Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011
УДК 616.089-008.434-053
влияние низкоинтЕнсивного лазерного излучения и фармакопунктуры на подвижность органов артикуляционного аппарата детей с дизартрией 4-5 лет
Т.М. Брук, Ю.А. Добрынина, Е.А. Кислякова
Кафедра биологических дисциплин Смоленской государственной академии
физической культуры, спорта и туризма Россия, 214018, Смоленск, пр-т Гагарина, 23, Реабилитационный центр для детей, подростков и инвалидов молодого возраста
с ограниченными возможностями «Вишенки» Россия, 214000, Смоленск, пос. Вишенки, 1а, Кафедра неврологии и нейрохирургии Смоленской государственной медицинской академии
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Расстройство артикуляции, обусловленное центральным или периферическим параличом мышц речедвигательного аппарата приводит к такому нарушению речи как дизартрия. Большую роль в развитии речи отводят кинестетическим ощущениям. Для проведения исследования было сформировано три группы детей по 20 человек в каждой. Реабилитация испытуемых проводилась по общепринятой методике (1-я группа); во второй группе дополнительно применялось низкоинтенсивное лазерное воздействие, а в третьей, кроме того, фармакопун-ктура. В результате работы было обнаружено, что применение нетрадиционных методов реабилитации приводит к получению более высоких результатов и может использоваться как новый способ воздействия в системе коррекции речи детей с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, низкоинтенсивное лазерное излучение, фармакопунктура, речевые кинестезии.
effect of Low-iNTENsiTY LAsER RADiATioN AND pharmacopuncture oN THE Mobility of ARTiCULATORY apparatus of 4-5 years
old children with dysarthria
T.M. Bruk, Y.A. Dobrynina, E.A. Kislaykova
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, 214018, Gagarin St., 23, Smolensk, Russia
Rehabilitation Center for Children, Teenagers and Young Invalids with Disabilities
214018, Vishenki, 1a, Smolensk, Russia Smolensk State Medical Academy, 214019, Krupskaya St., 28, Smolensk, Russia
Articulation disorder, caused by central or peripheral paralysis of the muscles of speech apparatus leads to such disruption of speech as dysarthria. The important role in the speech development is put to kinesthetic sensations. To conduct the study it was formed three groups of children of 20 people each. The rehabilitation of the testee was carried out according to the conventional methods (group 1); the second group additionally it was used the low-intensity laser influence; and the third group in addition pharmacopuncture was used. As a result of the research it was found out that the use of unconventional methods of rehabilitation leads to better results and can be used as a new way of influence in the system of speech correction of children with dysarthria.
Key words: dysarthria, low-intensity laser radiation, pharmacopuncture, speech kinesthesia.
Термином «дизартрия» часто обозначают расстройство артикуляции, которое может быть обусловлено центральным (двусторонним) или периферическим параличом мышц речедвигательного аппарата, поражением мозжечка, стриопалли-дарной системы [5]. Многие исследователи [1, 2,
3, 6] отводят большую роль речевым кинестези-ям, которые являются ничем иным как двигательными ощущениями, определяющими явления обратной связи в психофонематической организации речевого механизма. Отсутствие обратной связи либо её нарушение приводит в ито-
ге к прекращению возможности полноценного управления движением речевых органов. В исследовании были изучены возможности артикуляционного аппарата у детей с дизартрией
4-5 лет в динамическом режиме, как до проведения курса реабилитации, так и после.
Целью настоящей работы стало оценить влияние низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) и фармакопунктуры на мышечный тонус артикуляционного аппарата детей с дизартрией 4-5 лет.
Методика
В исследовании приняли участие 80 детей в возрасте 4-5 лет, из них 20 здоровых, посещающих детский сад, на которых была апробирована система тестового контроля для получения среднего значения каждого задания. Остальные 60 детей были поделены на три группы по 20 человек в каждой: в первой группе применялась логопедическая коррекция по общепринятой методике (логопедическое занятие, дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковый игротре-нинг и упражнения для развития мелкой моторики); во второй группе проводились занятия по общепринятой методике и воздействие низкоинтенсивным лазерным излучением (НИЛИ) на зоны скальпа (моторную, торможения хореи и тремора, психомоторную, речевые), а через 2 часа на точки акупунктуры (общего воздействия, используемые при расстройстве речи, нарушении иннервации и контрактурах мышц артикуляционного аппарата, гиперсаливации). Для этого использовали аппарат «УЗОР-А-2К», длина волны 0,89 мкм, мощность излучения на выходе 2,7 Вт, частота следования импульса
5-1500 Гц, время воздействия на зону 1,5 мин., на точку акупунктуры 5-30 сек. На зоны применялся контактно-зеркальный способ воздействия с частотой следования импульса 80 Гц. В третьей группе применяли НИЛИ и фармако-пунктуру. Сущность способа заключалась в том, что наряду с общепринятыми методами осуществлялась ежедневная активизация кранио-пунктурных зон скальпа церебролизином путём симметричного метамерного обкалывания каждой зоны по 0,01 мл в одну точку в общей дозе 1 мл с последующим воздействием на указанные зоны и точки акупунктуры НИЛИ.
Необходимо отметить, что в первую группу вошли дети с 1-11 степенью дизартрии, а во вто-
рую и третью со 11-111 степенью. Такое разделение было обусловлено тем, что дети второй и третьей группы имели более тяжёлую степень нарушения речи, чем испытуемые первой, на основании чего их родители дали согласие на применение физического средства НИЛИ и метода медикаментозного воздействия, так как обычный курс реабилитации для этих детей не принёс существенных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Одной из основных задач коррекции дизартри-ческих проявлений у детей 4-5 лет является улучшение подвижности (переключаемости, удержания позиции, точности, объёма и т. д.) органов артикуляционного аппарата. На основании этого в работе были использованы тесты динамического характера: № 1 - «Улыбка-трубочка» (чередование движений); № 2 - «Вкусное варенье» (положить кончик на верхнюю губу, переместить его внутрь ротовой полости за верхние резцы); № 3 -«Щётка-смётка» (движения языком вправо, влево); № 4 - «Колесо» (круговые движения языком по верхней и нижней губе); № 5 - «Качели» (движения языком вверх и вниз); № 6 - «Лошадка» (цоканье языком); № 7 - «Маляр» (движения широким кончиком языка по нёбу); № 8 - «Змейка» (движения узким языком вперёд и назад); № 9 - «Имитация кашля».
В таблицах 1, 2 и 3 представлены данные по изучению возможности органов артикуляционного аппарата выполнять работу динамического характера до и после курса реабилитации при помощи тестов.
Анализ данных показал, что дети 3 группы (с применением общепринятой методики, НИЛИ, фармакопунктуры) по многим показателям смогли приблизиться к исследуемым 1 (с применением общепринятой методики), несмотря на то что первоначально испытывали трудности в выполнении того или иного задания. Например, по результатам тестов № 1 - «Улыбка-трубочка», № 2 - «Вкусное варенье», № 4 - «Колесо», № 8 - «Змейка» и № 9 - «Имитация кашля с открытым ртом» изначально были выявлены различия соответственно - 35,2% (р < 0,005), 18,7% (р < 0,05), 16,3% (р < 0,05), 37,5% (р < 0,05) и 63,9% (р < 0,005). На наш взгляд, испытываемые трудности при выполнении заданий до проведения курса реабилитации детьми 3 группы объясняются в первую очередь
наличием гиперкинезов речевой моторики и мышц лица (14 человек). В данной серии тестов, кроме доступности, точности, объёма, удержания артикуляционной позиции, оценивались переключаемость и темп выполнения. Вероятно, возникающие гиперкинезы при выполнении тестов динамического характера вызывали затруднения перехода с одного движения на другое и не давали полноценно ощутить динамику работы периферического речевого аппарата, что, в свою очередь, свидетельствует о недостаточном развитии артикуляционного праксиса у детей 3 группы. Данное предположение подтверждается также возникающими затруднениями при выполнении цепочки действий, которую необходимо воспроизвести при осуществлении любого задания этой группы. Так, тест № 8 - «Змейка» состоит из следующих артикуляционных позиций: открыть рот, выдвинуть язык, убрать язык в полость рта, быстро закрыть рот. Из-за нарушенного состояния тонуса мышц языка, принимающего участие в выполнении задания, на-
рушается проприоцептивная афферентная импульсация от мышц артикуляционного аппарата, и дети слабо ощущают положение языка, направление его движений, то есть происходит нарушение речевой кинестезии, что в свою очередь может привести к диспраксии.
