13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378 ФЕДОРОВА Н.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивной медицины и адаптивной физической культуры, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Е-таН: [email protected]
UDC378 FEDOROVA N.I.
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and
Tourism
ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ВУСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО БЫТА PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CONDITINS OF FAMILY LIFE
В статье рассматриваются проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, семейное воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья.
The article deals mth the problems of optimization of adaptive physical education ofpreschool children with disabilities in the conditions of family life.
Keywords: adaptive physical education, family education, children with disabilities.
Воспитание ребенка с ОВЗ на основе адаптированной к нему модели воспитания с предупреждением и преодолением на разных этапах его несостоятельности составляет концептуальную основу семейного воспитания. Семья может как положительно, так и отрицательно повлиять на отношение ребенка к физической активности, а в частности на занятия адаптивной физической культурой.
Поэтому основной задачей в оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта должна быть:
- разработка эффективных методов помощи в вопросах адаптивной физической культуры семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
Для решения этой задачи необходимы:
- обучение и консультирование семьи по вопросам адаптивной физической культуры;
- содействие развитию и укреплению семьи ребенка с ОВЗ как гуманитарного, так и социального института;
- повышение квалификации специалистов в области адаптивной физической культуры для работы с современной семьей;
- просветительская работа с родителями, имеющими детей как с отклонениями в развитии, так и здоровых детей;
- обеспечение подготовки и издания книг по семейному адаптивному физическому воспитанию детей с ОВЗ; '
- создание благоприятного семейного климата.
обеспечивающего условия для оптимальных занятий адаптивной физической культурой всех членов семьи ребенка с ОВЗ;
- организация поддержки в средствах массовой информации положительного образа семьи, гарантирующей качественное адаптивное физическое воспитание и развитие ребенка с ОВЗ.
В рамках исследования проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта было проведено анкетирование на тему «Адаптивное физическое воспитание ребенка с ОВЗ с условиях семейного быта» среди 89 родителей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В ходе проведенного опроса нами было выявлено, что в условиях семейного быта наиболее предпочтительными видами деятельности для ребенка были просмотр программ для детей по ТВ - 23%; прогулки - 38%, и всего 8% отметили совместные с родителями занятия физическими упражнениями.
На вопрос: «Занимаетесь ли Вы адаптивным физическим воспитанием своего ребенка?» половина опрошенных родителей ответили, что не занимаются с ребенком, 28% занимаются, время от времени; 13% занимаются при наличии свободного времени и лишь 8% занимаются регулярно.
Причины, по которым родители не занимаются адаптивным физическим воспитанием со своими детьми, были следующие: недостаток свободного времени - 12%; отсутствие необходимых знаний, умений и навыков организации и проведения таких занятий с ре-
© Федорова Н.И. © Fedorova N.I.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (73), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 73. 2016
бенком с ОВЗ - 45%; семейно-бытовые условия - 1%; слабое здоровье - 19%.
Главными источниками, из которых родители получают сведения об адаптивном физическом воспитании, здоровом образе жизни, были советы друзей, знакомых - 20%; Internet - 11%; консультации специалистов адаптивной физической культу рой, медицинских работников - 8%.
Формированию интересов ребенка с ОВЗ и их приобщению к регулярным занятиям адаптивной физической культурой способствуют, по мнению родителей, занятия адаптивным физическим воспитанием в дошкольном учреждении - 32%; совместные занятия физическими упражнениями в семье - 10%; посещении физкультурно-оздоровительных мероприятий - 24%.
В настоящее время в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма реализуется программа адаптивной двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа реализуется в рамках договора о безвозмездном творческом сотрудничестве между Смоленской государственной академией физической культуры, спорта и туризма (в частности кафедрой спортивной медицины и адаптивной физической культуры) и Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов
и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск».
На основании изучения вопросов об адаптивном физическом воспитании ребенка с ОВЗ в условиях семейного быта в рамках реализации программы нами была открыта «Школа родителей», в которой проводятся консультации и семинары: обучающие семинары, мастер-классы, индивидуальные беседы.
Главной идеей «Школы родителей» является:
- достижение совместной гармоничной жизни с ребенком с ОВЗ;
- приобретение необходимых знаний, умений и навыков организации и проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию с ребенком с ОВЗ в условиях семейного быта;
- максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ и каждого члена семьи;
- успешная интеграция нестандартной семьи и ребенка с ОВЗ в общество.
Одним из важных компонентов повышения эффективности адаптивного физического воспитания является обучение родителей формированию жизненной компетентности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта.