3. Мамаева С.В., Славкина И.А., Шмульская Л.С. Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб.ст. Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 165 - 168.
Педагогика
УДК 796.011.3
кандидат педагогических наук Штоколок Василий Сергеевич
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. (г. Екатеринбург)
ВОССТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ ТРАВМ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА И ИХ
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО
Аннотация. В статье рассмотрена методика обучения двигательной самореабилитации больных с травмами позвоночника и спинного мозга после выписки из стационара, позволяющая проводить восстановление больных с минимальным участием со стороны инструктора по адаптивной физической культуре и близких больного, и его дальнейшую интеграцию в общество через участие в соревнованиях.
Ключевые слова: двигательная самореабилитация; интеграция; травмы позвоночника.
Annotation. In the article the technique of training of motor self-rehabilitation of patients with traumas of the spine and spinal cord after discharge from the hospital allowing to carry out restoration of patients with minimal participation from the instructor for adaptive physical culture and close patients and its further integration into the society through participation in competitions is considered.
Keywords: motor self-rehabilitation; integration; spine trauma.
Введение. На исходе двадцатого века и в начале двадцать первого наше общество столкнулось с глобальной проблемой - резким снижением трудовых ресурсов. Проблема появилась по ряду объективных причин: во-первых, произошло снижение рождаемости и увеличение смертности; во-вторых, увеличилась продолжительность жизни, и, на фоне низкой рождаемости, это привело к сокращению людей трудоспособного возраста (увеличилось количество людей пенсионного возраста). И третья причина -увеличение количества людей с ограниченными возможностями здоровья вследствие травм и заболеваний, большинство из которых, люди трудоспособного возраста. Развитие дальнейшей динамики в этом направлении недопустимо, так как это приведет к серьезным последствиям для современного общества, а именно, невозможность существования современного уклада жизни и невыполнение государством своих обязанностей перед населением, т.е. сохранение социальных гарантий: выплат пенсии по возрасту и инвалидности, обеспечение незащищенных слоев населения и т.д.
Одним из путей решения проблемы сокращения трудовых ресурсов является проведение эффективной реабилитации больных после травм и заболеваний. Для организации полноценной реабилитации больных требуется решение некоторых глобальных проблем:
- увеличение количества специалистов по реабилитации, специализирующихся на восстановлении больных после выписки из стационара;
- сокращение продолжительности реабилитационных мероприятий по восстановлению больных, требующих значительных экономических затрат;
- появление достаточного количества реабилитационных центров, существующих не только в мегаполисах, но и в сельской местности или небольших городах.
Особенно проблематична организация процесса реабилитации больных с травмами опорно-двигательного аппарата, в частности, с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга. Данный процесс отличается длительностью, так как протекает от нескольких месяцев до нескольких лет. Кроме этого, получение данной травмы, в большинстве случаев, ведет к потере связи больного с обществом, ввиду ограничения передвижения, потери трудоспособности и других социальных привычек. И эта проблема требует применения новых методов реабилитации для данной группы населения, которые бы позволили сократить время восстановления функциональной подвижности. Кроме того, данные мероприятия должны быть менее затратные с экономической точки зрения, и способствовали скорейшему возращению больного в общество.
В настоящее время травмы позвоночника составляют примерно 12% от общего количества получаемых травм. Травма позвоночника, в большинстве случаев, приводит к инвалидности, что не может не вызывать тревогу. За последние 70 лет наблюдается увеличение количества получение данных травм в 200 раз [2, 3].
В связи с тем, что число больных с травмами позвоночника и спинного мозга стремительно растет, возник вопрос о необходимости разработки методик восстановления больных с данными травмами, которые могут применяться самим больным, с минимальным участием специалистов. Занятия по данной методике должны помочь человеку с травмой позвоночника и спинного мозга адаптироваться и «жить заново» в изменившихся жизненных условиях.
Цель исследования: научно обосновать методику обучения двигательной самореабилитации больных с травмами позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из стационара.
