой функций организма опорно-двигательного аппарата и профилактику обострений у лиц пожилого возрастов, имеющих перелом костей предплечья в «типичном месте».
Весь курс применяемой методики занятий лечебной гимнастикой состоял из трех последовательных этапов, каждый из которых имел свои задачи, содержание, средства и методы.
Первый этап - вводный - длился 14 дней. Наблюдение велось за двумя группами пациентов пожилого возрастов. Одна из них получала только физиолечение, а вторая -физиолечение и занятия лечебной гимнастикой (ЛГ).
К специальным физическим упражнениям (ЛГ) относились упражнения на расслабление рефлекторно напряженных групп мышц и мускулатуру тела в целом, меньшее значение отводилось упражнениям в специальной силовой тренировке мышц шеи, туловища, верхних конечностей, развитии подвижности в лучезапястном суставе.
На первом этапе осуществлялся индивидуальный подбор некоторых упражнений с учетом проявления определенного вида перелома костей предплечья, как разучивание и применение их в занятиях.
Второй этап - тренировочный - длился 28 дней. На этом этапе осуществлялось активное расширение и усложнение физических нагрузок, предусмотренных в методике занятий физическими упражнениями (ЛГ). Все это было направлено на решение специальных задач, в зависимости от проявления травмы костей предплечья в «типичном месте» опорно-двигательного аппарата. Ликвидация или уменьшение боли, устранение болевых ощущений в локтевых и лучезапястных суставах (парестезий), в мышцах верхних конечностей, противодействие образованию неврогенной рефлекторной контрактуры в травмированном суставе, увеличение амплитуды движений в нем, укрепление мышц шеи, туловища, верхних конечностей, улучшение их силовых показателей, выносливости, нормализации тонуса.
На третьем, заключительном, этапе осуществлялся переход к самостоятельным занятиям, включающим в себя упражнения утренней гигиенической и лечебной гимнасти-
кой.
Объем физической нагрузки на занятиях лечебной физической культурой второго, третьего периодов реабилитации травмированных больных представлен в таблице.
Таблица - Объем физической нагрузки на занятиях лечебной физической культурой лиц
Месяцы
Показатели Февраль Март Итого за Март Итого
1-4 нед 1-2 нед II период 3-4 нед III период
Количество тренировочных дней 22 10 32 10 10
Количество тренировок 22 10 32 10 10
Количество тренировочных часов 22 10 32 10 10
Медико-биологические наблюдения 1 1 2 1 1
Как следует из таблицы, второй период реабилитации включал два календарных месяца. Количество тренировочных дней, тренировок, тренировочных часов составляло по 35 каждая. Третий период реабилитации длился 2 недели месяца. Количество тренировочных дней, тренировок, тренировочных часов составляло по 10 каждая включительно. Медико-биологические наблюдения включали: опрос о самочувствии определение частоты сердечных сокращений, измерения артериального давления. Занятия проводились групповым методом при строго индивидуальном подходе к каждому занимающемуся. Занятия лечебной гимнастикой проводились 4-5 раз в неделю. Длительность занятия составляла 45-60 минут. Занятие начиналось с подсчета пульса и опроса о самочувствии занимающихся. Занятие состояло из трех частей: подготовительной основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части состояла 5-10 минут. Основная задача подготовительной части занятия заключалась в подготовке мышц верхней конечности к занятиям. Главной задачей основной части занятия являлась восстановление мышечной массы двигательных функций, гибкости в травмированных суставах. В заключительной части занятия все упражнения были, направлены на восстановление организма, после нагрузки применялись дыхательные упражнения, лечение положением.
ВЫВОДЫ
1. Методы занятий лечебной физической культурой необходимо дифференцировать с учетом проявлений травм костей опорно-двигательного аппарата и проводить в три последовательных этапа, постепенно включая средства лечебной физической культуры на первом этапе, активно расширяя и усложняя нагрузки на втором и переходя к самостоятельным занятиям на третьем этапе.
