Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of psychophysiological functions in students having a rational training and leasure regime did not reveal manifest fatigue symptoms over the period of 5 years of studies, on the contrary, improvement in psychophysiological functions was observed. Better progress in studies by 26—46% (at various courses) was determined by a complex of psychophysiological functions in students. The analysis of progress indices ratio (in the dynamics of training), relationship between the progress parameters and a complex of functions and the number of individual functions affecting this relationship made it possible to specify four stages of students’ adaptation to studies at a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

УДК 613.865/.8в7-057.875-07:612.014.4»

В. Б. Ластовченко АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Киевский НИИ гигиены труда н профзаболеваний

Адаптация студентов к процессу обучения начи-^ нается с момента поступления в вуз. Начальный период обучения характеризуется воздействием на организм студента ряда новых факторов. К ним относятся: особенности учебной нагрузки, определяющие характер умственного труда; новый коллектив педагогов и учащихся; жилищные условия, характер питания, уровень двигательной активности и др. Адаптация к обучению в вузе включает элементы физиологической и социальной адаптации. О физиологической адаптации судят по состоянию центральной нервной системы и эндокринного аппарата, общей реактивности организма, состоянию здоровья (Е. В. Котляревский и соавт.; С. И. Тамм и соавт.; А. 3. Белоусов и соавт.).

Поведенческая приспособительная реакция целостного организма на новый характер умственного труда выражается в формировании нового индивидуального стиля деятельности. Процесс формирования стиля сопровождается изменениями функций, их взаимодействием и взаимной компенсацией. Результат целенаправленной деятельности организма и в первую очередь его центральной нервной системы при восприятии и усвоении учебного материала находит отражение в академической ф успеваемости. К факторам, оказывающим влияние на успеваемость, относятся индивидуальные психофизиологические функции студентов. Установлена зависимость успеваемости студентов от отдельных психофизиологических функций — внимания, памяти, скорости сенсомоторных реакций, силы и подвижности процессов возбуждения и торможения (Э. Путнене, 1969, 1972; Э. Ю. Гринене; П. С. Горностай и Н. Ф. Куркчи). Нами установлено, что успеваемость в вузе зависит от комплекса психофизиологических функций (В. Б. Ластовченко). Таким образом, можно предположить, что у студентов прн адаптации к обучению будут наблюдаться изменения психофизиологических функций, успеваемости и уровня зависимости успеваемости от комплекса индивидуальных функций. Выявление изменений названных показателей в динамике процесса обучения в вузе и явилось целью нашей работ

Для исследований был избран контингент с однородными и строго регламентированными усло-^ виями обучения и внеучебной деятельности — курсанты военного инженерного училища. В работе использовались мегод рефлексометрии, метод Шуль-те — Платонова для оценки функция внимания, табличный тест с кольцами Ландольта для исследования качественных и скоростных характеристик переработки информации в зрительном анализаторе (А. О. Навакатикян и В. В. Крыжановская). Ис-

следовались также кратковременная память на двузначные числа и способность к оперированию пространственными представлениями. У студентов измерялись артериальное давление и частота сердечных сокращений. Исследования проведены у 60 курсантов в период поступления в вуз, 1, 2, 4, 10-м семестрах. Применяемые методы позволили получить у каждого испытуемого 18 психофизиологических показателей, которые сопоставлялись с успеваемостью в школе по среднему баллу аттестата и в вузе по среднему баллу сессий. Для обработки полученных данных применялся метод множественной корреляции, который позволяет учитывать степень влияния на успеваемость каждого из 18 изучаемых индивидуальных показателей и их комплекса. Уровень зависимости успеваемости от отдельных психофизиологических функций оценивался по значениям частных коэффициентов корреляции (/-), уровень зависимости успеваемости от комплекса функций — но значениям множественных коэффициентов корреляции (/?) и детерминации ф).

Анализ результатов исследований показал, что длительность простой и сложной зрительно-моторных реакций не изменялась от 1 курса к старшим. Количество ошибок на дифференцировочный раздражитель во 2-м и 4-м семестрах было на 36% меньше, чем в 1 семестре (/,<0,01). Устойчивость внимания во 2-м семестре была лучше, чем в 1, 4, 10-м семестрах в среднем на 34г% (Я<0,01). Количество переработанной информации в зрительном анализаторе увеличивалось во 2-м и 4-м семестрах по сравнению с 1-м семестром на 7% (Р< <0,01). Скорость переработки информации в 1, 2, 4 семестрах оставалась на одном и гом же уровне, а в 10-м семестре достоверно (Р<0,01) снизилась. При исследовании способности к оперированию пространственными представлениями обнаружено уменьшение числа ошибок от 1-го ко 2-му и 10-му семестрам в среднем на 70% (,Р<;0,01). Средние величины артериального давления на протяжении всего периода обучения колебались от 113/78 до 100/69 мм рт. ст., частота сердечных сокращений— от 64 до 70 в минуту.