Изложение основного материала статьи. Методика двигательной самореабилитации включает в себя специальную систему средств адаптивной физической культуры, систему методов (по характеру познавательной деятельности, спортивной тренировки) и методических приемов (обучение двигательным действиям на основе персонального тренинга), отражающую соответствие целей, процесса и результата обучения. Что в совокупности обеспечивает восстановление нарушенных функций организма больного, а так же обеспечивает его социализацию интеграцию в социальную среду через подготовку и участие в спортивных мероприятиях среди инвалидов.
В процессе осуществления методики самореабилитации выявлены следующие условия, способствующие ее эффективности: организационно-педагогические, методические, информационные.
К организационно-педагогическим условиям результативности самореабилитации относят переход от восстановления под руководством специалистов к процессу самореабилитации. Это условие требует от больного осознания и овладения необходимым объемом теоретических знаний и методических умений для реализации процесса восстановления.
Обязательными методическими условиями обеспечения эффективности тренировочного процесса выступают: рациональное планирование тренировочного процесса (с учетом этапа самореабилитации), функциональное состояние больного (тяжесть травмы), учет особенностей бытовых условий. Методические условия предполагают увеличение двигательной активности испытуемого в течение дня путем рационального распределения нагрузки и применяемых средств.
Важными информационными условиями обучения двигательной самореабилитации являются: программное мультимедийное обеспечение, предназначенное для овладения умениями правильно выполнять целенаправленные физические упражнения и рационально планировать физическую нагрузку; приемы самомассажа, а так же последовательность применения гидропроцедур в структуре занятий.
Разработанная методика по реабилитации больных включает в себя: комплексы физических упражнений, самомассаж в сочетании с гидропроцедурами, трудотерапию и специальное питание.
Последовательность функционирования самореабилитации состоит из трех взаимосвязанных периодов:
- восстановительный период (постстационарный) продолжительностью до 60 дней;
- переходный период (от 61 дней до 180 дней);
- тренировочный период (от 181 дней до 360 дней).
Каждый период имеет конкретную цель и разделяется на два этапа, с определением задач на каждом этапе.
Перед началом занятий по методике обучения двигательной самореабилитации, обязательно проведение вводных теоретических занятий. Вводные занятия включают в себя информацию о физиологических изменениях, происходящих в организме, в результате получения травмы позвоночника. Вводные теоретические занятия позволяют больному понять, какое влияние оказывает выполнение комплексов физических упражнений на организм в целом. Так же данные занятия содержат информацию о возможных реакциях организма на нагрузку в процессе проведения первых занятий, и появление внешних признаков восстановления, утраченных и ослабленных функций организма.
Перед началом каждого этапа проводятся методические занятия, которые имеют определенные задачи: овладение умениями правильно выполнять физические упражнения на каждом этапе реабилитации, овладение приемами самомассажа и гидропроцедур. На методических занятиях проводятся тесты оценивания физического состояния, учитываются правила заполнения дневника самоконтроля, проводится обучение проектирования индивидуального стиля жизни и его коррекции, знаний основ специального питания.
Практические занятия осуществляются с применением мультимедийных программ. Разработанные программы представляют собой демонстрационный материал, содержащий методические рекомендации по последовательности выполнения комплексов физических упражнений в течение дня, с указанием объема, интенсивности и продолжительности занятий. Так же данная программа включает правила проведения самомассажа различных частей тела и правила проведения гидропроцедур.
Основное место в организации двигательной самореабилитации занимает выполнение ряда комплексов физических упражнений. Каждый комплекс состоит из активных, пассивных и дыхательных упражнений. По мере тренированности, количество повторений активных и пассивных упражнений повышается от 2-3раз до 20-30 раз [5].
После получения травмы позвоночника с повреждением спинного мозга, наблюдается резкое снижение жизненной емкости легких, обоснованное уменьшением двигательной активности и длительным нахождением больного в лежачем положении. Данный факт способствует еще большему негативному влиянию на организм больного. По этой причине требуется, в течение дня, выполнять комплекс дыхательных упражнений [5]. Для увеличения положительного эффекта необходимо, перед дыхательными упражнениями, выполнить самомассаж груди и живота. Самомассаж способствует нормализации деятельности большинства внутренних органов.
При разработке комплексов физических упражнений желательно, по возможности, не включать в комплекс упражнения, способствующие развитию силы мышц рук. Таким путем устраняется возможность развития заместительной функции рук и ног.
В начале занятий обязательно проводится пассивная разработка парализованных конечностей по направлению от центра к периферии. В последующем, кроме проработки суставов от центра к периферии, присоединяется проработка и от периферии к центру [5]. Темп выполнения медленный. Обязательное условие при выполнении пассивных упражнений - следить за дыханием. При выполнении комплекса упражнений, необходимо соблюдать условие - проговаривание выполняемых действий. Проговаривание помогает закрепить в памяти и усилить эффект выполнения упражнений.
При разработке комплексов упражнений обязательно учитывается: особенности полученной травмы, нарушение функций организма, возрастные изменения, происходящие в организме. Одним из серьезных осложнений, возникающих при получении травм позвоночника, является развитие такого заболевания как остеопороз. Остепороз - заболевание, при котором минеральная плотность костной ткани снижается, тем самым повышается риск перелома костей[4].
Чтобы свести к минимуму развитие данного заболевания, необходимо максимально увеличить двигательную активность больного.
Важнейшим дополнением к физическим упражнениям является самомассаж. Применяются следующие массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание. Каждый приём выполняется по 3-5 раз в день.
Анализируя данные комплексы упражнений и их влияние на организм, предлагается следующий алгоритм выполнения комплексов физических упражнений, в сочетании с самомассажем и гидропроцедурами:
1. Самомассаж груди и живота - через 1-2 часа после пробуждения;
2. Дыхательные упражнения - после самомассажа;
3. Прогревание шейного и поясничного отделов позвоночника, а так же верхних конечностей по 2-3 минуты. Выполняется, если есть трофические нарушения. Для прогрева определенного сегмента позвоночника применяется грелка, а для верхних конечностей - теплая шерстяная или хлопковая одежда.
4. Самомассаж шейного отдела позвоночника - после прогревания;
5. Самомассаж верхних конечностей - после самомассажа шейного отдела позвоночника. После выполнения необходимо одеть теплую шерстяную или хлопковую одежду для увеличения эффекта;
6. Выполнение упражнений для укрепления мышечного корсета и увеличения подвижности позвоночника;
7. Дыхательные упражнения - в любое время в течение дня;
8. Прогревание нижней части грудного отдела, поясничного отдела позвоночника и нижних конечностей через 1-2 часа после выполнения комплекса физических упражнений;
9. Выполнение самомассажа спины после прогревания;
10. Выполнение самомассажа нижних конечностей. После выполнения необходимо вновь одеть теплую шерстяную или хлопковую одежду для увеличения эффекта.
11. Выполнение пассивных упражнений после выполнения самомассажа;
12. Дыхательные упражнения - за 1-2 часа до сна.
Кроме выполнения комплексов физических упражнений и самомассажа значительное место отводится трудотерапии. Продолжительность занятий трудотерапией возрастает от 2-3 минут до 10-15 минут, 2-3 раз в день. Не допускается значительное утомление. Абсолютным противопоказанием к трудотерапии является острое лихорадочное состояние.
Кроме выполнения комплексов физических упражнений, большое значение в успешности проведения восстановления больных имеет соблюдение нескольких правил, а именно: сон с 23-24 часов и подъем не позднее 7 часов утра, дневной сон не более 1 часа; употребление в сутки не менее 2,5 литров воды для человека, весом 70 кг; употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А^,Е,К и микроэлементов, содержащих фосфор, марганец, медь, калий). Особое внимание необходимо уделить восстановлению потребности организма в кальции и витамине D (применение воздушных и солнечных ванн) [1].
