Научная статья на тему 'Адаптация студентов-первокурсников к обучению на медицинском факультете'

Адаптация студентов-первокурсников к обучению на медицинском факультете Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1193
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРВОКУРСНИКИ / МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ADAPTATION / PROBLEMS / FRESHMEN / MEDICINE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жернакова Нина Ивановна, Бабинцев Валентин Павлович, Лебедев Тихон Юрьевич, Жернаков Евгений Владиславович, Фесенко Эльвира Витальевна

Статья посвящена проблеме адаптации первокурсников к учебе на медицинском факультете национального исследовательского университета ГОУВПО «Белгородский государственный университет». Главная проблема адаптации первокурсников противоречие между недостаточной подготовленностью к учебе в вузе и стремлением реализовать стратегию, направленную на получение знаний, способных обеспечить в будущем профессиональный успех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жернакова Нина Ивановна, Бабинцев Валентин Павлович, Лебедев Тихон Юрьевич, Жернаков Евгений Владиславович, Фесенко Эльвира Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FRESHMEN TO STUDYING ON MEDICINE DEPARTMENT

The article is devoted to problem of adaptation of freshmen to the studying on medicine department of National Research University Belgorod State University. The main problem of adaptation of freshmen is the contradiction between the less in the high school and the intention to realize the strategy that is directed for getting knowledge. Such knowledge should help to get professional success in the future.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов-первокурсников к обучению на медицинском факультете»

УДК 378.096:61

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

© Н.И. Жернакова, В.П. Бабинцев, Т.Ю. Лебедев, Е.В. Жернаков, Э.В. Фесенко, И.О. Головченко

Ключевые слова: адаптация; проблемы; первокурсники; медицинский факультет.

Статья посвящена проблеме адаптации первокурсников к учебе на медицинском факультете национального исследовательского университета ГОУВПО «Белгородский государственный университет». Главная проблема адаптации первокурсников - противоречие между недостаточной подготовленностью к учебе в вузе и стремлением реализовать стратегию, направленную на получение знаний, способных обеспечить в будущем профессиональный успех.

Получение высшего образования - важнейший период жизни молодого человека, формирующий его не только как специалиста, но и как личность. Знакомство с новым коллективом, налаживание контакта с преподавателями, адаптация к процессу учебы и новым условиям жизни - серьезный стресс для юношей и девушек, впервые столкнувшихся с трудностями и проблемами взрослой, самостоятельной жизни.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость - не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения [1].

На актуальность изучения приспособления первокурсников к обучению в высшей школе указывает целый ряд авторов [2-4]. Проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению на медицинском факультете изучена недостаточно, что делает актуальными и практически значимыми исследования в этой области.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Адаптация первокурсников к обучению в вузе изучалась по результатам анонимного анкетного опроса студентов 1 курса медицинского факультета Национального исследовательского университета «Белгородский государственный университет» (НИУ «БелГУ»). Опрос проводился в ноябре 2010 г. Использовалась специально разработанная анкета, позволившая изучить цели и причины выбора данного учебного заведения, а также особенности адаптации юношей и девушек к учебному процессу в вузе. Анкетированием было охвачено 148 студентов, из них по специальности «Лечебное дело» обучалось 126 студентов (85,14 %), специальности «Педиатрия» - 22 студента (14,86 %). Соотношение обследованных по полу было следующим: юноши - 48 человек (32,43 %), девушки - 100 человек (67,57 %). Медицинские работники в семье были у 58 человек (39,19 % опрошенных). Остальные 90 человек

наличие в семье медицинских работников отрицали (60,81 %). Среди опрошенных дома с родителями проживало 60 студентов (40,54 %), в общежитиях НИУ «БелГУ» - 24 (16,22 %), снимали жилье - 64 человека (43,24 %). Результаты анкетирования обрабатывались статистически, различия считались достоверными при вероятности ошибки I рода менее 5 % (р < 0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При изучении процесса адаптации к учебе на медицинском факультете представляло интерес изучение целей, которыми руководствовались студенты при выборе учебного заведения и факультета.