Таким образом, исследования, проведенные в динамике 5 лет обучения в вузе, показали, что со стороны психофизиологических функций неблагоприятных сдвигов, как правило, не наблюдалось. Обнаружено улучшение функционального состояния центральной нервной системы но ряду показателей, что свидетельствует об отсутствии явно выраженного перенапряжения и кумуляции утомления. Это, очевидно, обусловлено фнзиолого-гигие-ническими особенностями умственного труда студентов данного вуза, где влияние напряжения прн

Множественные коэффициенты корреляции и детерминации ■сжду комплексом психофизиологических показателей студентов и успеваемостью в средней школе и вузе

Период Семестр учебы

Показатель поступления в вуз 1 II IV X

Коэффициент множественной корреляции Коэффициент детерминации, % (R X X 10)) 0,60 36 0,68 46 0,60 36 0,51 26 0,57 32

усвоении учебного материала компенсируется за счет рационального режима обучения и внеучеб-ной деятельности. Обнаруженные в динамике за 5 лет обучения изменения психофизиологических функций студентов, по нашему мнению, обусловлены благоприятной адаптацией к обучению в вузе.

Академическая успеваемость студентов при обучении в вузе изменялась следующим образом. На I, II и III курсах успеваемость оставалась на одном и том же уровне (3,6—3,8 балла), на IV курсе она повысилась до 4,1 балла, на V — до 4,4 балла. Уровень зависимости успеваемости от комплекса психофизиологических показателей на разных курсах был неодинаковым (см. таблицу).

Между успеваемостью в вузе и отдельными психофизиологическими показателями обнаружена слабая связь (/-=0,27—0,39), причем в различные периоды обучения удельное значение различных функций и количество их в осуществлении общей взаимосвязи было неодинаковым. Таким образом, отдельные функции не оказывают выраженного влияния на успеваемость. В то же время комплекс этих функций в значительной степени (на 26— 46%) определяет успеваемость студентов. Полученные результаты можно объяснить, исходя из современных представлений о механизме усвоения знаний (Н. Ф. Талызина; В. М. Русалов). Психофизиологические функции участвуют в процессе обучения не как отдельные элементы, а как совокупность, составляющая функциональную систему обучения, в которой каждая функция занимает определенное структурное место. Функционирование системы обеспечивается взаимодействием и взаимной компенсацией составляющих ее элементов. Поэтому успеваемость студентов зависит от комплекса психофизиологических функций; отдельные функции оказывают влияние на успеваемость только в составе комплекса и самостоятельного решающего значения не имеют.

В динамике за 5 лег обучения в вузе наблюдалось изменение как уровня зависимости успеваемости от комплекса показателей и количества отдельных функций, влияющих на эту зависимость, так и среднего балла успеваемости. По нашему мнению, эти изменения обусловлены адаптацией к обучению в вузе. Анализ соотношения названных показателей за 5 лет обучения позволил выделить следующие этапы адаптации (см. рисунок).

Этапы адаптации студентов к обучению в вузе.

/ — динамика среднего балла успеваемости: 2 — уровень зависимости успеваемости от комплекса психофизиологических показателен (о "/,): I — количество психофизиологических показателей, влияющих на уровень зависимости.

I. Начальный этап адаптации характеризуется наиболее высоким уровнем зависимости успеваемости от комплекса и отдельных психофизиологических показателей (/?=0,68, 0= =46%) при более низком, чем в средней школе, уровне успеваемости (средний балл школьного аттестата 4,2, в 1-м семестре 3,6 балла). В этот период, по-видимому, начинается формирование индивидуального стиля деятельности, взаимная компенсация функций еще недостаточно выражена, поэтому отдельные функции и их комплекс в большей степени, чем на других этапах обучения, оказывают влияние на успеваемость.

II. Этап формирования индивидуального стиля характеризуется снижением уровня зависимости успеваемости от комплекса показателей (Я=0,60, £>=36%). Степень влияния отдельных показателей также снижается, что, вероятно, обусловлено взаимной компенсацией функций при продолжающемся формировании индивидуального стиля. Уровень успеваемости остается таким же, как и на предыдущем этапе. Абсолютный уровень физиологических функций выше, чем на I этапе, что свидетельствует о лучшем функциональном состоянии центральной нервной системы.

Период, 1-й_2-й 3-й 4-й_ Ю-й

поступления ~ »

в вуз Семестр

III. Этап упроченного стиля характеризуется стабилизацией уровня зависимости успеваемости от комплекса психофизиологических показателей (R -0,51, D=26%). Отдельные функции, вероятно, в результате взаимной компенсации в очень малой степени влияют на успеваемость. Можно предположить, что на этом этапе индивидуальный стиль уже сформировался, однако это еще не отразилось на эффективности умственной деятельности, так как улучшения успеваемости не наблюдается. Уровень психофизиологических функций на этом этапе выше, чем на I этапе.

IV. Этап сложившейся и текущей а д а п т а ц ни характеризуется незначительными колебаниями уровня зависимости успеваемости от комплекса показателей, вероятно, в результате приспособления к особенностям учебного процесса. Успеваемость улучшается по сравнению с предыдущими этапами и становится выше, чем в средней школе.

В ходе адаптации переход от этапа к этапу осуществляется постепенно, поэтому не представляется возможным точно определить продолжительность каждого из этапов, можно указать лишь примерные сроки: I этап — начало обучения в вузе — 2-й семестр; II этап — 3—4-й семестр; III этап — 5—6-й семестр; IV этап — 7-й семестр — окончание вуза.

Выводы. 1. Адаптация к обучению в вузе технического профиля со строго регламентированным режимом обучения и внеучебной деятельности сопровождается улучшением психофизиологических функций студентов.

2. Успеваемость студентов на разных курсах на ^ 26—46% определяется комплексом их индивидуальных психофизиологических показателей. Отдельно взятые психофизиологические функции решающего влияния на успеваемость не оказывают.

3. Динамика успеваемости студентов, их индивидуальные психофизиологические функции и взаимозависимость этих характеристик позволяют выделить четыре этапа адаптации студентов к процессу обучения.

4. Уровень зависимости успеваемости от комплекса психофизиологических показателей, оцениваемый по коэффициентам множественной корреляции, не является стабильным, а изменяется в динамике процесса обучения. Эта зависимость может служить одним из критериев адаптации студентов к процессу обучения.

Литература. Белоусов А. 3., Рыбакова Л. А.. Сар-

кисянц Э. Э. — Гнг. и сан., 1975. № 3, с. 56—58. Горностай П. С., Куркчи Н. Ф. — В кн.: Психофизиологические особенности профессионального отбора. Киев 1973, с. 30-31. Гринене Э. Ю. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом институте. Автореф. дис. докт. Вильнюс, 1972. Котляревский Е. В., Хамитов X. С., Пушкова И. А.

и др. — Казан, мед. ж., 1973, № 4, с. 51—54. Ластовченко В. Б. — Гиг. и сан., 1979, № 5, с. 36—39. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. — Ф1зюл. ж.,

1970, № 10, с. 697—301. Путнене Э. — В кн.: Каунасский мед. ин-т. Науч. конф. преподавателей. 19-я. Материалы. Каунас, 1969, с. 11—12

Путнене Э. — В кн.: Каунасский мед. ин-т. Науч. конф.

21-я. Материалы. Каунас, 1972, с. 40—41. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-

психологических различий. М., 1979. Талызина Н. Ф. — В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека. М., 1975, с. 154—165.

Тамм С. И., Мяннистс Ю. Э., Кутеар К. К. и др. — В кн.: Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974, т. 2, с. 120—122.

Поступила 29.09.82

Summary. The study of psychophysiological functions in students having a rational training and leasure regime did not reveal manifest fatigue symptoms over the period of 5 years of studies, on the contrary, improvement in psychophysiological functions was observed. Better progress in studies by 26—46% (at various courses) was determined by a complex of psychophysiological functions in students. The analysis of progress indices ratio (in the dynamics of training), relationship between the progress parameters and a complex of functions and the number of individual functions affecting this relationship made it possible to specify four stages of students' adaptation to studies at a higher educational institution.

УЛК 613.74/.76-053.5+362.768.2

Н. П. Гребняк, Б. А. Ткач

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГОРОДСКИХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Летний отдых детей и подростков является важным звеном в системе оздоровления и воспитания ^ подрастающего поколения. В укреплении здоровья детей, организации содержательного и интересного отдыха особую роль играют городские пионерские лагеря. При оценке организации их деятельности весьма важен выбор показателей, комплексно отражающих функциональное состояние тех систем, на которые в процессе учебных занятий падает наи-

большая нагрузка. В связи с этим целью нашей работы являлось изучение эффективности пребывания детей в городских пионерских лагерях на функциональное состояние их организма.

Для решения поставленных задач исследованы физическое развитие, состояние сердечно-сосудистой системы и психические функции. Характеристику физического развития осуществляли по показателям роста, массы тела, мышечной силы, тол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.