13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
Л.В. ВИНОГРАДОВА
кандидат медицинских наук, зав. кафедрой спортивной медицины и АФК, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Е-т а П: уНа Н$а2009@уа п d ех. ги Н.И. ФЕДОРОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивной медицины и АФК, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Е-таП:йос_р11777@таИ.ги
UDC378
I.V. VINOGRADOVA
Candidate of Medicine, Head of the Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism E-ma il: vilarisa2009@ya ndex.ru N.I. FEDOROVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and
Tourism
E-maihdoc_fni777@mail.ru
АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СГАФКСТ
THE ADAPTIVE MOTOR RECREATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN SMOLENSK STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM
В статье представлен практический опыт реализации программы сотрудничества между академией физической культуры и некоммерческой областной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск».
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, двигательная рекреация, педагогическое сопровождение, самообразование в адаптивной физической культуре.
This article presents the practical experience of the implementation of the program of cooperation between the Academy ofPhysical Culture and non-profit regional public organization of disabled children and their parents "Children Angels-Smolensk ".
Keywords: children with disabilities, motor recreation, educational support, self-education in the adaptive physical culture.
В условиях современного образования проблема обучения и коррекционно-педагогического сопровождения ребенка-инвалида - одно из приоритетных направлений разработок ведущих специалистов многих областей (медицина, коррекционная педагогика, реа-билитология. дефектология). В нашей академии реализуется программа адаптивной двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа реализуется в рамках договора о безвозмездном творческом сотрудничестве между Смоленской государственной академией физической культуры, спорта и туризма (в частности кафедрой спортивной медицины и адаптивной физической культуры) и Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск». Настоящий договор предусматривает сотрудничество между СГАФКСТ и «Дети-Ангелы-Смоленск» в области научно-методической и учебно-практической работы при подготовке кадров в области адаптивной физической культуры и направлен на объединение усилий по внедрению научно-методических разработок в сфере адаптивной двигательной рекреации, предполагающих
эффективную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) через совместный отдых, воспитание и оздоровление, в том числе средствами адаптивной физической культуры, за счет расширения круга лиц (субъектов), участвующих в реабилитационной работе с ребенком.
К направлениям деятельности относятся: обмен организационно-методическим опытом в сфере решения стратегических и практических вопросов деятельности сторон. Привлечение сотрудников кафедры и обучающихся по направлению подготовки АФК для ведения педагогической работы, обмена информацией по реабилитационным программам для детей с ОВЗ и совместного проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации с таким детьми во внеурочное (до-суговое) время, что послужит базой для полноценного включения их в жизнь современного общества.
Целью адаптивной двигательной рекреации при проведении занятий в досуговое время является оптимизация состояния занимающихся, восстановление физических и духовных сил, которые были затрачены занимающимися адаптивной двигательной рекреацией
© JI.B. Виноградова, Н.И. Федорова © L.V. Vinogradova, N.I. Fedorova
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016
в процессе основной деятельности.
Основные решаемые на каждом занятии задачи:
- Переключение с одного вида деятельности на другой.
- Получение удовольствия от двигательной деятельности.
- Повышение настроения.
- Приобщение к здоровому образу жизни.
- Овладение коммуникативными и социальными навыками.
Порядок функционирования групп адаптивной двигательной рекреации следующий. Группа открывается при наличии детей не менее 5 человек, имеющих инвалидность или находящихся в стадии оформления инвалидности. Группа организуется на базе кафедры спортивной медицины и АФК СГАФКСТ в помещениях площадью не менее 15кв.м., отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности, оборудованные и оформленные с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты. Комплектование группы осуществляется по личному заявлению родителей или законных представителей ребенка. Группа может быть одновозрастной или разновозрастной по составу. Прием в группу возможен в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей при наличии свободных мест. Занятия проводятся преподавателями кафедры спортивной медицины и АФК. несколько раз в неделю, по согласованию сторон на безвозмездной основе. К проведению занятий привлекаются студенты, обучающиеся по направлению «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)».
Длительность занятий определяется возрастом детей. уровнем их развития и продолжается от 10-15 до 45 минут. В конце года руководители программы готовят отчёт о результатах работы за год и о динамике продвижений в развитии каждого ребёнка.
В настоящий момент на базе кафедры функционируют две группы (в первую и вторую половину дня). Наполняемость группы колеблется от 3 до 6 детей. Группы разновозрастные от 3-х до 12 лет. Контингент занимающихся - это дети с интеллектуальными нарушениями (расстройства аутистического спектра, синдромом Дауна) и дети с ДЦП
Перспективный план индивидуальной работы для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
1. Социально-эмоциональное развитие:
- знакомство с пространственной средой группы;
- знакомство со сверстниками;
- наблюдение за поведением детей, их общением между собой;
- вхождение в контакт с детьми с помощью тьютора, мамы.
2. Формирование общения:
- зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;
- введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.
3. Навыки общей моторики:
- выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;
- прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы);
- легкий бег (держа ребенка за обе руки):
- повороты вправо, влево;
- наклониться, подняться;
- присесть, встать.
- самомассаж кистей и рук.
4. Развитие мелкой моторики: в процессе игровой физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Использование подвижных игр с учетом возраста и основного дефекта.
6. Проведение физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий: по согласованию сторон
7. Консультации и семинары для родителей проводят в рамках проведения программы: обучающие семинары, мастер-классы, индивидуальные беседы.
Реализация данной программы позволяет решить сразу две задачи. С одной стороны, это вовлечение ребенка-инвалида в социум и формирование так называемой «жизненной компетенции», накопление двигательного и коммуникативного опыта, осознание своего тела и приобретение умения им управлять. С другой стороны, активными участниками процесса по педагогическому сопровождению являются студенты всех курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура», что позволяет формировать у них профессиональные компетенции и стимулирует процесс их самообразования и саморазвития.