В результате анкетирования установлено, что основной целью учебы в вузе студенты-первокурсники считали получение знаний (106 опрошенных, 71,62 %). На втором месте было обеспечение перспективы последующего трудоустройства (24 опрошенных, 16,22 %). На получение диплома в качестве цели поступления в вуз указало 9 человек. Другие цели учебы на медицинском факультете (оправдание ожиданий родителей, поиск друзей, замужество) студенты медицинского факультета НИУ «БелГУ» отмечали сравнительно редко, в общей сложности на них указало также 9 человек.

На основании полученных данных можно утверждать, что для большинства будущих медиков приоритетное значение имеет обучающая, а не социализирующая функция вуза.

Данное обстоятельство подтверждается и тем, что наиболее частой причиной выбора места учебы было наличие в университете необходимой специальности. На нее указало 56 респондентов (37,84 % опрошенных). Важную роль играл также престиж НИУ «БелГУ» на рынке предоставления образовательных услуг, обучение в вузе из этих соображений предпочло 47 человек (31,76 %). По желанию родителей решили учиться в НИУ «БелГУ» 11 опрошенных (7,43 %). 8 человек выбрали это место учебы в связи с его близостью к дому и нежеланием или невозможностью ехать в другой город. Остальные причины выбора вуза были очень

разнообразны, но роль каждой из них в структуре причин была незначительна. В общей сложности на эти причины указывало 16 опрошенных (10,81 %). Затруднилось с ответом на вопрос о причинах выбора именно этого учебного заведения 5 человек.

Указание на престиж вуза как на основание выбора места учебы довольно адекватно отражает тенденции развития высшего профессионального образования в последние годы, связанные с усилением конкуренции на рынках труда и образовательных услуг. Школьники и их родители все больше ориентируются не просто на получение образования, но на обучение в таком вузе, который способен повысить шансы в процессе трудоустройства. При этом престиж учреждения ВПО рассматривается как фактор обеспечения конкурентоспоосбности выпускника. И, соответственно, особое значение приобретают имиджевые составляющие образования.

Большинство студентов осознанно подходили к выбору профессии. Так, основной причиной выбора врачебной специальности респондентами указан интерес к медицине. На нее указало 119 анкетируемых (80,41 %). Престижной и прибыльной профессию врача посчитали 12 и 10 человек соответственно, что составляло 8,11 и 6,76 % от числа студентов, принявших участие в исследовании. Желание родителей и другие причины играли незначительную роль при выборе медицинской специальности, на данную причину указало 5 респондентов. Два студента затруднились с ответом на вопрос о причинах выбора медицинского факультета в качестве места учебы.

Представляется весьма существенным, что на выбор выпускниками школ медицинского факультета все меньшее влияние оказывает мнение родителей, в то время как этот фактор в 1990-е гг. играл решающую роль при построении образовательной стратегии. Произошедшие изменения, как нам представляется, позитивно влияют на адаптационный процесс в вузе, поскольку сознательный выбор профессии способствует максимально ясному самоопределению в отношениях с участниками образовательного процесса и настраивает на преодоление неизбежных для начало обучения трудностей.

Большинство студентов (123 человека или 83,11 %) либо полностью, либо в основном оправдали свои ожидания от поступления на факультет. Так, в основном эти ожидания оправдались у 86 студентов (58,11 %), полностью - у 37 (25,00 %). Частично оправдали свои ожидания от поступления 20 человек (13,51 %), не оправдали - 5 студентов.