Полученные результаты после проведённого курса реабилитации детей 3 группы подтверждают эффективность применения нетрадиционных методов коррекции. Очевидно, предложенная схема, включающая сочетание лекарственного введения препарата, НИЛИ, физических методов (логопедического массажа, артикуляционной гимнастики), коррекционных логопедических занятий, обусловливает одновременное воздействие на центральный и периферический отделы речевого аппарата. В результате применения фармакопунктуры и НИЛИ на такие зоны, как психомоторная, речедвигатель-ная, торможения хореи и тремора, речевые, а также на акупунктурные точки, улучшаются возможности поражённых участков головного
Таблица 1. Оценка артикуляционной моторики при выполнении работы динамического характера
1-я группа (П = 20) 2-я группа (П = 20) 3-я группа (П = 20) Р
тест 1 (баллы)
До реабилитации 2,70 ± 0,19 2,50 ± 0,21 3,65 ± 0,20 р 1,3 < 0,005 р 2,3 < 0,0005
После реабилитации 1,90 ± 0,18 1,30 ± 0,13 1,85 ± 0,18 р 1,2 < 0,01 р 2,3 < 0,05
динамика 29,63%**** 48,0%**** 49,31%****
тест 2 (баллы)
До реабилитации 3,75 ± 0,30 3,60 ± 0,28 4,45 ± 0,22 р 1,3 < 0,05 р 2,3 < 0,02
После реабилитации 3,10 ± 0,28 2,35 ± 0,23 3,25 ± 0,25 р 1,2 < 0,05 р 2,3 < 0,01
Динамика 17,33%**** 34,7%**** 27,19%****
тест 3 (баллы)
До реабилитации 2,80 ± 0,27 3,30 ± 0,37 3,75 ± 0,27 р 1,3 < 0,02
После реабилитации 2,20 ± 0,24 2,35 ± 0,34 3,05 ± 0,34 р 1,3 < 0,05
Динамика 21,43%**** 28,79%**** 18,67%****
тест 4 (баллы)
До реабилитации 4,00 ± 0,24 4,20 ± 0,25 4,65 ± 0,13 р 1,3 < 0,05
После реабилитации 3,50 ± 0,19 2,90 ± 0,23 3,85 ± 0,20 р 1,2 < 0,05 р 2,3 < 0,01
Динамика 12,5%* 30,95%**** 17,20%****
тест 5 (баллы)
До реабилитации 3,45 ± 0,28 3,55 ± 0,28 4,00 ± 0,19 р > 0,05
после реабилитации 3,05 ± 0,25 2,35 ± 0,22 2,85 ± 0,18 р 1,2 < 0,05
Динамика 11,59%*** 33,8%**** 28,75****
тест 6 (баллы)
До реабилитации 3,65 ± 0,36 3,30 ± 0,35 4,10 ± 0,28 р > 0,05
После реабилитации 3,30 ± 0,32 2,45 ± 0,26 2,95 ± 0,26 р 1,2 < 0,05
Динамика - 25,75%**** 28,05%****
Примечание: * р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,005, **** р < 0,001 - показатели статистической значимости различий результатов тестирования до и после курса реабилитации
Примечание: * р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,005, **** р < 0,001 - показатели статистической значимости различий результатов тестирования до и после курса реабилитации
Таблица 2. Оценка артикуляционной моторики при выполнении работы динамического характера
тест 7 (баллы)
До реабилитации 4,50 ± 0,19 4,30 ± 0,25 5,00 ± 0,00 р 1,3 < 0,05 р 2,3 < 0,01
После реабилитации 4,15 ± 0,28 3,40 ± 0,23 4,85 ± 0,11 р 1,2 < 0,05 р 2,3 < 0,0001 р 1,3 < 0,05
Динамика 7,78%* 20,93%*** -
тест 8 (баллы)
До реабилитации 2,80 ± 0,25 3,45 ± 0,29 3,85 ± 0,20 р 1,3 < 0,05
После реабилитации 2,40 ± 0,28 2,50 ± 0,21 2,60 ± 0,23 p > 0,05
Динамика 14,29%** 27,54%**** 32,47%****
тест 9 (баллы)
До реабилитации 1,80 ± 0,25 2,20 ± 0,20 2,95 ± 0,24 р 1,3 < 0,005 р 2,3 < 0,05
После реабилитации 1,80 ± 0,24 1,70 ± 0,19 1,95 ± 0,17 p > 0,05
Динамика - 22,73%*** 33,9%****
Примечание: * р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,005, **** р < 0,001 - показатели статистической значимости различий результатов тестирования до и после курса реабилитации.
