АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Доктор социол. наук Ю.Ю. Комлев, начальник кафедры
Казанский юридический институт МВД России
Органы внутренних дел, как и другие правоохранительные органы, находятся в состоянии реформирования. Этот процесс затрагивает широкий спектр социальных и профессиональных аспектов, связанных с совершенствованием подготовки ведомственными вузами квалифицированных юридических кадров, с решением проблем их адаптации к современным условиям службы в ОВД.
По данным ведомственной статистики, 30,9% выпускников Казанского юридического института МВД России очно-заочной формы обучения увольняются из ОВД Татарстана по истечении 5 лет службы; 30,1% выпускников очной формы обучения увольняются после 3 лет практической работы. Эти данные свидетельствуют об определенных проблемах социально-психологической адаптации молодых специалистов в территориальных ОВД.
Выпускники юридического института на практике приобретают специфическое социальное положение, осваивают новые обязанности в условиях эмоционально напряженной служебной деятельности. В связи с этим особую роль в формировании молодого сотрудника играет начальный этап его карьеры, представляющий собой переходный период от обучения (большей частью теоретического) к профессиональной деятельности.
В Казанском юридическом институте МВД России для изучения проблем социально-психологической адаптации выпускников было проведено два анкетных опроса в апреле- мае 2002 г. Объектом одного были определены молодые сотрудники ОВД - выпускники института очной и очно-заочной форм обучения. Объектом другого - эксперты, в состав которых вошли руководители и сотрудники подразделений УВД города и районов Казани, центрального аппарата МВД Татарстана. В выборочном опросе приняли участие 160 выпускников и 50 экспертов. Опросные данные репрезентативны по возрасту, полу, месту службы, должностному положению респондентов.
Анализ и обобщение основных итогов социологического исследования позволяет сделать анализ, привести выводы и предложения по оптимизации адаптации выпускников ведомственных юридических вузов в органах внутренних дел.
1. Полностью или частично удовлетворены профессиональной подготовкой в институте 90,7% опрошенных выпускников, что свидетельствует о качественной организации учебного процесса в стенах вуза. Уровень преподавания юридических предметов в целом удовлетворяет 88,4% респондентов. Удовлетворенность профессиональными знаниями молодых специалистов отмечают 76% опрошенных экспертов.
2. Опрос выпускников показал, что в целом престижной и уважаемой профессию сотрудника ОВД считают
только 27,6% опрошенных. Недостаточная престижность профессии сотрудника милиции является одним из ключевых факторов дезадаптации молодых специалистов.
3. Дезадаптивное влияние на поведение выпускников оказывает объем работы в ОВД: очень высокой и высокой свою нагрузку считают 73,8% опрошенных.
4. Не способствуют лучшему прохождению адаптации и систематические отвлечения молодых специалистов на несвойственные их служебному статусу работы (дежурства, совещания, поручения). 45,0% респондентов считают, что их постоянно отвлекают подобными поручениями, а 40,0% опрошенных утверждают, что это происходит от случая к случаю.
5. Молодые специалисты не получают компенсаций за внеурочный труд, предусмотренных Положением о прохождении службы и другими нормативными документами. О том, что сверхурочная работа компенсируется предоставлением отгула, сообщают только 1,2% опрошенных, о частичных компенсациях свидетельствуют 30,6% респондентов.
6. Новая для выпускников социально-профессиональная среда и неизбежно возникающие служебные и межличностные проблемы порождают у них массу вопросов, требующих помощи и квалифицированного совета. Однако эта помощь чаще всего приходит не от непосредственного начальника или наставника, а от коллег по работе. В основном молодые сотрудники обращаются за советом по возникающим проблемам к своим сослуживцам (48,8%).
7. Особое значение для успешной адаптации имеет мера удовлетворения потребностей личности в коллективе ОВД. Комплекс факторов, связанных с удовлетворением витальных и социально-психологических потребностей личности, во многом предопределяет поведение субъекта адаптации.
Установлено, что профессиональная деятельность в ОВД не удовлетворяет потребности практически каждого третьего молодого сотрудника. Высока неудовлетворенность участников опроса денежным содержанием по занимаемой должности. Такого мнения придерживаются 88,8% респондентов. По-видимому, и после его повышения в 2002 г. этот фактор не утратил своего деза-даптивного значения.
Данные исследования показывают также, что и жилищный вопрос является важным фактором дезадаптации, поскольку, по мнению 73,0% опрошенных, в органах внутренних дел эта проблема не решается.
Остро воспринимается молодежью возможность отдыха и укрепления здоровья. Потребность в рекреации не удовлетворяется, по оценке 70,0% респондентов, что также дезорганизует процесс адаптации молодых специалистов.
Работа в ОВД во многих случаях не способствует развитию инициативы и творчества в работе. Только каждый пятый участник опроса удовлетворен тем, что милицейская служба позволяет проявить инициативу, выразить себя.
Аналогичную оценку участники исследования дают и тому, как реализуется в ОВД возможность развивать навыки организаторской работы. 36,0% респондентов не удовлетворены тем, какие перспективы служебного роста предоставляет им работа в милиции.
Кроме того, милицейская служба не позволяет образованным молодым сотрудникам повышать свой культурный уровень. 53,1% опрошенных не удовлетворены тем, как реализуется эта социальная потребность.