Самой частой причиной, по которой не оправдывались ожидания студентов от поступления, была необходимость усвоения большого количества учебного материала. На то, что учиться слишком тяжело, указывало 36 анкетируемых (24,32 на 100 студентов). Данная причина была почти такой же распространенной, как и все остальные вместе взятые (25,68 на 100 студентов). Другие основания, по которым не оправдывались ожидания студентов от поступления в вуз, назывались сравнительно редко. Так, на проблемы, связанные с появлением обязанностей, не относящихся к учебе, указало 9 человек, сложности с получением общежития -

7, непонимание требований, предъявляемых к их знаниям, - 5 человек. Остальные причины неудовлетворенности (плохие отношения с куратором, отсутствие интереса к учебе, плохое отношение преподавателей,

скучная студенческая жизнь, излишне жесткая дисциплина, конфликтные отношения в студенческом коллективе и др.) отмечались студентами лишь в единичных случаях. Затруднились с ответом на этот вопрос 19 человек (12,84 на 100 студентов).

В ходе самооценки студентами первокурсниками подготовленности к учебе в университете были получены следующие результаты. Абсолютное большинство студентов (131 человек или 88,51 %) считали себя неплохо подготовленными к учебе на факультете, в т. ч. полностью подготовленными себя сочли 49 человек (33,11 %), в основном подготовленными - 82 (55,41 %). Свою неподготовленность к учебе в университете признали 16 студентов (10,81 %), еще 1 анкетируемый затруднился с ответом на этот вопрос.

Вполне вероятно, что в данном случае распределение ответов студентов свидетельствует о недостаточно высоком уровне у них саморефлексии, выражающемся в завышенных самооценках. В действительности, практика последних лет свидетельствует об общем снижении уровня подготовки абитуриентов, что обычно проявляется уже в первую сессию.

Сложнее всего студенты медицинского факультета привыкали к большой учебной нагрузке, на эту причину указало 99 респондентов (66,89 %). Значительная часть студентов в качестве трудностей в начале студенческой жизни указали на необходимость адаптироваться к требованиям преподавателей высшей школы (15 опрошенных, 10,14 %). На иные сложности, возникающие в связи с особенностями обучения врачебной специальности (необходимость привыкать к графику учебы, правилам ношения одежды, особенностям организации учебного процесса в лечебных учреждениях), ссылалось 13 человек (8,78 %). Проблемами социальнобытового характера (трудностями, связанными с распространением корпоративной продукции, необходимостью привыкать к однокурсникам, питанием в столовых и буфетах) были озабочены 13 респондентов (8,78 %). На другие трудности студенты ссылались крайне редко (в 8 случаях).

Чаще всего студенты были не удовлетворены обеспеченностью учебной литературой (62 респондента, 51,24 %, давших оценку этому аспекту студенческой жизни). В связи с этим в 2010 г. была закуплена лицензия на 100 мест для подключения к электронной медицинской on-line библиотеке «Консультант врача», разработанной Ассоциацией медицинских обществ по качеству, объединяющей ведущие научно-практические медицинские общества России. Доступ студентов и преподавателей медицинского факультета к этой справочно-информационной системе был обеспечен через компьютеры читального зала библиотеки и дисплейные классы НИУ «БелГУ», позволяющие осуществлять выход в компьютерную сеть Интернет. Значительная часть анкетированных была недовольна условиями проживания в общежитии (20 человек, 40,82 %, давших оценку этому аспекту студенческой жизни). Реже всего (в единичных случаях) студенты были не удовлетворены взаимоотношениями с однокурсниками и куратором группы (6 и 7 анкетированных соответственно). В то же время именно этими аспектами студенческой жизни студенты были чаще всего удовлетворены в полном объеме. Так, на свою полную удовлетворенность взаимоотношениями с куратором и одно-

курсниками указало 84 и 82 респондента соответственно (73,04 и 69,49 % студентов, давших оценку этому аспекту студенческой жизни).

