Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
адаптивная / социальная / реабилитация / инвалида

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н. Ю. Валиева

Термин «адаптивное физическое воспитание» по-прежнему интерпретирует характеристики специалистов в области социальной практики. Следовательно, необходимо объяснить основные различия между адаптивной физической культурой и физическим образованием, медициной (включая медицинскую медицину), корректирующие и другие науки, валеологию и другие науки, знаниями и практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Н. Ю. Валиева

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта

liliya liliya91@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Термин «адаптивное физическое воспитание» по-прежнему интерпретирует характеристики специалистов в области социальной практики. Следовательно, необходимо объяснить основные различия между адаптивной физической культурой и физическим образованием, медициной (включая медицинскую медицину), корректирующие и другие науки, валеологию и другие науки, знаниями и практикой.

Ключевые слова: адаптивная, социальная, реабилитация, инвалида

Как следует из названия, адаптивная физическая культура основана на классической или общей теории и методике физического воспитания, которая выступает по отношению к ней как более общее явление. Однако, в отличие от основной дисциплины, адаптивная физическая культура рассматривает не здоровых людей, а больных, в том числе инвалидов, как объекты базового познания и воздействия. Здесь следует отметить, что объектом деятельности будущих специалистов по адаптивной физической культуре является категория населения, утратившая часть своих функций на достаточно длительное время, а зачастую и навсегда (например, при ампутации конечности, хирургическом удалении пораженного органа и др.).

А именно с ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура оздоровительная реабилитация или лечебная физическая культура (Л.Р. Матвеев, 1983) или так называемым двигательная реабилитация (В.М.Выдрин) отличается от разделов (видов) общей физической культуры. Этот раздел как отмечалось (Б.В.Евстафьев) что анализу основных понятий в теории физического воспитания посвящена специальная монография (1985). Подразумевает" восстановление временно утраченных функций после перенесенных заболеваний, травм и др. (Б.В. Евстафьев).

Адаптивная физическая культура также включает в себя адаптивную физическую реабилитацию. В этом случае физическая реабилитация может быть использована, например, при работе с ампутантами-инвалидами, для

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

восстановления временно утраченных функций тех или иных неповрежденных конечностей, внутренних органов, сенсорных систем и т.д., Но это не исчерпывает их больших возможностей для участия в других видах деятельности инвалидов и не является обязательным требованием специалистов физкультурно-спортивной деятельности (врачей, психологов, педагогов, социальных сотрудников, адвокатов и т.д.).

Согласно системе идеологических взглядов, сформировавшейся в нашем обществе, представители территориальных организаций и учреждений здравоохранения, социального обеспечения и образования должны иметь дело с инвалидами и теми, кто имеет стойкие отклонения в состоянии здоровья.

Что касается области физического воспитания, то она ориентирована на здоровых людей, временно утративших определенные функции, наиболее развитой, теоретически и практически, является активная деятельность не только здоровых людей, но и одаренных, для которых данный вид воспитания предусмотрен. В связи с этим следует обратить внимание на то, что физическое воспитание четко закрепляет свои приоритеты в отношении той или иной категории населения . Ведущий российский теоретик физического воспитания Л.Р. Матвеев даже в разделе оздоровления и реабилитации вторую часть называет спортивно-реабилитационной, которая "способствует восстановлению функциональных и адаптивных возможностей организма (снижается в результате" переутомления", переутомления и других причин)" (Л.Р. Матвеев, 1983), то есть здесь речь идет о реабилитации спортсменов.

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин физкультурно-спортивной специализации последних десятилетий, то направления физической культуры-это те, в которых специфично содержание знаний, умений и навыков специалистов вузов физической культуры и факультетов физической культуры, педагогических институтов и выпускников. Нетрудно убедиться, что практически все дисциплины, в том числе медико-психологического и педагогического циклов, располагают информацией только о здоровом человеке. Исключением стали два направления: физиотерапия и спортивная медицина, изучающие заболевания и травмы, характерные в основном для физических упражнений.

Для поступающих в высшие учебные заведения физической культуры было бы целесообразно вспомнить перечень медицинских справок, в которых требования к состоянию здоровья будущих студентов данного справочника значительно выше, чем во всех других учебных заведениях.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Важное значение в сложившейся ситуации приобретает недостаточная разработанность теоретических, концептуальных проблем физического воспитания инвалидов, не говоря уже об идеологических и мировоззренческих системах.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме здоровья, проведенный Сахно (1993), определение ее качественных и количественных параметров позволили ему утверждать, что между понятиями "здоровье человека" и "инвалидность человека" была возведена непроницаемая стена, и эти понятия трактовались как взаимоисключающие.

