Научная статья на тему 'Применение полифакторной коррекции дизартрии у детей 4-5 лет на основе использования традиционных и нетрадиционных средств АФК'

Применение полифакторной коррекции дизартрии у детей 4-5 лет на основе использования традиционных и нетрадиционных средств АФК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1088
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / КОРРЕКЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ / DYSARTHRIA / CORRECTION / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Добрынина Юлия Анатольевна, Виноградова Лариса Викторовна

Нарушение речевой функции это одно из отклонений, негативно отражающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка. К наиболее часто встречающимся тяжёлым нарушениям речи относится дизартрия, основными симптомами которой являются дефекты звукопроизношения и голоса в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики, речевого дыхания. В статье представлены результаты исследования авторов по выявлению наиболее эффективных подходов к коррекции дизартрии у детей 4-5 лет с использованием физических методов воздействия на периферический аппарат речи. Таким образом, по итогам результатов проведённого тестирования после курса реабилитации детей с дизартрией можно сделать вывод, что наилучшими они оказались у испытуемых в группах с применением современных методов коррекции на основе, а именно воздействия низкоинтенсивным лазерным излучением и метамерного обкалывания зон скальпа церебролизином.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Добрынина Юлия Анатольевна, Виноградова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of polyfactor correction of dysarthria among 4-5 years old children based on using the traditional and nontraditional means of adaptive physical culture

Disorder of speech function is one of the deviations, affecting all aspects of life and activities of the child. The most common severe violations of speech is dysarthria, its main symptoms are defects of the pronunciation of sounds and voice in combination with articulatory speech breathing, motility The results of the authors` research on identification of the most effective approaches to the correction of dysarthria for 4-5 years old children with the use of physical methods of influence on the peripheral speech apparatus have been presented. Thus, following the results of the testing after a rehabilitation course of children with dysarthtia it is possible to draw a conclusion that they have appeared to be the best among the examinees in groups with application of modern methods of correction on a basis, namely influences of low frequency laser radiation and metameasured chipping of zones of a scalp by cerebrolysinum.

Текст научной работы на тему «Применение полифакторной коррекции дизартрии у детей 4-5 лет на основе использования традиционных и нетрадиционных средств АФК»

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что разработанная технология обучающего тестирования для студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме, способствовала более качественному усвоению как теоретического, так и практического материала. Установлено, что внедрение данной технологии в учебно-тренировочный процесс позволило значительно повысить уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы (Р<0,01). Всё это говорит о том, что инновационная технология обучающего тестирования, основанная на применении невербального картографического материала, более эффективна по сравнению с традиционной, в которой делается упор на теоретическое усвоение учебного материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова, М. А. Структура и содержание инновационной технологии обучающего тестирования для студентов вузов физической культуры спорта и туризма / М.А. Давыдова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 53-56.

2. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции : учебник для студентов высших учебных заведений / В.В. Музыченко. - М. : Академия, 2003. - 528 с.

3. Топунова, М.К. Формализованный способ оценки качества знаний / М.К. То-пунова, О.В Уханова, О.В. Наумова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 164-168.

REFERERENCES

1. Davydova M.A. (2011), "Structure and content of the training tests innovation technology for the students of physical culture, sports and tourism educational institutions",

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.77 No. 7, pp. 53-56.

2. Muzychenko, V.V. (2003), Human resource management. Lectures: the textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow, Russian Federation.

3. Topunova, M.K., Ukhanova, O.V. and Naumova, O.V. "Formalized method of knowledge-quality assessment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.76 No. 6, pp. 164-168.

Контактная информация: sgafkstorient@mail.ru

УДК 616.89-008.434.3-053.4+615.825

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИФАКТОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ АФК

Юлия Анатольевна Добрынина, соискатель,

Реабилитационный центр для детей, подростков и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями «Вишенки», Смоленск,

Лариса Викторовна Виноградова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, негативно отражающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка. К наиболее часто встречающимся тяжёлым нарушениям речи относится дизартрия, основными симптомами которой являются дефекты звукопроизношения и голоса в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики, речевого дыхания. В статье

представлены результаты исследования авторов по выявлению наиболее эффективных подходов к коррекции дизартрии у детей 4-5 лет с использованием физических методов воздействия на периферический аппарат речи.