Неудовлетворенность графиком, содержанием учебы, а также отношением преподавателей наблюдалось у студентов довольно редко. Так, графиком учебы было недовольно 15, содержанием 14, а отношением преподавателей 13 анкетируемых (12,10, 11,67 и 10,66 %, давших оценку этим аспектам студенческой жизни соответственно). Возможностью участия в общественных, спортивных и творческих мероприятиях, условиями и качеством питания, оснащенностью аудиторий было недовольно соответственно 20,18, 19,13 и 18,18 % студентов, которые дали оценку этим аспектам студенческой жизни.

Таким образом, основные проблемы адаптации первокурсников связаны именно с включением в вузовский образовательный процесс, в значительно меньшей степени - с новыми условиями коммуникации. Это, по нашему мнению, дополнительно подтверждает вывод о недостаточной подготовленности выпускников школ к обучению в учреждениях ВПО, что они чаще всего склонны отрицать.

Как и ожидалось, в решение проблем, возникающих у студентов-первокурсников, в наибольшей степени были вовлечены кураторы групп. К ним в первую очередь обращалось за помощью 45 опрошенных (30,41 %). На втором месте по вовлеченности в решение проблем студентов были преподаватели, ведущие занятия по изучаемым дисциплинам. За помощью в решении проблем к ним в первую очередь обращалось 36 респондентов (24,35 %). На третьем и четвертом месте по этому показателю находились однокурсники и студенты старших курсов. К ним в первую очередь за помощью в решении проблем обращалось 31 и 13 респондентов (20,95 и 8,78 % опрошенных соответственно). Других контрагентов к решению своих проблем студенты привлекали в единичных случаях (4 опрошенных, 2,70 %). 9 студентов заявили, что решают свои проблемы самостоятельно (6,08 %), еще 10 (6,76 %) затруднились с ответом на этот вопрос.

Опрос выявил недостаточную информированность первокурсников о ряде параметров образовательного процесса в вузе. Лучше всего студенты оказались информированными о требованиях к поведению и форме одежды студентов, на полное представление об этом аспекте студенческой жизни указало 115 студентов (77,70 %). Но немногим более половины студентов считали, что имеют полное представление о своих правах и обязанностях студентов (86 человек, или 58,11 % респондентов), о требованиях к знаниям студентов на зачетах и экзаменах (84 человека, или 56,76 % респондентов), координатах куратора, кафедры, деканата (83 человека, или 56,08 % респондентов).

Студенты 1 курса были неплохо информированы об избранной ими специальности и условиях оплаты за обучение. На наличие полного представления об этих аспектах студенческой жизни указало 79 (53,38 %) и 78 (52,70 %) опрошенных соответственно. Несколько неожиданным оказалось то, что полное представление о распорядке работы библиотек БелГУ имело менее половины анкетированных (72 человека, или 48,65 % обследованных). По-видимому, это было связано со сравнительно редким обращением студентов в библиотеку при линейном расписании занятий, их неудовле-

творенностью обеспеченностью литературой, а также наличием доступа к альтернативным источникам информации (лекционный материал, глобальная компьютерная сеть Интернет и др.). По остальным аспектам студенческой жизни доля хорошо информированных студентов, имеющих полное представление по тому или иному вопросу, была сравнительно небольшой. Так, на наличие полного представления о студенческом самоуправлении на факультете указало 33 респондента (22,30 %), о традициях и истории медицинского факультета были хорошо осведомлены 30 студентов (20,27 %), традициях и истории БелГУ - 18 человек (12,16 %). На хорошее знакомство с работой клиники лечебнопрофилактической медицины указало 30 респондентов (20,27 %). При этом различные хронические заболевания имели 44,46 % студентов-первокурсников НИУ «БелГУ». Сравнительно небольшая доля студентов имела полное представление о правилах получения и проживания в общежитии (30 человек, или 20,27 %), скорее всего, это было связано с тем, что в студенческих общежитиях БелГУ проживало только 16,22 % опрошенных.