2. Своевременная коррекция режима занятий лечебной гимнастикой и восстановление лиц пожилого возраста позволила улучшить их самочувствие, устранить болевые ощущения в травмированной конечности. Противодействовать образованию неврогенной рефлекторной контрактуры в травмированном суставе, уменьшении атрофии мышц, восстановлении координации движений, мышечной силы и амплитуды движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каптелин А.Ф. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей / А.Ф. Каптелин, В.С. Лебедева. - Москва : Медицина, 2001. - 398 с.
2. Котельников Г.П. Травматология: национальное руководство / Г.П. Котельников, С.П. Миронов. - Москва : ГЭОТАР -Медиа, 2008. - 808 с.
3. Пархотик И.И. Физическая реабилитация при травмах верхних конечностей / И.И. Пар-хотик. - Киев : Олимпийская литература, 2007. - 280 с.
4. Bamford, R. A qualitative investigation into the rehabilitation experi-ence of patients following wrist fracture / R. Bamford, D. Walker // Hand Therapy. -2010. Vol. 15. - P. 54-61.
5. Bruder, A. Exercise reduces impairment and improves activity in people after some upper limb fractures: a systematic review / A.Bruder, N.F.Taylor, K.J. Dodd // Journal of Physiother. - 2011. Vol. 57. - P. 71-82.
6. Handoll, H. A Systematic Review of Rehabilitation for Distal Radial Fractures in Adults / H. Handoll, R. Madhok, T. Howe // Hand Therapy. - 2003. - Vol. 8, No. 1 - P. 16-23.
REFERENCES
1. Kaptelin, A. F. and Lebedeva, V. S. (2001), Therapeutic fitness in the system of medical rehabilitation: manual for doctors, Medicine, Moscow.
2. Kotelnikov, G.P. and Mironov, S.P. (2008), Traumatology: national manual, Media, GEOTAR, Moscow.
3. Parchotik, I. I. (2007), Physical rehabilitation at the upper limb injuries, Olympic literature,
Kiev.
4. Bamford, R. and Walker, D. (2010), "A qualitative investigation into the rehabilitation experience of patients following wrist fracture", Hand Therapy, Vol. 15, pp. 54-61.
5. Bruder, A., Taylor, N. F. and Dodd, K. J. (2011), "Exercise reduces impairment and improves activity in people after some upper limb fractures: a systematic review", Journal of Physiother, -. Vol. 57, pp. 71-82.
6. Handoll, H., Madhok , R., Howe, T. A. and Handoll, H. (2003), "Systematic Review of Rehabilitation for Distal Radial Fractures in Adults", Hand Therapy, Vol. 8 No.1, pp. 16-23.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.12.2020
УДК 378.225
РОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ АДЪЮНКТА В УСПЕШНОМ ЗАВЕРШЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИИ
Андрей Николаевич Печников, доктор педагогических наук, доктор технических наук, профессор, Григорий Александрович Якуба, адъюнкт, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург
Аннотация
Исследование направлено на выявление предикторов успешности достижения адъюнктами (аспирантами) цели прохождения государственной аттестации и цели защиты кандидатской диссертации. Установлены статистически значимые связи между средним баллом диплома о высшем образовании адъюнкта и результатами его промежуточной и государственной аттестации в адъюнктуре, а также между свойством креативности адъюнкта и своевременностью защиты им диссертации. Описаны процедуры определения надежных моделей выявленных зависимостей. Обоснована критериальная валидность этих моделей. Высказано мнение о целесообразности диагностики свойства креативности у абитуриентов, поступающих в аспирантуру (адъюнктуру).
Ключевые слова: аспирантура, адъюнктура, аттестация, кандидатская диссертация, креативность, обученность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p159-167
ROLE OF TRAINING LEVEL AND CREATIVITY OF THE ADJUNCT FOR THE SUCCESSFUL PREPARATION AND DEFENSE OF THE THESIS
Andrey Nikolaevich Pechnikov, the doctor ofpedagogical sciences, doctor of technical sciences, professor, Grigory Aleksandrovich Yakuba, the adjunct, Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budenny, St. Petersburg
Abstract
The research is aimed at identifying predictors of success in achieving by adjuncts (graduate students) the goal of passing state certification and the goal of defending a Ph.D. thesis. Statistically significant links have been established between the average grade of an adjunct's higher education diploma and the results of its intermediate and state certification in adjunct studies, as well as between the property of