13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378 ФЕДОРОВА Н.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивной медицины и адаптивной физической культуры, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Е-таН: doc_fni777@maiI.ru
UDC378 FEDOROVA N.I.
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Sports Medicine and the Adaptive Physical Culture, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and
Tourism
E-maihdoc_fni777@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ВУСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО БЫТА PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CONDITINS OF FAMILY LIFE
В статье рассматриваются проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, семейное воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья.
The article deals mth the problems of optimization of adaptive physical education ofpreschool children with disabilities in the conditions of family life.
Keywords: adaptive physical education, family education, children with disabilities.
Воспитание ребенка с ОВЗ на основе адаптированной к нему модели воспитания с предупреждением и преодолением на разных этапах его несостоятельности составляет концептуальную основу семейного воспитания. Семья может как положительно, так и отрицательно повлиять на отношение ребенка к физической активности, а в частности на занятия адаптивной физической культурой.
Поэтому основной задачей в оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта должна быть:
- разработка эффективных методов помощи в вопросах адаптивной физической культуры семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;
Для решения этой задачи необходимы:
- обучение и консультирование семьи по вопросам адаптивной физической культуры;
- содействие развитию и укреплению семьи ребенка с ОВЗ как гуманитарного, так и социального института;
- повышение квалификации специалистов в области адаптивной физической культуры для работы с современной семьей;
- просветительская работа с родителями, имеющими детей как с отклонениями в развитии, так и здоровых детей;
- обеспечение подготовки и издания книг по семейному адаптивному физическому воспитанию детей с ОВЗ; '
- создание благоприятного семейного климата.
обеспечивающего условия для оптимальных занятий адаптивной физической культурой всех членов семьи ребенка с ОВЗ;
- организация поддержки в средствах массовой информации положительного образа семьи, гарантирующей качественное адаптивное физическое воспитание и развитие ребенка с ОВЗ.
В рамках исследования проблемы оптимизации адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта было проведено анкетирование на тему «Адаптивное физическое воспитание ребенка с ОВЗ с условиях семейного быта» среди 89 родителей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В ходе проведенного опроса нами было выявлено, что в условиях семейного быта наиболее предпочтительными видами деятельности для ребенка были просмотр программ для детей по ТВ - 23%; прогулки - 38%, и всего 8% отметили совместные с родителями занятия физическими упражнениями.
На вопрос: «Занимаетесь ли Вы адаптивным физическим воспитанием своего ребенка?» половина опрошенных родителей ответили, что не занимаются с ребенком, 28% занимаются, время от времени; 13% занимаются при наличии свободного времени и лишь 8% занимаются регулярно.
Причины, по которым родители не занимаются адаптивным физическим воспитанием со своими детьми, были следующие: недостаток свободного времени - 12%; отсутствие необходимых знаний, умений и навыков организации и проведения таких занятий с ре-
© Федорова Н.И. © Fedorova N.I.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (73), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 73. 2016
бенком с ОВЗ - 45%; семейно-бытовые условия - 1%; слабое здоровье - 19%.
Главными источниками, из которых родители получают сведения об адаптивном физическом воспитании, здоровом образе жизни, были советы друзей, знакомых - 20%; Internet - 11%; консультации специалистов адаптивной физической культу рой, медицинских работников - 8%.
Формированию интересов ребенка с ОВЗ и их приобщению к регулярным занятиям адаптивной физической культурой способствуют, по мнению родителей, занятия адаптивным физическим воспитанием в дошкольном учреждении - 32%; совместные занятия физическими упражнениями в семье - 10%; посещении физкультурно-оздоровительных мероприятий - 24%.
В настоящее время в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма реализуется программа адаптивной двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа реализуется в рамках договора о безвозмездном творческом сотрудничестве между Смоленской государственной академией физической культуры, спорта и туризма (в частности кафедрой спортивной медицины и адаптивной физической культуры) и Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов
и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск».
На основании изучения вопросов об адаптивном физическом воспитании ребенка с ОВЗ в условиях семейного быта в рамках реализации программы нами была открыта «Школа родителей», в которой проводятся консультации и семинары: обучающие семинары, мастер-классы, индивидуальные беседы.
Главной идеей «Школы родителей» является:
- достижение совместной гармоничной жизни с ребенком с ОВЗ;
- приобретение необходимых знаний, умений и навыков организации и проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию с ребенком с ОВЗ в условиях семейного быта;
- максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ и каждого члена семьи;
- успешная интеграция нестандартной семьи и ребенка с ОВЗ в общество.
Одним из важных компонентов повышения эффективности адаптивного физического воспитания является обучение родителей формированию жизненной компетентности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного быта.