В частности, в уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как" состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Понятие" здоровье "фактически отождествляется с" абсолютным здоровьем " и, конечно же, не позволяет человеку с ограниченными возможностями думать о возможности иметь здоровье, поскольку у него есть один или несколько недостатков (физических или психических).Такое постановка вопроса, по сути, опровергло большую группу людей с ограниченными возможностями здоровья - здоровый образ жизни, основной частью которого является рациональная физическая активность человека или физическое воспитание в более обобщенном виде. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что в школе, вузе, на определенной спортивной секции допуск к занятиям физкультурой, а особенно тем, кто желает участвовать в спортивных соревнованиях, допускается участие в спортивных мероприятиях, на которые врач должен указать соответствующий уровень здоровья.

Таким образом, в силу ряда объективных условий и субъективных фактов инвалиды оказались в сфере медицины, в этом направлении в последнее время появилось самостоятельное направление - реабилитация. В энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) определяется как" комплекс медико-педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов".

Как видно из определения, понятие реабилитации включает в себя: функциональное восстановление или компенсацию чего-либо, что невозможно восстановить, приспособление к повседневной жизни и включение в трудовой процесс больного или инвалида.

Следует отметить, что медицинская реабилитация включает лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного и

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

психологическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации, переобучению или переподготовке (А.В. Сахно, 1993). В то же время существуют различные концепции сущности реабилитации конкретными медицинскими работниками. Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией понимаются прежде всего различные виды лечения (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и др.), в травматологии и ортопедии - протезирование, в физиотерапии-лечебная физкультура, в психиатрии - как психологическая и трудотерапия.

Учитывая конкретную медицинскую специальность, все эти положения вполне понятны, однако, с одной стороны, они сужают цели, задачи, средства, организационные формы реабилитации, четко очерчивая их в соответствии с профилем заболевания или инвалидности, общепринятыми в официальной системе здравоохранения.

Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация направлена не только на восстановление нарушенных функций организма, но и на самореализацию человека в новых условиях. Это требует большей активности и независимости от пациента или инвалида. Кроме того, средства, используемые в процессе реабилитации, так или иначе ориентированы на средства народной медицины - лечебную технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.д., ориентированы не на природные факторы,а на движение, здоровый образ жизни, рациональное питание и т.д. Выделяя неоспоримые преимущества современных технологий для инвалидов, отметим, что адаптивная физическая культура предполагает более широкое привлечение средств и методов данного вида воспитания, являющихся основой социализации инвалида, его трудовой адаптации или переподготовки и саморазвития в целом.

Выдвигая эту идею, авторы учебника хорошо осознают трудности, которые становятся препятствием не только для ее практической реализации, но и для теоретического восприятия и признания специалистами (философами, врачами, психологами и др.), изучающими проблемы человека. Как известно, физическое воспитание как атрибут развития и воспитания личности на протяжении многих лет всегда присутствовало в многообразном понятийном материале, ориентированном на идеал "гармоничного и всестороннего развития личности". Такова роль адаптивной физической культуры среди дисциплин, использующих движение в работе с различными контингентами населения.

Что касается других дисциплин, занимающихся людьми с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидами (тифлосурдопедагогика, Олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них практически не используются

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

те или иные компоненты физического воспитания. Это объясняется предметом, конкретными целями, задачами, средствами и методами этих наук. Возвращаясь к проблеме подготовки специалистов по работе с инвалидами в области физической культуры, следует отметить, что здесь уже сделаны первые шаги, имеется хоть небольшой опыт, опубликованы научные статьи и учебные материалы.

REFERENCES

1. M. X. Mirjamolov, N. Y. Valiyeva, R. F.Odilov, D. B. Baxtiyorov «Ko'rish qobilyatida nuqsoni bo'lgan talabalarda harakat koordinatsiyasini rivojlantirish uslubiyati» // Academic research in educational sciences. 2021. №12.

2. М. Х. Миржамолов, Н. Ю. Валиева, Р. Ф. Одилов, Д. Б. Бахтиёров «Методика развития координации движений у студентов с нарушениями зрения» // Scientific progress. 2022. №1.

3. Ruhiddin Faxriddinovich Odilov, Nilufar Yusufjon Qizi Valiyeva «Sensor tizimida nuqsoni bo'lgan bolalar mashg'ulotlarini kompleks nazorat qilish» // Scientific progress. 2021. №8.

4. CAQ Berdiyeva " Jismoniy imkoniyati cheklangan talaba qizlarda egiluvchanlik va uni rivojlantirish usuliyati" Scientific progress, 2022

5. Sherali Hoshimovich G'Ofurov, Dilshod Baxtiyor O'G'Li Baxtiyorov, Umid Abdugaforovich Saidov "Maktabgacha yoshdagi bolalarni yengil atletika mashqlari orqali mashg'ulotlarini tashkil etish" // Scientific progress. 2022. №1.