мозга. Они начинают функционировать более согласованно, синхронно, когерентно.
После проведённого итогового тестирования анализ данных выявил, что испытуемые 2 группы (с применением общепринятой методики и НИЛИ) показали лучшие результаты относительно детей 1 во всех тестах за исключением № 3 - «Щетка-сметка», № 8 - «Змейка», № 9 -«Имитация кашля с открытым ртом». Так, при выполнении задания № 1 - «Улыбка-трубочка» различия составили 29,7% (р < 0,05), № 2 -«Вкусное варенье» - 24,2% (р < 0,001), № 4 -«Колесо» - 17,1% (р < 0,05), № 5 - «Качели» -23% (р < 0,05), № 6 - «Лошадка» - 25,8% (р < 0,05), № 7 - «Маляр» - 18% (р < 0,05).
Более высокую результативность при выполнении заданий № 1 - «Улыбка-трубочка», № 2 - «Вкусное варенье», № 4 - «Колесо», № 7 -«Маляр» после проведённого курса реабилитации продемонстрировали дети 2 группы по сравнению с испытуемыми 3-й. Различия составили соответственно - 29,7% (р < 0,05), 38,3% (р < 0,01), 24,7% (р < 0,001) и 42,6% (р < 0,0001).
Особо следует подчеркнуть результативность выполнения теста № 7 - «Маляр» детьми 2 группы. Он оказался наиболее труднодоступным для
всех исследуемых. Вероятно, в данном случае применённые методы реабилитации оказали воздействие не только на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата, что в свою очередь привело к увеличению объёма движений, но и на уменьшение диспраксических нарушений за счёт улучшения кинестетических ощущений. Так, Семёнова К.А. и соавторы [4] в подтверждение данного факта указывают на то, что происходит активизация вещества мозга в области проекции корковых центров двигательно-кинестетического анализатора после воздействия на рефлексогенные зоны скальпа низкоэнергетическим лазерным воздействием.
Выводы
Применение нетрадиционных методов реабилитации (низкоинтенсивного лазерного излучения и фармакопунктуры) на фоне общепринятых методов воздействия приводит к получению более высоких результатов. Предложенные методики могут использоваться как новый способ воздействия в системе коррекции речи детей с дизартрией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико-психологический анализ
2. развития двигательных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2000. - Т. 100. - № 3. - с. 19-23.
3. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2 (19). - с. 5-20.
4. Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 5 (22). - с. 38-41.
5. Семёнова К.А., Кулеш Н.С. Эффективность различных методов восстановительного лечения детей с церебральными параличами//Детская и подростковая реабилитация. - 2005. - № 2 (5). - с. 19-20.
6. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: руководство для врачей. - СПб.: Политехника, 2007. - 399 с.
7. Тумарова С.Г., Тарновский В.М. Комплексное лечение детей с церебральным параличом и экстрапирамидной дизартрией в условиях санатория // Детская и подростковая реабилитация. - 2008. - № 6 (8). - с. 7-11.