13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
Л.В. ВИНОГРАДОВА
кандидат медицинских наук, зав. кафедрой спортивной медицины и АФК, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Е-т а П: уНа Н$а2009@уа п d ех. ги Н.И. ФЕДОРОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивной медицины и АФК, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Е-таП:йос_р11777@таИ.ги
UDC378
I.V. VINOGRADOVA
Candidate of Medicine, Head of the Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism E-ma il: vilarisa2009@ya ndex.ru N.I. FEDOROVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and
Tourism
АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СГАФКСТ
THE ADAPTIVE MOTOR RECREATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN SMOLENSK STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM
В статье представлен практический опыт реализации программы сотрудничества между академией физической культуры и некоммерческой областной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск».
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, двигательная рекреация, педагогическое сопровождение, самообразование в адаптивной физической культуре.
This article presents the practical experience of the implementation of the program of cooperation between the Academy ofPhysical Culture and non-profit regional public organization of disabled children and their parents "Children Angels-Smolensk ".
Keywords: children with disabilities, motor recreation, educational support, self-education in the adaptive physical culture.
В условиях современного образования проблема обучения и коррекционно-педагогического сопровождения ребенка-инвалида - одно из приоритетных направлений разработок ведущих специалистов многих областей (медицина, коррекционная педагогика, реа-билитология. дефектология). В нашей академии реализуется программа адаптивной двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа реализуется в рамках договора о безвозмездном творческом сотрудничестве между Смоленской государственной академией физической культуры, спорта и туризма (в частности кафедрой спортивной медицины и адаптивной физической культуры) и Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск». Настоящий договор предусматривает сотрудничество между СГАФКСТ и «Дети-Ангелы-Смоленск» в области научно-методической и учебно-практической работы при подготовке кадров в области адаптивной физической культуры и направлен на объединение усилий по внедрению научно-методических разработок в сфере адаптивной двигательной рекреации, предполагающих
эффективную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) через совместный отдых, воспитание и оздоровление, в том числе средствами адаптивной физической культуры, за счет расширения круга лиц (субъектов), участвующих в реабилитационной работе с ребенком.
К направлениям деятельности относятся: обмен организационно-методическим опытом в сфере решения стратегических и практических вопросов деятельности сторон. Привлечение сотрудников кафедры и обучающихся по направлению подготовки АФК для ведения педагогической работы, обмена информацией по реабилитационным программам для детей с ОВЗ и совместного проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации с таким детьми во внеурочное (до-суговое) время, что послужит базой для полноценного включения их в жизнь современного общества.
Целью адаптивной двигательной рекреации при проведении занятий в досуговое время является оптимизация состояния занимающихся, восстановление физических и духовных сил, которые были затрачены занимающимися адаптивной двигательной рекреацией
© JI.B. Виноградова, Н.И. Федорова © L.V. Vinogradova, N.I. Fedorova
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016
в процессе основной деятельности.
Основные решаемые на каждом занятии задачи:
- Переключение с одного вида деятельности на другой.
- Получение удовольствия от двигательной деятельности.
- Повышение настроения.
- Приобщение к здоровому образу жизни.
- Овладение коммуникативными и социальными навыками.
Порядок функционирования групп адаптивной двигательной рекреации следующий. Группа открывается при наличии детей не менее 5 человек, имеющих инвалидность или находящихся в стадии оформления инвалидности. Группа организуется на базе кафедры спортивной медицины и АФК СГАФКСТ в помещениях площадью не менее 15кв.м., отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности, оборудованные и оформленные с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты. Комплектование группы осуществляется по личному заявлению родителей или законных представителей ребенка. Группа может быть одновозрастной или разновозрастной по составу. Прием в группу возможен в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей при наличии свободных мест. Занятия проводятся преподавателями кафедры спортивной медицины и АФК. несколько раз в неделю, по согласованию сторон на безвозмездной основе. К проведению занятий привлекаются студенты, обучающиеся по направлению «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)».
Длительность занятий определяется возрастом детей. уровнем их развития и продолжается от 10-15 до 45 минут. В конце года руководители программы готовят отчёт о результатах работы за год и о динамике продвижений в развитии каждого ребёнка.
В настоящий момент на базе кафедры функционируют две группы (в первую и вторую половину дня). Наполняемость группы колеблется от 3 до 6 детей. Группы разновозрастные от 3-х до 12 лет. Контингент занимающихся - это дети с интеллектуальными нарушениями (расстройства аутистического спектра, синдромом Дауна) и дети с ДЦП
Перспективный план индивидуальной работы для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
1. Социально-эмоциональное развитие:
- знакомство с пространственной средой группы;
- знакомство со сверстниками;
- наблюдение за поведением детей, их общением между собой;
- вхождение в контакт с детьми с помощью тьютора, мамы.
2. Формирование общения:
- зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;
- введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.
3. Навыки общей моторики:
- выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;
- прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы);
- легкий бег (держа ребенка за обе руки):
- повороты вправо, влево;
- наклониться, подняться;
- присесть, встать.
- самомассаж кистей и рук.
4. Развитие мелкой моторики: в процессе игровой физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Использование подвижных игр с учетом возраста и основного дефекта.
6. Проведение физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий: по согласованию сторон
7. Консультации и семинары для родителей проводят в рамках проведения программы: обучающие семинары, мастер-классы, индивидуальные беседы.
Реализация данной программы позволяет решить сразу две задачи. С одной стороны, это вовлечение ребенка-инвалида в социум и формирование так называемой «жизненной компетенции», накопление двигательного и коммуникативного опыта, осознание своего тела и приобретение умения им управлять. С другой стороны, активными участниками процесса по педагогическому сопровождению являются студенты всех курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура», что позволяет формировать у них профессиональные компетенции и стимулирует процесс их самообразования и саморазвития.