Таким образом, по итогам результатов проведённого тестирования после курса реабилитации детей с дизартрией можно сделать вывод, что наилучшими они оказались у испытуемых в группах с применением современных методов коррекции на основе, а именно воздействия низкоинтенсивным лазерным излучением и метамерного обкалывания зон скальпа церебролизином.

Ключевые слова: дизартрия, коррекция, адаптивная физическая культура, дети.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p63-67

APPLICATION OF POLYFACTOR CORRECTION OF DYSARTHRIA AMONG 4-5

YEARS OLD CHILDREN BASED ON USING THE TRADITIONAL AND NONTRADITIONAL MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Julia Anatoljevna Dobrynina, the competitor,

Rehabilitation center for children, teenagers and young adults with disabilities “Vishenki”, Larisa Viktorovna Vinogradova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

Disorder of speech function is one of the deviations, affecting all aspects of life and activities of the child. The most common severe violations of speech is dysarthria, its main symptoms are defects of the pronunciation of sounds and voice in combination with articulatory speech breathing, motility

The results of the authors' research on identification of the most effective approaches to the correction of dysarthria for 4-5 years old children with the use of physical methods of influence on the peripheral speech apparatus have been presented.

Thus, following the results of the testing after a rehabilitation course of children with dysarthtia it is possible to draw a conclusion that they have appeared to be the best among the examinees in groups with application of modern methods of correction on a basis, namely influences of low frequency laser radiation and metameasured chipping of zones of a scalp by cerebrolysinum.

Keywords: dysarthria, correction, adaptive physical culture, children.

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, негативно отражающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка. К наиболее часто встречающимся тяжёлым нарушениям речи относится дизартрия, основными симптомами которой являются дефекты звукопроизношения и голоса в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики, речевого дыхания [1,2,5]. Специалисты многих областей науки пытаются если не устранить, то серьезно уменьшить имеющиеся недостатки и их последствия [3,4,6]. Однако вопрос реабилитации детей с такой патологией речи как дизартрия разработан недостаточно детально, хотя необходимость его углубленного исследования совершенно очевидна.

Цель исследования: оценить влияние различных вариантов применения традиционных и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры (АФК) на состояние и подвижность органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры детей 4-5 лет с дизартриями.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для проведения исследования было сформировано три группы детей 4-5 лет с дизартрией по 20 человек в каждой. Во всех группах применялись традиционные средства АФК, так называемый «базовый блок» реабилитационных мероприятий, который включал логопедический массаж, артикуляционную, дыхательную голосовую гимнастику, пальчиковый игротренинг и упражнения для развития мелкой моторики. Во второй и

третьей группах дополнительно применялись нетрадиционные средства АФК. Так, во второй группе проводились занятия по традиционной методике («базовый блок») и воздействие низкоинтенсивным лазерным излучением (НИЛИ) на зоны скальпа, а через 2 часа на точки акупунктуры. Для этого использовали аппарат «УЗОР-А-2К», длина волны

0,89 мкм, мощность излучения на выходе 2,7 Вт, частота следования импульса 5-1500 Гц, время воздействия на зону 1,5 мин., на точки акупунктуры 5-30 сек. На зоны применялся контактно-зеркальный способ воздействия с частотой следования импульса 80 Гц.

В третьей группе в дополнение к «базовому блоку» реабилитационных мероприятий применяли НИЛИ и фармакопунктуру. Сущность фармакопунктуры заключалась в ежедневной активизации краниопунктурных зон скальпа церебролизином путём симметричного метамерного обкалывания каждой зоны по 0,01 мл в одну точку в общей дозе 1 мл с последующим воздействием на указанные зоны и точки акупунктуры НИЛИ.