Разработанная методика помогает не только восстановить утраченные функции, но и решает проблему интеграции больных в общество. Так как после получения травмы человек на продолжительный период теряет связь с окружающим миром, и восстановить эту связь очень сложно. Наиболее оптимальным способом возращения человека в социальную среду является вовлечение его в физкультурно-спортивную деятельность. Для этого требуется определить те виды спорта, в которых подготовка позволит, если не восстановить, то улучшить общее состояние человека, имеющего инвалидность.
Например, при разработке программы «Силовой марафон», усилия были направлены на доступность дисциплин для людей с травмами позвоночника, так как они ограниченны в движении. Кроме этого у больных с данной травмой, наблюдается ряд осложнений, таких как вялые периферические параличи, нарушение координации движении, нарушение деятельности систем органов. Все это дает основание при выборе дисциплин силового марафона опираться на новые требования.
В основу программы были отобраны некоторые силовые виды спорта и их элементы. Выбор силовых видов спорта для реабилитации и интеграции больных с опорно-двигательного аппарата стал не случайным. Занятия силовыми видами спорта позволяют ликвидировать серьезные последствия, связанные с данными травмами. Важной особенностью подготовки к участию в силовом марафоне является большое количество повторений в подходе. Например, реабилитация при остеопорозе предусматривает 10-15 повторений при выполнении силовых упражнений [4].
При отборе видов спорта и их элементов в программу силового марафона, иногда возникает ряд препятствий, так как не каждый вид спорта подходит для занятий и участия больных с травмами позвоночника. Избранный вид спорта должен соответствовать некоторым требованиям: минимальному воздействию на позвоночник, исключению возможности повторения травмы. А так же должен быть логическим продолжением физической реабилитации и удовлетворять запросы больных в развитии физических качеств.
С целью проверки эффективности разработанной методики, был проведен формирующий эксперимент. В эксперименте участвовали больные, имеющие I или II группу инвалидности, в возрасте от 40 до 73 лет. У 60 % испытуемых причиной развития заболевания являлись различные травмы. У 30% испытуемых - кисты различной этиологии. В остальных случаях причинами заболевания были процессы сосудистой этиологии в области позвоночника.
Больные были разделены на контрольную группу, где занятия проводились на основе комплекса рекомендаций, выдаваемых при выписке из стационара, и экспериментальную - в которой самореабилитация проводились по данной разработанной методике.
Оценивание результатов эксперимента осуществлялось по показателям, характеризующим психофизиологическое состояние, физическое здоровье, работоспособность и физическую подготовленность больных. К концу исследования в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика по всем показателям, а в контрольной - их незначительное улучшение, а иногда и ухудшение показателей.
Повышение опорной функции поврежденных нижних конечностей наблюдалось в показателях экспериментальной группы более 200%. Данные результаты свидетельствуют о рациональности применения методических приемов обучения двигательным действиям, на основе персонального тренинга.
Положительное влияние методики двигательной самореабилитации на функциональные системы больных, доказывают и изменения результатов ортостатической пробы (29%) в экспериментальной группе. В контрольной группе наблюдалась отрицательная динамика.
Позитивные сдвиги произошли и в показателях физической работоспособности. В экспериментальной группе прирост результатов достиг 195%, а в контрольной только 29%, что подтверждает правильность выбранных средств АФК и методических приемов обучения двигательным действиям.
Для оценки координационных способностей применялся тест «Выполнение бросков и ловля мяча». При окончании эксперимента наблюдались наиболее существенные изменения в показателях верхних конечностей, до 244% в экспериментальной группе.
Таким образом, занятия по предложенной методике двигательной самореабилитации нормализуют деятельность внутренних органов и систем, способствуют восстановлению утраченных функций организма, и что самое важное, улучшают психоэмоциональную сферу больных. У таких людей появляется уверенность в успехе реабилитационных мероприятий, и они начинают строить планы на будущее.
Выводы:
1. Методика двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга - это специальная система средств адаптивной физической культуры, методов и методических приемов обучения двигательным действиям на основе персонального тренинга. Методика отражает соответствие целей, процесса и результата обучения, что в совокупности обеспечивает восстановление нарушенных функций организма больного и его социализацию через участие в физкультурно-спортивных мероприятиях по силовым видам спорта.
3. Данная методика повышает эффективность процесса двигательной самореабилитации, обеспечивает реализацию комплекса организационно-педагогических, методических и информационных условий.
4. Разработанные мультимедийные программы создают условия для повышения мотивации к систематическим тренировочным занятиям, подготовке и участию в соревнованиях для инвалидов по силовым видам спорта, позволяют интенсифицировать самостоятельную работу.
5. Эффективность методики обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из стационара определяется темпами прироста познания двигательных действий, исходящего от самого субъекта (больного), что позволяет активно включаться в двигательный процесс, находиться в активно-деятельном отношении к самому себе и обществу.
Литература:
1. Качесов В. А. Основы интенсивной самореабилитации / В. А. Качесов. - М.: Издательская группа «БДЦ-ПРЕСС», 2007. - 174 с.
2. Коган О. Г. Реабилитация больных при травмах позвоночника и спинного мозга / О. Г. Коган. - М.: Медицина, 1975. - 246 с.
3. Леонтьев М. А. Лечение и реабилитация пациентов с травматической болезнью спинного мозга / М. А. Леонтьев // Реабилитация инвалидов с нарушением функций опоры и движения / Под ред. Л. В. Сытина, Г. К. Золоева, Е. М. Васильченко. - Новосибирск, 2003. — С. 299-335.
4. Плаксина О. И. специфика реабилитационной работы в Велнес-центрах для больных остеопорозом / О. И. Плаксина // Российский человек в разломе эпох: QUO VADIS: мат. XV Международ. науч.-практ. конф. 26-27 апреля 2012 г. докл. / Ред.: Л. А. Закс, Г. А. Ямалетдинова и др. - Т.2. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2012. - 820 с. - С. 746-750.
5. Попов С. Н. Физическая реабилитация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Попов. -Ростов н/Д: Высшее образование, 2005. - 608 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Штратникова Алина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Рюмшина Елена Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Матвеева Анастасия Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
ВОЗМОЖНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные положения теории информации и моделирования информационных процессов применительно к документообороту современных высших учебных заведений, а также вопросы формирования теоретической модели информационно - документационного обеспечения их образовательной деятельности. Авторами рассматриваются возможности построения теоретической модели документооборота вуза, сформулированы и проанализированы компоненты модели, доказано, что применение метода информационно-функционального моделирования доступно и для исследования документационного обеспечения образовательной деятельности. Построение и последующий анализ функциональных моделей документопоков вуза, на примере входящей, исходящей и внутренней документации, по мнению авторов, в значительной степени будет способствовать усилению эффективности образовательной деятельности вуза, не только при осуществлении обучающей функции, но и при взаимодействии со студентами, и иными субъектами образовательного процесса.
Ключевые слова: modeling, educational process, document flow, functional model, University.
An^Mion. The article deals with some provisions of the theory of information and modeling of information processes in relation to the document flow of modern higher education institutions, as well as the formation of a theoretical model of information and documentation support of their educational activities. The authors consider the possibility of building a theoretical model of the University's document flow, formulate and analyze the components of the model, prove that the use of the method of information and functional modeling is available for the study of documentation support of educational activities. According to the authors, the construction and subsequent analysis of functional models of higher education institution documentations, on the example of incoming, outgoing and internal documentation, will greatly enhance the effectiveness of educational activities of the University, not only in the implementation of the learning function, but also in interaction with students and other subjects of the educational process.
Keywords: modeling, educational process, document management, document support, University.
Введение. Современный вуз является учебно-научным учреждением, деятельность которого ориентирована на развитие образования, науки и культуры на базе фундаментальных исследований и обучения на всех уровнях. Информационно - документационное обеспечение управления вузом обладает как общими, так и специфичными чертами для данного типа организаций. В образовательном учреждении