Наиболее сильно студенты были заинтересованы в получении дополнительной информации, способной помочь им в учебе, что, по нашему мнению, вновь косвенно подтверждает их недостаточную готовность к новым условиям учебы. Дополнительные вопросы по этому поводу хотели задать 71 человек (47,97 % на 100 респондентов). На втором и третьем месте по субъективной значимости были вопросы организации студенческого досуга (35 человек, или 23,65 % на 100 респондентов) и участия в научно-исследовательской работе (30 человек, или 20,27 % на 100 анкетируемых). Значительная часть студентов проявляла интерес к изучению своего правового статуса. Так, вопросами защиты студенческих прав интересовались 24 человека (16,22 % на 10 респондентов), правами и обязанностями студентов - 16 человек (10,81 % на 100 опрошенных). Вопросы по решению жилищных проблем были актуальны для 23 студентов (15,54 % на 100 опрошенных). В получении дополнительной информации о возможной социальной поддержке от университета были заинтересованы 14 человек (9,46 % на 100 респондентов), задать вопросы по организации учебного процесса хотели 13 студентов (8,78 % на 100 опрошенных). Дополнительная информация по разрешению проблем, связанных с состоянием здоровья, интересовала 10 студентов (6,76 % на 100 опрошенных). Вопросы по разрешению конфликтов с другими студентами и преподавателем возникали лишь в единичных случаях, такие вопросы хотели задать только 5 опрошенных.

Лучше всего студенты были знакомы с деятельностью университетского Клуба веселых и находчивых (КВН). На свою информированность о деятельности этой структуры указали 54 респондента (36,49 % на 100 опрошенных). Студенты были неплохо информированы о работе спортклуба БелГУ (41 человек, или 27,70 % на 100 опрошенных), научных кружков (39 человек, или 26,35 % на 100 опрошенных) и хореографических коллективов разных направлений (25 человек, 16,89 % опрошенных). Уровень информированности студентов о работе других университетских кружков и клубов был существенно ниже. Так, свое знакомство с работой университетского духового оркестра подтвердили 14 студентов (9,46 % на 100 опрошенных), о деятельности

коллектива эстрадной песни знали 13 (8,78 % на 100 опрошенных), а о студенческом театре - 10 человек (6,76 % на 100 опрошенных). О работе других университетских кружков и клубов студенты знали только в единичных случаях (4 студента). Обращало на себя внимание, что почти четверть студентов 1 курса (35 человек, или 23,65 % на 100 опрошенных) ничего не знали о деятельности университетских структур, занимающихся организацией досуга и внеаудиторной работы студентов.

Наиболее полно студенты были осведомлены о такой мере социальной поддержки, как назначение социальной стипендии (106 человек, 71,62 % на 100 опрошенных). Значительная часть студентов располагала информацией о возможности проведения свободного времени на университетской базе отдыха (68 человек, или 45,95 % на 100 опрошенных), а также в санатории-профилактории БелГУ (65 человек, или 43,92 % на 100 опрошенных). Около четверти анкетированных знали о возможной компенсации проезда домой один раз в месяц для студентов бюджетной формы обучения, проживающих в Белгородской области (36 человек, или 24,32 % на 100 опрошенных). 21 человек (14,19 % на 100 опрошенных) располагали информацией о возможности летнего отдыха на черноморском побережье в СОК «Радуга», 12 человек (7,43 % на 100 опрошенных) были осведомлены о возможности получения материальной помощи от первичной профсоюзной организации БелГУ. Лишь 4 человека, при ответе на вопросы анкеты заявили, что не располагают никакой информацией о возможных мерах социальной поддержки (2,70 % на 100 опрошенных).

При сопоставлении результатов анкетирования юношей и девушек было установлено следующее. Цели поступления в вуз, причины выбора места учебы, представления о профессии врача, удовлетворенность различными аспектами студенческой жизни, реализация ожиданий от поступления на факультет, оценка готовности к обучению в университете не зависели от пола сту-дентов-первокурсников (р > 0,05). Круг лиц, вовлеченных в решение проблем студентов-первокурсников, информационные потребности последних, их информированность о работе университетских кружков и клубов, а также возможных мерах социальной поддержки у юношей и девушек различались незначительно (р > 0,05).