Необходимо отметить, что в первую группу вошли дети с 1-ой - 2-ой степенью дизартрии, а во вторую и третью со 2-ой-3-ей, т.е. более тяжелой степенью дизартрии. Такое разделение было обусловлено тем, что дети второй и третьей группы имели более тяжёлую степень нарушения речи, чем дети первой, на основании чего их родители дали согласие на применение физического средства воздействия НИЛИ и метода медикаментозного воздействия фармакопуктурой, так как обычный курс реабилитации для этих детей не принёс существенных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе коррекции дизартрических нарушений у детей нормализуется мышечный тонус и подвижность (переключаемость, удержание позиции, точность, объём и т. д.) органов артикуляционного аппарата, устраняются диспраксические нарушения, а так же улучшается взаимодействие работы периферического и центрального речевого отдела.

Для определения состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры были использованы тесты результаты которых фиксировались в баллах и во времени (исключением стал тест № 4), так как показатели до и после проведения курса реабилитации можно было оценить в качественных и скоростных изменениях (табл. 1).

Таблица 1

Оценка моторики артикуляционного аппарата с использованием специального

оборудования

1 группа (п=20) 2 группа (п=20) 3 группа (п=20) Р

тест 1 (баллы)

До реабилитации 2,80±0,27 3,55±0,26 3,70±0,23 Р1 2<0,05, Р13 <0,01

После реабилитации 2,30±0,28 2,05±0,22 2,50±0,22 р>0,05

Динамика 17,86%** 32,39%**** 32,43%****

тест 1 (секунды)

До реабилитации 19,10±2,95 18,65±2,61 19,45±2,67 р>0,05

После реабилитации 14,65±1,46 10,45±0,94 16,80±1,83 Р12 <0,05, Р23<0,02

Динамика 23,9%*** 35,6%** -

тест 2 (баллы)

До реабилитации 3,05±0,27 3,35±0,30 3,30±0,31 р>0,05

После реабилитации 2,30±0,25 2,05±0,21 2,25±0,22 р>0,05

Динамика 24,59%*** 31,34%**** 31,82%****

тест 2 (секунды)

До реабилитации 16,70±2,23 14,05±2,10 17,40±3,07 р>0,05

После реабилитации 12,75±1,74 8,60±1,12 12,50±1,62 Рі,2<0,05, Р2,3=0,07

Динамика 23,65%*** 38,79% 28,16%

1 группа (п=20) 2 группа (п=20) 3 группа (п=20) Р

тест 3 (баллы)

До реабилитации 3,40±0,29 4,20±0,24 4,35±0,26 Р13<0,01, Р1,2<0,05

После реабилитации 3,15±0,31 3,25±0,26 3,55±0,29 р>0,05

Динамика 7,35%* 22,62%**** 18,39%****

тест 3 (секунды)

До реабилитации 3,35±0,76 1,50±0,48 1,40±0,61 Р13<0,05, Р1,2<0,05

После реабилитации 4,15±0,76 3,30±0,66 2,95±0,74 р>0,05

Динамика 23,88%* 120,0%**** 210,71%****

тест 4 (баллы)

До реабилитации 2,75±0,29 3,55±0,27 3,90±0,24 Р13<0,01, Р12<0,05

После реабилитации 2,40±0,29 2,30±0,26 2,20±0,20 р>0,05

Динамика 12,73%* 35,21%**** 43,59%****

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,005; **** - р<0,001 - показатели статистической значимости различий результатов тестирования до и после курса реабилитации

До начала проведения реабилитационных мероприятий у детей 1 группы по сравнению с детьми из 2 и 3 групп по большинству оцениваемых показателей, кроме теста №2, имели статистически значимые различия, что обусловлено более тяжелой степенью речевого нарушения. Например, по результатам тестов № 1, 3, 4 (оцениваемых баллами) и № 3 (оцениваемого секундами) в группах 1 и 3 изначально были выявлены различия соответственно - 24,3%, 21,8%, 29,5% (р < 0,01) и 58,2% (р< 0,05). На наш взгляд, такой уровень выполнения заданий до проведения курса реабилитации детьми 3 группы объясняется в первую очередь наличием гиперкинезов речевой моторики и мышц лица у 14 человек. Повышенная концентрация внимания и желание испытуемых детей выполнить предлагаемые тесты усиливали проявления гиперкинезов мышц языка и лица. Также из-за патологического состояния тонуса мышц языка, принимающего участие в выполнении заданий, нарушается проприоцептивная афферентная импульсация от мышц артикуляционного аппарата, и дети слабо ощущают положение языка, направление его движений, то есть происходит нарушение речевой кинестезии, что в свою очередь может привести к диспраксии.