Недостаточны в милиции и условия для занятий самообразованием. Об этом сообщают 43,1% опрошенных. О невозможности заниматься научным творчеством сообщают 58,8% участников опроса.
Многие респонденты свидетельствуют и о том, что работа в ОВД не позволяет им совершенствоваться физически. Такого мнения придерживаются 42,5% опрошенных.
Таким образом, неполное и некачественное удовлетворение витальных и социально-психологических потребностей молодых сотрудников деструктивно действует на адаптационный процесс.
Вместе с тем наряду с факторами дезадаптации в ходе исследования выявлены и обстоятельства, способствующие успеху социально-психологической адаптации молодых сотрудников в коллективах ОВД. К ним относятся: система мер поощрения и стимулирования результативной работы персонала; объективность оценки трудового участия со стороны руководства. Различными формами поощрения охвачены 86,9% молодых сотрудников. Среди основных форм оценки труда чаще всего используются премия (81,9%), объявление благодарности (35,6%), награждение грамотой (19,4%). При этом большинство опрошенных в целом считают, что их вклад в общее дело оценивается руководством ОВД объективно (71,2%).
Сложная диалектическая взаимосвязь личности молодого сотрудника и социально-профессиональной среды, а также факторов, способствующих адаптации и препятствующих ей, приводят к тому, что у молодого персонала неизбежно формируются определенные ожидания относительно дальнейшего пребывания в ОВД.
Опрос показал, что твердая установка на дальнейшую работу в милиции в процессе адаптации формируется только у 43,7% опрошенных. Кардинально изменить место своей работы и перейти на службу в другие правоохранительные органы или уволиться из ОВД планируют 43,4%, 29,4% опрошенных намереваются перейти на работу в гражданские организации.
Социологический анализ проблем адаптации выпускников КЮИ МВД РФ в органах внутренних дел Татарстана позволяет предложить ряд практических рекомендаций по повышению адаптаптивности молодых специалистов на практической работе:
1. Для успешной социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности целесообразно увеличить объемы занятий и тренингов по поведенческим дисциплинам “Юридическая психология”, “Юридическая конфликтология”, “Социология”, “Основы управления в ОВД”, “Основы воспитательной работы в ОВД”. В связи с тем, что среди молодых сотрудников ОВД существует определенный риск быть подверженным профессиональной деформации, проявляющейся в алкоголизме, наркотизации, неслужебных связях, предлагается рассмотреть возможность введения в учебные планы факультативного курса “Здоровый образ жизни” в рамках традиционного физического воспитания.
2. Недостаточная развитость ряда профессионально значимых качеств у многих выпускников института связана, прежде всего, с отсутствием практических навыков. В этой связи вуз должен не только дольше готовить специалистов (перейти на пятилетний срок обучения), но и на последних курсах усилить практическую составляющую обучения: больше проводить деловых игр, прак-
тических занятий, тренингов, практически ориентированных курсов. В ходе практики следует активнее привлекать старшекурсников к выполнению служебных поручений в рамках деятельности территориальных ОВД, связанных с их будущей профессиональной специализацией и распределением.
3. В процессах профессиональной социализации и адаптации молодых сотрудников ключевая роль принадлежит руководству, непосредственным начальникам, кадровым работникам, психологам, наставникам, коллегам по подразделению. Как показали проведенные исследования, поведение должностных лиц в условиях взаимодействия с выпускниками вузов нуждается в определенной коррекции. Со стороны руководителей, наставников и более опытных коллег молодым специалистам необходимо целевым образом оказывать содействие и поддержку.
4. Руководителям УВД-ГРОВД следует поднять роль моральных и материальных стимулов в работе наставников, что позволит повысить их заинтересованность и ответственность за успешную социально-психологическую адаптацию и служебную результативность молодых сотрудников.
5. Для удовлетворения базовых витальных и социально-психологических потребностей молодых сотрудников необходимы: повышение денежного довольствия; решение жилищного вопроса, проблем отдыха и укрепления здоровья; создание условий для развития навыков организаторской работы; определение перспектив служебного роста; создание условий для продолжения учебы или повышения квалификации, для самообразования и научного творчества.
6. Необходимо способствовать повышению престижа милицейской службы. Это позволит выпускникам в полной мере реализовать потребность в самоуважении. Отсюда вытекает необходимость активной и целенаправленной коммуникативной работы информационных структур ОВД со СМИ по формированию позитивного общественного мнения о работе милиции.
7. Руководителям ОВД следует разработать и реализовать механизмы компенсации сверхурочной работы молодых сотрудников (отгулов, компенсационных выплат, дополнительных отпусков) и свести к минимуму отвлечение молодых сотрудников от выполнения возложенных на них служебных обязанностей.
8. Важно поднять роль в процессах адаптации различных мер социально-психологического воздействия на молодых сотрудников, в связи с чем - чаще культивировать практику материального и морального стимулирования специалистов, использовать меры позитивного публичного оценивания результатов их служебной деятельности (проводить конкурсы, встречи, награждать ценными подарками).
9. Реформы в МВД должны привести к повышению социального статуса сотрудников и укреплению их социально-правовой защищенности. Это также будет содействовать успеху адаптационных процессов.
Предложенные рекомендации, разумеется, не исчерпывают всех возможных решений. Вместе с тем они позволяют реально, без особых затрат существенно улучшить социально-психологическую адаптацию выпускников ведомственных юридических вузов к службе в органах внутренних дел.