Научная статья на тему 'Адаптация выпускников Казанского юридического института МВД России'

Адаптация выпускников Казанского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация выпускников Казанского юридического института МВД России»

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Доктор социол. наук Ю.Ю. Комлев, начальник кафедры

Казанский юридический институт МВД России

Органы внутренних дел, как и другие правоохранительные органы, находятся в состоянии реформирования. Этот процесс затрагивает широкий спектр социальных и профессиональных аспектов, связанных с совершенствованием подготовки ведомственными вузами квалифицированных юридических кадров, с решением проблем их адаптации к современным условиям службы в ОВД.

По данным ведомственной статистики, 30,9% выпускников Казанского юридического института МВД России очно-заочной формы обучения увольняются из ОВД Татарстана по истечении 5 лет службы; 30,1% выпускников очной формы обучения увольняются после 3 лет практической работы. Эти данные свидетельствуют об определенных проблемах социально-психологической адаптации молодых специалистов в территориальных ОВД.

Выпускники юридического института на практике приобретают специфическое социальное положение, осваивают новые обязанности в условиях эмоционально напряженной служебной деятельности. В связи с этим особую роль в формировании молодого сотрудника играет начальный этап его карьеры, представляющий собой переходный период от обучения (большей частью теоретического) к профессиональной деятельности.

В Казанском юридическом институте МВД России для изучения проблем социально-психологической адаптации выпускников было проведено два анкетных опроса в апреле- мае 2002 г. Объектом одного были определены молодые сотрудники ОВД - выпускники института очной и очно-заочной форм обучения. Объектом другого - эксперты, в состав которых вошли руководители и сотрудники подразделений УВД города и районов Казани, центрального аппарата МВД Татарстана. В выборочном опросе приняли участие 160 выпускников и 50 экспертов. Опросные данные репрезентативны по возрасту, полу, месту службы, должностному положению респондентов.

Анализ и обобщение основных итогов социологического исследования позволяет сделать анализ, привести выводы и предложения по оптимизации адаптации выпускников ведомственных юридических вузов в органах внутренних дел.

1. Полностью или частично удовлетворены профессиональной подготовкой в институте 90,7% опрошенных выпускников, что свидетельствует о качественной организации учебного процесса в стенах вуза. Уровень преподавания юридических предметов в целом удовлетворяет 88,4% респондентов. Удовлетворенность профессиональными знаниями молодых специалистов отмечают 76% опрошенных экспертов.

2. Опрос выпускников показал, что в целом престижной и уважаемой профессию сотрудника ОВД считают

только 27,6% опрошенных. Недостаточная престижность профессии сотрудника милиции является одним из ключевых факторов дезадаптации молодых специалистов.

3. Дезадаптивное влияние на поведение выпускников оказывает объем работы в ОВД: очень высокой и высокой свою нагрузку считают 73,8% опрошенных.

4. Не способствуют лучшему прохождению адаптации и систематические отвлечения молодых специалистов на несвойственные их служебному статусу работы (дежурства, совещания, поручения). 45,0% респондентов считают, что их постоянно отвлекают подобными поручениями, а 40,0% опрошенных утверждают, что это происходит от случая к случаю.

5. Молодые специалисты не получают компенсаций за внеурочный труд, предусмотренных Положением о прохождении службы и другими нормативными документами. О том, что сверхурочная работа компенсируется предоставлением отгула, сообщают только 1,2% опрошенных, о частичных компенсациях свидетельствуют 30,6% респондентов.

6. Новая для выпускников социально-профессиональная среда и неизбежно возникающие служебные и межличностные проблемы порождают у них массу вопросов, требующих помощи и квалифицированного совета. Однако эта помощь чаще всего приходит не от непосредственного начальника или наставника, а от коллег по работе. В основном молодые сотрудники обращаются за советом по возникающим проблемам к своим сослуживцам (48,8%).

7. Особое значение для успешной адаптации имеет мера удовлетворения потребностей личности в коллективе ОВД. Комплекс факторов, связанных с удовлетворением витальных и социально-психологических потребностей личности, во многом предопределяет поведение субъекта адаптации.

Установлено, что профессиональная деятельность в ОВД не удовлетворяет потребности практически каждого третьего молодого сотрудника. Высока неудовлетворенность участников опроса денежным содержанием по занимаемой должности. Такого мнения придерживаются 88,8% респондентов. По-видимому, и после его повышения в 2002 г. этот фактор не утратил своего деза-даптивного значения.

Данные исследования показывают также, что и жилищный вопрос является важным фактором дезадаптации, поскольку, по мнению 73,0% опрошенных, в органах внутренних дел эта проблема не решается.

Остро воспринимается молодежью возможность отдыха и укрепления здоровья. Потребность в рекреации не удовлетворяется, по оценке 70,0% респондентов, что также дезорганизует процесс адаптации молодых специалистов.

Работа в ОВД во многих случаях не способствует развитию инициативы и творчества в работе. Только каждый пятый участник опроса удовлетворен тем, что милицейская служба позволяет проявить инициативу, выразить себя.

Аналогичную оценку участники исследования дают и тому, как реализуется в ОВД возможность развивать навыки организаторской работы. 36,0% респондентов не удовлетворены тем, какие перспективы служебного роста предоставляет им работа в милиции.

Кроме того, милицейская служба не позволяет образованным молодым сотрудникам повышать свой культурный уровень. 53,1% опрошенных не удовлетворены тем, как реализуется эта социальная потребность.