До курса реабилитации анализ данных тестирования выявил, что испытуемые 2 группы показали результаты хуже, чем дети в 1 группе в тестах № 1, 3, 4 (оцениваемых баллами) и № 3 (оцениваемого секундами) соответственно на 21,1%, 19%, 22,5% и 55,2% (р<0,05).

Анализ полученных данных по окончании курса реабилитации выявил большую эффективность при комплексном использовании традиционных и нетрадиционных средств АФК. Так, дети 2 и 3 группы по всем изучаемым показателям не имели статистически значимых различий с детьми 1-ой группы, несмотря на то что первоначально испытывали трудности в выполнении того или иного задания. Очевидно, предложенная схема, включающая сочетание лекарственного введения препарата, НИЛИ, физических методов (логопедического массажа, артикуляционной гимнастики), коррекционных логопедических занятий, обусловливает одновременное воздействие на центральный и периферический отделы речевого аппарата. В результате применения фармакопунктуры и НИЛИ на такие зоны, как психомоторная, речедвигательная, торможения хореи и тремора, речевые, а также на акупунктурные точки, улучшаются возможности поражённых участков головного мозга. Они начинают функционировать более согласованно, синхронно, когерентно.

При итоговом тестировании показателей состояния подвижности мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата у детей 1 и 2-ой групп таких различий выявлено не было. Также в пользу эффективности проведённых коррекционных мероприятий для детей второй группы свидетельствуют итоговые результаты тестов № 1, 2 (оцениваемых

во времени). По данным этих заданий были выявлены различия между группами 1 и 2 соответственно на 28,7% и 32,5% (р<0,05). Полученные результаты, очевидно, объясняются сочетанным применением физических методов воздействия (логопедического массажа, артикуляционной гимнастики) и НИЛИ на зоны скальпа психомоторную, двигательную, речевые, что в свою очередь привело к улучшению состояния мышечного тонуса и кинестетических ощущений, увеличению объёма артикуляционных движений, уменьшению проявлений диспраксии.

Таким образом, по итогам результатов проведённого тестирования после курса реабилитации детей с дизартрией можно сделать вывод, что наилучшими они оказались у испытуемых в группах с применением современных методов коррекции на основе, а именно воздействия низкоинтенсивным лазерным излучением и метамерного обкалывания зон скальпа церебролизином.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 224 с.

2. Левченко, И.Ю. Технологии обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 322 с.

3. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. -304 с.

4. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Образование, 1994. - 92 с.

5. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом : методические рекомендации / А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук [и др.]. - М., СПб. : НВТ «БИМК-Д», 1998. - 439 с.

6. Скоромец, А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы : руководство для врачей / А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец. - 5-е изд., стереотип. - СПб. : Политехника, 2007. - 399 с.

REFERENCES

1. Arkxipova, E.F. (2006), Speech therapy works with children at an early age: a tutorial, AST Astrel, Moscow, Russian Federation.

2. Levchenko, I.J. and Prikxodko, O.G., (2001), Technology teaching children with locomotors, publishing center Akademia, Moscow, Russian Federation.

3. Ignateva, S.A. and Blinkov, Y.A. (2004), Speech therapy rehabilitation and correction in differentiated rehabilitation and social adaptation of children and adolescents with special needs, humanitarian publishing center Vlados, Moscow, Russian Federation.

4. Lopatina, L.V. and Serebrjakova, N.V. (1994), Speech therapy group work with preschool children erased form dysarthria, Education, St,-Petersburg, Russian Federation.

5. Krotova, A.V., Levchenko, I.Y., Mamaichuk, 1.1., Mastjukova, E.M., Senenova, K.A. and Simonova T.N. (1998), Comprehensive rehabilitation of children with cerebral palsy: methodical recommendations, publishing house NVT BIMK-D, Moscow - St.-Petersburg, Russian Federation.

6. Skoronetc, A.A., Skoronetc, A.P. and Skoronetc T.A. (2007), Top Ichesky diagnostics of diseases of nervous system: a management for doctors, Politekxnika, St,-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: vilarisa2009@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.