6. Sherali Hoshimovich G'Ofurov "QISQA MASOFAGA YUGURUVCHI SPORTCHILARNI MASHG'ULOTLARINI RIVOJLANTIRISHNING USULLARI" // Scientific progress. 2021. №8.

7. Sherali Hoshimovich G'Ofurov "MALAKALI SPRINTERCHILARNING SPORT MASHG'ULOTLARINI RIVOJLANTIRISHNING USULLARI" // Academic research in educational sciences. 2021. №4.

8. Л.Б.Собирова "Эффективность использования специальных упражнений в профилактике нарушений роста у младших школьников" // Academic research in educational sciences. 2021. №5.

9. Lola Tilopovna Davlatova "ADAPTIV SPORT O'YINLARINI (VOLEYBOL) O'QITISH METODIKASIDA HARAKAT USLUBLARI VA QOIDALARI" // Scientific progress. 2022. №2. metodikasida-harakat-uslublari-va-qoidalari (дата обращения: 14.04.2022).

10. Lola Tilapovna Davlatova "JISMONIY TARBIYA VA SPORTDA SOG'LOMLASHTIRISH TEXNOLOGIYALARINING DOLZARBLIGI VA AHAMIYATI" // Scientific progress. 2021. №8.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

11. Л. Т. Давлатова "БОЛАЛАР ЦЕРЕБРАЛ ФАЛАЖИДА ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИКНИ МАШГУЛОТ ЖАРАЁНИДА ВА ИЛМИЙ НАЗАРИЙ СОХДДА РИВОЖЛАНТИРИШ" // Academic research in educational sciences. 2021. №Special Issue 1.

12. Наиля Светличная "КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ" // Academic research in educational sciences. 2022. №1.

13. Норпулат Ширинович Бобомуродов ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОРЦОВ С НАРУШЕНИЯМИ В ПОЗВОНОЧНИКЕ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ // Academic research in educational sciences. 2021. №2.

14. Бобомуродов Н. Ш. Физиологический подход в прогнозировании перспективности борцов-туронистов //МуFаллим х, ем узликсиз билимлендириу" илмий-методикалык журнал. Нукус. - 2019.

15. Бобомуродов Н. Ш. Features of development of physical qualities in the process of sports training of students //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020.

- Т. 24. - №. 09. - С. 4225-4229.

16. Бобомуродов Н. Ш. Морфо-функциональные подходы к проблеме повышения спортивной работоспособности у спортсменов специализирующихся в дзюдо и в борьбе турон //Физическое развитие студентов в современном мире. - 2019. - С. 36-43.

17. Юнусов С. А. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ //Scientific progress. - 2022. - Т. 3. - №. 1.

- С. 831-836.

18. Светличная НК «Педагогические условия реализации оздоровительных технологий в адаптивном физическом воспитании детей и подростков» Олимпийский спорт и спорт для всех, 632-635

19. Dilshod Baxtiyorovich Baxtiyorov AMPUNTANT FUTBOLCHILARNI JISMONIY TARBIYA VOSITALARI VA USLUBIYATI // Scientific progress. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ampuntant-futbolchilarni-jismoniy-tarbiya-vositalari-va-uslubiyati (дата обращения: 14.04.2022).

20. ДН Рахматова, ЛБ Собирова «Особенности построения тренировочного процесса и контроля в подготовке борцов» Актуальные проблемы физической культуры и спорта, 431-434

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

21. Светличная Н.К. Спорт в период пандемии COVID-19 // Фан - спортга. - 2022. - №1. - С. 3-7.

22. Абдиев Ш. А. Планирование тренировочной нагрузки высококвалифицированных легкоатлетов с пораженим опорно-двигательного аппарата //Современное образование (Узбекистан). - 2021. - №. 1. - С. 98.

23. Zaylobiddin Sobirovich Artikov 13-14 yoshli belbog'li kurashchilarning kuch sifatlarini tarbiyalash. SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 598-603).

24. AS Abduraxmonovich «Tayanch harakat apparati shikastlangan yuqori malakali uloqtiruvchilarni mashg'ulot yuklamalarini optimallashtirish» Fan sportga, 68-70

25. Sherali Hoshimovich G'Ofurov QISQA MASOFAGA YUGURUVCHI SPORTCHILARNI MASHG'ULOTLARINI RIVOJLANTIRISHNING USULLARI // Scientific progress. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/qisqa-masofaga-yuguruvchi-sportchilarni-mashg-ulotlarini-rivojlantirishning-usullari (дата обращения: 15.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.