Недостаточны в милиции и условия для занятий самообразованием. Об этом сообщают 43,1% опрошенных. О невозможности заниматься научным творчеством сообщают 58,8% участников опроса.

Многие респонденты свидетельствуют и о том, что работа в ОВД не позволяет им совершенствоваться физически. Такого мнения придерживаются 42,5% опрошенных.

Таким образом, неполное и некачественное удовлетворение витальных и социально-психологических потребностей молодых сотрудников деструктивно действует на адаптационный процесс.

Вместе с тем наряду с факторами дезадаптации в ходе исследования выявлены и обстоятельства, способствующие успеху социально-психологической адаптации молодых сотрудников в коллективах ОВД. К ним относятся: система мер поощрения и стимулирования результативной работы персонала; объективность оценки трудового участия со стороны руководства. Различными формами поощрения охвачены 86,9% молодых сотрудников. Среди основных форм оценки труда чаще всего используются премия (81,9%), объявление благодарности (35,6%), награждение грамотой (19,4%). При этом большинство опрошенных в целом считают, что их вклад в общее дело оценивается руководством ОВД объективно (71,2%).

Сложная диалектическая взаимосвязь личности молодого сотрудника и социально-профессиональной среды, а также факторов, способствующих адаптации и препятствующих ей, приводят к тому, что у молодого персонала неизбежно формируются определенные ожидания относительно дальнейшего пребывания в ОВД.

Опрос показал, что твердая установка на дальнейшую работу в милиции в процессе адаптации формируется только у 43,7% опрошенных. Кардинально изменить место своей работы и перейти на службу в другие правоохранительные органы или уволиться из ОВД планируют 43,4%, 29,4% опрошенных намереваются перейти на работу в гражданские организации.

Социологический анализ проблем адаптации выпускников КЮИ МВД РФ в органах внутренних дел Татарстана позволяет предложить ряд практических рекомендаций по повышению адаптаптивности молодых специалистов на практической работе:

1. Для успешной социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности целесообразно увеличить объемы занятий и тренингов по поведенческим дисциплинам “Юридическая психология”, “Юридическая конфликтология”, “Социология”, “Основы управления в ОВД”, “Основы воспитательной работы в ОВД”. В связи с тем, что среди молодых сотрудников ОВД существует определенный риск быть подверженным профессиональной деформации, проявляющейся в алкоголизме, наркотизации, неслужебных связях, предлагается рассмотреть возможность введения в учебные планы факультативного курса “Здоровый образ жизни” в рамках традиционного физического воспитания.

2. Недостаточная развитость ряда профессионально значимых качеств у многих выпускников института связана, прежде всего, с отсутствием практических навыков. В этой связи вуз должен не только дольше готовить специалистов (перейти на пятилетний срок обучения), но и на последних курсах усилить практическую составляющую обучения: больше проводить деловых игр, прак-

тических занятий, тренингов, практически ориентированных курсов. В ходе практики следует активнее привлекать старшекурсников к выполнению служебных поручений в рамках деятельности территориальных ОВД, связанных с их будущей профессиональной специализацией и распределением.

3. В процессах профессиональной социализации и адаптации молодых сотрудников ключевая роль принадлежит руководству, непосредственным начальникам, кадровым работникам, психологам, наставникам, коллегам по подразделению. Как показали проведенные исследования, поведение должностных лиц в условиях взаимодействия с выпускниками вузов нуждается в определенной коррекции. Со стороны руководителей, наставников и более опытных коллег молодым специалистам необходимо целевым образом оказывать содействие и поддержку.

4. Руководителям УВД-ГРОВД следует поднять роль моральных и материальных стимулов в работе наставников, что позволит повысить их заинтересованность и ответственность за успешную социально-психологическую адаптацию и служебную результативность молодых сотрудников.

5. Для удовлетворения базовых витальных и социально-психологических потребностей молодых сотрудников необходимы: повышение денежного довольствия; решение жилищного вопроса, проблем отдыха и укрепления здоровья; создание условий для развития навыков организаторской работы; определение перспектив служебного роста; создание условий для продолжения учебы или повышения квалификации, для самообразования и научного творчества.

6. Необходимо способствовать повышению престижа милицейской службы. Это позволит выпускникам в полной мере реализовать потребность в самоуважении. Отсюда вытекает необходимость активной и целенаправленной коммуникативной работы информационных структур ОВД со СМИ по формированию позитивного общественного мнения о работе милиции.

7. Руководителям ОВД следует разработать и реализовать механизмы компенсации сверхурочной работы молодых сотрудников (отгулов, компенсационных выплат, дополнительных отпусков) и свести к минимуму отвлечение молодых сотрудников от выполнения возложенных на них служебных обязанностей.

8. Важно поднять роль в процессах адаптации различных мер социально-психологического воздействия на молодых сотрудников, в связи с чем - чаще культивировать практику материального и морального стимулирования специалистов, использовать меры позитивного публичного оценивания результатов их служебной деятельности (проводить конкурсы, встречи, награждать ценными подарками).

9. Реформы в МВД должны привести к повышению социального статуса сотрудников и укреплению их социально-правовой защищенности. Это также будет содействовать успеху адаптационных процессов.

Предложенные рекомендации, разумеется, не исчерпывают всех возможных решений. Вместе с тем они позволяют реально, без особых затрат существенно улучшить социально-психологическую адаптацию выпускников ведомственных юридических вузов к службе в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.