Физическая активность юношей и девушек была различной. Так, активно (2 и более раз в неделю) занимались спортом 56,25 % юношей и 32,00 % девушек (р < 0,05). При этом юноши реже девушек ссылались на большую учебную нагрузку в качестве трудности, с которой они столкнулись в начале студенческой жизни (54,17 и 73,00 % студентов соответственно; р < 0,05). Девушки реже юношей испытывали затруднения при оценке своих отношений с однокурсниками (в 14,00 и 33,33 % случаев соответственно; р < 0,05).

ВЫВОДЫ

1. Большинство студентов (71,62 %) поступают на медицинский факультет с целью получение знаний, при выборе вуза наибольшее значение имеют наличие необходимой специальности, а также престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг (в 37,84 % и 31,76 % случаев соответственно).

2. Основная причина выбора врачебной специальности студентами-первокурсниками - интерес к меди-

цине (80,41 % случаев), при этом большинство студентов полностью или в основном оправдали свои ожидания от поступления в вуз (83,11 %).

3. Несмотря на то, что большинство студентов считают себя полностью или в основном подготовленными к учебе на медицинском факультете (88,51 %), основной проблемой, с которой они сталкиваются, является большая учебная нагрузка, на которую ссылаются 66,89 % опрошенных.

4. Чаще всего студенты-первокурсники оказываются неудовлетворенны обеспеченностью учебной литературой и условиями проживания в общежитии (51,24 % и 48,82 % студентов, давших оценку этому аспекту студенческой жизни соответственно).

5. К решению своих проблем студенты первокурсники чаще всего привлекают кураторов (30,41 %), преподавателей, ведущих занятия по изучаемым дисциплинам (24,35 %), и однокурсников (20,95 %).

6. Студенты-первокурсники больше всего заинтересованы в получении дополнительной информации, способной помочь им в учебе, организации досуга и научно-исследовательской работе (47,97, 23,65 и 20,27 % на 100 анкетируемых соответственно).

7. Юноши чаще девушек активно (2 и более раз в неделю) занимаются спортом (в 56,25 и 32,00 % случаев соответственно; p < 0,05) и реже ссылаются на большую учебную нагрузку в качестве трудности, с которой они столкнулись в начале студенческой жизни (в 54,17 и 73,00 % случаев соответственно; p < 0,05).

8. Девушки реже юношей испытывают затруднения при оценке своих отношений с однокурсниками (в 14,00 и 33,33 % случаев соответственно; p < 0,05).

9. Имеются достаточные основания полагать, что главная проблема адаптации первокурсников медицинского факультета заключается в разрешении противоречия между недостаточно полной подготовленностью к учебе в вузе и стремлением реализовать стратегию, направленную на получение знаний, способных в перспективе обеспечить профессиональный успех.

ЛИТЕРАТУРА

1. Монахова Л.Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе // Современные адаптивные системы образования взрослых: Ин-т образования взрослых. СПб., 2002. C. 126-130.

2. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 83-89.

3. Соловьев А., Макаренко Е. Абитуриент - студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 54-56.

4. Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 143-145.

Поступила в редакцию 25 апреля 2011 г.

Zhernakova N.I., Babintsev V.P., Lebedev T.Yu., Zherna-kov E.V., Fesenko E.V., Golovchenko I.O. ADAPTATION OF FRESHMEN TO STUDYING ON MEDICINE DEPARTMENT The article is devoted to problem of adaptation of freshmen to the studying on medicine department of National Research University “Belgorod State University”. The main problem of adaptation of freshmen is the contradiction between the less in the high school and the intention to realize the strategy that is directed for getting knowledge. Such knowledge should help to get professional success in the future.

Key words: adaptation; problems; freshmen; Medicine Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.