Научная статья на тему 'Адаптация студентов-первокурсников в условиях технического вуза'

Адаптация студентов-первокурсников в условиях технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПЕРВОКУРСНИК / FIRST-YEAR STUDENT / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / КУРАТОР / CURATOR / STUDENT'S SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина К.Ю., Тураева Н.П., Селина Т.А.

Важность адаптации первокурсника, выявление его перспективы эффективного развития в учебном процессе посредством объединения коллективов и плодотворного взаимодействия с куратором и старшекурсниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина К.Ю., Тураева Н.П., Селина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A TECHNICAL COLLEGE

The importance of adaptation of the first-year student, identification of their prospect of effective development in the educational process by means of association of collectives and fruitful interaction with a curator and undergraduates.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов-первокурсников в условиях технического вуза»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378-057.875 (06) ЕРЕМИНА К.Ю.

студентка 1 курса магистратуры, Донской государственный технический университет E-mail: profkom@siurgtu.ru ТУРАЕВА Н.П.

студентка 3 курса, Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова E-mail: profkom@siurgtu.ru СЕЛИНА Т.А.

студентка 3 курса, Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова E-mail: profkom@siurgtu.ru

UDK 378-057.875 (06) EREMINA K.Y.

the 3rd year student magistracy, Don State Technical

University E-mail: profkom@siurgtu.ru TURAEVA N.P.

the 3rd year student, Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute) named after M.I. Platov E-mail: profkom@siurgtu.ru SELINA T.A.

the 3rd year student, Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute) after M.I. Platov E-mail: profkom@siurgtu.ru

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A TECHNICAL COLLEGE

Важность адаптации первокурсника, выявление его перспективы эффективного развития в учебном процессе посредством объединения коллективов и плодотворного взаимодействия с куратором и старшекурсниками.

Ключевые слова:первокурсник, воспитательный процесс, адаптация, куратор, студенческое самоуправление.

The importance of adaptation of the first-year student, identification of their prospect of effective development in the educational process by means of association of collectives and fruitful interaction with a curator and undergraduates.

Keywords: first-year student, educational process, adaptation, curator, student's self-government.

Обучение в вузе для молодого человека - один из важнейших периодов в его жизни. Предназначение высшей школы - подготовить не только высококвалифицированного специалиста, но и всесторонне развитую личность с широкими и прогрессивными взглядами. В вузе студента должно воспитывать все: организация учебного процесса, личность преподавателя, уровень требовательности к студенту, организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, уклад жизни в общежитии, взаимоотношения между преподавателями, взаимоотношения преподавателей и студентов, в общем, - все стороны институтской жизни.

Воспитательный процесс в вузе начинается с момента зачисления абитуриентов в студенты. Молодые люди включаются в новую для них систему обучения, в новые условия жизни, которые потребуют от них самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля и систематического умственного труда. Далеко не все первокурсники могут войти в новую среду отношений. На их плечи ложится груз ответственности, но при этом они получают определенную свободу действий.

Молодые люди поступают в вуз прежде всего, чтобы получить образование по избранной специальности. Отмечено, что чем лучше студент понимает, зачем и для чего ему нужны знания, тем лучше он учится.

В каждом вузе существует своя концепция и отлаженная система воспитательной работы по адаптации студентов-первокурсников. Наш вуз использует три комплексных направления: учебно-воспитательный процесс, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа, сфера самоуправления и самореализации первокурсников.

В рамках учебно-воспитательного процесса заве-дующиекафедрами в первый день подробно знакомят новичков с порядком обучения в институте, предметами на первом курсе, с учебными планами, графиками обучения, расписанием занятий.

«Кодекс чести студента Шахтинского института» - доступный формат изложения всей необходимой информации для первокурсника.

Для эффективного решения возникающих проблем с первых дней и в течение всего процесса обучения в группах проводится работа опытными преподавателями в качестве кураторов этих групп. Особенно важно, чтобы первокурсники не почувствовали себя чужими. Поэтому на самой ранней стадии необходимо выявить у каждого первокурсника его способности, интересы, потенциал и способствовать развитию этих качеств. С этой целью специалистами сектора воспитательной работы и студенческим самоуправлением разработана ан-

© Еремина К.Ю., Тураева Н.П., Селина Т.А. © Eremina K.Y., Тш-aeva N.P., Selina T. A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (77), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 77. 2017

кета, позволяющая получить информацию о культурных увлечениях, навыках работы на сцене, спортивных достижениях и общественной активности молодежи. Это является одним из наиболее важных моментов адаптации.

С каждой группой первокурсников проводятся библиотечно-библиографические занятия, где студенты узнают о фондах, структуре, режиме работы библиотеки, правилами пользования ее фондами.

Культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, безусловно, играют большую роль в приобщении студента-первокурсника к полноправной жизни коллектива. Однако это начинается намного раньше, буквально с момента посещения абитуриентом Дня открытых дверей института.

Значительную роль в этом играет День первокурсника или День посвящения в студенты. Это грандиозный праздник, открывающий страницу новой, студенческой жизни: торжественное вручение студенческих билетов и зачетных книжек, знакомство с группой, деканами, кураторами, администрацией вуза, вручение старшекурсниками традиционного символического студенческого билета, шуточной клятвой первокурсника.

В этот же день проходит большой праздничный концерт самодеятельности старшекурсников, который показывает уровень художественного творчества студенческого коллектива. Этот уровень придется нести и повышать тем, кто пришел на смену и кому предстоит продолжать традиции вуза.

На первом занятии по физическому воспитанию преподаватели кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» знакомят первокурсников с работой спортивных секций, с тренерским составом, спортивной базой института, планами спортивных мероприятий на учебный год, а также знаменитыми спортсменами-выпускниками и студентами-спортсменами, достигшими значительных достижений в спорте на областных, окружных, всероссийских, международных чемпионатах.

В октябре проводится большой традиционный спортивный праздник «Золотая осень», в котором участвует подавляющая часть контингента первокурсников. Очень важно, что на этом празднике проводится много различных спортивно-массовых командных соревнований. Но немаловажным является и соревновательный дух групп поддержки: факультетские флаги, транспаранты, плакаты, кричалки, шарики, флажки, помпоны

- все способствует созданию атмосферы праздника, что положительно влияет на первокурсников. Каждый факультет борется за призовое место. Это объединяет коллективы первокурсников и помогает эффективно взаимодействовать со старшекурсниками.

В ноябре первокурсники уже активно принимают участие в масштабном студенческом творческом конкурсе «Золотой студент». Концертные программы каждый факультет готовит самостоятельно. По традиции 17 ноября,в Международный день студентов, проходит заключительный гала-концерт лучших номеров со всех факультетов - это окончательное единение первокурсников со студенческой средой.

Что касается сферы самоуправления и самореализации первокурсников, здесь проводится огромная работа. Первые месяцы пребывания студентов в вузе насыщены различными мероприятиями - идет своеобразный интеллектуальный штурм. Это дает наибольший эффект адаптации первокурсников к жизни института. В это же время проходят встречи-беседы первокурсников со студентами-старшекурсниками, членами студенческого самоуправления, идет подбор студенческого самоуправления в группах первокурсников. Им объясняют права и обязанности старост, профоргов, культоргов, физоргов, рассказывают о работе студпроф-бюро и совета обучающихся института. Рассказывают о стипендиальном обеспечении, о социальной, академической, именных стипендиях, о материальной помощи, поддержке социально-незащищенных студентов, о работе спортивно-оздоровительного лагеря института «Прогресс» в ст.Раздорская на левом берегу р.Дон и многом другом.

Молодежь проникается сознанием своей значимости. Первокурсники понимают, что им рады и на них надеются.

Главной целью адаптации является признание личности каждого человека и его права на развитие. Для того, чтобы помогатьпервокурсникам, следует осуществлять поддержку на уровне всех подразделений вуза.

Таким образом, выявление трудностей адаптации к новым условиям в вузе на ранних этапах и максимальное их облегчение, способствует увеличению эффективности учебного процесса и позволяет воспитать человека активным, позитивным, с добрым и отзывчивым сердцем.

Библиографический список

1. Талалаева О.П. Адаптация студентов первого курса к жизни в вузе// Мы строим свое будущее сами: традиции и инновации студенческого самоуправления. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 29-30 ноября 2010г. / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2010. 231 с.

2. Сысоева О.С., Коробейникова М.О. Участие профорганизации вуза в адаптации студентов-первокурсников // Опыт деятельности профсоюзных организаций как ведущей формы студенческого самоуправления: сборник материалов Областной научно-практической конференции. Новочеркасск, 2011. 80 с.

References

1. Talalaeva O.P. Adaptation of first-year students to life in the university // We build our future ourselves: traditions and innovations of student self-government. - Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Ekaterinburg, November 29-30, 2010. / Ural State Pedagogical University. Ekaterinburg, 2010.-80 p.

2. Sysoeva O.S., Korobeynikova M.O. Participation of the trade unionization of the university in first-year students' adaptation // Experience of the activity of trade union organizations as the leading form of student self-government: a collection of materials of the Regional Scientific and Practical Conference. Novocherkassk, 2011. 231 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.